Литература

Урок 7: Гоголь "Тарас Бульба"

Николай Васильевич Гоголь "Тарас Бульба"

В материалах представленного урока дан анализ исторической повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба»

План урока

История написания повести «Тарас Бульба»

Краткий пересказ повести

Трагические судьбы героев повести «Тарас Бульба»

Фольклорные мотивы в повести

 

История написания повести «Тарас Бульба»

Факты биографии Н.В. Гоголя. Историческая канва повести

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 г. в малороссийской мелкопоместной помещичьей семье. Детство его прошло в отцовском имении Васильевка Полтавской губернии. В 10 лет мальчик был отдан в Полтавскую гимназию, через два года в Нежинский лицей, где он провел семь лет. После окончания лицея в 1828 г. юноша переехал в Петербург, где пробовал стать актером, служил чиновником, но служба его не привлекала. Около года преподавал в Петербургском университете историю и окончательно решил заняться литературным творчеством.С детства Гоголь интересовался историей своего родного края. Особенно будущего писателя занимали предания и рассказы о казачестве Запорожья. Гоголь мечтал написать историю Малороссии, в течение пяти лет собирал различные материалы. Научный труд так и не был создан, а собранные материалы были использованы для написания исторической повести «Тарас Бульба».

При создании повести Гоголь тщательно изучал исторические и фольклорные источники: малороссийские летописи, «Историю Русов или Малой России», «Историю о казаках запорожских», «Описание Украины», украинское народное творчество. Из исторических материалов Гоголь черпал достоверные факты. Народные песни, думы и предания помогали познать народный дух, черты национального характера, нравы и быт украинского народа.Гоголь работал над повестью «Тарас Бульба» почти 9 лет: с 1833 г. по 1842 г.Повесть была опубликована в 1835 г. в составе сборника повестей «Миргород». В 1842 г. Гоголь во II томе своих «Сочинений» опубликовал повесть в обновленной редакции. Вторая редакция стала объемнее по содержанию: число глав возросло с девяти до двенадцати. Появились новые герои, образы главных героев стали более сложными, добавлены подробности в описаниях Запорожской Сечи, более масштабными стали батальные сцены. Тема народно-освободительной борьбы украинского народа против польской шляхты[1] обрела более яркое звучание.

Гоголь не придерживался исторической хронологии в изображения событий, его целью было отражение непростой жизни средневековой Украины. Гоголь сознательно отнес сюжет повести к концу XVв., когда начало формироваться запорожское казачество, хотя подобные исторические события имели место в конце XVI в. и первой половине XVII в. Тогда вспыхивали многократные восстания украинских казаков против польского засилья. В 1569 г. в Люблине между Польским королевством и Великим княжеством Литовским был заключен союз, по которому было образовано единое государство Речь Посполитая. Часть украинских земель в составе Литовского княжества отошла к Польше, которая стала насаждать культуру,чуждую для украинцев, и католичество. В это сложное для Украины время Запорожская Сечь стала оплотом вольного казачества в борьбе против иноземных захватчиков.

gogol n v
 

Запорожская Сечь находилась в незаселенных степях в низовьях Днепра за труднопроходимыми речными скалистыми порогами. Эти места назывались Диким полем. По историческим сведениям, поселения казаков в этих местах появились в конце XV в. Казаки были вольными людьми, жившими по собственным внутренним законам. Казачество пополнялось беглыми крепостными крестьянами, людьми, спасавшимися от преследований по закону, нищеты и нападений татар.

Запорожская Сечь стала своего рода казацкой республикой с особой системой самоуправления.Атаманы выбирались и снимались на общем собрании запорожского казачества. Сечь объединяла более 60 куреней[2], управляемых куренными атаманами, которых величали «батьками». Возглавлял казачье войско кошевой атаман.Запорожское войско предпринимало походы против крымских татар и турок, освобождая христианских невольников из плена и возвращаясь с богатыми трофеями.

