Литература

Урок 10: А.А. Фет

Афанасий Афанасьевич Фет

В данном уроке представлена творческая биография Афанасия Фета, определены основная тематика и мотивы лирики, проанализированы стихотворения.

Обложка урока взята с источника.

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

Основные этапы жизни и творчества

Своеобразие и основные мотивы лирики Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Импрессионизм поэзии Фета

Любовная лирика Фета. Музыкальность поэтической речи

Значение творчества Фета

 

Основные этапы жизни и творчества

Не существует документально точной биографии Афанасия Фета. Это связано с его загадочным происхождением и некоторыми обстоятельствами жизни. Фет сам установил дату своего рождения 23 ноября 1820 г. и определил свою национальную принадлежность. В своем дневнике поэт написал, что «все страдания и горести» его жизни, полной драматизма и противоречий, можно назвать просто - «имя Фет».

Афанасий Афанасьевич появился на свет в усадьбе Новоселки под городом Мценском Орловской губернии в семье дворянина Шеншина, где жил до 14-летнего возраста, после был определен в немецкую частную школу-пансион в эстонском городе Выро. Он стал одним из лучших учеников, начал пробовать сочинять стихи. Тогда же он получил известие от отца, которое изменило всю его жизнь.По анонимному доносу было назначено расследование, и стали известны двусмысленные обстоятельства его рождения.

Его мать Шарлотта Фёт, проживавшая в немецком городе Дармштадте, познакомилась с отставным русским офицером Афанасием Шеншиным, находившемся там на лечении, и сбежала с ним от первого мужав Россию, где у нее родился сын. Мальчика крестили по православному обряду и записали сыном Шеншина, но обвенчаться его родители смогли лишь спустя 2 года, когда Шарлотта смогла добиться развода с Иоганном Фётом и принять православие как Елизавета Петровна. По законам Российской империи Афанасия признали незаконнорожденным, он был лишен российского подданства, дворянского звания, фамилии отца и права наследования его состояния, отныне вынужден был подписываться «иностранец Фёт».Так в одночасье произошел трагический перелом в жизни Фета: он лишился всего и почти сорок лет будет стремиться вернуть утраченное.

После окончания пансиона в 1838 г. продолжил обучение в Московском университете на юридическом факультете, после перевелся на философский. Там стал посещать студенческий кружок, где увлекались изучением литературы и философии, подружился с будущим историком Сергеем Соловьевым, поэтами Яковом Полонским и Аполлоном Григорьевым, при содействии которого выпустил в 1840 г.свою первую книгу стихов «Лирический пантеон[1]». Литературный дебют молодого студента был одобрен Белинским, который сказал, что из всех московских поэтов «всех даровитее господин Фет», а Гоголь признал «несомненное дарование» начинающего литератора. Благодаря благословению таких литературных авторитетов его стихи стали публиковать в самых известных журналах.

Окончив университет в 1844 г., выбирает военную карьеру ради получения офицерского чина, чтобы вернуть себе утраченное дворянство. Службу проходит в южных провинциях России в кирасирском полку, после в кавалерийском полку, расквартированном возле Петербурга.

afanasiyfetimariyd
Фет в армии Источник

В 1848 г. знакомится с миловидной 22-летней Марией Лазич, дочерью обедневшего херсонского помещика, сербского генерала в отставке, девушкой весьма образованной, начитанной и музыкально одаренной. Несмотря на сильные чувства, которые Фет испытывал к Марии, он не решился на женитьбу, считая их бедность препятствием для будущей семейной жизни. После их расставания, он узнал о страшной трагедии: в 1850 г. Мария погибла. От оброненной горевшей спички вспыхнул подол ее платья, огонь мгновенно охватил одежду и волосы. Хотя возгорание удалось потушить,через четыре дня девушка в мучениях скончалась от сильных ожогов. Перед смертью она просила сохранить письма Фета, последними ее словами были: «Он не виноват, а я…». Многие считали это самоубийством, а не несчастным случаем, потому что она в свои последние часы думала не о своем спасении, а о том, кого любила. Эту утрату Фет очень тяжело переживал, винил себя в смерти возлюбленной. Отношения с Марией Лазич и воспоминания о ней определят мотивы любовной лирики Фета.

В 1854 г. Фет знакомится с писателями литературного круга «Современника»: Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. При их поддержке издается второй сборник, но многие стихи правил Тургенев, делая их более понятными и доступными. Позже Фет признался, что после редакции Тургенева издание получилось «настолько же очищенным, насколько изувеченным».

