Литература

Урок 11: Н.А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов

В представленной разработке изложена краткая биография Николая Некрасова, проанализированы его лирические произведения и поэма «Кому на Руси жить хорошо».

План урока:

Биография и творческий путь Некрасова. Социальная трагедия народа – предмет лирических переживаний поэта

Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу

Психологизм любовной лирики Некрасова и ее бытовая конкретизация

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Особенности языка повествования и речи героев, фольклорные мотивы в поэме

Значение повести Некрасова

 

Биография и творческий путь Некрасова. Социальная трагедия народа – предмет лирических переживаний поэта

Николай Алексеевич Некрасов появился на свет 10 декабря 1821 г. в украинском городке Немирове Подольской губернии, где проходил военную службу его отец, поселившийся после отставки с семейством в своем ярославском селе Грешневе.

Детство прошло в небогатой и многодетной семье, в которой родилось 13 детей, 10 умерли еще в детстве. Домашнее образование было скромным, а воспитание строгим. Рано умершая мать была образованной, с мягким нравом, а отец был человеком сурового характера. Промотав состояние, он вынужден был служить в чине исправника[1] в полиции. Маленький Николай, которого отцу доводилось брать с собой на службу, нередко становился свидетелем того, как довольно жестко выбивали налоговые недоимки[2] с крестьян. Эти детские впечатления зародили в его душе протест против несправедливости и сострадание к слабым и униженным.Когда Николаю исполнилось 11 лет, его отправили учиться в Ярославскую гимназию. Успехов в учебе особых не было, но мальчик уже тогда увлекся написанием сатирических стихов.

После окончания гимназии в 1838 г. был отправлен отцом в Петербург в военное училище. Ослушавшись родительской воли, Некрасов отказался от военной карьеры и обрек себя на нищенское существование, из-за того, что отец лишил его материального содержания. Некрасов решил поступать в Петербургский университет, но не выдержав экзамен, стал ненадолго вольным слушателем на словесном отделении. Испытывая крайнюю нужду, иногда не ел по нескольку дней, не раз находил приют в ночлежках петербургских трущоб для бездомных. Провинциальный дворянин Некрасов, оставшийся в столице без средств к существованию, подрабатывал, помогая неграмотным беднякам за гроши составлять прошения и оформлять бумаги, со временем стал зарабатывать литературной поденщиной[3], печатая небольшие статьи, фельетоны, комедии, заметки, сказки и пр. в различных периодических изданиях. Некрасов писал: «В шестнадцать лет я жил своим трудом и между тем урывками учился». Накопив денег, издал в 19 лет первый свой сборник романтических стихов«Мечты и звуки», но успеха не последовало, а после негативного отзыва Белинского, скупил большую часть экземпляров книги и уничтожил. Некрасов понял, что так писать он больше не станет, не отчаялся, начал искать новые формы и темы, связанные с реальной жизнью. Со временем стал сотрудничать с журналом «Отечественные записки» и Белинским, отношения с которым переросли в многолетнюю дружбу. В 1845 г. вместе с литератором Панаевым издает двухтомный альманах[4] очерков «Физиология Петербурга», в котором появились новые темы социальных городских контрастов, а героями стали простые жители столицы.

Некрасов в 1846 г. выкупает с Панаевым права на журнал «Современник» и сделал его популярным изданием, хотя все, что печаталось, находилось под строгой цензурой. Некрасов проявил себя как предприимчивый издатель и незаурядный публицист, обнаружив природное чутье на талантливых авторов и хороший литературный вкус, как редактор привлек к сотрудничеству многих выдающихся литераторов. Его критические статьи определили в нем человека, чувствующего истинное дарование писателей и фальшь графоманов, псевдонародность и лживый патриотизм. Он вернул читателям полузабытого Тютчева, открыл талант Достоевского, Толстого, Гончарова, Григоровича, напечатав их первые произведения, с Некрасовым тесно сотрудничали Белинский, Чернышевский, Добролюбов и многие популярные литературные деятели.

