Литература
Михаил Булгаков "Собачье сердце"
План урока:
Биография Булгакова. История создания повести «Собачье сердце»
Тема социального эксперимента в повести. Социально-философская сатира современного писателю общества
Приемы художественной условности, фантастика и сатира в повести «Собачье сердце»
Значение повести «Собачье сердце» в русской литературе
Биография Булгакова. История создания повести «Собачье сердце»
3 мая 1891 г. в семействе профессора Киевской духовной академии родился первенец Михаил. Всего в небогатой интеллигентной, но очень дружной семье было семь детей: трое братьев и четыре сестры. С 1901 г. Михаил обучался в гимназии, он много читал, особенно полюбил творчество Гоголя и Салтыкова-Щедрина, увлекался театром. После смерти отца в 1907 г. Михаил, которому не исполнилось и 16 лет, стал в многочисленном семействе старшим мужчиной и опорой матери. С 1909 г. Булгаков поступает в Киевский университет, выбрав медицинский факультет.
В 1908 г. Михаила познакомили с приехавшей к киевским родственникам гимназисткой из Саратова Татьяной Лаппа, которая в 1913 г. выйдет за него замуж. В 1914 г. стали готовить врачей для фронта, Булгаков еще студентом практиковал в госпитальных операционных.
В 1916 г., получив университетский диплом с отличием, отправился на передовую юго-запада Украины, служил хирургом в прифронтовых военных госпиталях. Татьяна Лаппа работала вместе с ним медсестрой, помогая при ампутациях. После Булгакова перевели на службу земским врачом в Смоленскую губернию, где ему приходилось выполнять функции терапевта, хирурга, педиатра, акушера и принимать почти сто человек в день; затем в земскую больницу Вязьмы, где он возглавлял инфекционное отделение и зарекомендовал себя безупречным и «неутомимым работником». Спасая заболевшего дифтеритом ребенка, Булгаков инфицировался. Прививка, которую он себе сделал, вызвала сильнейший зуд, вследствие чего в качестве обезболивающего он стал использовать морфий, к наркотику началось привыкание. Спустя год пагубную зависимость он смог преодолеть. Булгаков тогда же начал писать первые автобиографические рассказы «Записки юного врача».
В 1918 г. был освобожден от воинской службы, в Киеве открыл частную практику. Тамон застал смутные времена беспрестанных политических переворотов. Булгаков писал, что власть поменялась 14 раз, переходя то к белогвардейцам, то к немцам, то к красноармейцам, то к петлюровцам. Булгаков был свидетелем погромов и уличных боев. Это сложное время отразилось в «Белой гвардии», начинающейся с трагического летоисчисления: «Страшен был год 1918 по Рождестве Христовом, от начала революции – второй».
В августе 1919 г. с добровольческой белой армией оставил Киев, служил во Владикавказе, впервые стал публиковаться. Булгаков решил бросить медицину и заняться литературой.
Во Владикавказском театре Булгаков поставил первые пьесы, которые впоследствии уничтожил как неудачные. В 1920 г. Заразился сыпным тифом, за полтора месяца его болезни белогвардейская власть сменилась большевистской. Он устраивается в театральный подотдел искусства, в местном Русском театре поставил пьесу «Братья Турбины». Деятельность подотдела искусств была раскритикована, Булгаков и еще несколько сотрудников уволены. В поисках заработков Булгаков перебрался в Тифлис, после в Батум[1], предпринимая безуспешные попытки эмигрировать в Константинополь.
С осени 1921 г. Булгаков живет в Москве. Первую свою коммунальную квартиру, сохранив ее адрес, он описал в романе «Мастер и Маргарита», назвав «нехорошей». Свое жилище считал «гнусной комнатой в гнусном доме». Скудные бытовые условия в коммуналке дополняли грязь, отсутствие отопления, пение и драки вечно пьяных пролетарских соседей. В этой «творческой обстановке» создавался роман «Белая гвардия».
Чтобы выжить, Булгаков подрабатывал всяческой литературной поденщиной[2]: писал репортажи[3], статьи, фельетоны[4], чаще всего для железнодорожной газеты «Гудок».В 1922-1923 г. выходят «Записки на манжетах», гротескная[5] повесть «Дьяволиада».
