Русский язык

Урок 7: Расстановка знаков препинания

Характеристика расстановки знаков препинания

Знаки препинания играют очень важную роль в русском языке. Они помогают расставить смысловые акценты в предложениях и указать на те части, которые особенно важны. Существует много знаков препинания, которые применяются в разных случаях. Чтобы не допускать ошибки, со всеми знаками нужно познакомиться и узнать их основные свойства. В этом уроке мы рассмотрим виды знаков препинания, а также их правильную расстановку.

План урока:

Теоретические основы

Постановка тире в предложениях

Постановка двоеточия в предложениях

Постановка запятых в предложениях

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Характеристика расстановки знаков препинания»

 

Теоретические основы

Теория помогает изучить основные правила и термины. Рассмотрим, что такое знаки препинания и какую роль они выполняют в русском языке.

 

Что такое знаки препинания. Определения из разных словарей

Знаки препинания – довольно широкое понятие, но применимое только в русском языке. Их можно сравнить с дорожными знаками, которые регулируют дорожное движение. Знаки в предложениях регулируют правильное восприятие текста и расстановку смысловых ударений. Обратимся к Современному толковому словарю и посмотрим, какое определение лингвист дает знакам препинания:

«Особые элементы письменности, которые служат для обозначения на письме интонационного и формального разделения речи».

 

В данном определении мы можем выделить одну из функций знаков препинания – обозначение интонационного разделения речи. Рассмотрим другое понятие, которое приводится в Большом энциклопедическом словаре:

«Элементы письменности, которые используют для разграничения смысловых единиц и частей предложения и для сохранения целостной структуры».

 

Здесь отражены уже другие важные функции пунктуации. Соответственно, под знаками препинания понимаются элементы предложения, которые позволяют разграничить смысловые части, расставить интонационное ударение и обратить внимание на главные элементы в предложении.

Без них в русском языке была бы путаница, поскольку невозможно было бы понять, как читать предложение, а также его смысл полностью терялся бы. Именно поэтому данные элементы необходимы при написании предложений и текстов.

 

Функции знаков препинания. Роль в русском языке

Каждый знак выполняет свои особые функции. Однако в целом пунктуация очень важна для синтаксических единиц русского языка, поскольку она оформляет текст и правильно расставляет все смысловые акценты. Разберем функции каждого знака препинания по отдельности.

Таблица функций элементов предложения:

1 rasstanovka znakov prepinaniya

Все эти задачи выполняют перечисленные знаки препинания. Таким образом, мы видим, что их роль в русском языке действительно велика. Они помогают не потеряться смыслу предложения и оформляют его в законченную мысль.

 

Виды знаков препинания. Основная классификация

Существуют разные знаки препинания, которые делятся на несколько видов:

  • знаки завершения: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!);
  • знаки разделения: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (–);
  • знаки выделения: кавычки («»), скобки (), тире (–).

Они встречаются в простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Главное знать, в каких случаях употреблять те или иные элементы русского языка.

 

Постановка тире в предложениях

Тире относится к разделительным и выделительным знакам. Оно необходимо для отделения главных частей или перечисления синонимов в предложении. Подобный знак ставится в следующих случаях:

  • при обобщающих словах;
  • между подлежащим и сказуемым;
  • при обособлении;
  • в неполных предложениях;
  • при вставных конструкциях;
  • в бессоюзных сложных предложениях.

Рассмотрим более подробно таблицу с примерами о расстановке тире в синтаксических конструкциях:

2 rasstanovka znakov prepinaniya

3 rasstanovka znakov prepinaniya

Для каждого случая предусмотрено свое правило. Иногда правила для тире совпадают с постановкой двоеточия. В таких случаях важно отличать детали предложения, чтобы подбирать нужный случай. В таблице перечислены самые распространенные правила, которые постоянно применяются в текстах и других синтаксических конструкциях.

 

Постановка двоеточия в предложениях

Двоеточие – это знак препинания, который применяется в предложениях для указания причины, следствия, описания предметов или явлений, а также для концентрации внимания на вставных конструкциях. Часть после двоеточия всегда связана по смыслу с основной частью предложения.

Двоеточие в предложениях ставится в следующих случаях:

4 rasstanovka znakov prepinaniya

Эти три случая чаще всего встречаются в повествовательных предложениях и в прямой речи. Главное отделять простое предложение от бессоюзного, чтобы можно было правильно применить указанное в таблице правило.