Произведения самого Некрасова, печатающиеся в журнале, обрели славу. Сборник стихов Некрасова, появившийся лишь в 1856 г., стал событием для своего времени, открыв новое направление в русской поэзии, в которой появился необычный для лирических произведений герой – человек социально незащищенный, бедный, обездоленный. Поэзия Некрасова не была изящной и красивой, современная ему жизнь была далека от романтических идеалов и получила свое отражение в его стихах, которые были больше похожи на зарифмованные репортажи с городских улиц (цикл «На улице»), заполненных простым мастеровым людом, извозчиками, торговцами, нищими, или бытовые зарисовки из крестьянской жизни. Оттого для его поэзии не существуют непоэтических или запретных тем, она наполнена подлинными и не приукрашенными, порой грубыми реалиями жизни, бытовым содержанием, его лирика становится сюжетной. У Некрасова появляются стихотворения-рассказы или стихотворения-новеллы, повествующие о жизни мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, несчастной проститутки, бедствующего интеллигента-разночинца[5] и многих других.

В 1866 г. «Современник», обвиненный в пропаганде демократических взглядов, был закрыт по настоянию цензуры, Некрасов для продолжения литературной деятельности арендовал журнал «Отечественные записки», где продолжил публиковать свои работы и своих единомышленников. Некрасов обрел славу, состоялся как поэт, драматург, критик, журналист и издатель. Дворянин по происхождению, он в своих произведениях выражал взгляды разночинца и простолюдина. Став успешным и состоятельным человеком, он не перестал быть «народным заступником», хотя многие считали эту роль лицемерной маской предприимчивого литературного дельца и богатого человека, пишущего о бедняках. Некрасов, понимая двойственность своей репутации, писал, что сам себя судил «беспощадным судом», тем не менее о нужде и лишениях он знал не понаслышке.

В 1875 г. у Некрасова был обнаружен рак. Смертельно больной, несмотря на страдания, практически не покидая постели, он продолжает работать. В последние годы созданы поэма «Современники» и стихотворный цикл «Последние песни».Некрасов скончался 8 января 1878 г. В последний путь поэта провожала многотысячная процессия, состоящая, в основном, из учащейся молодежи. Достоевский, выступающий на похоронах, назвал Некрасова поэтом с «раненым сердцем».

Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу

В своей поэзии Некрасов отказывается от романтических канонов, главной в его творчестве стала гражданская тема. Свое поэтическое предназначение он определил в стихотворении-манифесте «Поэт и гражданин» (1856 г.)– «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», чтобы писать о страданиях и нуждах народа.

В стихотворении «Элегия» (1874 г.) Некрасов выразил свое отношение к переменам после отмены крепостного права; события обнажили полумеры реформ, не облегчивших участь«терпеньем изумляющего»народа, привыкшего влачить свое существование «в нищете, покорствуя бичам». Поэт ищет и не может найти ответ на вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Ему, достойному лучшей участи, он посвятил свою лиру. Но звучат сомнения поэта в своем предназначении: ведь на его песни откликается весь окружающий мир, лишь народ «не внемлет и не дает ответа».

В творчестве Некрасова возникает исключительный и самобытный образ Музы, которая не столько возвышенна и лирична, сколько приземлена и трагична. Никому до Некрасова не пришло в голову метафорически изобразить молодую крепостную крестьянку, наказываемую плетью палача и молча переносившую истязание, как родную сестру богини поэзии в стихотворении «Вчерашний день часу в шестом» (1845 г.) Этот трагический образ-символ станет постоянным в творчестве Некрасова на протяжении всей жизни. В стихотворении «Безвестен я…» поэт пишет, что своим божественным даром нужно жертвовать ради людей, встать на путь самоотречения, ибо «обесславленная Муза» как Христос, приняв терновый венец, «под кнутом без звука умерла». В преддверии смерти Некрасов в стихотворении «Музе» назовет ее сестрой своей и народа. В последнем стихотворении «О Муза! Я у двери гроба», предчувствуя свою творческую судьбу, Некрасов напишет о «завидном жребии» его окровавленной, кнутами «иссеченной Музы».