В 1924 г. Булгаков повстречал Любовь Евгеньевну Белозерскую, свою вторую жену. Тогда же были изданы «Роковые яйца», «Зойкина квартира», первая часть «Белой гвардии». К Булгакову обратилось руководство МХАТа с предложением написать инсценировку[6] по сюжету романа. Премьера пьесы, названной «Дни Турбиных» состоялась в октябре 1926 г. и стала скандальным театральным событием. Против пьесы и ее автора развязали кампанию травли, но спектакль не снимали, Сталин посмотрел его около 14 раз.
В марте 1925 г. была завершена повесть «Собачье сердце», которая в жизнь Булгакова принесла множество проблем. Михаил Афанасьевич часто посещал литературные чтения на квартире литературоведа и издательницы Е. Никитиной, так называемые «Никитинские субботники», где писатели читали свои произведения. Там Булгаков прочитал «Собачье сердце»в присутствии 48 человек, большинство из которых были литераторами. Среди присутствующих на вечере был секретный агент ОГПУ[7], который написал донос на Булгакова, обвиняя писателя в ненависти и презрении к советскому строю, его достижениям.Булгаков придумал даже имя для таких подслушивающих людей – «Г.П.Ухов», которое иногда использовал сам как журналистский псевдоним. С этого времени Булгаков становится для властей неблагонадежным писателем.
7 мая 1926 г. в комнате Булгакова был проведен обыск, арестованы рукописи и личные дневниковые записи. 24 июня он, пытаясь вернуть рукописи, написал заявление председателю Совнаркома Рыкову о том, что у него при обыске были изъяты 2 экз. «Собачьего сердца» и дневник из 3 тетрадей. Его дважды вызывали на допросы к следователю, но рукописи не возвращали.Только в 1929 г. по ходатайству Горького рукописи вернули. Дневник Булгаков сжег, но благодаря ОГПУ сохранилась копия, которая появилась в журнале «Театр» в 1990 г. «Собачье сердце» было запрещено, повесть напечатали только в 1987 г.
С 1929 г. Булгакова перестали публиковать, все его пьесы сняли с репертуаров театров. Сталин пьесу«Бег» назвал «антисоветским явлением», и к Булгакову критики прикрепили ярлык «антисоветский писатель». Булгаков сам подсчитал в начале 30-х годов, что за 10 лет о нем было написано только 3 положительных рецензии и 298 враждебных. Булгакова называли «литературным уборщиком», «новым буржуазным отродьем[8], брызгающим отравленной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы».
В 1929 г. в личной жизни Булгакова произошли перемены: он встретил Елену Сергеевну Шиловскую, ставшую его музой, помощницей и с 1932 г. женой.28 марта 1930 г. доведенный до отчаяния Булгаков написал письмо Правительству с просьбой позволить ему покинуть страну либо разрешить вернуться в Художественный театр.
Булгаков и Шиловская
Булгаков, считающий себя сатириком, отвечая на абсурдные обвинения, что «сатирик в СССР посягает на советский строй», обратился в письме с вопросом: «Мыслим ли я в СССР?» И сам, отвечая на этот вопрос, написал, что он считает себя «конченым человеком» в своей стране.
14 апреля всех потрясло известие о том, что застрелился В. Маяковский. На следующий день после похорон, 18 апреля, уже помышлявшему о смерти Булгакову позвонил Сталин, еще одно самоубийство писателя было бы сильным потрясением для общества. Вождь предложил Булгакову вернуться во МХАТ[9]. Работая в театре, Булгаков занимался инсценировкой «Мертвых душ» Гоголя, постановкой своей пьесы «Мольер». Его театральная жизнь этого времени будет отражена в «Театральном романе».
В 1931 г. Булгаков отправил письмо Сталину с ходатайством о выдаче заграничного паспорта, ответа он не получил. В 1832 г. возобновил работу над романом «Мастер и Маргарита», первоначальный вариант, писавшийся с 1928 г., был ранее сожжен.