Казаки считали себя защитниками православной веры, отстаивали национальную независимость.Хотя Гоголь откровенно писал о беспощадной мести и жестокости казачества, он воспел патриотизм свободолюбивых казаков,героических защитников своей земли и веры. В повести «Тарас Бульба»казаки названы русскими, вставшими на защиту Руси. Это не авторский вымысел, в средневековые времена украинцы,считавшие себя потомками Киевской Руси, чаще назывались русскими.

zaporozhskaya sech

 

Краткий пересказ повести

Запорожская Сечь, ее законы, нравы и обычаи. Чувство боевого товарищества запорожского казачества. Самоотверженный героизм казаков в защите Отечества. Образ Тараса Бульбы

Повесть начинается встречей Тараса Бульбы с сыновьями, приехавшими в родной дом после окончания учебы в Киевской бурсе[3]. Бульба принимает решение увезти их в Запорожскую Сечь, которую он считал лучшей школой, где можно научиться чему-то стоящему, набраться разума. При первом знакомстве с казачьей вольницей Остапа и Андрия поразило многоголосье торговых лавок, звон молотов в кузницах, удальской разгул казаков. Сечь жила шумной мирной жизнью, казаки бражничают от бездействия. Братья с упоением предались разгульной новой жизни.

taras s synoviyami
Тарас с сыновьями  

Бульбу это не устраивает, не для праздного безделья привез он сыновей, которых хотел видеть воинами, познавшими «ратную науку». Бульба, после отказа кошевого атамана организовать поход на турок или татар, начинает сам агитировать казаков послать молодежь на удалой набег. В это время доносится весть, что ляхи[4] разоряют украинские селения, православные храмы сдают в аренду иноверцам. Принимается решение о военном походе на Польшу. В этом походе сыновья Тараса проявили свои воинские качества и смелость.

Казаки, не сумев штурмом взять польский богатый город Дубно, осаждают его. Жители города были обречены на голодную смерть. Андрий еще во время учебы в Киеве влюбился в дочь польского воеводы, которая теперь оказалась в осажденном Дубно. Ради нее молодой казак пробирается в осажденный город по подземному ходу,переходит на сторону врагов.

Во время осады запорожцы узнали о нападении татар на Запорожскую Сечь, приняли решение разделиться. Половина войска возвратилось в Запорожье. Оставшиеся полки потерпели поражение. Андрия во время атаки поляков заманили в засаду, Тарас казнил его за измену. Остапа пленили, тяжело раненого Тараса спасли соратники. За его голову поляки назначили щедрую награду. Тарас,надеясь спасти Остапа, заплатил шинкарю[5] Янкелю, который привез его в телеге под грудой кирпичей в Варшаву. Переодевшись в костюм немецкого графа, Тарас Бульба пробирается к месту казни запорожцев, видит мучения и гибель сына.

Месть Тараса за смерть сына была страшной, он со своим полком устроил кровавые поминки по Остапу, сжигая польские местечки и костелы, не щадя никого. Заканчивается повесть казнью Тараса Бульбы.Он попал в плен к полякам. На возвышенном месте его сожгли живьем, привязав к сухому дереву. Умирая на костре, старый атаман думает о том, как выручить соратников, попавших в беду, кричит, указывая верный путь к спасению. Видя с высоты привязанные челны у берега,он направляет казаков к ним. В последних словах его звучит надежда, что боевые товарищи продолжат святое дело, на которое он положил жизнь, и отомстят за поругание веры и родной земли.

Особая роль в повести отводится миру Запорожской Сечи, которую Гоголь называл «колыбелью» казачества. Представлена Запорожская Сечь как идеал вольной жизни, основанной на равенстве, товариществе и взаимовыручке. Это свободный союз отважных и прямодушных людей, объединенных общими интересами и стремлениями, представлениями об истинных ценностях.Главным законом Запорожской сечи была верность товариществу, вере, родной земле.

rech tarasa bulby
 

Тарас Бульба уверен, что нет «лучшей науки» и школы возмужания для сыновей, чем Запорожская Сечь: только там можно познать силу духа боевого товарищества. Тарас воспринимает сыновей изначально как товарищей. Родственные узы для казаков не так важны, как душевное родство воинского братства. Запорожцы не дорожили домашним очагом и своим семейством, женщины не допускались в Сечь, мать и жена были менее дороги, чем соратники.Родной матерью казаки называли Сечь, считая себя членами одной большой семьи и братьями.