Гражданская позиция звучит даже в пейзажной лирике Некрасова. Пейзаж в стихотворении «Перед дождем» передает состояние человека, его страх перед надвигающейся стихией. Образ обездоленного ямщика в последних строчках стихотворения, виноватого во всем, даже в том, что гроза надвигается, передает незащищенность простого человека перед жандармом, олицетворяющего власть, грозящего нагайкой.

 В стихотворении «Несжатая полоса» оставшиеся на поле колоски перешептываются, жалуясь друг другу, вопрошая: «Где же пахарь?». Так в пейзаже осеннего поля с неубранной полоской ржи, звучит социальная нота о том, что страшный недуг помешал закончить жатву крестьянину, надломленному непосильной работой.

 

Психологизм любовной лирики Некрасова и ее бытовая конкретизация

Особенностью любовной лирики Некрасова является то, что в его поэзии появляется «проза любви». Возник целый роман из полных драматизма и психологизма любовных стихов Некрасова, в которых через чувства лирического героя передается образ героини с богатым, сложным внутренним миром и сильным, противоречивым характером.

В 1842 г. Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, роман с которой продолжался почти 15 лет. Этой умной и красивой женщине посвящен любовный цикл стихотворений Некрасова, названный «панаевским». В стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» отражена бесконечная сложность отношений с любимой женщиной. В элегии «Ах! Что изгнанье, заточенье», вспоминая жизнь с любимой, которая «стыдлива, нетерпелива и горда», лирический герой испытывает противоречивые и светлые чувства: печальную ревность и желание счастья возлюбленной, веру в их любовь и осознание невозможности вернуть утраченное счастье.

2odgsrig
Авдотья Панаева 

Последней его любовью стала Фекла Викторова, девушка простого происхождения, дочь солдата из провинции, с которой он познакомился в 1870 г. и буквально спас от нищенского существования и позорного ремесла, приютив в своем доме. Некрасов очень привязался к этой добродушной, искренней и веселой девушке, сменив ее неблагозвучное имя на Зинаиду, занялся ее образованием. Она проявила исключительные способности, особенно в изучении языков и музыки. Зина боготворила своего наставника, со временем стала для него другом, литературным помощником, сиделкой во время его смертельной болезни и верной до своей кончины женой. Незадолго до смерти Некрасова они обвенчались, после похорон она ходила в трауре до конца жизни, которую провела в уединении. Все, что завещал Зине Некрасов, она раздала родственникам поэта, которые воспользовались ее бескорыстием. Но Зинаида Николаевна Некрасова сохранила самое бесценное – рукописи поэта. Ей посвящено множество прекрасных стихотворений.

3dgkl203063
Зинаида Николаевна Некрасова  

В стихотворении «Зине», датированном 18 мая 1876 г., Некрасов к «единственному милому другу» обращается с предсмертным покаянием. Но, несмотря на разочарование, звучит вера в то, что того, кто посвятил свою жизнь служению людям, не забудут.

4 декабря 1876 г. Некрасов в стихотворении «З(и)не» написал, как она, не отходя от него«двести уж дней, двести ночей»,сердцем прислушивается к его стону. 13 февраля 1877 года вновь просит жену подать бумагу и перо и помочь ему записывать стихи: «Помогай же мне трудиться, Зина!». В проникнутых благодарностью строчках пишет о ее участии, просит верить и надеяться, хочет слышать ее смех и пение как прежде, чтобы он не думало смерти.

