Всеобщая история

Урок 5: Идеология нового времени

Идеология нового времени. Республиканизм и социализм

Великая французская революция и промышленный переворот многое изменили в жизни человечества. Но эти изменения проходили без плана, сами собой, просто потому, что старые методы хозяйствования и управления исчерпали свои возможности. Для того, чтобы обществом можно было далее управлять, требовались новые идеи. Вера в бога или верность монарху уже не годились. Новые теории опирались на представления о правильной форме правления (ограниченная монархия или республика) и общественном устройстве (понятиях о равенстве, минимально необходимом уровне жизни, правах человека). В XIX веке появилась новая политическая идеология.

Обложка урока взята с источника.

slide9

Занятия с репетитором -    лучшее дополнение к школе

Перейти

Подберем репетитора для систематических занятий

Перейти slide8

План урока:

Причины появления новой политической идеологии

Идеология победившей буржуазии

Появление теорий социальной справедливости

Рабочее движение

Перспективы развития политических идей нового времени

 

Причины появления новой политической идеологии

Чтобы понять причины появления новой идеологии, нужно вспомнить результаты французской и промышленной революций. Под сомнение были поставлены важнейшие принципы устройства жизни в прошлые времена. Монархия уже не была единственной «нормальной» формой правления. Было доказано, что у людей могут и должны быть определенные права, вне зависимости от их происхождения и рода занятий.

Появились и стали наиболее значимыми в обществе новые классы – буржуазия и рабочие. Старая же идеология отстаивала интересы феодалов и крестьянства – ее следовало менять. Потерял актуальность и клерикализм[1] – само существование бога ставилось под сомнение в результате открытий в области физики, биологии, астрономии.

Старые силы не были уничтожены – во многих странах сохранилась монархическая форма правления и дворянская аристократия. Но опыт революции показал, что они не могут продолжать жить так, как раньше, иначе рискуют стать жертвами революционного террора. Этим старым силам тоже пришлось разрабатывать новые политические теории, чтобы сохранить власть в изменившихся обстоятельствах.

Наконец, в мире осталось множество людей, лишенных большинства жизненных благ. В новом времени это были не столько крестьяне, сколько представители рабочего класса. Им тоже нужны были идеи касательно того, как бороться за свои права и улучшать свою жизнь. Появились теории социальной справедливости.

Таким образом, новое время было просто вынуждено вырабатывать новые теории социально-экономического и политического устройства. Многие из них продолжают существовать и сегодня.

 

Идеология победившей буржуазии

В результате промышленной революции главенствующее положение в обществе быстро переходило к представителям буржуазии. Чтобы оправдать свое право на власть, новая буржуазия должна была придумать идеологическое обоснование такого положения вещей. В этой идеологии не должно было быть места революциям бедняков, но зато максимум возможностей для обогащения людей предприимчивых.

 

Консерваторы и либералы: различия и общие черты

Во многом представители богатейшей буржуазии сходились во мнениях с представителями той части дворянства, что понимали необходимость управления по-новому. Эта группа сформировала движение консерваторов.

Консерваторы упирали на негативные проявления революции (террор, войны). По их мнению, ради того, чтобы этого избежать, следовало максимально сохранять уклад, существующий на данный момент, меняя его только в крайнем случае и очень медленно.

Идеи консерваторов отстаивали

  • монархическую форму правления (хотя соглашались, что нужна конституционная, а не абсолютная монархия);
  • сохранение традиционного семейного уклада, государственную поддержку церкви;
  • осуществление изменений в обществе только путем постепенных реформ;
  • категорический отказ от любых радикальных[2] перемен;
  • обязательное неравенство, обусловленное имущественными и личностными различиями между людьми.

Вместе с тем, консерваторы нового времени не настаивали на сословных привилегиях, признавали равенство перед законом, допускали участие граждан (ограниченное) в принятии государственных решений. Основателями консерватизма считаются австрийский канцлер К.Меттерних, английский политик Э.Бёрк и французский церковник Ж.де Местр

1
Источник

Та часть буржуазии, что активно пользовалась достижениями революции, не могла принять консерватизм. Новой революции здесь тоже не хотели, но мир видели измененным сильнее, чем этого хотелось консерваторам. Точку зрения передовой буржуазии отражали взгляды либералов.

Суть либерализма составляли «4 кита»:

  • абсолютный приоритет[3] права частной собственности и частной инициативы;
  • уважение к правам человека, равенство всех перед законом;
  • максимальное ограничение вмешательства государства в хозяйственные дела;
  • приоритет интересов личности над интересами общества.

Либералы поддерживали участие общества в государственных делах, требовали отмены сословных привилегий. Однако имущественное неравенство их не волновало – они полагали его естественным результатом реализации права свободы личности. Учение либералов базировалось на теории английского просветителя Дж.Локка. Его развивал экономист А.Смит  

2Источник

Выдающимся либералом был английский политик В.Гладстон  

3
Источник

Теория была популярной и известной. А.С.Пушкин указывал, что его Онегин «…бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита…»

Консерваторы и либералы обычно выступали политическими противниками. Но в их мировоззрении было немало общего. И те, и другие, отстаивали право частной собственности, выступали за экономическое неравенство, против революций и других радикальных перемен.

Оба учения существуют до сих пор, и играют заметную роль в мировой политической жизни. За прошедшее время они сильно изменились – консерваторы уже признают республиканскую форму правления, а либералы – необходимость минимальных социальных гарантий для бедняков.

 

Буржуазный республиканизм

Для реализации любой политической идеологии нужно государство. Средние века представляли его только монархией. В новом времени республика рассматривалась как допустимая и даже желательная форма правления. В этом вопросе консерваторы и либералы часто расходились во мнении.

Консерваторы выступали за монархию как основу «общественного порядка». Правда, их идеалом в XIX веке была английская ограниченная монархия. Абсолютную монархию поддерживали только в ряде государств (например, в России). А вот среди либералов единогласия не было.

Большинство из них соглашалось на конституционную монархию с существенным ограничением власти монарха. Однако многие либералы были сторонниками республиканской формы правления. Для них форма государственности не имела особого значения, так как они не были поклонниками традиций.

Соответственно, образовалось еще одно политическое направление – республиканизм. В него входили либералы и сторонники более левых идей. Для них первоочередной задачей было установление республики.

 

Появление теорий социальной справедливости

Класс буржуазии консерватизм и либерализм устраивали. Но бедняков эти учения удовлетворить не могли – они не предусматривали улучшения их доли. Ведущая роль в XIX веке уже принадлежала рабочему классу, а не крестьянству. Поэтому и теории социальной справедливости зарождались в этой среде. Их авторами часто выступали представители обеспеченных слоев, но они добровольно отказывались от личных интересов, переходя на позиции бедняков.

 

Социализм и коммунизм как идеи

Полнее всего идею социальной справедливости воплотили социализм и коммунизм. Они близки по сути, отличаясь (и то не всегда) степенью радикализма.

Названия обоих течений корнем имеют слово «общество». Во Франции «коммуна» – местная самоуправляемая община. Отсюда и слово «коммунизм» – «теория общественности, общности».

Основные идеи социализма и коммунизма состоят в

  • уменьшении имущественного неравенства (в идеале – полном его уничтожении);
  • отмене права частной собственности на средства производства;
  • предоставлении максимума прав тем, кто живет собственным трудом;
  • признании исключительно республиканской формы правления;
  • в обязательности уважения интересов общества личностью, принципе единства прав и обязанностей.

При этом коммунисты и социалисты вовсе не желают сделать всех бедняками. В их представлении идеальное общество состоит из обеспеченных людей, не владеющих излишками, но и не страдающих от отсутствия необходимого. Сторонники этих учений отмечают, что полное равенство – дело далекого будущего; на сегодняшнем этапе достаточно, если никто не будет нуждаться в жизненно необходимом, а различия в достатке будут зависеть только от трудолюбия и способностей человека.

Идеи коммунизма и социализма имеют сегодня множество поклонников во всем мире. К этому приводит сохранение социальной несправедливости.  

 

Утопический социализм

Ранние социалистические учения базировались на идеях Ж.-Ж.Руссо. Мыслители позднейшего времени развили их, дополнив реалиями промышленной революции.

Первые социалисты полагали, что достичь желаемого можно без революции – просвещением и хорошим примером. Анри де Сен-Симон (1760-1825)

4
Источник

был уверен, что общество станет идеальным, если им будут управлять ученые, и все граждане будут участвовать в выборах правителей. Шарль Фурье (1772-1837)

5
Источник

сам попробовал создать фаланстер – самоуправляемую ячейку нового общества, но потерпел неудачу. Сходным образом поступил англичанин Роберт Оуэн (1771-1858),

6
Источник

и даже имел некоторые успехи (он перестроил на новый лад работу собственной фабрики).

В середине XIX века Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865)

7Источник

сформулировал идею «собственность – это кража», разумея крупную собственность фабрикантов. Он видел будущее за ассоциациями рабочих и мелких производителей.

Основатели утопического социализма пытались сконструировать модель идеального общества, не изучая досконально общество реальное. Некоторые из них (Прудон) даже отрицали достижения промышленной революции. Поэтому на практике у них ничего не вышло.

Сен-Симон, Фурье, Оуэн – социалисты-утописты, то есть фантазеры (от «Утопии» – фантастического романа Томаса Мора).

Однако утопический социализм и его явное поражение заставили других мыслителей искать иные возможности для реализации на практике социалистических идей.

 

Революционный социализм

Их предложением стал революционный социализм. Должна была состояться еще одна революция, которая передаст власть рабочему классу так же, как Великая французская революция передала ее буржуазии. Революционеров везде преследовали по закону как государственных преступников. Впрочем, преследовали и просто коммунистов и социалистов – буржуазия считала эти учения вредными.

Различия между разными учениями состояли в видении способов и возможностей организации такой революции. Выдающийся французский революционер, коммунист Луи-Огюст Бланки (1805-1881)

8
Источник

видел ее результатом захвата власти группой умных и храбрых заговорщиков. Они должны были силой подавить сопротивление буржуазии и дать рабочим возможность учиться – тогда те быстро станут способными сами управлять страной.

Карл Маркс (1818-1883)

9
Источник

разработал целую теорию пролетарской[4] революции, которая должна произойти после того, как возможности власти буржуазии исчерпаются. Он взял за основу идеи утопического социализма, обосновал свою теорию строгим анализом экономических процессов, а также истории человечества с позиции борьбы классов. Такую теорию в середине XIX века разработали французские историки Ф.Гизо, О.Тьерри и А.Тьер.

Адольф Тьер

10
Источник

не только разрабатывал теорию борьбы классов в исторической науке – он занимался ею на практике, но с позиции буржуазии. Этот человек за долгую карьеру побывал монархистом и республиканцем, либералом и консерватором. Он также сумел в 1871 году организовать уничтожение за 1 неделю 30 тыс. восставших парижан.

Теория, разработанная Марксом (марксизм, или научный социализм) находит себе подтверждения до сих пор и пользуется уважением и популярностью во всем мире. Она опирается на строгие законы общественного развития. Маркс утверждал, что любому уровню развития отношений в обществе должен соответствовать свой способ производства и наоборот. Когда такого соответствия нет, происходит революция – ситуация выправляется в исторически короткое время.

Маркс в своих разработках опирался на работы самых лучших ученых своего времени – биологов, историков, философов, экономистов. Он и сам изучал политические изменения своего времени, рабочее движение, особенности хозяйственного развития разных стран. Это и привело к тому, что его теория из всех учений века оказалась наименее изменчивой – она была самой научной.

 

Рабочее движение

Отдельное направление составило в XIX веке и далее рабочее движение. Рабочие отличались от других небогатых людей тем, что не имели собственности. Поэтому и интересы у них были специфическими.

 

Причины и обстоятельства формирования рабочего движения

Существует целый ряд причин тому, что развитие рабочего движения в XIX веке стало важнейшим историческим и политическим фактором.

  1. Рабочих в результате промышленной революции стало много.
  2. Уровень жизни рабочих, очевидно, не соответствовал их общественной роли – они были бедны.
  3. Рабочие имели возможность организовываться – они сосредоточивались в крупных городах и на крупных предприятиях.
  4. Рабочие становились грамотными, получали доступ к информации о происходящем в мире (по телеграфу, с помощью газет). Так они узнавали о проблемах своих товарищей и перенимали их опыт.
  5. Грамотность позволяла рабочим знакомиться и с теориями освобождения труда.

Именно движение рабочего класса, а не добрая воля буржуазии, привело к появлению современной системы социальных гарантий для работающих (пенсий, отпусков, больничных, пособий по инвалидности).

 

Экономическая борьба рабочих

В первую очередь рабочие боролись за улучшение своей жизни. Они требовали повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, отмены штрафов за провинности, улучшения условий труда. Это была экономическая составляющая борьбы рабочих. Главной ее формой была забастовка (стачка) – отказ выходить на работу, пока фабрикант не выполнит требований. Чаще всего рабочих вынуждали приступить к работе силой или голодом (фабрикант выдерживал денежные потери ради подавления движения), но бывали и успешные стачки.

Для защиты своих интересов рабочие объединялись в союзы по профессиям (в масштабах города, страны, иногда в международном). Союзы договаривались друг с другом о совместных действиях и выступали представителями рабочих при спорах с фабрикантами. Это движение получило название трейд-юнионистского (от англ. «trade union» – «профессиональный союз»).

Профсоюзы существуют и сейчас (в том числе в России) и занимаются тем же – защищают интересы работников определенной сферы.

