Русский язык

Урок 8: Работа с текстом

Работа с текстом

Текст – очень важная единица русского языка. При помощи текста мы можем узнать много интересного и полезного о природе, людях, происходящих событиях и о многих других вещах. Текст состоит из связных предложений, а также содержит в себе общий смысл и тему. В этом уроке мы рассмотрим, как работать с текстом, искать там главную мысль и другие важные детали.

План урока:

Теоретические основы

Смысловая и композиционная целостность текста

Функционально-смысловые типы речи

Лексическое значение слова

Средства связи в предложениях

Средства речевой выразительности

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Работа с текстом»

 

Теоретические основы

Рассмотрим теоретические аспекты и определим отличительные черты данной языковой единицы, а также выделим главные функции.

Понятие текста. Что такое текст

Текст мы встречаем повсеместно: в книгах, в брошюрах, газетах, а также других бумажных источниках и средствах массовой информации.

Данная единица русского языка состоит из нескольких связанных между собой по смыслу предложений. Рассмотрим несколько определений текста. В токовом словаре Ожегова можно найти следующее понятие текста:

«Внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения, которая закончена по своему содержанию и содержит общий смысл».

А в лингвистическом словаре текст определяется следующим образом:

«Последовательность знаковых единиц, которые объединены смысловой связью, отличаются связностью и целостностью».

Иными словами, можно сказать, что текст – это последовательное соединение нескольких схожих по смыслу предложений, которые связаны между собой. В данном определении можно выделить несколько важных компонентов: смысл и связь между предложениями в тексте.

Функции текста. Главные задачи в системе русского языка

Текст выполняет очень много значимых задач в русском языке, которые отвечают за ясность мысли, правильное восприятие и донесение информации. Без этой языковой единицы было бы трудно читать произведения или просто получать полезную информацию.

К основным функциям текста можно отнести:

  • коммуникативную функцию: отвечает за вербальное общение в процессе прочтения текста вслух;
  • когнитивную функцию: формирует и передает знания через связанные по смыслу предложения;
  • аккумулятивную функцию: отвечает за накопление и хранение знаний, полученных из прочитанных текстов.

Также сюда еще можно отнести информационную, эмоциональную и эстетическую функции. Таким образом, можно заметить, что текст выполняет очень много весомых задач, без которых русский язык уже не смог бы существовать.

 

Особенности текста. Отличительные черты

Текст можно отличить от других единиц языка по нескольким признакам. В совокупности эти особенные черты можно присвоить только тексту, среди них выделяют следующие элементы:

  • смысловое и тематическое единство предложений;
  • различные способы связи между предложениями (параллельная связь и последовательная);
  • определенный стиль речи;
  • тип текста и тип речи;
  • ко всем предложениям в совокупности можно подобрать один заголовок;
  • можно поделить на несколько абзацев, которые тоже будут связаны по смыслу.

Если присутствуют все перечисленные особенности, то с полной уверенностью можно сказать, что перед нами текст. Если не хватает одного элемента, то такие предложения текстом являться не будут. Пример текста можно увидеть на картинке:

1 rabota s tekstom

 

Смысловая и композиционная целостность текста

Данный раздел посвящен разбору основных признаков текста. Рассмотрим, как выделить главную мысль автора в тексте и охарактеризовать композиционную связь предложений.

 

Основные понятия композиционной целостности текста

Смысл текста и главная мысль – это не одно и то же. Смысл текста подразумевает общую линию повествования, которую отражают связанные между собой предложения. Главная мысль – это мнение автора относительно той или иной проблемы, а также ключевой посыл истории.

Если в предложениях отсутствует общий смысл или главная мысль, то текстом назвать их нельзя. Внимательно вчитывайтесь в текст, чтобы определить основную тематику и указать на главную мысль автора. Это поможет не только лучше понять содержание, но и озаглавить каждую микротему (отдельную смысловую часть в тексте).

 

Способы изложения материала

Существует несколько методов изложения текста и донесения основного смысла до читателя. Среди них можно выделить:

  • индуктивный метод: подача материала от частного к общему, начиная рассказывать материал на конкретных примерах, а потом сводя все это к общей теме вопроса;
  • дедуктивный метод: подача материала от общего к частному, рассказ о проблеме на фоне общей ситуации, а потом ее разбор по отдельным событиям;
  • ступенчатый метод: последовательное изложение своих мыслей по иерархичной системе без возврата в начало;
  • концентрический метод: рассмотрение ключевой проблемы и концентрация внимания на ней в течение всего произведения.

Каждый выбирает для себя один из методов в процессе написания текста. Выбор будет зависеть от цели повествования и главной мысли.