Не только личная жизнь самого Некрасова послужила источником для создания стихотворений о любви. Своеобразие любовной лирики Некрасова в том, что она социальна, ее героями впервые стали обездоленные люди, которым любовь приносит страдания и муки. В стихах изображена не красота и утонченность чувств лирических героев Некрасова, а обыденность и нищета, в которых их любовь обречена. Посредством единичного частного случая Некрасов раскрывает несовершенство социального мироустройства, как в стихотворении «Еду ли ночью», которое стало шокирующим для читателей. Некрасова упрекали в мрачности и неэстетичности, считали, что героиня, ставшая падшей женщиной, не должна вызывать сочувствие. Тем не менее эта роковая любовная история безымянных героев, раздавленных обстоятельствами судьбы, одна из самых трагичных в русской литературе.

Посредством описания бытовых деталей Некрасов передает мир героев, который погружен во мрак: непогода, хмурый день, темные улицы, ночь, холодная пустая комната то с полусветом, то с полумраком, ветер, завывающий в трубе нетопленной печки. И в душе у героя беспросветно и мрачно: его мысли полны уныния, бессилия и злобы. Он вспоминает о жизни любимой, выросшей в бедности, выданной замуж насильно за человека нрава бешеного и с тяжелой рукой, которая, полюбив его, больного и бедного, обрекла себя на погибель. В последний вечер их жизни герой делает попытки утешить свою любимую, согревающую своим дыханием ручки умирающему малышу, что смерть для них станет избавлением от страданий и голода. После смерти сына женщина молча, приняв непоправимое решение, ушла, принарядившись, «словно к венцу», так поэт подчеркнул христианскую жертвенность ее грехопадения. Вернувшись, она приносит гробик для сына, еду мужу, который не решился спросить, какой ценой это все досталось, малодушно думая о счастливом случае или божьей помощи. Она, ничего не объясняя, уходит навсегда, обрекая себя на бесчестье, чтобы не быть обузой для любимого.

Почти все стихотворения некрасовской интимной лирики заканчиваются многоточием. Это подчеркивает фрагментарность, неразрешенность ситуации, незавершенность и возможность продолжения.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Самым монументальным трудом Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», отразившая его многолетние духовные искания. Некрасов говорил, что она более 20 лет «собиралась по словечку». Он долгие годы вынашивал замысел поэмы, обрабатывал собранный материал из бытописаний крестьянской жизни и оттачивал образы. Публиковалась она отдельными отрывками и главами с 1866 г. по 1874 г. в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Последняя часть, значительно урезанная, из-за запретов цензуры появилась уже после смерти Некрасова в 1881 г. Поэма, к сожалению, осталась незавершенной и сохранилась в разрозненном виде, поэтому существуют различные версии последовательности расположения глав. Композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»построена, как «календарная»: действие в прологе происходит весной, в главах «Поп» и «Сельская ярмонка» упоминается майский праздник «Никола вешний»; в главе «Последыш» - указание на летний сенокос («Петровки. Время жаркое»); в «Пире на весь мир» и «Крестьянке» - осень, пора уборки урожая.

regnum pict7246 normal
Иллюстрация из поэмы 

В поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов стремится определить причины трагической судьбы народа, почему на «искрящейся» Руси повсеместно и поголовно несчастны люди.

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – семь мужиков-правдоискателей, поспоривших о счастливцах на Руси, которых не сыскать среди крестьян, но спорщики предполагают, что «живется весело, вольготно» помещикам, чиновникам, священникам, купцам, вельможным людям и царю.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, они отправляются на поиски «счастливцев», решив не возвращаться домой, «покуда делу спорному решения не найдут». Эти семеро мужиков представляют собой единое целое, поэтому отдельно о каждом почти ничего не говорится. О Романе ничего не сказано, Демьян слыл «грамотным»,умея читать по слогам, Луку считали упрямым, речистым и глупым, братья Губины – любители выпить, занимались лошадьми, Пахом – догадливый старик, пчеловод; крепкий мужик Пров был угрюмым, суровым. Эти мужички представляют собирательный образ русского крестьянина у Некрасова, в котором без идеализации переданы темнота, забитость и бедность всего русского народа. Да и названия населенных мест говорит об убогом положении крестьян по всей России: губерния Подтянутая, уезд Терпигорев, волость Пустопорожняя, деревни Заплатово, Разутово, Дырявино, Неурожайка, Неелово, и многие другие.