Для казаков, лишенных корысти и стремления к личной выгоде, воля была желаннее всего иного, потому они предпочитают быть свободными от дома, собственности, привязанностей. Батьки ведали всеми пожитками и средствами казаков, не обзаводившихся хозяйством, отдававших даже собственные деньги на сохранение атаману. Презрение выражали казаки к богатству, деньгам, большинство из них «по благородному обычаю не могли удержать в кармане ни копейки».Торговцы жили около Сечи, словно у подножия вулкана. Щедрые казаки, не торгуясь, платили столько денег, сколько из кармана рука достанет. Но если у казаков заканчивались деньги, они громили торговые лавки и брали все даром.

Казачество Запорожской Сечи вело не слишком обустроенный образ жизни, ценя более всего преданность родной земле и православной вере, чувство товарищества.Тарас в своей речи перед сражением под Дубно говорил о святости уз товарищества, в котором человек может обрести родство«по душе, а не по крови». Эти идеалы облагораживали поступки запорожцев, наполняя их жизнь смыслом, служили оправданием их набегов и безжалостных расправ с иноверцами. Запорожские казаки почитали себя «лыцарями», их воинское братство можно сравнить с католическими рыцарскими орденами. Подобно рыцарям, казаки тоже связаны священными обетами.

Духом казачества являлось особое отношение к вере, принадлежность к которой была связующим звеном товарищества. Запорожцы считали себя православными рыцарями, не щадили жизни в борьбе за веру. В Сечи все казаки посещали одну церковь, ноне хотели слышать о воздержаниях и соблюдении постов. В Сечь принимали всех, несмотря на сословие, звание, национальность. Кошевой атаман только интересовался у новичка, верует ли он в Христа, Святую Троицу, ходит ли в церковь и может ли перекреститься. Только православным было дано право стать членом братства.

Во славу христианства бились запорожцы с турками и татарами. Но особенно непримиримой была вражда с польскими «недоверками» – ляхами, насаждавшими оскорбительные порядки на Украине. Стремительность и напор казаков в походах внушали страх. Их наступления вызывали панику среди поляков, «всё, что могло спасаться, спасалось», в ужасе все разбегались, избегая встречи с войском запорожцев, этой «закаленной вечной бранью толпой». Это было отчаянное содружество воинов, в котором почти не было престарелых, большинство казаков «не умирало своей смертью».

Мирная жизнь Сечи протекала в беспрерывном беспутном пиршестве, но в походах пьяный разгул карался смертью. Законы Запорожской Сечи были жесткими, сурово карались преступления против своих товарищей. Проворовавшегося казака оставляли привязанным к позорному столбу, каждый проходивший мимо должен был нанести удар приговоренном у лежащей рядом дубинкой. Так продолжалось до тех пор, пока вора не забивали насмерть. За денежный долг казака приковывали цепью к пушке. Должник сидел на цепи, показа него не заплатит кто-либо. За смертоубийство своего товарища убийцу закапывали живым в могиле с гробом погибшего.

В собирательном художественном образе Тараса Бульбы представлен тип казака, олицетворяющего вольный дух Запорожской Сечи. Он с гордостью говорит о себе: «Я казак». Он бесконечно предан идеалам Сечи. Бульба не представляет себя без воинского братства, ему никогда не стать степенным хозяином, «гречкосеем, домоводом», разводящим овец и свиней. Хотя Бульба был зажиточным казаком, имел три хутора, угодья, табуны лошадей, он равнодушен к роскоши, предпочитал простую жизнь. Он был суровым мужем и строгим отцом. Не баловал сыновей, неласков был и с женой, мог нагрубить и даже ударить. Материнская нежность и любовь, по его мнению, были большой опасностью для становления казака, который «обабится» и погибнет для великого дела служения Родине.

Тарас Бульба, отличавшийся грубоватой прямотой, упрямством и крутым нравом, был казачьим полковником, представлявшим себя только в походах и на поле брани. Как военачальник, Бульба энергичен, неутомим, не ведает страха и усталости. Казаков своего полка он знает прекрасно, умеет влиять на них и словом, и делом, и собственным примером. Он может воодушевить их проникновенной речью перед боем, может поднять боевой дух шуткой. Тарас великодушен к своим товарищам, но жесток и суров в деле расправы и мести.

Страшным злом считает Бульба предательство, когда «свой своего продает, как бездушную тварь на рынке». Он казнит даже собственного сына, предавшего товарищей, изменившего Отчизне. Тарас застрелил прежде всего казака-предателя, не ставшего наследником казацкой доблести и славы. Трагизм конфликта отца и сына в повести «Тарас Бульба» отражен в непростом выборе главного героя. Бульбе пришлось выбирать между любовью отца к сыну и любовью гражданина к Родине. Без сомнений и колебаний он ставит гражданский долг выше родительских чувств.

smert andria
Смерть Андрия 

Жестокий сыноубийца остался до последнего трогательным отцом по отношению к другому сыну, плененному поляками, но не посрамившего казачьего звания. Он был готов все отдать ради спасения Остапа, стремился поддержать его в последний час, жестоко отомстил за мучительную гибель сына.

Критик В. Белинский назвал Тараса Бульбу человеком с «железным характером» и «железной волей».Это герой, одержимый идеей борьбы против угнетения, готовый положить голову за веру. У старого полковника сильная, воинская, мужественная натура, боевой дух он сохранил в себе до последней минуты жизни. Обреченный быть сожженным заживо на виду у всех,он помогает спастись товарищам от вражьей погони, чтобы было кому мстить «за посмеянье прав своих», «за позорное унижение своих нравов», «за оскорбление веры предков и святых обычаев», «за посрамление церквей» и бесчинства иноземных панов на православной земле.

 

Трагические судьбы героев повести «Тарас Бульба»

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Противопоставление образов Остапа и Андрия. Отношение Тараса Бульбы к сыновьям. Представления героев о чести, предательстве и измене

Тарас Бульба и его сыновья трагически погибли, каждый отдал жизнь за свою правду.Бульба своих сыновей воспитывал в строгости, приучая с детства к трудностям. Чтобы мальчиков не изнежила мать, с двенадцати лет отдал их в бурсу.Непростые условия обучения в бурсе, где приходилось вести полуголодное существование и терпеть телесные наказания, закалили характер братьев. Каждый год мальчики приходили из Киева пешком домой на каникулы, только при выпуске Тарас послал им двух жеребцов. К окончанию бурсы стали они «дюжими молодцами», наделенными силой, статью, красотой. Неизбалованные Остап и Андрий среди казаков были на хорошем счету. Тарас тешил свое самолюбие тем, что его сыновей считали одними из первых в ратном деле. Все отмечали их удаль и удачливость, бесстрашие, меткую стрельбу, хорошее владение оружием. Судьбы сыновей Тараса Бульбы, избравших разные жизненные пути, раскрывают проблему нравственного выбора героев.

ostap i andrii
Остап и Андрий  

У старшего сына Бульбы Остапа с юности были заметны черты будущего лидера. В бурсе онк учебе относился с пренебрежением, мечтал побывать в Сече. Свободолюбивый Остап в первый же год обучения сбежал, но был возвращен и высечен розгами. Мальчик четыре раза зарывал свой букварь, за что каждый раз был жестоко наказан. Из гордости он никогда не просил пощады, не старался избежать наказания. Только после угрозы отца, что он не увидит Сечи, пока не выучится, засел за скучные учебники и стал лучшим из учеников. Прямодушного и верного Остапа признавали одним из лучших товарищей, он никогда никого не выдавал, хотя часто его считали предводителем в проделках бурсаков и незаслуженно наказывали. По возвращении домой он, не спустив отцу насмешек, стал с ним драться, чем порадовал Тараса, потому что «славно бился», показав свою силу и темперамент.

Тарас предрекал Остапу славное будущее, видел его «добрым полковником», который превзойдет его самого. Остап был способен на поле боя в один миг хладнокровно оценить положение дел и опасность, принять решение. Воинственный и суровый, проявивший себя как отважный воин, он быстро завоевывал уважение у казаков. Его выбрали куренным атаманом, несмотря на то, что он был моложе всех.

Остап был наделен исполинской силой, только восьми полякам, напавшим одновременно, удалось пленить его. Он с достоинством вынес пытки и принял казнь, не издав «ни крика, ни стона». Не произнеся на плахе ни звука, лишь раз, теряя последние силы, выкрикнул он, обращаясь к отцу: «Слышишь ли ты?» Он хотел, чтобы его поддержал в последнюю минуту такой же несломленный человек.Тарас, рискуя жизнью, не мог не ответить в притихшей, разом вздрогнувшей миллионной толпе: «Слышу!» Он откликнулся, чтобы показать сыну свое единение с ним.Образ Остапа, настоящего казака, героически принявшего смерть за Отчизну,противопоставлен образу Андрия, ставшего предателем.