В 1857 г. путешествует по Европе, в Париже обвенчался с Марией Боткиной, дочерью богатого купца-чаеторговца. В 1858 г., в чине штаб-ротмистра подает в отставку, так и не сумев выслужить дворянство. В 1860 г. покупает совершенно разоренное имение Степановку, которое за несколько лет превратил в образцовое и процветающее хозяйство с великолепным конным заводом, фермами, пасеками и плодородными угодьями. Тогда же сблизился с Львом Толстым, жившим недалеко в имении Ясная поляна, они часто навещают друг друга и переписываются. Толстому были близки взгляды поэта, он преклонялся перед творчеством Фета.

botkina d art
Мария Петровна Боткина Источник

В 1863 г. Фет издает двухтомник стихотворений, регулярно печатает экономические статьи о состоянии сельского хозяйства в «Русском вестнике» и других журналах.Эту двойственность творчества Фета, «то публициста, то поэта» отметил в своем стихотворении А.Жемчужников: «Искупят прозу Шеншина стихи пленительного Фета». Многие критики обрушились на Фета с обличительными статьями, обвиняя, что под маской поэта-лирика скрывается душа «помещика-крепостника». Хотя его имения были куплены в пореформенное время, у него работали не крепостные, а наемные крестьяне, а он сам был рачительным[2] хозяином, толковым агрономом и экономистом. Но его созерцательная поэзия, ее чрезмерная отвлеченность и мистицизм во времена повышенной социальной активности литературных кругов в 60-е годы XIX в. вызывала насмешки, часто на его стихи писали эпиграммы[3]. Поэт и реальная личность воспринимались как разные люди.

Фет не писал стихов на злобу дня, поэтому как поэт был презираем демократической критикой. Наиболее резкой была оценка Писарева, который писал, что творчество Фета настолько бесполезно, что в листы его сборников будут заворачивать сыр или копченую рыбу, и тогда он будет приносить лишь какую-то «долю практической пользы». Некрасов, хотя и был демократом, признавал дарование Фета, «в высшей степени самобытное».

Фет придерживался консервативных взглядов и был убежденным монархистом.В 1867 г. его избирают мировым судьей, и он довольно ревностно относится к своим обязанностям почти 11 лет. В 1873 г. Фету императорским указом Александра II было возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но он продолжает подписывать свои произведения фамилией Фет. В 1877 г. продает Степановку, чтобы приобрести дом в Москве и большое старинное имение Воробьевка в Курской губернии, которое тоже преобразит в «земной рай» и проведет там оставшиеся годы жизни.

Фет много времени уделял переводам произведений Гете, Гейне, Шиллера, Мицкевича, античных поэтов Ювенала, Овидия, Вергилия, Лукреция и др.; перевел всего Горация, труды немецкого философа Шопенгауэра. За свою переводческую деятельность был удостоен Пушкинской премии, в 1886 г. избран членом-корреспондентом Академии наук.

После двадцатилетнего перерыва, с 1883 г. публикует четыре выпуска стихотворного сборника «Вечерние огни», пятый выйдет после его смерти.

21 ноября 1892г., страдая от болезни легких, оставив предсмертную записку, пытался совершить самоубийство: ударил себя в область сердца ножом, но умер не от незначительного ранения, а от внезапного сердечного приступа. Погребен в родовом имении Клейменово Орловской губернии.

Своеобразие и основные мотивы лирики Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Импрессионизм поэзии Фета

Основными темами лирики Фета были красота, любовь, природа и творчество, полностью отсутствует гражданская тема. Афанасий Фет принадлежал к литературной школе «чистого искусства», представители которой считали творчество священнодействием, а потому оно должно быть свободно от всяких практических целей, служить не борьбе или обличению общественных пороков, а воспеванию «вечных ценностей» и «абсолютной красоты».

Для Фета искусство самодостаточно и самоценно, оно позволяет подняться над обыденностью и пошлостью.Свое поэтическое кредо он отразил в стихотворении «Псевдопоэту», адресованному своим литературным оппонентам, поэтам-демократам, считающим, что стихотворчество должно быть злободневным и служить гражданским идеалам. В творчестве Фета искусство не предназначено толпе. Его муза обитает в храме, а не на рыночной площади, искусство должно служить высшему идеалу, а не продаваться, и потому предназначено для немногих.

fet
Афанасий Фет Источник

Исключительное место в лирике Фета отведено природе, которая всегда созвучна внутреннему состоянию лирического героя. В стихотворении «Заря прощается с землею» образ леса, уже покрытого мраком и густеющим туманом, но с еще освещенными незаметно потухающими лучами вершинами деревьев, отбрасывающих растущие таинственные тени, которые ведая«жизнь двойную», «землю чувствуют родную, и в небо просятся» - это не просто романтический сельский пейзаж, а навеянные закатом солнца размышления о жизни и смерти.Человек – неотъемлемая часть природы, у которой ему нужно учиться. В стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы» (1883 г.) самой природой дается пример противостояния жизненным невзгодам, которые нужно молча вынести, как в лютую зимнюю стужу деревья, веря в весну, несущую обновление жизни и исцеляющую душевную боль.