Путешествуя, мужички встречают массу людей, рассказывающих свои истории в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». В этих рассказах откровенно и без прикрас представлена крестьянская жизнь. Почти за каждой фразой возникает характер, сюжет или личная драма. Наиболее яркими образами стали такие, как Яким Нагой или Ермил Гирин.

Особое место занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной, которая поведала о своей судьбе семерым странникам в главе «Крестьянка». Много испытаний и горя выпало на долю этой красивой тридцативосьмилетней женщины, которую окрестили счастливицей и прозвали губернаторшей. Выросшая в хорошей, работящей, непьющей семье, она рано была отдана замуж, попав с «девичьей холи» в кромешный ад мужниной семьи, где она стала «последней рабой», на которую взвалили самую тяжелую работу. Когда погиб ее первенец Демушка, которого по недосмотру столетнего деда Савелия загрызли свиньи, чуть не тронулась рассудком. Но вырастила пятерых сыновей. Страдала от суеверной родни, оттого, что вопреки приметам младенца кормила грудью в пост, в Рождество надела чистую рубашку, за что ее обвинили в неурожае и чуть не забили насмерть. За сынишку Федота, пастушка, не отнявшего у волчицы овцу, приняла наказание. В голодный год мужа забрали в рекруты, и она с ребятишками вынуждена была просить подаяние. Решившись на отчаянный шаг, пошла хлопотать за мужа к губернатору. Лишь благодаря заступничеству и жалости губернаторши, ей удалось вернуть мужа в семью и избежать горькой участи.

Некрасовым создан глубоко одухотворенный образ русской крестьянки с несломленным, гордым характером, но безмерно терпеливой, готовой на самопожертвование.

Из рассказа Матрены Тимофеевны ходоки узнали о судьбе деда Савелия, который жил уединенно, проводя время в молитвах. Огромный, сгорбленный, с седой гривой Савелий прозван клейменным и каторжным. Он отбыл 20 лет в каторге за то, что управляющего немца Фогеля, сделавшего существование крестьян невыносимым, закопал заживо с девятью подельниками. Этот каторжанин назван святорусским богатырем за недюжинную силу духа, он представлен в поэме Некрасова народным заступником, хотя «клейменый, да не раб». Но протест Савелия – это бунт, ведь «у мужиков на супостатов[6] есть топоры», которые, лишь благодаря долготерпению, «молчат до поры». Даже вернувшись с каторги, Савелий не утратил величия своего духа, презирая покорность и раболепство[7] крестьян перед господами.

В поэме появляется еще один образ народного заступника– молодого Гриши Добросклонова, сына сельского дьячка, который обладает даром повести за собой людей. Он рано определил для себя цель – учиться и служить для счастья «убогого и темного родного уголка» ради спасения страждущих и терпящих лишения и притеснения.

Сатирически переданы в поэме образы помещиков, о которых узнаем из рассказов крестьян. Привыкший властвовать в своей усадьбе, где все ему «покорствовали» и не смели противоречить, а он мог казнить и миловать, ведь законом было его желание, крепостник Оболт-Оболдуев своим кулаком вершил правосудие. Князь Утятин, прозванный «последышем», всю жизнь «чудил, дурил». Не смирившийся с отменой крепостного права, тронувшись умом, он отдает бестолковые распоряжения своим крестьянам: сторожем ставит глухонемого дурачка, пастуху велит запрещать мычать коровам и пр. Крестьяне по договору с родственниками барина притворяются крепостными и терпят его выходки, но остаются обманутыми, не получив награды.

Свое отношение к помещикам крестьяне определили в поговорке, что нужно «хвалить траву в стогу, а барина в гробу».

