Литература
Николай Михайлович Карамзин "Бедная Лиза"
План урока:
Литературное течение сентиментализма
Роль в повествовании московского пейзажа как психологической характеристики героев
Нравственная проблематика повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»
Биография Н. Карамзина
Белинский писал, что в различных сферах литературного творчества «начало положено Карамзиным», его деятельность способствовала развитию русской журналистики и прозы, появлению новых жанров, формированию русской литературной критики, историографии.
Николай появился на свет 1 декабря 1766 г. в семье небогатого помещика из Симбирска, мать умерла, когда он был еще младенцем. Детство провел в симбирском поместье Михайловка на берегу Волги, сам он пишет, что воспитывался его «дух в простоте естественной». Николай Карамзин получил начальное домашнее образование, проявив способности к изучению языков. С 1775 г. занимался в пансионе профессора И. Шадена, преподававшего в Московском университете, в котором юноша дополнительно посещал лекции, особенно увлекался отечественной историей и словесностью, совершенствовался в иностранных языках и занимался переводами зарубежных текстов. За свой первый перевод, купленный у него книготорговцем, получил гонорар книгами.
В 1783 г. Николай Карамзин служил в Преображенском полку, но уже через год оставил военную службу и уехал в Симбирск. Там он, поддавшись влиянию друзей, стал членом масонского[1] кружка. Карамзин увлекся нравственными исканиями и идеями масонов, их интересом к этическим вопросам, но со временем отошел от мистического общества, ритуалы которого он считал нелепыми, а идеи поверхностными.
С осени 1784 г. поселился в Москве, где после знакомства с издателем Н. Новиковым увлекся журналистской деятельностью, редактировал журнал «Детское чтение», в котором печатает свои поэтические опыты, первую прозу «Евгений и Юлия». В 1789 г. отправился путешествовать, изучал культуру Германии, Швейцарии, Франции, Англии. Там окончательно сформировалось его творческое мировоззрение как сентименталиста. «Письма русского путешественника», увлекательные очерки о европейской жизни, написанные в форме путеводителя, стали литературным итогом поездки и сделали своего автора знаменитым.
В 1790 г. уже известный писатель Николай Карамзин организовал издание первого в России литературного "Московского журнала" с тиражом более 300 экз. Будучи издателем, он еще проявил себя как незаурядный редактор, критик и писатель, опубликовал частями «Письма русского путешественника» и другие свои произведения, включая повесть «Бедная Лиза». Повести Карамзина стали новаторскими, положив начало популяризации сентиментализма, сменившего классицизм как литературное течение. Карамзин, отдавая дань красноречию Ломоносова, старался все же писать не высокопарным возвышенным слогом, а более «живым», эмоциональным, разговорным языком. В 1792 г. «Московский журнал» пришлось закрыть. После событий Французской революции начались преследования масонов, и Карамзину, когда он на страницах журнала вступился за арестованного Новикова, припомнили его увлечения в молодости.
Карамзин писал статьи по истории для зарубежных журналов, выпустил несколько альманахов[2] и сборников. В своих публицистических произведениях Карамзин стремился письменный язык приблизить к естественной речи, избегая церковнославянских тяжелых оборотов и слов. Но все же для него эталоном был язык образованного дворянского общества, народная речь казалась грубоватой и непоэтичной. Благодаря Карамзину, экспериментатору и реформатору русского языка, лексика обогатилась неологизмами и умело заимствованными словами, такими как «утонченность», «влюбленность», «гармония», «благотворительность», «эстетический», «влияние», «впечатление», «чувствовать», «промышленность» и др. Нововведения в языке, предложенные Карамзиным, вызвали резкую критику со стороны любителей «старого» книжного стиля, тем не менее со временем прижились в словарях. А молодыми поэтами был основан знаменитый литературный кружок «Арзамас», в котором принимали участие Жуковский, Вяземский, Батюшков, Пушкин и др., все члены кружка стремились подражать карамзинскому языку и слогу.
