Литература

Урок 8: Записки охотника

И.С. Тургенев "Записки охотника"

В данном уроке представлена история создания «Записок охотника» Ивана Сергеевича Тургенева, дан разбор рассказов «Бирюк» и «Бежин луг».
 

План урока:

Краткое сообщение о биографии И.С. Тургенева

Картины жизни, нравов и быта русского крестьянства в рассказе «Бирюк»

Художественные особенности пейзажных описаний в рассказе «Бирюк»

Изображение крестьянских детей в рассказе «Бежин луг»

Значение рассказов сборника «Записки охотника»

 

Краткое сообщение о биографии И.С. Тургенева

История написания сборника «Записки охотника»

Иван Сергеевич Тургенев появился на свет в семье дворян в 1818 г. Детство он провел в усадьбе Спасское-Лутовиново. С 9 лет обучался в различных пансионах Москвы. После получал образование в Московском, Петербургском и в Берлинском университетах. Первыми шагами Тургенева на литературном пути были романтические поэмы, стихотворения и небольшие повести.

В 1846 г. Тургенев лето провел в своем имении Спасское-Лутовиново, где большую часть времени посвящал охоте. Писатель с ружьем бродил по охотничьим угодьям Орловской, Курской и Тульской губернии, делал записи о русской природе, о встречах и разговорах с разными людьми. Вернувшись осенью в Петербург, он узнал, что поэт Н. Некрасов и литератор И. Панаев решили основать новый журнал для прогрессивных молодых литераторов. Им удалось перекупить права на издание журнала «Современник», который основал в 1836 г. А. Пушкин. После гибели поэта журнал издавал П. Плетнев, но издание уже не имело уже былой популярности.

Тургенев стал оказывать Некрасову активное содействие в выпуске обновленного журнала, первый номер которого вышел в начале 1847 г. «Современнику» предстояло стать ведущим журналом России. Благодаря этому изданию стали известны имена Н.П. Огарева, Д.В. Григоровича, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.

1 zapiski ohotnika
 

С первым же выпуском журнала на Тургенева обрушилась настоящая слава, которая для него самого стала неожиданностью. Тургенев представил для публикации в журнале свои стихотворения и литературную рецензию. Но Некрасову не хватило материалов, и он обратился к Тургеневу с просьбой найти для печати еще какое-нибудь небольшое произведение. Тургенев отослал в журнал этнографический[1] очерк, который ранее не думал публиковать. Его напечатали в разделе «Смесь», в котором были размещены всевозможные статьи и заметки на хозяйственные темы. Издатели и автор недооценили значение очерка, которому Панаев предложил дописать подзаголовок: «Из записок охотника». У Тургенева никаких других «записок» тогда еще не было.

Очерк «Хорь и Калиныч» был замечен читателями и нежданно стал литературным открытием, вызвав интерес непривычной, свежей точкой зрения на русское крестьянство. В редакцию стали присылать письма с просьбой продолжить публикацию«Записок охотника». В течение трех лет Тургенев написал для журнала еще 21 очерк.«Записки охотника» сочли очерками, но при всей своей достоверности и документальности, они были лишены публицистической страстной риторики, наполнены глубокой художественностью. Всего было написано 25 очерков, которые композиционно объединены образом рассказчика. Повествование в «Записках охотника» ведется от лица Петра Петровича, дворянина и заядлого охотника из села Спасского, описавшего свои наблюдения во время охоты. Между рассказчиком и автором много общего: при создании произведений Тургенев использовал свои личные впечатления. Он сам писал, что вся его биография написана в его произведениях.

В 1852 г. «Записки охотника» были изданы отдельной книгой. Рассказы, написанные в годы жесточайшей цензуры, по отдельности не привлекали к себе внимания цензоров. Само название сборника наводило на мысль, что очерки написаны про охоту. Собранные в отдельное издание, они стали представлять собой произведение предосудительное для того времени. Цензор, давший разрешение на издание книги, был строго наказан и уволен.

Главное историко-литературное значение «Записок охотника» заключается в том, что Тургенев продолжил тему, затронутую Н. Карамзиным в повести «Бедная Лиза», в которой впервые была высказана мысль, что «крестьяне чувствовать умеют», а героиней стала крестьянка. Во времена крепостного права дворянство воспринимало крестьян как людей с низким уровнем сознания, невежественных, бесчувственных и грубых. Тургеневу удалось рассказать не только о жизни русского крестьянина, но и о глубине его души, в которой немало сложных и разнообразных чувств.Впервые полноправными персонажами произведений стали крестьяне. В. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 г.» писал, что в «грубом, необразованном» человеке, как и в образованном, так же интересны «душа, ум, сердце, страсти, склонности». Подтверждением этой мысли стали «Записки охотника» Тургенева, в которых автор выразил веру в неистощимые силы народа. Писатель создал образ народа с живой душой, чувством собственного достоинства, жаждой воли, верой в лучшую жизнь, достойную человека.

2 zapiski ohotnika
Тургенев на охоте  

Образы крестьян написаны неоднозначно. Тургенев отметил ряд высоких качеств, порывов и чувств в душе простого русского человека: христианское смирение, человеколюбие, религиозность, чувство долга, чуткость, простоту. Вместе с тем указал на целый ряд отрицательных явлений в народной жизни: невежество, злоупотребления «разных кулаков» и «мироедов», раболепие,суровое отношение к женщинам, развращенность дворни[2], подражавшей привычкам своих господ. Но все же, как совершенно верно отмечал Л. Толстой, Тургенев искал в русском простонародье «больше доброго, чем дурного».

Тургенев не только описал картины крестьянской жизни и быта, ни и поднял вопрос о крепостном праве. В очерках немало трагических и комических сцен, характеризующих крепостных крестьян и помещиков, их взаимоотношения. Нередко по своим личностным качествам, чертам характера, уровню духовности образы крестьян намного превосходят образы помещиков. Впервые в литературе предстала во всей своей неприглядности «деятельность» крепостников, показано оскудение духовности и нравственности дворянства.С пониманием описывает Тургенев черты пробуждающегося самосознания крестьян, их недовольство своим бедственным положением. Тургенев создал необычайной силы произведение,обличающее крепостничество, он писал, что считает крепостное право своим главным врагом, с которым «не мог дышать одним воздухом», не мог «оставаться рядом с тем, что возненавидел». Это стало одной из причин, по которой Тургенев уехал за границу, где было создано большинство рассказов для «Записок охотника». Этот цикл рассказов открыл новую страницу в русской литературе, с него началась мировая известность Тургенева.



Картины жизни, нравов и быта русского крестьянства в рассказе «Бирюк»

Краткое содержание рассказа. Поступки главного героя, его взаимоотношения с крестьянами. Описание жилища и портретная характеристика как средство раскрытия характера героя

У многих героев рассказов «Записок охотника» были прототипы – это люди, которых знал Тургенев лично. Историю лесника из имения его матери, убитого крестьянами, он описал в рассказе «Бирюк», напечатанном в 1847 г. Словом «бирюк»св Орловской губернии называли мрачного и нелюдимого человека.

В незамысловатом содержании рассказа «Бирюк»описывается всего несколько часов из жизни Фомы Кузьмича, лесника. Однажды рассказчика, возвращающегося с охоты, застал ливень. Случайно встреченный лесник, прозванный Бирюком, предложил барину убежище в своей избе. Во время разговора с барином Бирюк заметил, что в лесу кто-то рубит дерево. Отправившись на стук топора, они поймали крестьянина-воришку, у которого Бирюк отобрал лошадь, а самого связал. Нарушитель стал оправдываться, что на кражу его толкнула нищета, дома голодные дети «пищат», умолял отпустить. Барину стало жалко крестьянина, он пообещал заплатить за срубленное дерево, если лесник отпустит виновника. Но лесник был непреклонен. Доведенный до отчаяния мужик стал оскорблять Бирюка и угрожать ему. Лесник, сжалившись, вытолкнул за дверь мужика, пообещав в следующий раз непременно наказать.

