Всеобщая история

Урок 4: Революция в промышленности

Промышленная революция

Великая французская революция изменила в Европе представления о правильном государственном устройстве. Но новое государство не могло существовать на основе старого хозяйствования. Поэтому XIX век стал периодом бурных изменений не только в политике, но и в производстве. Важнейшей составляющей хозяйственных преобразований стала промышленная революция.

Обложка урока взята с источника.

slide9

Занятия с репетитором    ОНЛАЙН от 200 руб / час

Перейти

Бесплатный подбор репетитора на нашем сайте

Перейти slide8

План урока:

Понятия «промышленная революция», «индустриализация»

Особенности промышленной революции в разных регионах

Экономическое значение промышленной революции

Изменения в обществе и сознании

Противоречивое влияние промышленной революции на человечество

 

Понятия «промышленная революция», «индустриализация»

Работники мануфактур, как и средневековые ремесленники, всю работу выполняли вручную. Они хорошо овладевали единственной порученной им производственной операцией, и работали довольно быстро. Но товаров все равно производили мало – население постепенно увеличивалось, и мануфактуры не справлялись с его обеспечением.

Но в XVIII веке люди уже довольно много знали о природе и действующих в ней силах. Они и раньше использовали их для облегчения труда – создавали механизмы, к примеру, водяные и ветряные мельницы. Зная больше, люди могли придумать больше возможностей облегчить свой труд, передав часть его механизмам.

В 1768 году английский ткач Харгривс придумал механическую прялку. Он назвал ее «Дженни» в честь своей дочки

1
Прялка «Дженни» (Источник

На прялке должен был работать один человек, но она могла заменить десяток прядильщиц. С изобретения Хагривса начался период промышленной революции.

Промышленная революция (промышленный переворот) – процесс перехода от ручного труда к механизированному. Предприятие, где внедрен механизированный труд, называется фабрикой.

Суть промышленной революции состоит в передаче машинам части производственных операций. За человеком сохраняется задача контроля за работой машины. Машина может работать быстрей и точней, она не устает и может сделать много больше, чем человек своими руками.

Благодаря машинам, удалось быстро увеличить выпуск промышленных товаров – одежды, обуви, тканей, строительных материалов, металла. Значение промышленности в жизни человечества стало больше, чем сельского хозяйства – начался период индустриализации.

Индустриализация – процесс увеличения количества промышленных предприятий и роли промышленности в жизни страны.

Промышленная революция и индустриализация в XIX веке затронули весь мир. Но их влияние было разным в разных регионах, и процесс шел не везде одновременно.

2
Промышленная революция в действии – промышленный цех. (Источник)

 

Особенности промышленной революции в разных регионах

Государства мира уже тогда существенно различались по уровню развития, образованности населения, богатству (особенно сосредоточенному в руках буржуазии, так как этот класс обычно владеет промышленными предприятиями), обеспеченности природными ресурсами. Поэтому особенности промышленной революции в каждом регионе были свои. Были различия в темпах, сроках, а также отраслях, где в первую очередь внедрялась механизация труда.

 

Общие сроки перехода к механизированному труду

Если говорить в общем, переход к механизированному труду происходил на протяжении XIX века. Однако это «среднее арифметическое», выведенное на основании данных по Европе и США.

В самых богатых и развитых государствах (Англия, Пруссия, Франция, США) промышленная революция завершилась ко второй трети XIX века. Степень механизации труда в этих государствах была высокой, почти вся промышленная продукция производилась с использованием механизмов.

Менее развитые, но сильные государства (например, Россия) демонстрировали более медленные темпы индустриализации. Промышленная революция там началась позже (в середине XIX века), механизированные формы труда применялись реже. Все же в большинстве европейских государств к началу ХХ века промышленная революция в основном состоялась.

Слабые, отсталые, бедные страны не имели ни средств, ни знаний для проведения индустриализации. Поэтому там промышленная революция началась много позже (в начале ХХ века) и под контролем европейцев и американцев. В колониях[1] (например, в странах Африки) степень механизации труда еще в середине ХХ века была низкой.

 

Мировые промышленные лидеры на протяжении XIX века

На разных этапах промышленного переворота разные страны становились его лидерами. При этом наиболее успешно они развивали разные отрасли.

На первом этапе страной-лидером промышленной революции XIX века была Англия. Она стала родиной этого явления. Но затем в других странах тоже пошел этот процесс, и они могли пользоваться более новыми машинами и в большем количестве (наука и инженерное дело пользовались английскими достижениями). И Англия начала отставать от конкурентов, хотя и осталась сильным промышленным государством. С последней трети XIX века в лидеры выбились США и Пруссия. Франция немного отставала от них. В конце века началась активная механизация ручного труда в России и Японии.