 

Политическая составляющая рабочего движения

Но уже в середине XIX века некоторые рабочие деятели стали понимать, что удовлетворить экономические интересы рабочих нельзя без их участия в политической жизни. У этой идеи были противники (например, Прудон), но в основном рабочие стремились влиять на политику. Необходимость организовать международное рабочее движение в политической сфере лучше всего была аргументирована К.Марксом. Он принял участие и в создании первой в истории международной политической организации, защищающей права рабочих – I Интернационала (1864-1876).

Большинство деятелей революционного рабочего движения (и Маркс в том числе) признавали необходимость и политической, и экономической борьбы. Французский рабочий-переплетчик Луи-Эжен Варлен (1839-1871)

11
Источник

был создателем одного из первых во Франции профсоюзов, а также членом I Интернационала, республиканцем и революционером. А американский рабочий-железнодорожник Юджин Дебс (1855-1926)

12
Источник

был организатором и международного профсоюза, и рабочей политической партии[5] в США; он 5 раз баллотировался от нее в президенты страны.

А вот Л.-О.Бланки вообще не признавал экономической борьбы, а только политическую.

 

Перспективы развития политических идей нового времени

Как было указано, идеи эпохи нового времени во многом не утратили значения и сейчас. Существуют консервативные, либеральные, социалистические и коммунистические партии. Рабочие организовываются в профсоюзы. Даже идеи Л.-О.Бланки частично удалось воплотить в жизнь в ХХ веке лидеру Кубы Фиделю Кастро.

Сегодня эти идеи не таковы, какими были два века назад. Причина та же, что и в их появлении – мир изменился, для жизни в нем и управления им нужны новые методы. Консерваторы сегодня признают социальные гарантии и республику. Либералы довели борьбу за права личности до абсурда (в некоторых странах они добились разрешения продавать и употреблять опасные для жизни и здоровья людей наркотики). Социалисты сегодня обычно представляют не рабочих, а просто небогатых людей, а коммунисты нечасто призывают к революции (новое оружие делает ее слишком опасной).

Однако, пока в мире есть частная собственность на средства производства и имущественное неравенство, основные идеи нового времени имеют шансы на существование и остаются действенными. В России сегодня можно быть сторонником любой из них, не нарушая закон.

 

Словарь

1. Клерикализм – учение о допустимости и даже необходимости руководящей роли церкви во всех сферах государственной и общественной жизни.

2. Радикализм (от слова «корень») – в политике стремление к решению каких-либо проблем быстрыми, решительными действиями; приверженность к глубоким изменениям в обществе. Какого рода будут изменения – в принципе, неважно. Отсюда: «радикальный», «радикал».

3. Приоритет – первенство, большая значимость и важность.

4. Пролетариат – люди, не имеющие собственности. В Древнем Риме так называли свободных бедняков, не имеющих ничего, кроме семьи. В новое время это название перешло на рабочий класс.

5. Политическая партия – объединение людей, которые собираются отстаивать свои общие интересы путем получения политической власти.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Интересы личности полагают более важными, чем общественные
1Консерваторы
2Либералы
3Социалисты
4Коммунисты
Ответить
2
Вопрос: 2
Вильям Гладстон является представителем
1Консерваторов
2Либералов
3Социалистов
4Коммунистов
Ответить
2
Вопрос: 3
Из этих людей социалистом-утопистом не является
1А.де Сен-Симон
2Ш.Фурье
3Л.-О.Бланки
4Р.Оуэн
Ответить
3
Вопрос: 4
Создателем теории научного социализма является:
1К. Маркс
2Ю. Дебс
3Л.-Э.Варлен
4П.-Ж.Прудон
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Интересы личности полагают более важными, чем общественные
1) Консерваторы 2) Либералы 3) Социалисты 4) Коммунисты
2 вопрос:

Вильям Гладстон является представителем
1) Консерваторов 2) Либералов 3) Социалистов 4) Коммунистов
3 вопрос:

Из этих людей социалистом-утопистом не является
1) А.де Сен-Симон 2) Ш.Фурье 3) Л.-О.Бланки 4) Р.Оуэн
4 вопрос:

Создателем теории научного социализма является:
1) К. Маркс 2) Ю. Дебс 3) Л.-Э.Варлен 4) П.-Ж.Прудон
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Либералы
2 вопрос: Либералов
3 вопрос: Л.-О.Бланки
4 вопрос: П.-Ж.Прудон
slide9

Наши репетиторы помогут подготовиться к экзаменам

Тут

Выбери для онлайн-занятий лучшего репетитора

Перейти slide8