С приходом к власти Александра I Карамзин вернулся к активной издательской деятельности. В 1802 г. предприимчивый книгопродавец И. Попов, взяв в аренду университетскую типографию, пригласил Карамзина на место редактора с внушительным жалованием – 3000 руб. в год серебром. Для сравнения, единственному российскому историографу император платил 2000 руб. Николай Карамзин основал журнал по западноевропейским образцам – «Вестник Европы», в котором печатались переводы зарубежных произведений и сочинения русских авторов. В журнале Карамзин печатали свои произведения, в их числе «Марфа-посадница», первую историческую повесть.
Впервые в российском издании появился отдел «Политика», который курировал ставший первым политическим журналистом сам Карамзин, освещая «умело и живо» российские реформы, проблемы внутренней и внешней политики.
Первый в России литературно-политический «толстый» журнал был так популярен, что тираж в 600 экз. увеличился вдвое. «Вестник Европы», по словам Белинского, «зачитывали до лоскутков», передавая из рук в руки. Критик считал, что Карамзин ввел моду на чтение, смог сформировать и «размножить» читающую «русскую публику».
В сентябре 1803 г. преуспевающий журналист Николай Карамзин обратился в Министерство народного просвещения с просьбой об официальном назначении его историографом, в октябре императорским указом был назначен на эту должность и получил доступ ко всем государственным архивам. Карамзин оставляет место редактора, журнал после его ухода утратил свою злободневность.
Карамзин после женитьбы на Екатерине Андреевне Колывановой решил «постричься» в историки . С 1804 г. он жил с семьей уединенно летом в поместье Остафьево, зимой в Москве, работая над «Историей Государства Российского», которая создавалась 22 года. Карамзиным были систематизированы сведения из почти 40 летописей и других исторических источников, благодаря его работе были найдены в архивах Троицкая и Ипатьевская летописи, Судебник Ивана Грозного, «Моление Даниила Заточника»,«Хождение за три моря» Никитина и др., им было досконально исследованы Остромирово евангелие 1057 г., «Слово о полку Игореве» и много иных ценных исторических памятников. Всего написано 12 томов исторической энциклопедии. Только в 1812 г. работа была приостановлена из-за наполеоновского вторжения в Москву. Рукопись «Истории» Карамзин отдал жене, которая вместе с детьми уехала в Ярославль. Библиотека и архив, оставленные в Москве, погибли во время пожара.
В 1816 г. Карамзин, чтобы опубликовать частично написанную «Историю государства Российского», переехал в Петербург. Отпечатанные 8 томов тиражом 3000 экз. были стремительно раскуплены. Пушкин писал, что все, включая светских дам,«бросились читать историю своего Отечества», которая для них «стала открытием».
У Карамзина складываются дружеские отношения с Александром I, который становится его цензором, но придворный историограф неохотно бывал при дворе, отказывался от наград и должностей, даже от места губернатора Твери и министра просвещения, считая, что его работе может помешать любая государственная служба. Карамзин долго сопротивлялся своему участию в деятельности Академии наук, но в 1818 г. был избран ее почетным членом, получил звание действительного тайного советника. С 1821 г. по 1824 г. издаются еще 3 тома «Истории», незавершенный 12-й том был издан после кончины историка.
14 декабря 1825 г. Карамзин стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Хотя он не разделял убеждений декабристов и был убежденным монархистом, всячески пытался смягчить вину восставших перед Николаем I. Пережив сильное потрясение на площади и простудившись, долго болел, умер от воспаления легких 22 мая 1826 г. Николай Михайлович Карамзин похоронен в Александро-Невской лавре Петербурга.