Каждая из стран-лидеров имела отрасли, в которых механизация шла быстрее всего:

  • в Англии – в текстильном производстве;
  • в Пруссии – в металлургии;
  • в США – на транспорте, благодаря чему эта страна стала своеобразной «родиной» пароходов и железной дороги.  

3
Паровоз Стефенсона (Источник)

4
Пароход Фультона (Источник)

Эти особенности появились в результате различий в географии стран, их обеспечении природными богатствами. Большое значение имело и то, какие отрасли хозяйства развивались в них до эпохи механизации.

 

Причины задержки процесса в некоторых регионах

Если страны-лидеры по промышленному производству к началу ХХ века уже почти полностью перешли на механизированный труд, во многих регионах процесс задерживался. Причин тому было немало.

  1. В России и Австро-Венгрии – крепостное право;
  2. В Италии – бедность ресурсами и позднее образование независимого государства;
  3. В Японии и Китае – долгая изоляция от остального мира;
  4. В колониальных владениях – целенаправленные действия метрополий, тормозящих развитие колоний, чтобы сбывать там свои товары.

Последствия такого отставания долго сказывались на жизни этих территорий; некоторые из них его преодолели, другие страдают от него и сейчас.

 

Экономическое значение промышленной революции

Промышленный переворот – экономическое явление. Поэтому его результаты прежде всего проявились в хозяйстве. Однако эти изменения были такими значительными, что повлекли за собой преобразования во всех сферах жизни.

 

Изменения объемов и ассортимента производства

Машины работали точнее и быстрее человека. Они экономили его силы и время. Теперь один человек смог справляться с задачей, для выполнения которой на мануфактуре требовалось 2-3, а то и 10 работников.

В результате началось быстрое увеличение объемов производства – прежнее количество работников могло изготовить гораздо больше товаров. Эти товары были дешевле (уменьшились затраты времени и сил), их больше покупали. Фабриканты[2] получали доход и открывали новые предприятия. Рост объемов производства продолжался.

Механизация потребовала и производства нового ассортимента продукции – потребовались товары, ранее ненужные. В первую очередь это относится к самим машинам и их деталям – их тоже надо было произвести. Нужно было также сырье и материалы. Так, механизация стимулировала добывающую промышленность и сельское хозяйство – требовалось все больше угля, металла, шерсти, хлопка.

 

Ускорение урбанизации

В средние века большинство людей проживало в селах. Но развитие промышленности сделало это неудобным. Рост фабрик требовал сосредоточения большого количества работников в одном месте. Они не должны были заниматься подсобным хозяйством или какими-то промыслами – только стоять у машин. Так, фабрикант мог обеспечить себе максимальную прибыль.

Массовые сосредоточения людей были в городах. Поэтому фабрики строили в основном там. Но появление новых фабрик требовало рабочих рук. И люди из села начали перебираться в город, где они могли найти работу. Города стали стремительно расти. К концу XIX века в Западной Европе число городских жителей уже намного превосходило число сельских – шла активная урбанизация Европы.

Урбанизация – процесс увеличения доли горожан в структуре населения страны. Процент, показывающий эту долю, характеризует уровень урбанизации. Например, если в стране 6 человек из 10 проживают в городах, уровень урбанизации в ней составляет 60%.

 

Проблема свободных рабочих рук

Механизация имела и тот результат, что выпуск определенного количества товаров начал требовать меньше работников – многие операции выполнялись машинами. Лишних рабочих фабрикант просто увольнял. Если в регионе строилась новая фабрика, они переходили туда. Но так бывало не всегда. Люди становились лишними – повышался уровень безработицы[3].

Проблемы безработицы часто вызывали враждебное отношение рабочих к механизации. Они считали, что машины «крадут» их работу. Иногда они даже намеренно ломали их. В Англии, в начале XIX века, возникло массовое движение «разрушителей машин». Их называли луддитами, по имени ткача Нэда Лудда, считавшегося основателем движения.

 

Изменения в обществе и сознании

Влияние промышленной революции на человечество не ограничилось хозяйственной сферой. Принесенные ею изменения были столь значительны, что повлияли на все сферы жизни людей.

 

Рабочий класс, эксплуатация рабочих, рабочее движение

Для фабрик нужны были рабочие, освоившие машины. Этому надо было некоторое время учиться. Рабочим следовало жить в городе. Весь день они проводили на фабрике и больше ничем заниматься не могли. Жили они с семьями за счет того, что им платил фабрикант за работу. Таких людей становилось все больше. Появился рабочий класс.