Бирюк – крепостной крестьянин, поставленный помещиком следить за лесом. На этой должности «даром господский хлеб» ему не достается. Он, честно следуя своему долгу,оберегает господский лес от пожаров, браконьерства, вырубки. Бирюка местные мужики боятся и недолюбливают, пытались «не раз добрые люди сжить его со свету», но не удавалось, потому что он был «силен и ловок, как бес». Несмотря на такое отношение к нему окружающих, Бирюк твердо следует моральным принципам, у него для воровства нет оправданий. Он и сам живет крайне бедно, но не позволяет ни себе, ни другим расхищать чужое.

Рассказчику довелось стать свидетелем того, как однажды поколебалась суровая натура Бирюка, пожалевшего и отпустившего несчастного мужика, доведенного до крайней степени бедности и срубившего дерево в барском лесу. Несмотря на суровый характер Бирюка, у него благородная душа, которой не чуждо милосердие.За внешним конфликтом в рассказе «Бирюк» проступает внутренний конфликт: в душе героя идет борьба между долгом и сочувствием. Бирюк переступил через исполнение своего долга и пожалел несчастного вора.

Внешности Бирюк был выдающейся. Высокорослый, плечистый, крепкого телосложения, сквозь промокшую полотняную рубаху выступали мощные мышцы. У него суровые и мужественные черты лица, обрамленные черной бородой. Взгляд карих глаз из-под густых бровей был смелым. Разговаривая, он упирается руками в бока, видимо, чувствуя себя в лесу как дома, по-хозяйски.

Фома Кузьмич живет вдали от людей, в лесу, один с двумя маленькими детьми. Жена сбежала от него к проезжему мещанину, и он замкнулся в себе. Он крайне беден, хотя его не раз пытались подкупить деньгами и вином, но он «ни на какую приманку не идет». В его избушке всего одна закопченная комната, освещаемая лучиной[3], с низким потолком, без полатей[4] и перегородок. Лишь стол в углу и лавка, посередине избы была колыбель с младенцем, которую покачивала Улита, двенадцатилетняя дочка лесника. На стене висел разодранный тулуп, у печки стояли горшки, в углу свалены какие-то тряпки. Помимо бедности, в этом запустении чувствовалось отсутствие хозяйки. Рассказчик с болью в сердце заметил про себя, что «не весело войти ночью в мужицкую избу».

Художественные особенности пейзажных описаний в рассказе «Бирюк»

Роль образов-символов

Описание природы в рассказе «Бирюк» не является просто красочным фоном для повествования, а способствует раскрытию образа главного героя. Не случайно рассказ начинается изображением грозы в «залитом мраком» лесу. Гроза, как непреодолимая сила, внезапно встала преградой на пути рассказчика, перед которым в темноте на фоне вспышек молний появляется Бирюк, его «фигура словно выросла из земли». Усиливающийся ливень заставил принять предложение лесника, по велению природы рассказчик отправился к нему в избу. Образ-символ грозы в этой пейзажной зарисовке является ключевым для понимания образа Бирюка. Он,сурово выполняющий свою карающую миссию, тоже «гроза» в этом мрачном лесу для окрестных крестьян. Крестьянин-воришка посчитал, что в темную дождливую ночь под раскаты грома он сможет срубить незаметно дерево и вывезти его. Но недремлющий Бирюк все-таки услышал удары топора и молниеносно настиг вора. Автор подчеркивает близость к природе главного героя, его родство со стихией.

3 zapiski ohotnika

Изображение крестьянских детей в рассказе «Бежин луг»

Портретные и сравнительные характеристики мальчиков. Суть историй, рассказанных мальчиками

О богатстве внутреннего мира крестьянских детей повествуется в рассказе «Бежин луг», который был опубликован в 1851 г. в журнале «Современник». Бежин луг, описанный в рассказе, находится неподалеку от деревни Тургенево в Тульской области на берегу речки Снежить.

