Литература
Александр Солженицын «Матренин двор»
План урока:
Автобиографичность рассказа «Матренин двор». Образ рассказчика
Тема праведничества и нравственная проблематика рассказа «Матренин двор»
Заключение. Нравственный смысл рассказа-притчи
Биография А. И. Солженицына
Будущий писатель родился в Кисловодске 11 декабря 1918 г. в разгар гражданской войны. Его отец был из православного крестьянского семейства, поступил в Московский университет, прервав учебу в 1914 г., добровольно ушел на германский фронт, воевал до 1918 г., имел награды. Погиб до рождения сына Александра от ранения на охоте. Мать была родом из разбогатевшей казачьей семьи, раскулаченной после революции, окончила гимназию с отличием, училась в Москве на высших женских курсах, где и познакомилась с будущим мужем. В 1924 г. она с сыном перебирается в Ростов-на-Дону в поисках работы, подрабатывала машинисткой. Почти 15 лет скитались по чужим углам, собственное жилье, которое они получили, находилось в перестроенной под жилой барак конюшне.
С 1926 г. Александр Солженицын учился в школе, в школьные годы начал пробовать сочинять стихи, пьесы и рассказы. После поступает в университет на физико-математический факультет. Считался лучшим среди его выпускников, получил красный диплом. Окончил курсы английского языка, освоив профессию переводчика, самостоятельно изучал немецкий и латынь. В 1939 г. поступил на заочное обучение в Московский институт философии, литературы и искусства, из-за войны вынужден был прервать учебу.
Пройдя ускоренную подготовку в Костромском военном училище, в конце 1942 г. был направлен на фронт командиром артиллерийской батареи звуковой разведки. Начал воевать под Орлом, закончил на территории восточных земель Пруссии. Солженицыну было присвоено звание капитана, его служба отмечена боевыми орденами.
Офицер-орденоносец Александр Солженицын в феврале 1945 г. был разжалован и арестован по донесению оперативников фронтовой военной цензуры, которыми была прочитана его переписка со своим другом, содержащая резкие высказывания о сталинском руководстве. По приговору суда он получил за антисоветскую агитацию 8 лет исправительно-трудовых лагерей и бессрочную ссылку после срока заключения. Срок отбывал сначала в Подмосковье, затем на московской стройке, после благодаря своим математическим способностям попал в закрытое научное учреждение - «шарашку», так называли эту спецтюрьму арестанты, занимающиеся военно-научными разработками, и для которых создавались относительно терпимые условия содержания. Это время заключения описано в романе «В круге первом». В 1948 г. жену Солженицына Наталью Решетовскую, с которой он заключил брак еще студентом, принудили отречься от мужа и подать на развод.
С 1950 г. отбывал заключение в лагере для политзаключенных под Экибастузом в Казахстане. В таких лагерях, в отличие от исправительно-трудовых, у заключенных вместо фамилий были номера. Александр Солженицын именовался «Щ-262», работал каменщиком, литейщиком, чернорабочим. В лагере сочинял стихи и пьесы, заучивая тексты наизусть. Огромное количество материала держал в памяти, не имея возможности записывать.
Перед окончанием срока у Солженицына обнаружили опухоль, ему была сделана операция врачом-заключенным в медсанчасти лагеря. Уже в ссылке на юге Казахстана оказалось, что опухоль была злокачественной, пошли метастазы[1], его дважды отпускали для лечения в онкологической клинике в Ташкенте. Вопреки неутешительным прогнозам медиков, после 5 лет борьбы со смертельным недугом раковая опухоль исчезла. Это сложное время и свое исцеление он отразил в романе «Раковый корпус».
На поселении Солженицын записал все, что сочинил в лагере, но опасаясь обысков, рукописи фотографировал и сжигал, хранил только небольшие негативы, которые было легче прятать. С 1953 г. ему разрешили преподавать физику, математику и астрономию для детей ссыльных в районном центре Казахстана. В 1956 г. получает разрешение вернуться в Россию, проживал во Владимирской и Рязанской областях, где работал учителем. В 1957 г. Верховным судом дело Солженицына было прекращено, он был оправдан, ввиду отсутствия состава преступления.
Славу Солженицыну в 1962 г. принес рассказ «Один день Ивана Денисовича», появившийся в журнале «Новый мир» благодаря ее главному редактору Твардовскому, добившегося публикации, уговорив самого Хрущева. Рассказ стал потрясением для читателей: впервые в советской литературе героем был заключенный, и была описана жизнь на зоне. Через редакцию журнала к Солженицыну приходило огромное количество писем от читателей, среди которых было много бывших политзаключенных. Истории этих людей были отражены впоследствии в романе «Архипелаг ГУЛАГ».
Через год в этом же журнале был опубликован рассказ «Матренин двор». Основой сюжета стали реальные события. Во времена работы в школе Солженицын обосновался в деревне Мильцево, где был постояльцем в доме у Матрены Васильевны Захаровой, судьба и трагическая гибель которой побудили к написанию рассказа в 1959 г.
Хотя Солженицын стал очень популярен, противодействие властей его излишне правдивой прозе было неизбежным. Личная жизнь Солженицына, все его контакты стали контролироваться органами КГБ. В 1965 г. был наложен арест на архив писателя, хранившийся у друзей, произведения запретили публиковать. Тем не менее они расходились в машинописном и даже рукописном самиздате[2], запретить читать Солженицына властям было сложно. В 1968 г. за рубежом были изданы романы «Раковый корпус» и «В круге первом», Солженицына лишили членства в Союзе писателей. Тогда же он связал свою судьбу с Натальей Дмитриевной Светловой. Жена Солженицына стала его соратницей, первым читателем, редактором и критиком. В семье родилось трое сыновей.
В 1970 г. писатель был награжден Нобелевской премией. На вручение в Стокгольм Солженицын не поехал, опасаясь, что могут воспрепятствовать его возвращению в Россию. Нобелевский диплом, медаль и премию он смог получить в конце 1974 г. После выхода за границей первой части романа «Архипелаг ГУЛАГ» был арестован, осужден по ст.64 Уголовного кодекса «измена Родине» и после лишения советского гражданства принудительно выслан из страны в 1974 г. Солженицын отказался от всех гонораров от издания «Архипелага ГУЛАГа», которые до сих пор переводятся в созданный им Фонд помощи семьям политзаключенных. В России роман опубликовали в 1989 г.
Солженицын жил сначала в Швейцарии, пытаясь избегать публичности, жаловался, что вся «Европа сговорилась, чтобы он ничего не писал, кроме автографов». В 1976 г. уехал в США, жил уединенно в глухом уголке малонаселенного лесного штата Вермонт. В 1994 г. Солженицын вернулся в Россию, жил в Троице-Лыкове на окраине Москвы. Ушел из жизни 3 августа 2008 г.,погребен в Донском монастыре в Москве.
Получение Нобелевской премии Солженицыным
Автобиографичность рассказа «Матренин двор». Образ рассказчика
Сюжет рассказа имеет автобиографическую основу. Житейская история рассказчика Игнатича отражает во многом судьбу самого писателя после возвращения из заключения и ссылки. Пройдя войну и пережив лагерь, главный герой, обретя долгожданную свободу, хочет найти себе пристанище в каком-нибудь затерявшемся провинциальном уголке России, чтобы потерять связь с миром, в котором ему довелось так много вынести. Игнатич находит себе место школьного учителя математики в районном центре с чудовищным названием Торфопродукт, устроившись на проживание в соседней деревеньке Тальново у местной жительницы Матрены Васильевны.
После пережитого ему нравится деревенский уклад жизни Матрены в ее небогатой избе. Его радует даже отсутствие радио, возможность не слушать пропагандистские лозунги о коммунистических идеалах и «счастливой» жизни народа. Ему приятнее незатейливый простонародный доброжелательный говор Матрены, казавшийся «теплым мурчанием».
Солженицын
Для него скромный деревенский быт не был обременительным. Он и сам неприхотлив, у него сохранились фронтовые и тюремные привычки: есть два раза за день, спать, укрывая ноги своей лагерной телогрейкой. Его еда из одной картошки, которую стряпала в печи Матрена, представляла собой суп «картонный» или «картовь необлупленную». Мышиная возня и тараканье шуршание по ночам на кухоньке за печкой кажутся ему далеким шумом океана. Мыши и тараканы, которых Матрена не хотела травить, чтобы не навредить кошке, его раздражают меньше, чем колхозные и чиновничьи порядки или посторонние люди в шинелях, внезапно вторгающиеся ночью.
Игнатич ценит возможность уединения, простую душевную заботу и ненавязчивость Матрены, ее рассказы о своей жизни, полной невзгод, в которых ему видится исконное, народное, настоящее.
Хотя рассказчик по сюжету всего лишь учитель, его наблюдательность и интерес к жизни «нутряной» России, затворничество, занятия вечерами допоздна, которым Матрена боялась помешать, косвенно говорят о том, что он еще и писатель.
Образ Матрены, трагизм ее судьбы. Народный тип русской крестьянки. Подвижничество и самоотверженность героини
Одухотворенный образ Матрены Васильевны Григорьевой, ее непростая жизнь напоминают образы русских крестьянок в произведениях Некрасова, особенно образ Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В рассказе нет детального портрета героини, упоминается лишь о «блекло-голубых глазах» с простодушным взглядом и улыбке, которая кажется рассказчику «извиняющейся», «доброй», «лучезарной». Да в круглом лице немолодой женщины автор косвенно отметил красоту внутреннюю, духовную: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
Матрёна
Матрена овдовела, похоронила шестерых своих детей, умерших во младенчестве. У родственников мужа взяла девочку Киру, которую 10 лет воспитывала, выдала замуж за машиниста поезда в соседнем поселке Черусти. Матрена тяжело болела, иногда сутками не могла подняться, не в силах есть и пить, но не жаловалась и не стонала. Из-за болезни ее из колхоза за надобностью отпустили, но скромную пенсию она выхлопотала только к 60 годам. А на небольшие деньги, которые школа платила за квартиранта, смогла уже себе многое позволить: сшить у деревенского портного пальто из поношенной шинели, прикупить телогрейку, валенки да отложить 200 рублей на похороны.
У Матрены общительный нрав, но не было в ней деревенского бабьего любопытства, никогда не расспрашивала, в общении с Игнатичем проявляла деликатность, стараясь не мешать его занятиям по вечерам, а утром рано, чтобы не разбудить, не шумела, потихоньку растапливала печь и готовила ему завтрак. Скромная изба Матрены уставлена бесполезными для деревенского хозяйства, но любимыми фикусами, которые она однажды кинулась спасать из пожара, а не нажитое добро. Прижилась в избе подобранная из жалости хромая кошка. Была у Матрены еще криворогая коза да небольшой огород, засаженный картошкой. Хозяйство Матрены невелико, но она и не жаждет большего, не хочет заводить корову или поросенка на откорм.
Матрена верила в Бога, но прилюдно не молилась, в церковные праздники у нее всегда тлела лампадка перед иконами; в то же время была и суеверной: страшилась пожаров, молний и поездов. Ей чудились печальные предзнаменования, когда котелок пропал со святой водой на Крещение в церкви, кошка ушла из полуразрушенной избы. Душа Матрены была открыта миру, она тонко чувствовала гармонию в музыке. Слушая народные песни, исполняемые Шаляпиным, интуитивно определила, что искусственно, «не по-нашему», а романсы Глинки ее растрогали до слез, потому что «это – по-нашему».
Безотказная, она помогала дальним родственницам, соседкам, колхозу, работая бесплатно. Сама работа приносила ей радость, возвращала хорошее расположение духа. Помогая соседке выкапывать картошку, без зависти радуется чужому урожаю. И на старости лет не было у нее отдыха: то в колхоз пойдет по первому зову для подмоги в тяжелой и неоплачиваемой работе, то для козы сена накосить, торфа натаскать, огород вскопать.
В образе Матрены, пережившей потерю семьи, жившей в нищете и одиночестве, но сохранившей в душе покой и умиротворенность, воплощены лучшие черты национального русского характера: человечность, доброта, сострадание, бескорыстие, терпение, схожее с христианским смирением, способность радоваться, не тая зла и обид. Образ Матрены противопоставлен недоброжелательным и корыстолюбивым односельчанам, испытывавших к ней «презрительное сожаление», считая непрактичной дурочкой: ведь не стремилась к обзаводу[3] в хозяйстве, деньги отказывалась брать за работу.