 

Постановка запятых в предложениях

Запятая – самый распространенный знак препинания, который выполняет сразу несколько функций. Чаще всего она разделяет части сложного предложения, однородные члены и различные конструкции. Однако в других случаях запятая тоже необходима. Рассмотрим более подробно все возможные случая ее постановки в предложениях.

Таблица расстановки запятых:

5 rasstanovka znakov prepinaniya

6 rasstanovka znakov prepinaniya

Это самые распространенные случаи употребления запятой в различных предложениях. Каждый случай нужно рассматривать отдельно, потому что у них есть свои исключения из правил и дополнительные нюансы. Запятая – самый сложный знак препинания, поэтому важно ознакомиться со всеми правилами и примерами.

 

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Характеристика расстановки знаков препинания»

Чтобы закрепить знания об изученной теме, необходимо практиковаться в подобных заданиях. Единый государственный экзамен предусматривает задание, в котором нужно проанализировать расстановку знаков препинания и найти общее между некоторыми предложениями. Рассмотрим, как применять изученную теорию на практике.

 

Задание 21. ЕГЭ по русскому языку 2021

В этом номере учащиеся должны проследить общие закономерности расстановки знаков препинания. Могут быть приведены совершенно любые разделительные знаки: двоеточие, тире, запятая. Основная задача – найти те предложения, в которых знаки расставлены в соответствии с одним правилом. Чтобы это сделать, нужно обязательно знать все правила и случаи исключения. Также можно пользоваться быстрыми и понятными таблицами, которые приведены в уроке.

Пример:

7 rasstanovka znakov prepinaniya

Ответ: 24

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Сергей не стал спорить с другом (1) и (2) хотя он понимал (3) что не всё в его жизни на сегодняшний день идёт гладко (4) и (5) что (6) не всё задуманное удаётся реализовать (7) но сегодня ему хотелось улыбаться (8) и думать только о хорошем.
113
21237
3137
417
Ответить
3
Вопрос: 2
Я смотрел на леса на склонах и думал (1) что (2) если бы (3) я оказался счастливчиком (4) и (5) мне быстро попалась бы попутная машина (6) то я через полчаса мог бы быть там.
116
21234
31236
4126
Ответить
1
Вопрос: 3
Всякая насильственная реформа достойна порицания потому (1) что нимало не исправит зла (2) пока люди остаются таковы (3) каковы они есть (4) и (5) потому ещё (6) что мудрость не имеет нужды в насилии.
1123456
21235
31256
4126
Ответить
1
Вопрос: 4
Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.
112
21
3124
41234
Ответить
4
Вопрос: 5
Дамы потихоньку пошли за поднимавшимся по лестнице Алексеем (1) и (2) когда уже подошли к квартире (3) то заметили (4) что дверь отворена на маленькую щелочку (5) и что два черных глаза рассматривают их из темноты.
112346
2134
3135
414
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Сергей не стал спорить с другом (1) и (2) хотя он понимал (3) что не всё в его жизни на сегодняшний день идёт гладко (4) и (5) что (6) не всё задуманное удаётся реализовать (7) но сегодня ему хотелось улыбаться (8) и думать только о хорошем.
1) 13 2) 1237 3) 137 4) 17
2 вопрос:

Я смотрел на леса на склонах и думал (1) что (2) если бы (3) я оказался счастливчиком (4) и (5) мне быстро попалась бы попутная машина (6) то я через полчаса мог бы быть там.
1) 16 2) 1234 3) 1236 4) 126
3 вопрос:

Всякая насильственная реформа достойна порицания потому (1) что нимало не исправит зла (2) пока люди остаются таковы (3) каковы они есть (4) и (5) потому ещё (6) что мудрость не имеет нужды в насилии.
1) 123456 2) 1235 3) 1256 4) 126
4 вопрос:

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.
1) 12 2) 1 3) 124 4) 1234
5 вопрос:

Дамы потихоньку пошли за поднимавшимся по лестнице Алексеем (1) и (2) когда уже подошли к квартире (3) то заметили (4) что дверь отворена на маленькую щелочку (5) и что два черных глаза рассматривают их из темноты.
1) 12346 2) 134 3) 135 4) 14
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 137
2 вопрос: 16
3 вопрос: 123456
4 вопрос: 1234
5 вопрос: 134