Рассказчик после охоты вечером решил возвратиться домой. В сумерках он заблудился и вышел к лугу, увидел костер, около которого сидели дети. Они следили за табуном лошадей, который вечером пригоняли пастись до рассвета. Рассказчик решил заночевать недалеко от костра, а утром отправиться домой. Ночью он стал невольным свидетелем общения ребят.

4 zapiski ohotnika

Главные герои рассказа «Бежин луг» – пять крестьянских мальчишек.Деревенские ребятишки, следя за табуном, рассказывали друг другу занимательные и страшные истории про нечистую силу. Эти истории, рассказываемые ночью у трепещущего пламени костра, полны завораживающей мистики. Чувство страха, возбуждающее фантазии детей, заставляет их верить в таинственные образы своих рассказов. Делились мальчики историями о леших, домовых, русалках, водяных, оборотнях, о таинственных голосах и привидениях. Мистические суеверия и предчувствия, вера в приметы в их рассказах берут истоки в языческих представлениях об окружающем мире.

Образы мальчиков-рассказчиков нарисованы с тонким психологизмом. По характеру и внешности все мальчики весьма отличны друг от друга. Они из семей с разным достатком, выпас лошадей ночью не для всех рабочая обязанность. В их детских лицах угадываются черты характера, которые разовьются со временем в зрелом возрасте.

Самым старшим из мальчиков был Федя. Он, судя по внешнему виду, был выходцем из богатой семьи, в ночное поехал не по принуждению, а ради потехи. Он был одет в пеструю рубаху и новый армячок[5], обут в собственные сапоги, гребешок, привязанный к поясу, показывает, что он следит за своим внешним видом. Федя, хотя и старается общаться с товарищами на равных, иногда все-таки подчеркивает свое положение «значительной» немногословностью, покровительственной манерой говорить, снисходительной улыбкой. Если Федя – лидер по возрасту и достатку, то Павлуша – лидер идейный, у него в голосе «звучала сила».

5 zapiski ohotnika
Федя 

Павлуша из небогатой крестьянской семьи, одет бедно: в простую рубаху и заплатанные порты. У него широкоскулое бледное рябое лицо с большим ртом,всклоченные волосы на «огромной» голове, приземистая и неуклюжая фигура. Павлуша умен и деловит, у него натура рассудительная и уравновешенная, он умет успокоить испуганных мальчишек. Он способен с лукавым здравомыслием ко многому отнестись критически, а в страшном подметить смешное.Павлуша внимателен к другим: заметил, что Ваня не ест картошку. Он следил за костром, сходил за водой к речке, понимая, что младшие страшатся ходить в темноте. А когда залаяли собаки, первым бросился проверить, не волк ли подкрался к лошадям.В нем намечаются черты мужичка-работника, не впадающего в панику, оценивающего спокойно и без страха житейские обстоятельства. Это спокойствие сродни «фатализму[6]», засевшему в его сознании верой вто, что «своей судьбы не минуешь». Павлуша не чужд простонародных суеверий, верит в предсказания, но стремление всему найти естественное объяснение – характерная черта его ума. Не суждено было Павлуше вырасти, в конце рассказа автор упомянул о гибели мальчика, который спустя год разбился, упав с лошади.

6 zapiski ohotnika
Павлуша 

Внешность Ильюши невзрачна, как и у Павла, но одет он аккуратнее: в новую черную свитку[7], подвязанную веревкой, новые лапти и онучи[8]. Он был подслеповат, с продолговатым лицом, горбоносый. Светлые волосы торчали из-под шапочки из войлока. Ильюша безоговорочно верил самым нелепым байкам. У него хорошая память, он знает множество фантастических поверий, верит в сны и приметы, уверен, что мир полон добрых и злых духов. Мальчику нравится рассказывать страшные истории. Пошедшего за водой Павлушу он серьезно предупреждает о водяном, который может вцепиться в руку и утащить на дно.