 

Особенности языка повествования и речи героев, фольклорные мотивы в поэме

Изображая народную жизнь, Некрасов использует живую, яркую и образную речь. В поэме используются элементы фольклора: сказки, легенды, загадки, причитания, приметы и пословицы. В повествовании задан песенный ритм и включены как народные, так и авторские песни. Например, песня «Барщинная» из главы «Горькое время – горькие песни» является переработанной фольклорной, а песня Гриши Добросклонова «В минуту унынья, о родина-мать» создана Некрасовым как образец гражданской лирики. Песни помогают передать тяжесть положения крестьян и развернуто показать картины их быта через праздники, свадьбы, крестины, жатву, похороны и пр. Названия песен говорят сами за себя: «Веселая», «Голодная», «Соленая», «Солдатская» и др.

Глеб Успенский назвал «Кому на Руси жить хорошо» поэмой о «народе и для народа». Эпическое[8] повествование с использованием фольклорных жанров придает поэме неповторимый народный колорит.

 

Заключение. Значение поэзии Некрасова

Некрасов прежде всего поэт, расширивший границы действительности, доступной для лирического изображения. Невозможно переоценить новаторство Некрасова, он впервые ввел образ русского мужика как главного героя в мир поэтический. Он обогатил русский литературный язык, используя речевые обороты и фольклорные элементы. Поэмы Некрасова обрели новый жанровый вид, став народными, сатирическими. Цветаева писала, что «Некрасов некрасив» в изображении реалий человеческой жизни, но искренне «пишет народом».

 

Словарь

1. Исправник – должностное лицо, возглавляющее уездную полицию

2. Недоимки (налоговые) – долги, просроченная задолженность

3. Поденщина – временная, оплачиваемая по отработанным дням работа

4. Альманах – литературный сборник произведений, объединенных общей темой

5. Разночинец – человек непривилегированного сословия, занимающийся умственным трудом

6. Супостат – недруг, враг

7. Раболепство – унизительное подчинение, поклонение, угодничество

8. Эпическое – повествовательное, имеющее форму рассказа

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Николая Алексеевича Некрасова
11821 г. - 1878 г.
21803 г. - 1873 г.
31820 г. - 1892 г.
Ответить
1
Вопрос: 2
На каком факультете Петербургского университета Некрасов обучался как вольный слушатель
1Исторический
2Философский
3Филологический
Ответить
3
Вопрос: 3
Издателем и редактором какого журнала был Некрасов
1«Русская мысль»
2«Современник»
3«Москвитянин»
Ответить
2
Вопрос: 4
Какая тема была основной в лирике Некрасова
1Пейзажная
2Гражданская
3Любовная
Ответить
2
Вопрос: 5
Какая из поэм Некрасова была самой значительной в его творчестве
1«Русские женщины»
2«Мороз-Красный нос»
3«Кому на Руси жить хорошо»
Ответить
3
Вопрос: 6
Назовите жанр «Кому на Руси жить хорошо»
1Роман-эпопея
2Поэма-эпопея
3Повесть
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Николая Алексеевича Некрасова
1) 1821 г. - 1878 г. 2) 1803 г. - 1873 г. 3) 1820 г. - 1892 г.
2 вопрос:

На каком факультете Петербургского университета Некрасов обучался как вольный слушатель
1) Исторический 2) Философский 3) Филологический
3 вопрос:

Издателем и редактором какого журнала был Некрасов
1) «Русская мысль» 2) «Современник» 3) «Москвитянин»
4 вопрос:

Какая тема была основной в лирике Некрасова
1) Пейзажная 2) Гражданская 3) Любовная
5 вопрос:

Какая из поэм Некрасова была самой значительной в его творчестве
1) «Русские женщины» 2) «Мороз-Красный нос» 3) «Кому на Руси жить хорошо»
6 вопрос:

Назовите жанр «Кому на Руси жить хорошо»
1) Роман-эпопея 2) Поэма-эпопея 3) Повесть
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1821 г. - 1878 г.
2 вопрос: Филологический
3 вопрос: «Современник»
4 вопрос: Гражданская
5 вопрос: «Кому на Руси жить хорошо»
6 вопрос: Поэма-эпопея