 

Функционально-смысловые типы речи

Под данным определением понимается три типа речи – описание, повествование и рассуждение. Каждый тип имеет свои отличительные особенности и признаки.

 

Повествование, описание и рассуждение. Отличия между типами речи

Повествование – это один из типов речи, которому присуще последовательное изложение или рассказ, содержащий в основном глаголы и перечисление действий, а также природных явлений.

Описание характеризуется в основном большим количеством прилагательных, поскольку в таком типе речи описывается характер событий, явлений, персонажей и т.д.

Рассуждение – это специфический вид, в котором автор текста выражает свое мнение по тому или иному вопросу, сопровождая свои рассуждения фактами, мыслями и даже доказательствами.

Рассуждение отличить не трудно, а вот описание и повествование часто путают. Рассмотрим отличительные черты этих двух типов речи:

2 rabota s tekstom

Лексическое значение слова

Под лексическим значением слова понимается обозначение конкретного предмета, явления или персонажа в художественной речи. Значений у одного слова может быть много. Например, земля – это почва, в которой развиваются растения, и также Земля – это наша планета.

Некоторые слова имеют только одно значение: чашка – это посуда, из которой пьют. И таких примеров можно привести очень много. Если неверно трактовать лексическое значение слова, то можно неправильно оценить мысль автора, которую он старался донести, или вовсе не понять смысл текста.

Лексическое значение слова выполняет следующие очень важные функции:

  • подробно характеризует все предметы, лица и явления, которые встречаются в тексте;
  • создает специфичный индивидуальный стиль для каждого автора;
  • помогает сделать описание героев и всей картины в целом.

Именно поэтому лексическое значение считается одним из самых главных составляющих каждого текста.

Средства связи в предложениях

Средствами связи называют такие ключевые элементы, которые связывают как части сложных предложений, так и сами предложения между собой. Рассмотрим самые распространенные составляющие русского языка:

3 rabota s tekstom

Также сюда можно отнести однокоренные слова, частицы и всевозможные повторы: грамматические, лексические или синтаксические. Чтобы найти средства связи, нужно внимательно проанализировать предложение и распределить роли для каждой части речи. Это поможет избежать ошибок при написании предложений и во время выполнения контрольных заданий.

Средства речевой выразительности

К самым распространенным можно отнести синонимы и антонимы. Рассмотрим каждое средство по отдельности и научимся их отличать друг от друга.

 

Синонимы

Под синонимами понимаются схожие по смыслу и значению слова, но при этом различные по написанию. Среди видов синонимов можно выделить следующие категории:

4 rabota s tekstom

Синонимы уточняют нашу речь и делают язык богаче. Это помогает вносить разнообразие в предложения и избегать повторов.

 

Антонимы

Данный термин означает слова, совершенно противоположные по значению. Например, яркий – тусклый, солнечный – дождливый и т.д. Среди антонимов можно выделить следующие виды:

5 rabota s tekstom

Антонимы помогают строить повествование на противопоставлении и сочетать несовместимые вещи, что создают оксюморон в произведении.

 

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Работа с текстом»

В едином государственном экзамене можно встретить сразу несколько заданий по этой теме. Сразу после тестовых вопросов расположен текст, с которым должен внимательно ознакомиться каждый учащийся, а затем ответить на поставленные вопросы. Не везде есть варианты ответа, поэтому главное понять основную мысль. Рассмотрим концепцию каждого задания.

 

Задания на работу с текстом. ЕГЭ по русскому языку 2021

Каждому экзаменуемому предстоит выполнить задания с 22 по 25, которые непосредственно связаны с текстом. Здесь важно уметь найти правильные положения, знать средства связи и средства выразительности. Для этого внимательно вчитывайтесь в текст и помечайте для себя основные моменты, чтобы потом было проще выполнять задания – это часть отработки практических заданий по данной теме.

Пример:

6 rabota s tekstom

Ответ: 1

 

Задание для теста

Внимательно прочитайте текст и выполните задания

 (1)Как-то у нас зашёл разговор о воспитании чувства прекрасного. (2)И я получил из зала такую записку: «Разве так важно, какой вкус у человека? (3)А по-моему, лишь бы человек был хорошим и умным».

(4)Я, быть может, и не возвращался бы к такого рода вопросам, но дело в том, что записка, о которой идёт речь, была получена мною в тот самый момент, когда у нас вдруг забушевали споры: «Кто важнее — физики или лирики?» (5)И, конечно, появление этой записки было не случайным.
(6)Многие читатели, вероятно, знакомы с существом этого, как мне кажется, уже решённого самой жизнью спора. (7)Суть его необходимо сейчас напомнить. (8)Некоторая часть молодёжи, да и не только молодёжи, стала доказывать, что в наше сугубо деловое время, «в век атома», искусство уже не может играть той роли, какую оно играло в прежние времена. (9)«Ах, Бах! Ох, Блок! — иронически восклицали те, кто отдавал предпочтение физикам. — (10)Кому теперь это нужно?»