У Фета особый поэтический язык, в котором встречаются необычные слова и их сочетания, удивительно тонкие метафоры и олицетворения: «душа дрожала», «плакала трава», «грезит пруд», «сирень в слезах дрожала», «обманчивый огонь», «овдовевшая лазурь».В стихотворениях часто эмоциональное состояние или жест воспринимается через слух: «я слышу, как сердце цветет», «я слышу трепетные руки», «душа замирающих скрипок», а звучание передано через осязаемое: «крылатые звуки». Поэт не всегда называет вещи напрямую, оттого много неопределенных местоимений: «что-то», «где-то», «как-то», например,«крылья растут у каких-то воздушных стремлений». Создается впечатление недосказанности, загадки, тайны. Оттого нередко в стихотворениях время действия или зарождающийся рассвет, или сумерки, часто используются эпитеты«зыбкий», «неясный», «томный»,«смутный».Содержанию стихов не требуется логических объяснений. В стихотворении «Нет, не жди ты песни страстной» смысл написанного Фет называет «бред неясный», ибо источниками вдохновения являются «ласковые сны» и мечты, состояние души, звуки природы, налетевшие «звонким роем» или тихо шепчущие, а он, «как ребенок», внимая этим звукам,не знает, «что сказалось в них»и не хочет знать. Для Фета стихи были«живыми снами», в которых невысказанное словами навеяно «звуком на душу».Одно из свойств поэзии Фета – ассоциативный способ восприятия мира. В основе образов – эмоциональные, зрительные или звуковые ассоциации. В стихотворении «Певице» ощущения от услышанного пения воплощено в образах: голос «горит», как заря, замирая вдали, снова выплескивается «громким приливом жемчуга».

Такие же приемы использует в своем творчестве Фет. Полутона, намеки, фрагментарность в лирике Фета создают общую картину из запечатленных мгновений будничной жизни, передающих мимолетные состояния природы и человеческой души.Новаторство в творчестве Фета проявилось в особой технике изображения, отличной от традиционной, академической, названной импрессионизм (от фр.impression «впечатление»), более всего получившее распространение в живописи. Ценится прежде всего не реалистичность изображения, а ощущения; восприятие и впечатление от предмета важнее, чем его отражение. Для изображения использовались будничные сюжеты и повседневные, простые пейзажи, передающие красоту каждого мгновения. Художники-импрессионисты, которых многие обвиняли в неряшливости, незавершенности, отсутствии ясности, накладывали краски на холст отдельными мазками, используя рядом контрастные тона, что создавало эффект мерцания красок, игру светотеней. На полотне живописца, рассматриваемом вблизи, видится множество отдельных разноцветных мазков, лишь издалека оно воспринимается как целостная картина, наполненная глубинным смыслом.

Оттого стихам Фета свойственна полная или частичная «безглагольность». В стихотворной миниатюре «Чудная картина» (1842 г.), состоящей из одного предложения в 8 строчках, без единого глагола переданы образы снежной равнины, высокого неба, «саней далеких», из которых сложена цельная картина зимнего поля и передано чувство одиночества лирического героя. Этот же прием используется в элегии «Это утро, радость эта…» (1881 г.), где перечисленные в одном предложении 24 зрительных и звуковых образа создают панорамную картину; взглядом охвачены на протяжении суток не только «мощь дня и света», «зори без затмения», «ночь без сна», но даже самые незначительные, на первый взгляд, детали: капли на листьях, пух, мошки, пчелы и др., создающие ощущение радости от весеннего пейзажа.

 

Любовная лирика Фета. Музыкальность поэтической речи

В написанной во время романтических встреч с Марией Лазич элегии «Шепот, робкое дыхание…» (1850 г.) переплетены между собой отдельные детали, говорящие о природе и любви человека: шепот влюбленных, вечер с соловьиными трелями, колыхание серебристой глади «сонного ручья», «ночные тени» и изменение выражения «милого лица», утренняя заря в дымке тучек, цвета которой переданы в метафорах «пурпур розы», «отблеск янтаря». При полном отсутствии глаголов есть динамика и развитие действия от заката до рассвета. Отдельные штрихи пейзажных зарисовок и любовного свидания, дополняя друг друга, передают гармоническое единение человека и природы.