В 1933 г. Булгаков по заказу для серии ЖЗЛ[10] написал книгу о жизни Мольера, но ее публиковать отказались. В 1936 г. в газете «Правда» раскритиковали пьесу «Кабала святош», постановку запретили. Последовал уход Булгакова в Большой театр, где он занимался переводами и написанием либретто[11] для опер. В 1939 г., надеясь на примирение с властями, написал пьесу «Батум» о героической юности вождя, которую запретили.
Булгаков, страдая от смертельной болезни почек, почти слепой,в последние месяцы жизни диктовал жене правки романа «Мастер и Маргарита», который не будет опубликован до 1966 г. 10 марта.1940 г. Булгаков умер, погребен на Новодевичьем кладбище. На месте его погребения лежит камень, именуемый «голгофой[12]», стоявший на могиле Гоголя до возведения там памятника.
Тема социального эксперимента в повести. Социально-философская сатира современного писателю общества
Социально-философская сатира Булгакова стала новым явлением в литературе. В «Собачьем сердце» за занимательным, фантастическим сюжетом и сатирическими зарисовками прослеживается философское осмысление перемен, происходящих в России после революции.
Многие современники Булгакова критически высказывались о революционных событиях в стране. Горький писал, что у революционеров отношение к людям как у бездарных ученых к собакам и лягушкам, предназначенных для научных опытов, называл большевистское руководство «правительством экспериментаторов и фантазеров», для которых Россия только «материал опыта». Философ Н.Бердяев написал, что «пророки и апостолы «социалистического» приступили к огромному эксперименту». Короленко отмечал, что прежде всего душа человеческая должна переродиться, невозможно «навязывать новые формы жизни» насильственно, изменить человеческую природу по приказу. М. Волошин писал о большевиках, что «они хотят создать ей (России) новую душу хирургическим путем». Так и в повести «Собачье сердце» доктор Борменталь после операции профессора Преображенского запишет в своем дневнике: «Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу».
Основной темой «Собачьего сердца» станет исследование социального революционного «опыта» большевиков. Но опыт этот, как показывает Булгаков, оказывается разрушительным и социально-опасным для общества. Сам Булгаков искренне писал в своем письме к правительству, что он скептически относится к революционным процессам и противопоставляет им «Великую Эволюцию». Булгаков спорит с одним из основных положений новой идеологии, что возможно форсированное улучшение условий жизни и создание человека новой формации, отвергает идею скоропалительной переделки человеческой природы. Лишь эволюционным путем, постепенными преобразованиями можно менять мир к лучшему.Невозможно создать новое идеальное устройство общества, разрушив старое, как невозможно путем хирургического вмешательства сделать из собаки человека. Появившийся в результате эксперимента в «Собачьем сердце» Полиграф Полиграфович Шариков тому неоспоримое подтверждение.
На фоне социальных потрясений необыкновенно остро звучит у Булгакова тема дома. Все герои булгаковских произведений грезят о доме. Булгаков с любовью описывает отличительные черты мирного быта интеллигентной семьи, все, что было нормой, традицией, привычным образом жизни. Дом – это место, где можно отгородиться от внешнего мира, отдохнуть уставшей душой. Булгаков доказывает несомненность права человека на частную жизнь, ее неприкосновенность; в советском же обществе все у всех должны были быть на виду, уединение, обособленность, индивидуальность осуждались. То, что в 20-е годы считалось приметами мещанства[13] и пошлости, для Булгакова осталось священными основами быта. «Никогда не сдергивайте абажур[14] с лампы – абажур священен», - писал он в «Белой гвардии». В послереволюционное время дома гибнут, квартиры становятся жилплощадью, превращаясь в общежития.
Шариков начинает разрушение профессорской квартиры с уничтожения чучела совы, битья стекол, порчи мебели, после устраивает грандиозный потоп и грязные попойки с уличными проходимцами. Для Булгакова дом почти живое существо, у него есть имя. «Пропал Калабуховский дом!», - скажет профессор Преображенский, узнав, что в доме завелся домком[15].