Рабочий класс – большая группа людей, из всех средств производства имеющих только собственные умения и навыки (рабочую силу). Представители рабочего класса работают по найму на представителей буржуазии, за что те им платят деньги (заработную плату).

Рабочих было много, существовала проблема безработицы. Поэтому фабрикантами практиковалась эксплуатация рабочего труда – работников заставляли работать очень много, в плохих условиях, а платили им мало. Об отпусках, страховках или пенсиях речь не шла.

Но рабочих бывало много даже на одной фабрике, тем более в городе. Они понимали проблемы друг друга и начали организованно бороться против фабрикантов за свои права – возникло рабочее движение.

Развитие рабочего движения породило разные формы выражения протеста. Наиболее распространенными были забастовки (синоним – стачка). Рабочие оставляли работу и отказывались выходить на нее до тех пор, пока фабрикант не выполнит их требования (повысит оплату, сократит рабочий день, улучшит условия работы…)

5Стачечное движение. Забастовка на металлургическом заводе в Крезо во Франции (Источник

Но нередко выступления рабочих перерастали в крупные восстания, в подавлении которых участвовала армия 

Во время восстания ткачей во французском городе Лионе в 1832 году рабочие использовали в качестве символа красный флаг. Они намекали, что фабриканты богатеют рабочей кровью. С тех пор красный флаг стал символом борьбы за права тех, кто живет своим трудом, без собственности.

 6
Вооруженное восстание рабочих (Источник)

 

Изменения в образовании, рост информированности людей

Развитие промышленной революции потребовало изменений в системе образования. Знание древней литературы и богословия не могло помочь в конструировании новых машин. Механизация требовала изучения законов природы и возможностей их использования в производстве.

В результате изменились все учебные программы, от школ до университетов. Стало модно изучать физику, химию, математику. Появились целые заведения, готовящие инженеров – людей, способных придумывать и улучшать машины. Изучение же древних языков и литературы постепенно стало сходить на нет.

Распространялось образование и среди бедных. Рабочий должен был уметь читать – на машинах были обозначения буквами и цифрами, работать приходилось по чертежам с инструкциями и размерами. Школ (пусть и начальных, в которых учили плохо) становилось все больше. Механизация сама способствовала распространению грамотности и «моде» на чтение. Появились новые средства распространения информации. Печатные станки сделали книги и газеты доступными и недорогими, их выпускали огромными тиражами. Люди стали информированными – механизация помогала быстро передавать и получать информацию.

7
Распространение образования (Источник)

 

Женский и детский труд, эмансипация женщин

Но жить рабочим в результате всех достижений механизации лучше не стало. Многие виды работ на машинах не требовали особых умений и сил. Фабриканты не желали нанимать на них сильных взрослых мужчин. Их места занимали женщины и дети. Сперва это были вдовы и сироты. Им платили меньше, чем мужчинам – они и этому были рады. Но в результате и мужчинам оплату снижали. Теперь отец семейства не мог сам ее прокормить. Ему приходилось отправлять на работу и жену, и старших детей.

8
Женский труд на фабрике (Источник)

Женский и детский труд нанес человечеству огромный вред. Дети работали в тех же условиях, что и взрослые; они заболевали и умирали от переутомления. Фабриканты не жалели даже совсем маленьких – на них можно было получить большую прибыль.

Писатель Джек Лондон, изучив много документов, выяснил: в начале ХХ века в США на текстильных фабриках работало более 50 тыс. детей. Были 6-летние рабочие, имеющие уже годичный трудовой стаж, причем в ночные смены.

9
Детский труд (Источник)

Вовлечение женщин в работу на производстве заставило их иначе оценить свою роль в обществе. Работая наравне с мужчинами, женщины стали желать и соответствующего отношения к себе. Женский труд положил начало эмансипации женщин – уравнении их в правах и возможностях с мужчинами. В конце XIX века появились первые женщины-врачи и ученые, распространялись призывы предоставить им право голоса на выборах. Изменилась и мода – женский наряд стал практичнее.

10
Движение за эмансипацию (Источник)

 

Развитие точных и естественных наук, атеизм

Чтобы инженеры могли придумывать новые машины, нужно было изучать явления природы с научной точки зрения. Механизация подтолкнула развитие точных наук и естествознания. Стремительно развивались физика, химия, биология. Люди научились использовать газ и нефть, открыли для себя электричество, научились летать (сперва на воздушных шарах, а в конце XIX века уже разрабатывались проекты аппаратов тяжелее воздуха).

Ранее подобные исследования запрещались церковью. Но соперничать с влиянием фабрикантов церковь уже не могла. А развитие естествознания привело к созданию довольно полной картины мира, в которой все боги оказались лишними.

В середине XIX века англичанин Чарльз Дарвин разработал теорию появления всех живых видов (и человека тоже) в результате естественного постепенного развития – эволюции. Эта теория стала толчком к массовому отказу европейцев (и россиян тоже) от веры в бога – появился научный атеизм.

Атеизм – отрицание существования любых богов, стремление объяснить все явления жизни естественными причинами.

 

Противоречивое влияние промышленной революции на человечество

Как видим, результаты промышленного переворота оказались противоречивыми. Механизация труда принесла множество как положительных, так и негативных последствий.

  1. Увеличился объем производства, многие товары стали дешевле и доступнее;
  2. Труд стал цениться ниже, и жизнь рабочих не улучшилась;
  3. Стали развиваться научные направления, прежде тормозившиеся церковью;
  4. Стал увеличиваться уровень общей грамотности, информация стала доступней простым людям;
  5. Распространилась жестокая эксплуатация труда, увеличился разрыв между бедными и богатыми;
  6. Бедняки стали решительнее и организованнее бороться за свои права;
  7. Была пересмотрена роль женщины в обществе;
  8. Изменилась среда обитания человека – появились новый транспорт, освещение, бытовые удобства;
  9. Началось загрязнение окружающей среды – фабриканты не знали об опасностях промышленных выбросов или не желали тратиться на их предотвращение.

Для устранения этих противоречий мало было механизации. Промышленная революция должна была быть дополненной социальными преобразованиями. Главную роль в жизни общества теперь играли рабочий класс и буржуазия. Только они (путем сотрудничества или борьбы) могли обеспечить нужные изменения в обществе.

 

Словарь

1. Колония – здесь: бедная, отсталая страна, подчиненная более сильной (метрополией) и управляемая ею с целью использования природных и человеческих ресурсов.

2. Фабрикант – «владелец фабрики»; общее название представителя промышленной буржуазии периода промышленного переворота.

3. Безработица – невозможность для трудоспособного человека, в течение какого-то времени найти работу (по специальности или вообще). Причиной может быть упадок хозяйства, ненужность профессии, механизация и автоматизация производства и многое другое.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Предприятие с механизированным трудом принято называть:
1Фабрикой
2Заводом
3Консалтингом
4Холдингом
Ответить
1
Вопрос: 2
Ранее других стран в эпоху промышленного переворота вступила:
1Пруссия
2Франция
3Англия
4Россия
Ответить
3
Вопрос: 3
Промышленный переворот в Китае задержался из-за:
1Нехватки природных ресурсов
2Долгой изоляции от остального мира
3Сложностей обучения грамотности в Китае
4Сохранения крепостного права
Ответить
2
Вопрос: 4
Термин "индустриализация" означает:
1Массовый интерес к индийской культуре
2Процесс завоевания Англией Индии
3Налаживание отношений между Востоком и Западом
4Увеличение промышленного производства и роли промышленности в хозяйстве
Ответить
4
Вопрос: 5
В какой из этих стран промышленный переворот активнее всего шёл на транспорте?
1Англия
2США
3Пруссия
4Россия
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Предприятие с механизированным трудом принято называть:
1) Фабрикой 2) Заводом 3) Консалтингом 4) Холдингом
2 вопрос:

Ранее других стран в эпоху промышленного переворота вступила:
1) Пруссия 2) Франция 3) Англия 4) Россия
3 вопрос:

Промышленный переворот в Китае задержался из-за:
1) Нехватки природных ресурсов 2) Долгой изоляции от остального мира 3) Сложностей обучения грамотности в Китае 4) Сохранения крепостного права
4 вопрос:

Термин "индустриализация" означает:
1) Массовый интерес к индийской культуре 2) Процесс завоевания Англией Индии 3) Налаживание отношений между Востоком и Западом 4) Увеличение промышленного производства и роли промышленности в хозяйстве
5 вопрос:

В какой из этих стран промышленный переворот активнее всего шёл на транспорте?
1) Англия 2) США 3) Пруссия 4) Россия
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Фабрикой
2 вопрос: Англия
3 вопрос: Долгой изоляции от остального мира
4 вопрос: Увеличение промышленного производства и роли промышленности в хозяйстве
5 вопрос: США
slide9

Мы рекомендуем только    лучших РЕПЕТИТОРОВ

Перейти

Выбери своего репетитора    для онлайн-занятий сейчас

Перейти slide8