Избегая автобиографичности, Фет о любви писал максимально отстраненно и обобщенно, но трагическая нота утраты любимой звучит почти в каждом произведении любовной лирики, что было отзвуком душевной драмы, связанной с гибелью Марии Лазич. В стихотворении «Когда читала ты мучительные строки» (1887 г.) поэт пытается представить последние мысли любимой, читающей послание о его пылающем сердце. Метафорический образ загорающейся зари в полуночной темноте перед ней, к которой«невольно взор тянуло», словно как предзнаменование, что без нее «там человек сгорел» душой, остался с выжженным сердцем.

lazich
Мария Лазич Источник

В стихотворении «Alter ego» («Второе Я»), написанном в 1878 г.–обращение к любимой, которая своей «душой младенческой поняла» силу его поэтического дара, и осознание того, кем была для него та, без которой «суждено влачить» существование, но их «нельзя разлучить» и суждено встретиться на высшем суде.

Фету было уже почти семьдесят лет, но он сам писал, что не изменил своим чувствам, «до старости глубокой… раб твоей любви», хотя «память и твердит», что их «разлучила могила». Обращается к любимой, как к живой, верит, что и она его не забыла.

Даже в преклонные годы Фет писал о любви, как юноша, чем вызывал немало насмешек. Но у него были так живы и сильны воспоминания, что даже спустя сорок лет после романтического события в своей жизни он написал стихотворение «Качели», а критики, не понимая силы его памяти и особенностей любовной лирики,пошло злословили об «разыгравшихся старичках».

В лирике Фета звучание слова не менее важно, чем его значение, он использует звукопись, в том числе аллитерацию[4] и ассонанс[5], ритмику, повторы, что придает стихотворениям песенное звучание и мелодичность. Так в стихотворении «Сияла ночь» передана игра на музыкальном инструменте и пение: «рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали», издавая «рыдающие звуки».

Многие композиторы создавали романсы на стихи Фета, в том числе и Чайковский, который отмечал музыкальность поэтической речи Фета, которую считал эталоном, а его самого назвал «поэтом-музыкантом», который не ограничен «пределами слова». Самыми знаменитыми романсами стали «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом», «Уноси мое сердце в звенящую даль», «Я тебе ничего не скажу» и множество других.

 

Значение творчества Фета

Несмотря на нападки демократической критики, которая считала поэзию Фета бессодержательной, бесцельной и пустой из-за отсутствия социальных мотивов и гражданского пафоса[6], творчеству Фета давали высокую оценку Толстой, Достоевский, Тургенев и др. Фет был не созвучен своей общественной эпохе, не совпадал взглядами со временем и модой. Не понятый многими своими современниками, он определил развитие поэзии XX в., став предвестником зарождения течения символизма.

 

Словарь

1. Пантеон – храм, посвященный богам

2. Рачительный – трудолюбивый, умеющий заниматься хозяйством

3. Эпиграмма – небольшое произведение, высмеивающее что-то

4. Аллитерация – используемые для звуковой выразительности повторы согласных звуков

5. Ассонанс – многократный повтор гласных звуков, усиливающих мелодику звучания

6. Пафос – наивысший подъем воодушевления

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Афанасия Фета
11823 г.-1886 г.
21820 г.- 1892 г.
31821 г.-1878 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
Как назывался первый поэтический сборник Фета
1«Вечерние огни»
2«Стихотворения Афанасия Фета»
3«Лирический пантеон»
Ответить
3
Вопрос: 3
На каком факультете Московского университета не учился Фет
1Юридический
2Философский
3Математический
Ответить
3
Вопрос: 4
Где служил Фет, чтобы выслужить дворянство
1В армии
2В канцелярии
3В дипломатической миссии
Ответить
1
Вопрос: 5
Какая тема отсутствует в лирике Фета
1Любовная
2Гражданская
3Пейзажная
Ответить
2
Вопрос: 6
Какое стихотворение стало романсом
1«На заре ты ее не буди»
2«Бабочка»
3«Качели»
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Афанасия Фета
1) 1823 г.-1886 г. 2) 1820 г.- 1892 г. 3) 1821 г.-1878 г.
2 вопрос:

Как назывался первый поэтический сборник Фета
1) «Вечерние огни» 2) «Стихотворения Афанасия Фета» 3) «Лирический пантеон»
3 вопрос:

На каком факультете Московского университета не учился Фет
1) Юридический 2) Философский 3) Математический
4 вопрос:

Где служил Фет, чтобы выслужить дворянство
1) В армии 2) В канцелярии 3) В дипломатической миссии
5 вопрос:

Какая тема отсутствует в лирике Фета
1) Любовная 2) Гражданская 3) Пейзажная
6 вопрос:

Какое стихотворение стало романсом
1) «На заре ты ее не буди» 2) «Бабочка» 3) «Качели»
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1820 г.- 1892 г.
2 вопрос: «Лирический пантеон»
3 вопрос: Математический
4 вопрос: В армии
5 вопрос: Гражданская
6 вопрос: «На заре ты ее не буди»
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти