Финансовая грамотность

Урок 4: Потребности членов семьи

Потребности отдельного члена семьи и всего семейства

Здравствуй, пятиклассник. Это 4 урок из курса по финансовой грамотности. На нем ты узнаешь, какие бывают потребности; научишься потреблять разумно; прочитаешь, как ты можешь финансово помочь своей семье; а также убедишься в том, что нерациональное потребление опасно для жителей Земли.

План урока:

Потребности семьи

Основные потребности школьника

Как подросток может помочь семье

Рост потребностей и возможные проблемы

 

Потребности семьи

Потребностями называют нужду человека в чем-либо необходимом для поддержания его жизнедеятельности. Это могут быть материальные или духовные ценности. Например, такие:

duhovnye i materialnye cennosti

Потребности индивидуальны у каждого человека. Они зависят:

  • от условий его жизни и благосостояния;
  • традиций и вкусов, сложившихся в обществе;
  • от уровня развитости производства и потребления;
  • места проживания;
  • исторической эпохи.

Например, для людей, живущих в беднейших африканских странах, на первом месте потребности в чистой питьевой воде, медикаментах и пище. У наших прабабушек и прадедушек в молодости не было желания общаться через социальные сети, так как их попросту не существовало. А 200 лет назад крестьянин в Российской империи не мог и мечтать об отдыхе за границей или исправлении кривизны зубов.

Так как семья ведет совместное хозяйство, то кроме индивидуальных потребностей у нее возникают групповые нужды  – просторное жилье, предметы хозяйственного обихода, средства для ухода за ребенком, получение образования для детей, покупка еды и одежды, организация досуга и отдыха. Так как потребности у членов семьи не всегда совпадают, то приходится идти на компромисс. Например, договариваться, если кто-то из родственников не хочет ехать на дачу сажать картошку; пользоваться устаревшей моделью телефона, так как пока нет средств на покупку нового; есть то, что приготовила мама, а не то, что хочется.

Это интересно: В семье многие вещи используются совместно, поэтому общие потребности семьи могут быть меньше, чем сумма индивидуальных потребностей каждого из ее членов.

Разумность – главный критерий при определении семейных потребностей и очередности их реализации. Выделяют следующие виды потребностей:

  • подлинные (разумные) – те, которые приносят человеку пользу, способствуют его совершенствованию и не несут вреда;
  • мнимые (ложные) – те, которые наносят ущерб человеку и природе, ведут к деградации и саморазрушению.

Задание №1: Распредели потребности из предложенного списка на 2 столбика:

2 raspredeli potrebnosti

  • Наслаждение предметами искусства
  • Курение кальяна
  • Получение знаний по финансовой грамотности
  • Общение со сверстниками
  • Употребление крепкого алкоголя
  • Рисование балончиком на стене дома
  • Здоровый образ жизни
  • Вредная пища
  • Съемки опасного для жизни видео ради лайков в соц.сетях

Ответ смотри в конце урока.

 

Для реализации потребностей необходимы деньги, поэтому членам семьи приходится трудиться, чтобы их заработать. Но если покупать все что хочется, не хватит никаких доходов. Поэтому семье важно расставить приоритеты, то есть решить:

  • что необходимо в первую очередь;
  • что может подождать;
  • от чего можно отказаться.

Задание №2: Составь список вещей, необходимых тебе и твоей семье в этом месяце. Попроси родителей помочь тебе. Постарайтесь, чтобы в нем было не менее 10 наименований. Разделите предметы из списка на 4 группы:

3 spisok potrebnostei

Что не дает семье разумно тратить деньги на удовлетворение потребностей?  

4 chto ne daet tretit razumno

5 tratit razumno ne vyhodit

Как избежать бесполезных покупок?

Воспользуйся этим алгоритмом:

6 izbezhat bespoleznyh pokupok

Основные потребности школьника

Развитие потребностей школьника, также как и взрослых можно представить в виде «Пирамиды Маслоу».

Американский психолог Абрахам Маслоу объединил человеческие потребности по группам и расположил по степени важности. Представь, что ты стоишь у подножия такой пирамиды и постепенно поднимаешься вверх ступень за ступенью.