Литературное течение сентиментализма
Повесть «Бедная Лиза» и ее главные герои. Основная идея – раскрытие внутреннего мира человека. Образы крестьянки Лизы и дворянина Эраста
Карамзин стал теоретиком нового в России эстетического литературного направления сентиментализма (от фр. sentiment – чувство), его принципы стали основой его произведений. В противовес классицизму, возвышающему категории разума и порядка, пренебрегающего чувствами, сентименталисты представили чувство как основную эстетическую категорию в своих произведениях. Предметом художественного изучения в сентиментализме становится не герой и его героические деяния, впервые представлен как исключительная личность обычный человек с его мыслями и душевными переживаниями.
Сентиментализм привнес в литературу психологический анализ, вызывал у читателя чувственное сопереживание героям, способствовал образованию новых жанров: сентиментальной повести, семейного психологического романа, романа в письмах (эпистолярного), дневника путешественника, мемуаров, исповеди, идиллии, и пр.
В основе незатейливого сюжета сентиментальной повести «Бедная Лиза»– трогательная и трагическая, но весьма обыкновенная для того времени история соблазнения барином крестьянки. Для любви сословные предрассудки не препятствия, но здравым смыслом осознается, что любовные отношения между богатым и знатным дворянином и девушкой-крестьянкой обречены. Сам Карамзин назвал свою повесть «сказкой весьма незамысловатой». Но при чтении сентиментальной повести «Бедная Лиза» важно не прочтение сюжета, поэтому автор не стремится увлечь читателя интригой повествования. При анализе «Бедной Лизы» нужно обращать внимание на то, что текст наполнен бесконечными смыслами, оттого очень важны детали: пейзаж, мимика, жесты, обстановка. Психологические детали проявляются в разговорах героев, в которых важнее слов междометия, паузы, недоговоренность, выражающие невысказанные чувства. Главные герои «Бедной Лизы» «беседуют взорами». То, что ими умалчивается, важнее того, что сказано. Когда матушка делится с Лизой приятным впечатлением, которое произвел на неё Эраст, то в задумчивости вздыхает, желая дочери такого жениха. А дочь, понимая невозможность этого, отвечает: «Он барин, а между крестьянами…». Лиза умалчивает о самом главном для себя, понимая, что такой брак невозможен. Впервые в литературном тексте Карамзин использовал прием оборванной реплики персонажа, молчание красноречивее произнесенных слов.
В образе Лизы воплощен идеал сентименталиста Карамзина, это девушка «редкой красоты» во всем. Впервые главная героиня изображена простолюдинкой, целостность натуры и нравственность которой были противопоставлены качествам выходца из дворянской среды, впервые в произведении прозвучало, что крестьянки «тоже любить умеют».
Лиза бедна, но трудолюбива. С образом Лизы связана поэтизация труда, героиня постоянно занята: вязала и ткала, продавала собранные ею цветы и ягоды. «Бог дал мне руки, чтобы работать», - отвечает она матери, которая называет дочь своей отрадой и кормилицей. Лиза безупречно честна, отказывается взять больше денег за цветы, чем положено. Ее бескорыстие проявляется в отказе богатому жениху-крестьянину, сделавшему ей предложение. Девушка искренна и доверчива, она безоговорочно верит Эрасту, ведь он дворянин, ей порукой может быть его честь.
Дворянин Эраст, нареченный словно герой романа чужеземным именем, не предстает просто коварным соблазнителем. Он добрый, но малодушный и ветреный, не способный на глубокие чувства. Молодой дворянин «приятного вида» не глуп, начитан, у него «живое воображение», воспитанное на романах, которое стало причиной его «заблуждения». В Лизе он увидел душевную красоту и чистую любовь, и ему показалось, что он обретет идиллию как в романах, ради которой готов «оставить свет». Он убежденно и искренне клянется в своей вечной любви к Лизе.