По воспоминаниям Преображенского можно проследить, как меняется облик Калабуховского дома после 1917 г.: исчезают цветы в парадном, ковры и калошницы вместе с калошами, пальто и шубы жильцов вместе с вешалками, заколотили парадный вход, стали ходить с заднего входа, все становится грязным и испорченным, стало барахлить водоснабжение, пропадать электричество. Зато появился поющий домком, занимающийся дележкой квартир и уплотнением жилплощади. Дом превращается в общежитие, где все как один, и не поймешь, где женщина, где мужчина – все товарищи. Произошла абсурдная подмена равенства людей одинаковостью, все стали не равны, а одинаковы.
Булгаков сожалел о прекрасной, ушедшей в небытие атмосфере дома с его обычаями, традициями, семейным уютом, культурой общения друг с другом. Например, в описании сцены обеда у профессора Преображенского изображен целый ритуал, совершенно непонятный Шарикову, который говорит: «Да что вы все как при царском режиме мучаетесь». Попытки привить Шарикову хорошие манеры оказались провальными.
Система образов повести «Собачье сердце». Профессор Преображенский и доктор Борменталь. Социальные типы швондеров и шариковых, их живучесть. Образ Шарикова
Прототипом[16] образа профессора Преображенского стал дядя писателя по материнской линии – известный московский врач Н.М.Покровский. Многие черты характера и критическое отношение к большевизму были позаимствованы у Нобелевского лауреата академика Павлова, которому приходилось работать в послереволюционное время в тяжелейших бытовых лабораторных условиях, проводя опыты с собаками по изучению условных рефлексов.
Профессор Филипп Филиппович Преображенский – хирург и физиолог с мировым именем. У него есть частная практика, его пациенты, озабоченные сохранением свой молодости, готовы платить немалые деньги. Профессор делает операции по пересадке органов, как ученый занимается исследованиями в этой области. Он проводит опытную операцию по пересадке гипофиза[17] и половых органов убитого в драке мужчины собаке. Но результат для него оказался ошеломительным: вместо процесса омоложения начался процесс очеловечивания.
Профессора Преображенского называют творцом, божеством, жрецом, но он понимает иллюзорность власти человека над природой. А ведь в то время многие псевдоученые призывали не ждать милостей от природы и покорить ее. Эти попытки человека наказуемы самой природой. Филипп Филиппович первый осознает, какое чудовище он породил. В разговоре с доктором Борменталем он говорит, что исследователь должен «идти параллельно и ощупью с природой», а не форсировать вопрос, чтобы не превратить «милейшего пса в такую мразь».
Профессор – человек консервативных взглядов и традиций. Высказывания профессора Преображенского по поводу деятельности домкома, разрухи, советской прессы и прочих реалий нового режима показывают независимость его суждений. Когда профессора обвиняют в контрреволюционных высказываниях, он называет их здравым смыслом и жизненным опытом, когда упрекают в том, что он не любит пролетариат, печально соглашается. В его словах нет превосходства умного человека над дураками, просто он хочет, чтобы все занимались своим прямым делом: он – операциями, в Большом театре – пением, пролетариат своими непосредственными обязанностями, а не дележкой чужих квартир.Лишь та польза, которую человек приносит обществу, делает его полноправным членом, а не подходящее происхождение. Когда Швондер и члены домкома упрекают его в роскошных жилищных условиях, Преображенский замечает, что он в семи комнатах не только живет, но и много работает. Его материальный достаток и положение в обществе стали результатом многолетнего труда, плодом его знаний и таланта. Он и сам был в молодости полуголодным студентом, как и его помощник доктор Борменталь.
Ученик профессора Иван Арнольдович Борменталь ведет медицинский дневник, фиксируя все этапы зарождения «нового организма». Он с оптимизмом относится к эксперименту своего учителя и кумира, но ему не хватает опыта и проницательности Преображенского. Доктор Борменталь поселяется в квартире профессора после очеловечивания Шарикова, чтобы помочь справиться с его бесчинствами и попробовать помочь перевоспитать. Но со временем тоже начинает понимать бессмысленность этих попыток и готов Шарикова просто задушить.
В образе Шарикова проявилась реализация популярного революционного лозунга: «Кто был ничем, тот станет всем». В истории революции были и герои, отдавшие жизнь за ее идеалы, но она породила и огромное количество шариковых. В Шарикове сохранилось много черт донора Клима Чугункина, промышлявшего игрой на балалайке по кабакам, невежественного пьяницы и уголовника. Характеризует Чугункина как социально-опасного, но социально привилегированного человека гротескная деталь: он был трижды судим, в последний раз осужден на 15 лет каторги условно, ибо его спасло пролетарское происхождение.