На первом уровне расположены базовые биологические потребности – в пище, отдыхе, движении, утолении жажды, жилище. Маслоу считал, что пока человек не удовлетворит эти простые желания, то у него не будет мотиватора, чтобы перейти на следующий уровень к реализации более сложных.  Например, когда ты очень голоден, то наверняка не сможешь увлеченно решать задания по математике или совершать пробежку под урчащий желудок. Все твои мысли будут заняты едой, а продуктивность деятельности снизится.

На второй ступени находится потребность в безопасности. Рассмотрим в качестве примера поведение младенцев. На уровне инстинктов после утоления голода и жажды ребенок тянется к матери за защитой, чувствует себя в безопасности только на ее руках. Для подростков важна комфортная обстановка в школе и семье: отсутствие конфликтов с родственниками, сверстниками и учителями; поддержка близких и друзей. У взрослых желание обезопасить себя, свой дом и свои доходы проявляется в покупке страховки, установке сигнализации, хранении денег на счете в банке.

Потребности, расположенные на 1 и 2 уровне, считаются врожденными, они присущи абсолютно всем живым существам. Наверно ты замечал, что домашние кошка или собака становятся игривыми и ласковыми после того как поели.

Социальные потребности размещаются на 3 уровне пирамиды. Так как человек социальное существо, то он стремится к общению с другими люди. Мы нуждаемся в дружеской поддержке, в любви близких, принадлежности к какой-либо группе.

Удовлетворение престижных потребностей связано с признанием наших заслуг обществом. Если люди вокруг ценят нас, относятся уважительно, хвалят – это поднимает самооценку и дает стимул перейти на следующую ступень, где человек приобретает уверенность в себе и занимается самореализацией. Поэтому артистам приятно, когда после выступления зал хлопает; выпускник радуется, что за успехи в учебе выдают золотую медаль; а у тебя появляется чувство выполненного долга, когда мама хвалит за хорошую оценку или вымытую посуду.

На последней 5 ступени человек самосовершенствуется: узнает новое о себе и мире, проявляет свои способности в любимом деле и развивает их до таланта, ищет смысл жизни, пытается оставить память о себе и сделать что-то полезное для людей. Как в этой притче:

Социальные, престижные и духовные потребности являются вторичными или приобретенными.  Они возникают только у человека и не присущи животным.

Это интересно: По мере того, как человек удовлетворил потребности низшего уровня, для него становятся актуальными  желания находящиеся на уровень выше. Это называется закон роста потребностей.

Но одна потребность не замещает другую. Невозможно наесться так, что больше никогда не захочется. Устав от общения с друзьями, мы через какое-то время хотим снова увидеться. Пирамида иллюстрирует какие желания у человека преобладают. Людям по силам «перепрыгнуть» через те ступени, что мешают добраться до цели.

Увлеченный рисованием художник, получив вдохновение, может забыть о еде. Студент, готовящийся к сессии, отказаться от сна перед экзаменом. Интересная книга увлекает нас так, что мы не можем от нее оторваться даже ради общения с друзьями. Но нужно понимать, что если потребность не удовлетворяется в течение долгого времени, она становится определяющей. Например, если человека долгое время мучает бессонница, то такие желания как общение и любовь потеряют для него смысл. Хотя и из этого правила есть исключение. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде, несмотря на страшный голод и выматывающую работу, горожане продолжали жить культурной жизнью: в театрах выступали артисты, библиотеки выдавали книги, проходили футбольные матчи.

Это интересно! Потребности постоянно растут и меняются, их невозможно удовлетворить полностью.

7 piramida potrebnostei

Задание №3: Распредели потребности из списка по столбикам, к которым они относятся:

8 potrebnosti po stolbikam

Список:

1. обед в школьной столовой

2. похвала учителя

3. прогулки с друзьями

4. победа на областном конкурсе художников

5. двигательная активность

6. установка охранной сигнализации

7. изучение английского языка

8. покупка брендовой одежды

9. любовь родных

10. одобрение поступка сверстниками

Ответ ты узнаешь в конце занятия.

 

Потребности школьника зависят от его увлечений и деятельности, и меняются по мере взросления. Некоторые психологи считают, что у подростков пирамида Маслоу перевернутая. На нижних ступенях находятся удовлетворение духовных и престижных потребностей, например, потребности в самореализации и одобрении поступков сверстниками, а безопасность и сон занимают второстепенное положение. Согласен ли ты с таким мнением?