Эраст уходит на войну, чтобы проявить себя «достойным сыном Отечества», и это делает ему честь как дворянину, но на службе он проигрывает в карты родовое имение, а это уже влечет потерю чести: такой человек не будет уважаем в обществе. Промотавшись и запутавшись, он вынужден жениться на пожилой вдове, т.е. сделал то, на что была неспособна Лиза: готов ради денег заключить брак. Он трусливо предает любовь Лизы, откупается от нее ста рублями. Но за предательство Эраст поплатился собственным несчастьем до конца жизни, терзаясь чувством вины, «считая себя убийцей».
Одухотворенный образ Лизы противопоставлен образу Эраста, олицетворяющему испорченность аристократического дворянского общества. Автор оплакивает не только физическую смерть Лизы, но и смерть духовную Эраста. В конце повести поэтизируется загробный мир, вера в возможность встречи душ героев и их примирение.
Роль в повествовании московского пейзажа как психологической характеристики героев
Образ автора-рассказчика, его позиция
У Карамзина впервые появляется особого рода пейзаж, не просто отражающий описания полюбившихся автору-рассказчику мест и «милых сердцу» времен дня и года, эти пейзажные зарисовки служат для отражения состояния его души. Он пишет, что любит бесцельно бродить «куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» и находит «новые приятные места» или замечает в «старых новые красоты». Ему полюбились окрестности Симонова монастыря, там он в уединении радовался приходу весны, а осенью «горевал вместе с природою».
Эти места у стен овеянного легендами мрачного заброшенного древнего монастыря с готическими башнями на высоком берегу Москва-реки связаны с трагической жизнью и смертью Лизы: неподалеку стояла ее хижина, здесь она погибла. С высокого холма открывался вдалеке «величественный амфитеатр» Москвы,«ужасная громада домов и церквей», Воробьевы горы, Данилов монастырь, Коломенское, видны окрестные деревеньки и бесчисленные золотые купола в лучах заходящего солнца, зеленые луга с многочисленными стадами, река с плывущими судами, доставляющими хлеб в «алчную» отставную столицу. Здесь рассказчику часто вспоминается история монастыря, Москвы и плачевная судьба бедной девушки, похороненной под дубом у пруда. Это место хранит не только московские тайны, но и тайну бедной Лизы. Впервые судьба вымышленного персонажа привязана к реальному месту.
Еще до развития любовного сюжета, в пейзажной зарисовке определяются средства психологической характеристики главных героев и среда, в которой воспитаны. Эраст – порождение города,который представляется и «алчным» и гибельным. Почти каждое упоминание о герое связано с мотивом денег: за ландыши пытался заплатить вместо пятака рубль, хотел скупать всю работу девушки и платить вдесятеро больше, состояние проиграл в карты, из-за денег женился, выпроваживая возлюбленную, сунул ей сто рублей в карман. Не умея зарабатывать, он лишь с удовольствием тратит, Лиза же к деньгам относится щепетильно, зарабатывая гроши, она за свой труд отказывается брать более положенного.
Героиня «Бедной Лизы» – дитя деревенской природы, пространства естественности, искренности. Матушка Лизы, словно предчувствуя беду, всегда молилась перед иконой и зажигала свечу, когда Лиза уходила в город, стараясь оберечь ее от «всякой беды и напасти». Пейзажные детали характеризуют главную героиню, подчеркивая ее близость к окружающему миру. В чертах Лизы присутствует природное начало: ее щеки горели «как заря в ясный, тихий вечер», ее улыбка была «как майское утро», «розы на щеках ее освежались». Ее облику присуща свежесть и чистота, в деталях, связанными с нею, много белого цвета: держит ландыши в руках, молоко наливает из «чистой кринки», вытирает белым полотенцем стакан, смотрит перед восходом солнца на белые туманы.