(11)Естественно, что это вызвало решительные возражения большей части нашей молодёжи, которая почти единодушно присоединилась к тому мнению, что «в межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». (12)Самое убедительное заключается здесь, пожалуй, в том, что именно космонавты в первую очередь подтвердили, как нужна им эта «ветка сирени», как помогали им в воспитании характера и воли, в свершении подвига и музыка, и поэзия, и хорошее произведение прозы.
(13)В этой кратковременной дискуссии, надо сказать, ничего нового не было. (14)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие головы были полны странного, утопического представления о будущем человечества, в котором будто бы физика и химия полностью вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и уже становится ненужной.


(15)А между тем наука и искусство уже давно добрососедствуют и сотрудничают. (16)Ещё А.П. Чехов писал: «Я хочу, чтобы люди не видели войны там, где её нет. (17)Знания всегда пребывают в мире. (18)И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага».


(19)В области художественной несостоятельны все попытки заменить свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой совершенной кибернетической машины. (20)Бесплодны, беспочвенны попытки поссорить физиков с лириками. (21)Известный учёный А. Мошковский, близко знавший великого А. Эйнштейна, писал о нём: «Скажу прямо, я был поражён, услышав, что он, великий учёный, находит источник высшего счастья вовсе не в науке».

(22)Не надо быть особенно искушённым в эстетике, чтобы понять такие простые истины, что настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают злоупотребления по части косметики. (23)Что одухотворённый взгляд человеческих глаз («глаза — зеркало души») привлекательнее, чем бессмысленный взор даже самых очаровательных очей. (24)Что музыка мелодичная, музыка, вызывающая хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка кричащая, скрипящая, дергающаяся. (25)Что строгая соразмерность всех частей здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и взору зрителя, и жильцам, чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений.

(26)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. (27)И он не сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился распознавать подлинную красоту.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какое из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответа
1Рассказчик получил записку, автор которой скептически отзывался о необходимости воспитания эстетического вкуса у человека
2Молодёжь считает, что «в век атома» искусство не играет первостепенной роли
3Чтобы познать радость жизни, не обязательно отличать красивое от безобразного
Ответить
1
Вопрос: 2
Какое из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номер ответа
1В предложениях 8-10 раскрывается тезис, заявленный в предложении 7
2В предложениях 13 и 14 представлено описание
3В предложениях 22-25 представлено рассуждение
4В предложении 27 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 26
Ответить
2
Вопрос: 3
Из предложений 15-18 выберите антонимы (антонимическую пару):
1белый, красный
2красивый, симпатичный
3большой, огромный
4война, мир
Ответить
4
Вопрос: 4
Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, вводного слова, указательного местоимения и формы слова
15
21
315
44
Ответить
1
Вопрос: 5
Вставьте пропущенное средство выражения. «Привлекая читателя к разговору о воспитании чувства прекрасного, автор использует такое синтаксическое средство, как (А)___(предложения 4, 5, 6)
1Метафоры
2Эпитеты
3Вводные конструкции
4Олицетворение
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какое из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответа
1) Рассказчик получил записку, автор которой скептически отзывался о необходимости воспитания эстетического вкуса у человека 2) Молодёжь считает, что «в век атома» искусство не играет первостепенной роли 3) Чтобы познать радость жизни, не обязательно отличать красивое от безобразного
2 вопрос:

Какое из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номер ответа
1) В предложениях 8-10 раскрывается тезис, заявленный в предложении 7 2) В предложениях 13 и 14 представлено описание 3) В предложениях 22-25 представлено рассуждение 4) В предложении 27 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 26
3 вопрос:

Из предложений 15-18 выберите антонимы (антонимическую пару):
1) белый, красный 2) красивый, симпатичный 3) большой, огромный 4) война, мир
4 вопрос:

Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, вводного слова, указательного местоимения и формы слова
1) 5 2) 1 3) 15 4) 4
5 вопрос:

Вставьте пропущенное средство выражения. «Привлекая читателя к разговору о воспитании чувства прекрасного, автор использует такое синтаксическое средство, как (А)___(предложения 4, 5, 6)
1) Метафоры 2) Эпитеты 3) Вводные конструкции 4) Олицетворение
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Рассказчик получил записку, автор которой скептически отзывался о необходимости воспитания эстетического вкуса у человека
2 вопрос: В предложениях 13 и 14 представлено описание
3 вопрос: война, мир
4 вопрос: 5
5 вопрос: Вводные конструкции