Это интересно: По данным исследования «Ценностный атлас России» проведенного в 2015 году, к важнейшим ценностям подростки 11-18 лет отнесли: благополучие близких, самостоятельность в принятии решений, получение удовольствия от жизни и хороших друзей. Опрос выявил, что подростки хотят много зарабатывать, видят зависимость между получением образования и престижной работой, но не всегда могут соизмерять свои желания и возможности.

Задание №4: Составь собственную пирамиду  потребностей. На верхний уровень поставь самые значимые для тебя желания; а  на нижний, те которые ты считаешь менее важными.

9 sostav piramidu potrebnostei

Подростку бывает сложно определиться со своими потребностями. Особенно, когда это касается покупки какого-либо товара. Для того чтобы определить насколько важна вещь, воспользуйся следующим алгоритмом:

1. Выяви потребность.

2. Определи, к какой категории она относится: жизненно необходимая, желательная или сомнительная. Если трудно определиться, используй простую схему «за» и «против». Напиши как можно больше причин, зачем нужно совершать покупку и почему лучше от нее отказаться. Обрати внимание, что реализация потребности должна подкрепляться финансовыми возможностями семьи.

Пример:

10 nado li eto kupit

3. Подумай, несет ли удовлетворение данной потребности негативные последствия или способствует развитию личности.

4. Посчитай стоимость и выгоду от реализации потребности. Например: удалось получить положительные эмоции от похода в кино, сэкономить на покупке стирального порошка, укрепить здоровье в спортивном лагере, отремонтировать телевизор.

5. Сопоставь затраты на удовлетворение нужды с предполагаемой выгодой, после чего принимай решение.

 

Как подросток может помочь семье?

Дети могут помочь своим родителям, выполняя семейные обязанности. Работа по домашнему хозяйству начинается с 3-летнего возраста. Это самые простые поручения: положить игрушку на место, самостоятельно снять одежду и помыть руки. По мере взросления ребенка обязанностей становится больше. Младшие школьники оказывают помощь маме: чистят овощи, гуляют с собакой, поливают цветы, наводят порядок в комнате и совершают недорогие покупки.

5-тиклассникам уже доверяют ездить самостоятельно в общественном транспорте, распоряжаться карманными деньгами, ухаживать за младшими братьями и сестрами, помогать отцу со строительными работами.

Старшие подростки  могут готовить для всей семьи, зарабатывать деньги, контролировать время выполнения уроков. В этом возрасте несовершеннолетние должны уметь реалистично оценивать свои потребности и возможности.

 

Почему ты должен помогать своим родителям?

1. Потому что являешься членом семьи, в которой у каждого есть свои обязанности, в том числе и у тебя. Представь что будет, если маме надоест стирать одежду, папа откажется копать грядки на даче, а бабушка перестанет готовить на всю семью? И не забывай, что ты любишь свою родню, а любовь нужно проявлять полезными делами, а не только словами.

2. Эти навыки пригодятся тебе в дальнейшей жизни. Например, когда ты поступишь в университет в другом городе. Там тебе придется самостоятельно стирать, готовить и убираться.

3. Это поможет тебе стать гармоничной личностью. Мало кто любит личностей, которые потребительски относятся к другим людям.

Мы уже выяснили, что для удовлетворения потребностей нужны деньги. Без них не купишь еды, не приобретешь жилье, не оплатишь получение образования и дополнительные кружки и секции.

 

Особенности трудоустройства школьников

Школьник может помогать семье  финансово, самостоятельно зарабатывая деньги. По Трудовому Кодексу РФ подросток может работать:

11 trudoustroistvo shkolnika

Обрати внимание, что запрещается использовать подростковый труд:

  • в игорном бизнесе;
  • торговле спиртными напитками и сигаретами;
  • в ночных клубах;
  • при транспортировке ядовитых и опасных веществ;
  • на работах, где требуется поднятие тяжестей.

Рост потребностей и возможные проблемы

Наши потребности безграничны и постоянно растут. Причины роста потребностей:

  • постоянное совершенствование технологий порождает необходимость в приобретении новых устройств и товаров;
  • чем выше доходы людей и их культурный уровень, тем больше у них потребностей;
  • СМИ и реклама способны формировать потребности, о которых человек «еще не догадывается»;
  • растет население Земли, поэтому потребности количественно увеличиваются.