Картины быта деревни в послевоенное время. Духовная деградация крестьянства и разрушение деревенского уклада жизни
В рассказе Солженицына деревня Тальново представлена как одна из многих маленьких русских деревень 50-х г. прошлого века. Ища себе уединенный уголок «кондовой России»,герой-рассказчик называет несколько деревень с исконными названиями: Высокое поле, Часлицы, Шестимирово, Овинцы и др. На смену этим постепенно вымирающим деревням, в которых и хлеба уже не пекли, стали появляться рабочие поселки, грязные и необустроенные, с однообразными бараками вместо изб, с бездушными названиями, вроде Торфопродукт. Рассказчик, услышав это название, вспоминает с горечью Тургенева, которому не пришло бы в голову «по-русски составить такое».
Вырождающийся крестьянский быт измотанных бедностью людей, не имеющих возможности ни заработать в колхозах, ни купить себе самое необходимое, влечет за собой нравственное оскудение. В таких условиях люди становятся бесчеловечными, ими обесцениваются бескорыстие, доброта, честность, а нормой становятся неблагодарность и стяжательство[4]. Не считается постыдным воровство, чтобы выжить и не замерзнуть зимой, бабы таскают у государства тайком мешками торф для растопки печей, ведь купить его невозможно. Матрене, чтобы запасти сена для козы, приходится серпом срезать траву на обочинах и болотах, ведь на колхозных лугах косить запрещено. Председатель колхоза урезал огороды сельчанам, с которых кормились их семьи, и теперь эти необрабатываемые земли превратились в пустыри. Бездействие и безответственность представителей власти только усугубляют и без того нелегкое положение послевоенной деревни.
Среди деревенских обитателей особо выделяется Фаддей. Еще при первом знакомстве Игнатича насторожила во внешне благообразном облике старика чернота его лица, обрамленного густыми черными, без малейшего намека на старческую седину волосами, окладистой бородой, скрывающей половину лица, бровями, нависшими над глазами. Матрена постояльцу расскажет о том, как судьба связала ее с этим «черным» человеком.
Фаддей сватался к Матрене в молодости, но его в 1914 г. призвали на войну, где он пропал без вести. Она спустя 3 года пошла за его брата, который посватался к ней оттого, что после смерти матери их семье нужна была работница. Через полгода возвратился из плена Фаддей, в гневе грозил, что зарубил бы обоих, ведь у него отняли Матрену, которую он считал своей. Женился на другой Матрене, выбрав ее за имя, всю жизнь вымещал на ней свою обиду, нещадно бил не только ее, но и детей. Как собственник всю жизнь он будет бороться за свое «добро». Он заставляет бывшую свою Матрену еще при жизни разобрать горницу, которую она завещала своей воспитаннице Кире, его дочери. Ломая избу Матрены, Фаддей словно преображается, из дряхлого старичка превращается в неутомимого работника. Без устали разбирают избу одинокой старой женщины все его сыновья и зятья, не задумываясь о том, как она будет жить дальше.
Из-за скупости Фаддея, пожалевшего денег на еще один трактор, на железнодорожном переезде оборвался трос, тянувший наспех сколоченные вторые сани с бревнами. Вытаскивая сани, тракторист, один из сыновей Фаддея и Матрена Васильевна погибли, они не заметили идущего задним ходом паровоза в ночной темноте и не услышали его приближения из-за работающего трактора. Игнатичу, узнавшему о трагедии, почудился в дверном проеме призрак бывшего возлюбленного Матрены с топором, который сумел отомстить, став виновником ее страшной гибели, словно сорок лет «пролежала его угроза в углу», дожидаясь своего часа.
Но даже после трагедии Фаддей думает, как спасти свое «добро», несмотря на то, что погибли родной сын и вовсе нечужая ему женщина, дочь Кира находилась на грани сумасшествия от горя, пытавшегося повеситься зятя арестовали. Он же, опасаясь, что брошенные на обочине бревна могут растащить, добивается разрешения на их вывоз до окончания следствия, обивает пороги кабинетов разных начальников, изображая убитого горем отца.
Схожи во многом с этим практичным мужиком его односельчане. Даже Матренина подруга детства, придя ночью со страшной вестью, заблаговременно забирает вязаную кофту погибшей Матрены, понимая, что уже утром родня займется дележкой ее скудного имущества. У гроба Матрены ее сестры и родственницы мужа в своих неискренних похоронных плачах ведут борьбу за наследство, продолжая отстаивать свое право на остатки разоренной избы.
