Литература
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
План урока:
История создания «Путешествия из Петербурга в Москву»
Картины русской жизни в «Путешествии из Петербурга в Москву»
Значение творчества А. Радищева
Факты биографии А. Радищева
Жизнь Радищева не сложилась бы так трагично, если бы им не было напечатано «Путешествие из Петербурга в Москву». Это творение писателя не только отразилось на его судьбе, но и повлияло на формирование общественного сознания в стране. Александр Радищев родился 20 августа 1749 г. в семье московских богатых дворян. Детские годы провел в родительских поместьях Верхнее Аблязово и Немцово. Его отец,получивший превосходное образование, помогал в домашнем обучении сыну. Известно, что он был неплохим помещиком, которого любили крестьяне, во время Пугачевского бунта его с семьей прятали и не выдали восставшим. С 1756 г. воспитывался в семье родственника А.М. Аргамакова, служившего ректором Московского университета, что позволило мальчику заниматься у профессоров университета.
В 1762 г. Александр Радищев был отдан в Пажеский корпус, самое привилегированное учебное заведение, в котором готовили для придворной и военной службы. После четырех лет обучения по императорскому указу в числе 13 юношей был отправлен в Германию для изучения юриспруденции в университете Лейпцига. Во время учебы увлекался чтением работ ученых-просветителей, что повлияло на формирование его взглядов.
В 1771 г. Радищев был принят в Сенат на должность протоколиста,в журнале «Живописец» опубликовал главу из еще неоконченного романа «Путешествие из Петербурга в Москву». С 1773 г. по 1775 г. служил прокурором в военном ведомстве командующего дивизией, следил за соблюдением законности при вынесении приговоров, добиваясь иногда их смягчения. В это время были напечатаны Радищевым«Офицерские упражнения», перевод «Размышлений о греческой истории» французского философа Мабли, «Дневник одной недели». С 1777 г. служил в Коммерц-коллегии, с 1780 г. на таможне, которую впоследствии возглавил. На этой должности снискал себе репутацию безукоризненно честного человека.
В 1790 г. благополучный чиновник, дослужившийся до директора Петербургской таможни, которого ждала в дальнейшем блестящая карьера, решил заняться издательством, благодаря императорскому позволению открывать частные типографии. Первой книгой, напечатанной в домашней типографии, была история жизни друга «Житие Федора Васильевича Ушакова». Следующей книгой Радищева стало «Путешествие из Петербурга в Москву», откровенно изобличающее крепостное право и иные неприглядные стороны российской действительности. Книга в одночасье стала популярной и вызвала огромный общественный резонанс.
Екатерина II, прочитав книгу, издала указ, в котором «Путешествие из «Петербурга в Москву» называлось преступным покушением на государственную особу. Радищев был взят под стражу и заточен в Петропавловскую крепость. На закрытом заседании Сенатского суда было рассмотрено дело по обвинению Радищева, содержание его сочинения было признано «вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение».
В документах следствия нет сведений о том, что Радищев признал себя виновным. Он настаивал, что его произведение было превратно понято, и оно не представляет никакой угрозы для государственных устоев. Он лишь взывал к состраданию и совести сильных мира сего, а не к свержению существующего строя. «Путешествие из Петербурга в Москву» объявили преступной книгой, автор был обвинен в «заговоре и измене» и приговорен к смертной казни «путем отсечения головы». Полтора месяца ожидал Радищев исполнения приговора.
Но императрица, переписывающаяся с просветителями Вольтером и Дидро, боясь лишиться репутации «просвещенной» монархини, смертный приговор не решилась утвердить и заменила его 10-летней ссылкой в Илимске. На поселении Радищев интересовался экономическим развитием Сибири, бытом крестьян и их промыслами, отразил наблюдения в своих заметках.
Условия содержания Радищева смягчились после кончины Екатерины, при Павле I ему позволили поселиться в деревне Немцово без права ее покидать. В начале правления Александра I Радищев был помилован, ему вернули дворянский титул, разрешили жить в столице и привлекли к реформаторской деятельности в комиссии по внесению изменений в российское законодательство. Граф Завадовский, возглавлявший комиссию, был так недоволен слишком радикальными предложениями Радищева о свободе слова и вероисповедания, об отмене крепостного права, упразднении Табеля о рангах, что однажды в грубой форме припомнил ему о Сибири. Жизнь Радищева,морально сломленного, не выдержавшего противостояния с властью,трагически оборвалась: он принял яд и скончался 12 сентября 1802 г. Место захоронения писателя утеряно, видимо, это связано с его самоубийством, хотя родственники настаивали на версии несчастного случая и погребении по православному обряду.Предположительно, его могила может находиться на Волковом кладбище в Петербурге, в архивных документах которого сохранилась запись, что 13 сентября 1802 г. состоялось отпевание и погребение «коллежского советника Александра Радищева, умершего от чахотки».
История создания «Путешествия из Петербурга в Москву»
Специфика жанра путешествия
После выхода книги Радищева многие усмотрели в ней связь с путешествием в 1787 г. Екатерины II со своей большой свитой в Новороссию и Крым, обставленным с необыкновенной роскошью. Все деревни по пути следования были заранее подготовлены князем Потемкиным, чтобы создать видимость благополучной жизни российского крестьянства. «Путешествие» Радищева, показавшего настоящую Россию по маршруту императорского кортежа, противоречило маскарадной поездке, организованной придворными вельможами. Писатель дал собственную оценку существующим порядкам, обличив устои самодержавия и осудив крепостное право.
Рукопись романа «Путешествие из Петербурга в Москву», которую Радищев писал почти 10 лет, цензорами была воспринята легкомысленно как путевые заметки и была разрешена к публикации, но печатать ее никто не решился. Тогда Радищев приобрел печатный станок и в домашних условиях напечатал книгу без указания авторства тиражом 650 экз. Несколько книг подарил друзьям, часть выставил на продажу в книжной лавке купца Зотова.
«Путешествие из Петербурга в Москву» вышло через год после Французской революции 1789 г., в Париже была взята Бастилия и ограничена введением конституции монархия правящих Бурбонов. В «зловредной» книге увидели популяризацию западноевропейского вольнодумия. Свежи были еще воспоминания о недавнем Пугачевском бунте. Все это сыграло роковую роль. Прочитав попавшее к ней вольнодумное сочинение, Екатерина II в негодовании назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Ведь этот просвещенный аристократ, не имея сподвижников, в одиночку выступил против правительственной политики и самодержавия, а неграмотный казак-бунтовщик, собравший почти 25-тысячную армию из восставших, выступал все же под видом монарха. Роман Екатерина II восприняла как личное оскорбление, автор через книготорговца был установлен и осужден. Почти все книги первого издания были уничтожены. Благодаря уже купленным 25 уцелевшим экземплярам, книга стала библиографической редкостью. «Путешествием из Петербурга в Москву» после его запрета тайно обменивались с друзьями, переписывая от руки.
Литературный жанр, описывающий путешествия, издавна существовал на Руси и назывался «хождение». Эти произведения были, в основном, не светского, а духовного содержания, в них описывались паломничества к святым местам. Свое главное произведение Радищев создал в жанре литературного путешествия, распространенном в Европе в эпоху Просвещения, насыщенной географическими открытиями.Авторы, повествуя о поездках, странствиях, экспедициях, делились впечатлениями об увиденном. Жанр путешествия перестал быть просто информативным, он становится еще и занимательным. По форме книга Радищева была подражанием модному«Сентиментальному путешествию» Лоренса Стерна. Только легкомысленную форму Радищев наполнил новым содержанием: он написал не только о впечатлениях, но и о своих переживаниях, влияющих на его поведение и отношение к жизни других людей.Путевые записки предоставили возможность отразить современную ему действительность со всеми ее противоречиями. Радищев отходит от привычных образцов в русской и западноевропейской культурах, меняет привычные взгляды на отношение к этому литературному жанру.
Его книга является не совсем путешествием, с которым связаны только названия деревень и городов, перечисленные в главах. Все остальное повествование не о пути, это эмоциональные, полные негодования рассуждения об увиденном. В предисловии, адресованном другу Алексею Михайловичу Кутузову, Радищев пишет: «Я взглянул окрест меня – душа моя, страданиями человеческими уязвлена стала». А когда «взглянул внутрь в себя», то понял: «Бедствия человека происходят от человека». В суждениях автора выражается новое по тем временам отношение к словесности, которая может отображать не только внешние обстоятельства, но и внутреннюю сущность человека, пытающегося осознать свои чувства.
В написанном в конце XVIII в. «Путешествии из Петербурга в Москву» рушатся классицистические нормы, зарождаются литературные тенденции будущего века.Радищев, хотя и принадлежал к просветителям, его можно назвать и сентименталистом, ведь он впервые написал о внутреннем мире человека, а в сентиментализме основой произведения являются переживания героев. В книге смешаны жанры путешествия и дневника-размышления, который впервые в литературе стал предметом публичного достояния, в повествование включены иные самостоятельные сочинения: записки другого путешественника о будущем, где не будет крепостного права, ода «Вольность», «Слово о Ломоносове».
Картины русской жизни в «Путешествии из Петербурга в Москву»
Анализ глав «Любани», «Чудово», «Пешки» и др. Проблемы самодержавной власти, крепостного права и тяжелого положения крестьян в произведении. Собирательный образ народа
В «Путешествии» Радищева нет единого сюжета, композиционно произведение выстроено как последовательное расположение глав, где каждая глава – следующая станция на пути героя. Сюжетная линия состоит из несвязанных между собой фрагментов, которые объединены только образом повествователя, который показал жизнь всех слоев общества и представил общую картину русской действительности. Это записки странника, встречающего на своем пути в деревнях и маленьких городках различных людей, встречи с которыми становятся источником его рассуждений, чувств и впечатлений. Не обходит он своим вниманием исконные русские проблемы: разбитые дороги, необходимость давать взятки, недалекость и безразличие чиновников.
В главе «Чудово» повествователь узнает от своего давнего приятеля, как тот с другими моряками чуть не погиб на тонущем судне из-за того, что подчиненные не посмели будить спавшего днем начальника ради спасения утопающих. Сам же бездушный чиновник, не испытывая угрызений совести, заявил, что по должности это не его забота. В главе «Спасская Полесть», путник, ночуя на почтовой станции, случайно услышал историю о наместнике, который так пристрастился к устрицам, что отправлял за казенный счет подчиненных за устрицами в столицу, а за эти услуги давал им повышение по службе. А утром повествователь подвез человека, который поведал о том, как пострадал из-за произвола и беззакония чиновников, потерял состояние, жену и ребенка, а теперь вынужден скрываться от полиции. После увиденного и услышанного снится путнику аллегорический[1] сон об Истине, которая хочет открыть глаза властителю, окруженному подобострастными и льстивыми придворными, чтобы тот увидел, кто творит беззаконие.
Не безразлична повествователю тяжелая подневольная жизнь крепостных крестьян. В главе «Любани» он узнает в разговоре от пашущего в поле мужика, что тот, чтобы прокормить большую семью, вынужден работать по церковным праздникам и воскресеньям, что для православных считается грехом, а иногда и ночами, ведь остальное время он работает, чтобы «кормить» барина. Причем путник отметил, как старательно обработан крестьянский надел в отличие от барской земли, ведь подневольный труд не приносит хороших результатов. В главе «Пешки» рассказчик, остановившись в деревенской избе и увидев нищету, убогую утварь и скудную пищу крестьян, их голодных детей, размышляет о помещиках, которые грабят своих крепостных, отнимая все ими выращенное, и отнять уже только воздух не могут.
Описанная в главе «Медное» сцена продажи с торгов имущества промотавшего состояние помещика, в том числе и шести человек его дворни, вызывает негодование повествователя, «срамным позорищем» называет он право собственности на другого человека. Все члены семьи крепостных, от старика до младенца, распроданы по одиночке и разлучены. В Городне путешественник становится очевидцем проводов крестьян в армию. Старушка крестьянка провожает единственного кормильца сына, и теперь ей суждена голодная смерть, но для самого Ванюши армия – это избавление от жестокости помещика.
На станции Черная грязь путник обращает внимание на свадьбу грустных молодых крестьян, которые не любят друг друга, но вынуждены венчаться по принуждению своего барина.В главе «Едрово» повествователь знакомится с молодой крестьянкой Анной, которая рассказывает, что ее сватают за малолетнего, чтобы получить в свой дом рабочие руки, а пойти замуж по собственной воле она не может, оттого что у жениха нет денег, чтобы откупиться от родни. Но от предложенных денег девушка и ее мать, несмотря на бедность, отказываются, им дороже честное имя. После встречи с Анной автор размышляет о безнравственности неравных браков. Образы крестьян в главах «Любани», «Пешки», «Медное», «Едрово» и др. было новым явлением в русской литературе. До Радищева в литературе дворянской и для дворян о крепостных не писали, как о людях.
Не проста жизнь и у представителей других сословий: мелкому дельцу сложно вести свое дело из-за взяточников; семинарист жалуется на образование в духовной семинарии, в которой ничему не учат; мужчина, похоронив сына, винит себя в смерти мальчика,умершего из-за его заразной болезни, родившись уже больным. Во всех этих частных историях отражается общее состояние всего общества, горестные судьбы отдельных людей создают многоликий собирательный образ народа.
Радищев не дает описания главного героя-повествователя, но можно сказать, что он образованный дворянин среднего достатка, склонный к самоанализу. Он не только преодолевает тяготы пути, он преодолевает преграды и внутри себя. Основным оказывается не дорожное пространство, а пространство души человека. Радищев не стремится отделить себя от героя, автор сам является действующим лицом своего путешествия.
Значение творчества А. Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву» стало новаторским произведением с литературно-политическим содержанием, а Радищев стал первым, кто был осужден за литературное творчество. Но не только в сфере литературы, но в общественной жизни Радищев произвел переворот.Современники считали, что он создал «обличительную энциклопедию российского общества». В творчестве Радищева нет прямых призывов к революционному восстанию, бунту или мятежу, он прежде всего желал, чтобы не только «помещик жестокосердный», но все власть имущие стремились понять бедственное положение народа. Тем не менее Радищев остался в истории первым революционером из дворян, обличающим свое сословие и пороки самодержавия: крепостное право, бесправие крестьян, народную нищету, бесчеловечную рекрутскую повинность, беззаконие властей. Последователями идей Радищева в XIX в. считали представителей передовой интеллигенции: декабристов, народников, славянофилов.
Словарь
1. Аллегорический – иносказательный
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите годы жизни Александра Радищева
1) 1778 г. – 1802 г. 2) 1779 г. – 1803 г. 3) 1779 г. – 1802 г.
В каком году было опубликован полностью роман «Путешествие из Петербурга в Москву»
1) 1790 г. 2) 1790 г. 3) 1791 г.
Какое наказание понес Радищев за издание своей книги
1) Смертный приговор, который был приведен в исполнение 2) Смертный приговор, который был заменен 10-летней ссылкой в Сибирь 3) 10-летнее заключение в Петропавловской крепости
В правление какого императора Радищев был помилован и привлечен к государственной законотворческой деятельности
1) Павел I 2) Александр II 3) Александр I
Основной темой «Путешествия из Петербурга в Москву» можно считать
1) Бытописание русского народа 2) Осуждение крепостного права и самодержавия 3) Прославление России
Кого повстречал путешественник в главе «Любани»
1) Приятеля, который поведал историю, как он чуть не утонул 2) Крестьянку Анну, которой он захотел помочь деньгами 3) Работающего в воскресенье крестьянина, чтобы прокормить свою семью
В какой главе путника поражает убогость жилища крестьянина
1) «Чудово» 2) «Медное» 3) «Пешки»