Андрий рос совершенно иным. С детства его поведение отличалось от поведения старшего брата. В бурсе он сначала предводительствовал в набегах на чужие сады и огороды, после стал избегать шумных товарищеских ватаг, искал уединения. Он прятал от всех свою чувствительную душу, не свойственную для казака. Учился охотно, обладал изобретательным умом, мог ловко избежать наказания за провинности. По возвращении домой он уклоняется от придирок отца, нежно ведет себя с матерью, за что Бульба презрительно назвал его «мазунчиком».

Андрий изначально словно чужой в казацком воинстве, он нежный и мечтательный юноша, который воспринимает мир глубоко личностно. У него свои идеалы, понятия и ценности. Он утонченная и одухотворенная натура с душой поэта, а не воина. На поле битвы Андрий вел себя безрассудно, устремляясь туда, куда не рискнул бы «отважный и хладнокровный». Его увлеченность и любовь к неоправданному риску были опасны для общего дела, где важны «чувство локтя» и взаимовыручка. Иногда бездумно вырвавшись вперед, он оказывался в окружении врагов. Казаки приходили на выручку, но неразумность осуждали, списывали ее на неопытность и молодость.

Еще во время учебы в бурсе запала в сердце Андрию любовь к очаровательной дочери польского воеводы. Чувство любви победило в его душе другие чувства. Побуждаемый состраданием к возлюбленной, он не оставил себе выбора: перешел на сторону врагов, чтобы навсегда пропасть для «всего казацкого рыцарства». Причем он перешел от побеждающих к погибающим от голодав осаде и обреченным на смерть, готовый разделить участь той, которую полюбил. Он тоже не чужд идеалов рыцарства, но готов служить не Отчизне, а женщине.

andrii i pannochka
Андрий и панночка  

Так, благородство и человечность Андрия, отвергшего всеобщую патриотическую идею, обернулись страшным предательством и отречением от своей Отчизны. Окончательным разрывом Андрия с казаками стала атака польского гусарского полка, которую он возглавил. Стремительно мчался он на казаков, нанося удары налево и направо, словно отсекая свое прошлое, а с ним Родину, веру, товарищество. Гоголь символично называет Андрия на поле брани «молодым борзым псом», в этом сравнении отражается нравственное состояние молодого человека, превратившегося в преданного слугу своей прекрасной хозяйки и умирающего с ее именем на устах. Перед отцом отступник от казачьего братства признает свою вину и смиренно принимает кару от отцовской руки.

 

Фольклорные мотивы в повести

Особенности описания героев и природы. Героическая и патриотическая идея повести «Тарас Бульба»

В повести «Тарас Бульба» переплетены элементы реализма и романтизма. Бытовые сцены и нравы Запорожья изображены в исторически верных, реалистических чертах. Но Гоголь не только описывает, но и воспевает, словно романтик, образы главных героев. Образ казака-запорожца, защищающего от бусурманов[6] родную землю, можно соотнести с образом эпического богатыря из русских былин. Запорожские казаки, подобно русским богатырям, несут неустанный дозор пределов родной земли, охраняя ее от посягательств врагов. Родине казаки служили беззаветно, чувство патриотизма было главным смыслом их жизни, преобладающим над всеми иными чувствами.

Дух запорожского казачества, его размах, раздолье, стихийная сила, не знавшая удержу и пределов, уподоблены неизмеримому пространству украинской степи. Не случайно в повести «Тарас Бульба» описание степи, «бесконечной и вольной»,предшествует описаниям Запорожской Сечи. «Зелено-золотой океан» никогда не паханой степи с «неизмеримыми волнами диких растений» с «миллионами разных цветов», небо которой наполнено «тысячью разных птичьих свистов» и криками «диких гусей», представляет собой никем не покоренное бескрайнее пространство. Образ степи олицетворяет образ Родины, прекрасной, безграничной, свободной. Едущих в Запорожскую сечь казаков степь «приняла в свои зеленые объятья», как своих защитников.

По мнению В. Белинского, повесть «Тарас Бульба» стала «поэмой великих страстей», «величайшей эпопеей героической борьбы народа за свою свободу и национальную независимость». Гоголь, обратившись к далекой эпохе Запорожской Сечи, представил героизм предков, выходцев из «казачьего рыцарства», людей с могучим характером, который сформировался в сложных условиях борьбы за родную землю и веру. Гоголь описал невозвратное прошлое легендарной старины,героическое время доблести и брани, невольно сравнивая его со временем скучной, пошлой и ничтожной обывательщины эпохи Николая I, с ее низменными житейскими идеалами и всеобщей скукой. Жизнь «героев» современного ему общества Гоголь отразил в «Ревизоре», «Шинели», «Мертвых душах» и других произведениях.