7 zapiski ohotnika
Ильюша 

Костя выделяется в компании мальчиков. Во внешности мальчика рассказчика особенно привлекли огромные, черные, блестевшие глаза, смотревшие печально и задумчиво. Он верит всем рассказам, может искренне признаться, что боится. Вера Кости в фантастические образы несколько иная: он может прочувствовать красоту народных представлений, как поэт. Костя – задумчивый мечтатель. Услышав, что птицы летят в страны, где зимы никогда не бывает, он, вздыхая, задумчиво закрыл глаза. Видимо, он мечтал сам побывать в иных странах.

8 zapiski ohotnika
Костя 

Самый маленький из всех – Ваня. Рассказчик не сразу обратил на него внимание, потому что «смирнехонько» лежащий под рогожей мальчик почти ничего не говорил, изредка высовывая из укрытия русую курчавую головку. Отчего молчалив Ваня, неизвестно. Может, от робости или потому, что младше всех. Но он обратил внимание ребят на красоту ночного неба, на котором «божьи звездочки, что пчелки роятся». Еще проявилась такая черта характера Вани, как бескорыстие. Предложенные ему гостинцы он предлагает отдать сестренке.

9 zapiski ohotnika
Ваня 

При всех различиях, мальчики во многом похожи. Они любознательны, хотя малограмотны и суеверны, верят в невероятные истории, страшатся ночных непонятных звуков. Их истории вторят рассказам взрослых, они передают услышанное от старших. Так, в их рассказах раскрылись красочные народные поверья. Костя поведал историю о русалке, которая пыталась заманить плотника Гаврилу. Илья рассказал несколько историй. Одна из них была про шумного домового на местной фабрике, который пугал работников. Другая – о нечистой силе у местной плотины, которая приняла облик белого барашка, напугав проезжавшего подвыпившего крестьянина своим страшным оскалом. У той же плотины встречался призрак покойного барина, который бродит в поисках разрыв-травы. Призраки появляются и у церкви в определенный день, предсказывая, кто скоро умрет. Поведали Ильюша с Павлом о неуязвимом и загадочном Тришке, существе, которое появится перед концом света. Павлуша рассказал о солнечном затмении – «небесном предвиденье», которое в деревне всех напугало. Вспомнили еще мальчики в своих рассказах истории про лешего, водяного, оживших утопленников.

В рассказе «Бежин луг» даны красочные описания прекрасного июльского дня и великолепной «торжественной» и «царственной» ночи. Тургенев, человек с прекрасным образованием, тонко сумел передать красоту окружающего мира,особенно причудливые состояния ночной природы, таинственность безлунного ночного неба с мерцающими «бесчисленными золотыми звездами».Тургенев также показал, что понимать и видеть красоту природы могут даже простые крестьянские ребятишки.

Значение рассказов сборника «Записки охотника»

Велико художественное значение рассказов Тургенева.Помимо прекрасных описаний природы средней полосы России, Тургенев создал целый ряд русских общенародных типов с общечеловеческими чертами. Причем настроение и характер пейзажей рассказов соответствует натуре героя или определенной сцене из его жизни. Кроме художественного значения, эти правдивые очерки о жизни русского простонародья в свое время имели и большое общественное значение. Они оказали значительное влияние на взгляды современников, обратив их внимание на бедственное положение русского крестьянства. Сборник «Записки охотника» сыграл определенную роль в истории. Он произвел сильное впечатление на наследника русского престола, будущего императора Александра II, впоследствии отменившего в 1861 г. многовековое рабство крестьян в России.

 

Словарь

1. Этнографический – изучающий культурно-бытовые особенности какого-либо народа

2. Дворня – крепостные крестьяне, прислуживавшие в доме помещика

3. Лучина – продолговатая щепка, которую поджигали для освещения в избе

4. Полати – деревянная лежанка у печи

5. Армячок – верхняя долгополая одежда из грубой ткани

6. Фатализм – слепая вера в предначертания судьбы

7. Свитка – верхняя одежда из домотканой грубой ткани, куртка

8. Онучи – кусок ткани, которой обматывали ноги, портянки

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Бирюк", 1977; "Бежин луг", 1937

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Когда вышло впервые отдельное издание сборника «Записки охотника»?
11849 г.
21850 г.
31852 г.
Ответить
3
Вопрос: 2
Повествование в рассказах сборника ведется от имени
1Охотника-крестьянина
2Охотника-дворянина
3Дворянина, записавшего истории знакомого охотника
Ответить
2
Вопрос: 3
Как назывался первый рассказ, написанный для сборника?
1«Хорь и Калиныч»
2«Бежин луг»
3«Бирюк»
Ответить
1
Вопрос: 4
При каких обстоятельствах познакомился рассказчик с лесником в рассказе «Бирюк»?
1Рассказчик встретился с лесником, чтобы поохотиться в его лесу
2Рассказчика застала гроза в лесу, Бирюк отвел его в свою избу
3Бирюк хотел помочь поохотиться
Ответить
2
Вопрос: 5
Как относились местные крестьяне к Бирюку?
1Уважали
2Завидовали
3Боялись и не любили
Ответить
3
Вопрос: 6
Как поступил Бирюк с мужиком, незаконно срубившим дерево?
1Отвез для расправы к помещику
2Отругал, но пожалел и отпустил
3За деньги скрыл его преступление
Ответить
2
Вопрос: 7
Основным конфликтом в рассказе «Бирюк» является
1Конфликт между помещиком и крестьянами
2Конфликт между человеком и обществом
3Конфликт между долгом и человеколюбием
Ответить
3
Вопрос: 8
Сколько мальчиков собралось у костра в рассказе «Бежин луг»?
15
24
36
Ответить
1
Вопрос: 9
Мальчики в рассказе «Бежин луг» делились историями
1О деревенской жизни
2О лошадях
3О нечистой силе
Ответить
3
Вопрос: 10
Основной идеей «Записок охотника» стало
1Обличение крепостного права
2Прославление патриотизма
3Осуждение самодержавия
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Когда вышло впервые отдельное издание сборника «Записки охотника»?
1) 1849 г. 2) 1850 г. 3) 1852 г.
2 вопрос:

Повествование в рассказах сборника ведется от имени
1) Охотника-крестьянина 2) Охотника-дворянина 3) Дворянина, записавшего истории знакомого охотника
3 вопрос:

Как назывался первый рассказ, написанный для сборника?
1) «Хорь и Калиныч» 2) «Бежин луг» 3) «Бирюк»
4 вопрос:

При каких обстоятельствах познакомился рассказчик с лесником в рассказе «Бирюк»?
1) Рассказчик встретился с лесником, чтобы поохотиться в его лесу 2) Рассказчика застала гроза в лесу, Бирюк отвел его в свою избу 3) Бирюк хотел помочь поохотиться
5 вопрос:

Как относились местные крестьяне к Бирюку?
1) Уважали 2) Завидовали 3) Боялись и не любили
6 вопрос:

Как поступил Бирюк с мужиком, незаконно срубившим дерево?
1) Отвез для расправы к помещику 2) Отругал, но пожалел и отпустил 3) За деньги скрыл его преступление
7 вопрос:

Основным конфликтом в рассказе «Бирюк» является
1) Конфликт между помещиком и крестьянами 2) Конфликт между человеком и обществом 3) Конфликт между долгом и человеколюбием
8 вопрос:

Сколько мальчиков собралось у костра в рассказе «Бежин луг»?
1) 5 2) 4 3) 6
9 вопрос:

Мальчики в рассказе «Бежин луг» делились историями
1) О деревенской жизни 2) О лошадях 3) О нечистой силе
10 вопрос:

Основной идеей «Записок охотника» стало
1) Обличение крепостного права 2) Прославление патриотизма 3) Осуждение самодержавия
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1852 г.
2 вопрос: Охотника-дворянина
3 вопрос: «Хорь и Калиныч»
4 вопрос: Рассказчика застала гроза в лесу, Бирюк отвел его в свою избу
5 вопрос: Боялись и не любили
6 вопрос: Отругал, но пожалел и отпустил
7 вопрос: Конфликт между долгом и человеколюбием
8 вопрос: 5
9 вопрос: О нечистой силе
10 вопрос: Обличение крепостного права