Шариков не только сохранил отвратительные черты Чугункина,также любит спиртное, сквернословит, курит, соря пеплом и окурками, ворует, падок на женщин, но благодаря новым условиям жизни в нем проявились еще и паразитическая психология, нежелание работать, стремление «все взять и поделить». Даже дворняга Шарик намного человечнее человека Шарикова, грубого, наглого, невежественного, но уверенного, что все знает и может обо всем судить, у которого уже не собачье, а человеческое сердце.В самом названии повести обыгрывается многозначность слова «собачий»: не только принадлежащий собаке, но и имеющий значение «паршивый», как в словосочетаниях «собачья жизнь», «бред собачий» и пр.
Единственная деятельность, в которой Полиграф Полиграфович нашел себе применение – это отлов котов, которых он с удовольствием «душил бы и душил». От котов он перейдет к травле своего создателя, напишет на Преображенского донос. Для Шарикова нет ничего святого, нет идеалов, но он умело спекулирует святынями и идеалами: врет, что шрамы на голове получены на фронтах гражданской войны, занимает у Швондера деньги на «покупку учебников», в доносе на Преображенского пишет, что тот «даже Энгельса приказал своей социал-прислужнице» сжечь в печке.
Эти качества проявляются в Шарикове отчасти благодаря идеологическому влиянию председателя домкома Швондера, подсунувшему невежественному подопечному «Переписку Энгельса с Каутским», которую тот не в силах понять, сделает вывод: «Все взять и поделить». Преображенский отмечает, что Швондер – «самый главный дурак», не понимающий, какая угроза таится в натуре Шарикова, которого он пытается натравить на профессора. Ведь Шарикова можно натравить и на Швондера, и от того «останутся рожки да ножки».
Научный опыт профессора Преображенского раскрывает, насколько могут быть непредсказуемы социальные эксперименты, многие предположения Булгакова оказались пророческими. Если шариковы, получившие внезапно все социальные блага, придут к власти, то начнутся репрессии[18], если швондеры станут управлять домами, превращая их в общежития, будут петь хором вместо того, чтобы работать, наступит разруха, исчезнут культура быта и домашнего досуга. Невежество и хамство, соединенные с возможностью властвовать опасны. Порожденные социальным опытом шариковы и швондеры оказались удивительно живучи, приметы «шариковщины» можно увидеть и в наше время практически в любых сферах общественной жизни.
Приемы художественной условности, фантастика и сатира в повести «Собачье сердце»
В основе сюжета «Собачьего сердца» - фантастическое превращение собаки в человеческую особь в результате опыта ученого. Научный опыт профессора Преображенского является художественной условностью.
В фантастическом содержании отражаются вполне реальные события. В России и Европе в начале XX в. активно проводились генетические научные исследования в области улучшения человеческой природы искусственным путем, которыми занималась наука евгеника. Не случайно фамилия Преображенский образована от слова «преображать», т.е. менять, переделывать.
К тому же профессор Преображенский занимается опытами по омоложению человеческого организма. Идея омоложения, вечной молодости – одна из реалий 20-х годов XX в. Для большевистской России молодость стала символом нового мира, воспевалась поэтами нового времени. «Коммунизм – это молодость мира и его возводить молодым!», - писал Маяковский.
В «Собачьем сердце» доктор Борменталь сделает запись в своем дневнике: «Перед нами новый организм». Но в этом новом организме с предельной силой проявляется все самое худшее, что было в погибающем старом мире. Так Булгаков, описывая абсурдность научного опыта Преображенского, показал абсурдность нового миропорядка, в котором будут властвовать люди с сомнительным прошлым, малообразованные, далекие от культуры.
Сатирически тонко выбрал Булгаков имя для донора Шарикова: имя Клим было прозрачным намеком на красного военного наркома[19] Клима Ворошилова, а фамилия Чугункин (чугун) подобна фамилии Сталин (сталь). Оттого Шариков идеально вписывается в новую реальность, получает документы как полноценный советский гражданин, устраивается на руководящую должность заведующего отделом очистки от бездомных животных. Так при новом режиме будет создана огромная идеологическая машина из таких шариковых для уничтожения инакомыслящих. В рукописи 1925 г. был подзаголовок: «Чудовищная история».Тесно переплетенные в повести «Собачье сердце» фантастика и сатира передают чудовищность попыток необдуманных научных и социальных экспериментов.
Значение повести «Собачье сердце» в русской литературе
Булгаков в «Собачьем сердце» продолжил сатирические традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, которых считал своими учителями. Эта повесть-предостережение только к концу 80-х годов прошлого века перестала быть запрещенным произведением, была впервые опубликована в журнале «Звезда» в 1987 г. и имела оглушительный успех. Уже через год по повести режиссером В. Бортко был снят одноименный фильм, получивший множество наград и ставший классикой мирового кинематографа. Цитаты из повести с остросоциальным содержанием в занимательном изложении стремительно разлетелись на крылатые выражения и афоризмы. Уже прошло почти 95 лет после создания «Собачьего сердца», но по-прежнему к нему не ослабевает читательский интерес.
Словарь
1. Батум – дореволюционное название грузинского портового города Батуми.
2. Поденщина – временная неквалифицированная работа с повременной оплатой.
3. Репортаж - жанр журналистики, оперативное сообщение информационного характера.
4. Фельетон – небольшое сатирическое произведение.
5. Гротескный – сатирический, с элементами фантастики.
6. Инсценировка – переработка литературного текста для постановки на сцене.
7. ОГПУ – Особое государственное политическое управление, являющееся органом государственной безопасности.
8. Отродье – презрительное название людей злого рода.
9. МХАТ – Московский Художественный академический театр.
10. ЖЗЛ – «Жизнь замечательных людей», литературная серия художественных биографий знаменитых людей.
11. Либретто – литературно-драматический текст, представляющий собой сценарий большого музыкального произведения.
12. Голгофа – небольшая гора, на которой был распят Иисус Христос.
13. Мещанство – мелочное стремление к приобретательству, комфорту, материальным благам.
14. Абажур – колпак на лампе, прикрывающий яркий свет от лампочки.
15. Домком – домовой комитет, организация, занимающаяся хозяйственными проблемами дома
16. Прототип - реальная личность, послужившая писателю натурой для создания литературного образа.
17. Гипофиз – мозговой придаток, вырабатывающий гормоны.
18. Репрессии – преследования, карательные меры государственных структур.
19. Нарком – народный комиссар.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите годы жизни Михаила Афанасьевича Булгакова
1) 1891 г. – 1940 г. 2) 1895 г. – 1940 г. 3) 1891 г. – 1941 г.
Когда было написано «Собачье сердце»
1) 1929 г. 2) 1925 г. 3) 1924 г.
Чем занимался профессор Преображенский
1) Операциями по омоложению человека 2) Инфекционными заболеваниями 3) Терапевтическим лечением пациентов
Кем был Клим Чугункин до смерти
1) Балалаечником, алкоголиком и уголовником 2) Заводским рабочим 3) Служил в армии
На каком музыкальном инструменте благодаря своей наследственности умел играть Шариков
1) Рояле 2) Гитаре 3) Балалайке
Какое имя выбрал для себя Шариков
1) Графоман Графоманович 2) Филипп Филиппович 3) Полиграф Полиграфович
Что дает прочитать для самообразования Швондер Шарикову
1) «Переписку Энгельса с Каутским» 2) «Робинзона Крузо» 3) Газету «Правда»
На какую работу устроился Шариков
1) Стал секретарем и помощником Швондера 2) Заведующим подотдела по очистке города от бродячих животных 3) Пошел работать на завод
Кто написал донос на профессора Преображенского
1) Швондер 2) Борменталь 3) Шариков
Основной темой «Собачьего сердца» является
1) Тема неразумного экспериментирования в научной и социальной среде, противопоставление идеям «великой» революции законов великой эволюции 2) Тема прославления коммунистических идеалов 3) Тема построения справедливого социалистического общества