 

Словарь

1. Шляхта - дворянское сословие в Польше

2. Курень – у запорожцев так называли поселение из нескольких домов

3. Бурса – духовное учебное заведение

4. Лях – прозвище поляков

5. Шинкарь – хозяин пивнушки (шинка)

6. Бусурман – иноверец, человек другой веры

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Дубровский", 2009

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Когда впервые была напечатана повесть «Тарас Бульба»?
11833 г.
21835 г.
31840 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
В низовьях какой реки находилась Запорожская Сечь?
1Днепра
2Днестра
3Днестра
Ответить
1
Вопрос: 3
Кто возглавлял казацкое войско Запорожской Сечи?
1Куренной атаман
2Кошевой атаман
3Казацкий староста
Ответить
2
Вопрос: 4
В каком городе учились сыновья Тараса Бульбы?
1Дубно
2Варшаве
3Киеве
Ответить
3
Вопрос: 5
Почему Тарас Бульба решил отвезти сыновей в Запорожскую Сечь?
1Чтобы повеселится
2Ради приобщения сыновей к ратному делу
3Чтобы познакомить со своими товарищами
Ответить
2
Вопрос: 6
В какой город отправился Тарас Бульба, чтобы спасти Остапа?
1Киев
2Львов
3Варшаву
Ответить
3
Вопрос: 7
Почему казацкое войско разделилось во время осады города Дубно и часть казаков вернулась в Запорожскую Сечь
1На Запорожскую Сечь напали татары
2Не верили в успех осады
3Казаки ушли за подкреплением
Ответить
1
Вопрос: 8
Что послужило причиной предательства Андрия?
1Месть
2Любовь
3Желание принять католичество
Ответить
2
Вопрос: 9
Как погиб Остап?
1На поле брани
2От руки отца
3Был казнен
Ответить
3
Вопрос: 10
Основной темой повести является
1Трагедия семьи Тараса Бульбы
2История Запорожской Сечи
3Борьба украинского народа против польской шляхты
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Когда впервые была напечатана повесть «Тарас Бульба»?
1) 1833 г. 2) 1835 г. 3) 1840 г.
2 вопрос:

В низовьях какой реки находилась Запорожская Сечь?
1) Днепра 2) Днестра 3) Днестра
3 вопрос:

Кто возглавлял казацкое войско Запорожской Сечи?
1) Куренной атаман 2) Кошевой атаман 3) Казацкий староста
4 вопрос:

В каком городе учились сыновья Тараса Бульбы?
1) Дубно 2) Варшаве 3) Киеве
5 вопрос:

Почему Тарас Бульба решил отвезти сыновей в Запорожскую Сечь?
1) Чтобы повеселится 2) Ради приобщения сыновей к ратному делу 3) Чтобы познакомить со своими товарищами
6 вопрос:

В какой город отправился Тарас Бульба, чтобы спасти Остапа?
1) Киев 2) Львов 3) Варшаву
7 вопрос:

Почему казацкое войско разделилось во время осады города Дубно и часть казаков вернулась в Запорожскую Сечь
1) На Запорожскую Сечь напали татары 2) Не верили в успех осады 3) Казаки ушли за подкреплением
8 вопрос:

Что послужило причиной предательства Андрия?
1) Месть 2) Любовь 3) Желание принять католичество
9 вопрос:

Как погиб Остап?
1) На поле брани 2) От руки отца 3) Был казнен
10 вопрос:

Основной темой повести является
1) Трагедия семьи Тараса Бульбы 2) История Запорожской Сечи 3) Борьба украинского народа против польской шляхты
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1835 г.
2 вопрос: Днепра
3 вопрос: Кошевой атаман
4 вопрос: Киеве
5 вопрос: Ради приобщения сыновей к ратному делу
6 вопрос: Варшаву
7 вопрос: На Запорожскую Сечь напали татары
8 вопрос: Любовь
9 вопрос: Был казнен
10 вопрос: Борьба украинского народа против польской шляхты