Природа откликается на состояние души девушки. Лиза смотрит на восходящее солнце, и в ее душе зарождается еще неведомое ей чувство. После объяснения с Эрастом она, как никогда ранее, радуется прекрасному утру, пению жаворонков, сиянию солнца, запаху цветов. На вечерних свиданиях лунным светом серебрятся ее волосы, которыми играет ветер. Природа предстает умиротворенной, как и ее чувства. После грехопадения Лиза считает себя преступницей, природа вторит ее душевому состоянию, предвещая беду: шумит буря, в черных тучах сверкает молния, гремит гром. Описания природы в повести выполняют не просто эстетическую функцию, они помогают понять внутренний мир героини.
Авторская позиция в «Бедной Лизе» проявляется в сочувствии героям: он оплакивает несчастную участь Лизы; Эраста, хоть и осуждает, все же жалеет, ведь тот, раскаявшись, поведал ему историю своей любви. Автор-рассказчик, изложивший печальную повесть о бедной Лизе и Эрасте, предстает благородным и чутким человеком. Незримо присутствующий при развитии событий, наблюдая за своими героями, он делится тем, как тронули его душу сложные оттенки человеческих чувств, заставляя читателя сопереживать героям, что и составляет основную идею «Бедной Лизы».
Нравственная проблематика повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»
Карамзин, использовав канву популярного в те времена европейского любовного сюжета, написал русскую сентиментальную повесть с социальным звучанием. «Бедная Лиза» стала первым русским бестселлером[3]. Публикация лирической повести о любви имела ошеломительный успех, последовало огромное количество литературных подражаний, начались паломничества поклонников повести к месту гибели Лизы, к пруду у Симонова монастыря. Вымышленную историю читатели воспринимали как реальную. Карамзин впервые в русской словесности затронул вещи, о которых не было принято писать: падение девушки, тайная связь, любовный треугольник, самоубийство из-за любви. Повесть привлекала новизной лаконичного повествования, утонченным слогом, одухотворенностью и лиризмом. Карамзин стал первооткрывателем русской прозы, положив начало и так называемому «женскому роману», жанру, который популярен и сегодня.
Слово «сентиментальный» в современном значении приобрело оттенок ироничности, стало обозначать «чрезмерно умиляющийся, плаксивый, излишне чувствительный». Оттого повесть «Бедная Лиза» со своим старомодным простодушным повествованием воспринимается в наше время здравого рационализма как наивная, жеманная, неестественная. Но в XVIII в. понятие «сентиментальность» означало восприимчивость к красоте природы, искусства, способность человека сострадать. Сентиментальные повести Карамзина воспитывали у читателя умение сопереживать, сочувствовать, принимать чужие чувства как свои собственные. Это качество, важное для общения, теперь современные психологи называют эмпатией, т.е. умением понимать, чувствовать другого человека, видеть мир его глазами.
Словарь
1. Масонство – религиозно-мистическое философское движение, целью которого было нравственное совершенствование и упразднение национальной государственности
2. Альманах – серийное издание, представляющее сборник, выпускаемый раз в год
3. Бестселлер – популярное, хорошо продаваемое произведение
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите годы жизни Николая Михайловича Карамзина
1) 1756 г. – 1825 г 2) 1766 г. – 1826 г 3) 1768 г. – 1826 г
Художественной особенностью сентиментализма является
1) Изображение внутреннего мира обычного человека, его чувств 2) Прославление разума и порядка 3) Восхваление героев и их деяний
Определите жанр произведения «Бедная Лиза»
1) Роман 2) Рассказ 3) Повесть
Какие цветы продавала Лиза
1) Ландыши 2) Розы 3) Фиалки
Что привлекло Эраста в Лизе
1) Естественная красота 2) Мастерство в рукоделии 3) Аккуратность и чистота
Пейзаж в «Бедной Лизе»
1) Является эстетическим фоном повествования 2) Указывает на смену времен года 3) Является психологической характеристикой, помогает понять настроение героини
А названии повести эпитет «бедная» подразумевает, что Лиза
1) Нищенствует, терпит нужду 2) Несчастна 3) Обделена достоинствами, убогая