С какими проблемами может столкнуться человечество, если потребление будет безудержно расти:

1. Экологическая катастрофа. Мало кто из нас чинит сломавшийся смартфон, а не приобретает новый; немногие сортируют отходы и отдают на переработку или использует многоразовые сумки для походов в магазин. Мусор можно найти в любом уголке нашей планеты.

2. Конечность ресурсов. Для реализации потребностей нужны ресурсы: вода, древесина, полезные ископаемые, растения. Если потреблять бездумно, то они станут дефицитными. В ООН посчитали, что 2 млрд человек по состоянию на 2021 г. не имеют доступа к чистой воде. В тройке проблемных стран Индия, Эфиопия и Нигерия.

Что делать?

Внедрять рациональное потребление и производство – эффективное и экономичное использование ресурсов. Например, производить продукцию из перерабатываемого сырья, а покупать осознанно.

 

Выводы по теме:

1. Потребности бесконечны, постоянно растут и меняются, а ресурсы конечны. Недостаток ресурсов может спровоцировать гибель человечества.

2. Потребности бывают мнимые и ложные.

3. Пирамида Маслоу показывает, как меняются потребности человека по мере их удовлетворения от физиологических до духовных.

4. Чтобы потреблять рационально пользуйся правилами для определения полезности и необходимости товара, а также составляй список покупок.

5. С 14 лет ты можешь зарабатывать самостоятельно, но не забывай помогать родителям с домашними делами.

 

Ответы на задания:

Задание №1: Распредели потребности из предложенного списка на 2 столбика:

12 raspredeli potrebnosti

Задание №3: Распредели потребности из списка по столбикам, к которым они относятся:

13 zadanie tri raspredeli potrebnosti

Словарь

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в котором закрепляются права и обязанности сторон.  Например, условия труда, продолжительность рабочей недели, трудовые задачи, условия оплаты место и дата начала работы. Этот документ подтверждает факт трудовых отношений и помогает в разрешении споров.

Дефицит – нехватка чего-либо.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Найдите ситуацию, в которой проявились социальные потребности человека?
1Максим любит смотреть фильмы ужасов.
2Ира проводит свободное время, общаясь с подружками.
3Иван следит за своим здоровьем. Каждое утро он совершает пробежку.
4Сергей купил новый телефон.
Ответить
2
Вопрос: 2
Выберите Неверное суждение о потребностях:
1индивидуальны
2меняются на протяжении нашей жизни
3зависят от исторической эпохи
4их можно полностью удовлетворить
Ответить
4
Вопрос: 3
Найдите потребности которые есть и у человека, и у животных. Выберите несколько ответов.
1Познание
2Сон
3Пища
4Уважение
5Труд
Ответить
23
Вопрос: 4
Найдите правильное высказывание
1С 14 лет подросток может трудиться без согласия родителей.
2Несовершеннолетним разрешено работать в ночное время, если это не вредит учебе.
3До достижения 14 лет подросток может работать артистом цирка или сниматься в кино.
4Трудовой договор работодатель может заключить только с 16-летними.
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Найдите ситуацию, в которой проявились социальные потребности человека?
1) Максим любит смотреть фильмы ужасов. 2) Ира проводит свободное время, общаясь с подружками. 3) Иван следит за своим здоровьем. Каждое утро он совершает пробежку. 4) Сергей купил новый телефон.
2 вопрос:

Выберите Неверное суждение о потребностях:
1) индивидуальны 2) меняются на протяжении нашей жизни 3) зависят от исторической эпохи 4) их можно полностью удовлетворить
3 вопрос:

Найдите потребности которые есть и у человека, и у животных. Выберите несколько ответов.
1) Познание 2) Сон 3) Пища 4) Уважение 5) Труд
4 вопрос:

Найдите правильное высказывание
1) С 14 лет подросток может трудиться без согласия родителей. 2) Несовершеннолетним разрешено работать в ночное время, если это не вредит учебе. 3) До достижения 14 лет подросток может работать артистом цирка или сниматься в кино. 4) Трудовой договор работодатель может заключить только с 16-летними.
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Ира проводит свободное время, общаясь с подружками.
2 вопрос: их можно полностью удовлетворить
3 вопрос: Сон
3 вопрос: Пища
4 вопрос: До достижения 14 лет подросток может работать артистом цирка или сниматься в кино.