Тема праведничества и нравственная проблематика рассказа «Матренин двор»
Тема праведничества, к которой обращались многие русские писатели второй половины XIX в., возродилась в советской литературе благодаря Солженицыну. Переосмысливая эту тему, писатель показал, праведник – это не только человек, искупивший свои грехи, раскаявшийся, живущий в служении Богу. Поведение и жизнь русской крестьянки Матрены далеко не идеальны по христианским канонам. Праведничество в рассказе «Матренин двор» – это просто естественный образ жизни героини с чистой душой, греховные помыслы ей просто даже и в голову не приходят.
Понимание праведности Матрены приходит к Игнатичу после ее трагической гибели. Он говорит, что «грехов у нее было меньше,чем у колченогой кошки, та хоть мышей душила». Осознать праведность Матрены не дано было живущим долгие годы рядом с ней людям, пользующихся ее безотказностью. Никто не понял, что с уходом Матрены, из их жизни уходит что-то настоящее, важное. Лишь некоторые интуитивно почувствовали это: приемная дочь и ее муж, подруга Маша. Мученическая смерть не исказила светлый облик Матрены. Обмывая изуродованное тело, от которого уцелели лишь одна рука и лицо, спокойное, словно живое, одна из деревенских баб заметила, что правую руку «оставил ей Господь», чтобы Матрена смогла «там молиться». Оборвалась жизнь никем не понятой праведницы в деревне, разрушена ее изба, опустел Матренин двор.
Заключение. Нравственный смысл рассказа-притчи
Изначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» было изменено по настоянию главного редактора «Нового мира» Твардовского ради публикации, чтобы избежать проблем с цензурой. Не столь прямолинейное название «Матренин двор» несет в себе потаенный смысл: двор обозначает не собственность героини, ее хозяйство или накопленное имущество. Образ матрениного двора – это символ оплота нравственности и самоотречения среди огромного пространства эгоизма и накопительства. Читая Солженицына, мы понимаем, что история жизни одной деревенской старухи в финале обобщается, становится притчей[5], ведь без таких праведников не стоять не только селу, как звучит в пословице, но и городу, и «всей земле нашей». В образе Матрены заложены спасительные нравственные ориентиры, утратив которые, люди окажутся на грани духовной катастрофы.
Словарь
1. Метастазы – вторичные признаки распространения раковых клеток.
2. Самиздат – неофициальное распространение запрещенной литературы.
3. Обзавод – стремление обзаводиться, приобретать, припасать.
4. Стяжательство – стремление к накопительству, наживе, корыстолюбие.
5. Притча – небольшой назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное учение.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите годы жизни Солженицына
1) 1917 г. – 2007 г. 2) 1918 г. – 2008 г. 3) 1918 г. – 2009 г.
Солженицын получил Нобелевскую премию
1) В 1970 г. 2) В 1974 г. 3) 1962 г.
Сюжетная основа рассказа «Матренин двор» построена
1) На реальных событиях, автобиографична 2) На художественном вымысле 3) На архивных материалах
Основной темой рассказа является
1) Обособленная и одинокая жизнь Матрены 2) Разрушение двора Матрены, ставшего приютом любви, сострадания и милосердия 3) История мести Фаддея
Рассказчик приехал в деревню Тальново:
1) Чтобы поселиться там навсегда 2) В поисках уединенного уголка патриархальной России 3) Скрываясь от преследования властей
Рассказчик, рассказывая о быте Матрены, не раз упоминает про искалеченную кошку,криворогую козу, мышей и тараканов
1) Чтобы показать особенности деревенского жилья 2) Намекнуть на неаккуратность хозяйки 3) Подчеркнуть доброту Матрены, которой было жалко все живое
Описывая плач деревенских баб у гроба Матрены, рассказчик
1) Хочет показать русские фольклорные традиции 2) Стремится передать горе односельчан 3) Раскрывает сущность родственниц Матрены, которые в плаче спорят за наследство
Рассказчик называет Матрену праведницей
1) Потому что она строго соблюдала все христианские обычаи 2) Когда понял образ ее жизни: неспособность причинять зло, отсутствие стремления обзаводится «добром» 3) Потому, что она пользовалась авторитетом среди односельчан