Русский язык

Урок 6: Морфемы

Морфемы

Здравствуй, мой друг. Сегодня у нас новое занятие. На предыдущих уроках мы с тобой говорили о большой синтаксической единице-тексте, потом о предложениях, из которых составляется текст, затем – о слове. Сегодня мы будем делить слова, чтобы узнать, из каких частей они состоят. Ты знаешь, что слово можно разделить на слоги, на звуки, на буквы (если слово написано), а можно – на морфемы: приставку, корень, суффикс, окончание.

План урока:

Морфемы - самые маленькие значимые части слова

Окончание

Основа слова

Корень 

Суффикс

Приставка

 

Морфемы - самые маленькие значимые части слова

Что значит значимые части слова? Это значит имеющие значение (лексическое или грамматическое). Например, домик. Это тот же дом, но только маленький. Как мы узнали, что он маленький? Об этом говорит его суффикс -ик-. Он есть и в других словах, которые обозначают небольшие по размеру предметы: томик, гномик, пупсик, ключик.

В русском языке четыре морфемы, которые принято обозначать специальными знаками.

1 morfemy

Части слова изучает один из разделов языкознания – морфемика.

Морфемика – от греческого слова морфе – форма.

2 morfemy

Давай поподробнее поговорим о каждой из морфем.

 

Окончание

Восстанови пословицы. Что помогло тебе связать слова в предложения?

  1. Собака, лаять, ветер, носить.
  2. Поспешить, люди, насмешить.
  3. Без, труд, не вытянуть рыбка, из, и, пруд.

Какие пословицы у тебя получились? Проверь себя.

  1. Собака лает - ветер носит.
  2. Поспешишь – людей насмешишь.
  3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Что ты сделал, чтобы восстановить пословицы? Правильно, изменил окончания.

Слова в предложениях помогают связывать окончания и предлоги.

3 morfemy

Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

4 morfemy

Например, нам нужно выделить окончание в слове умный.Это имя прилагательное, значит, изменяем по падежам: умного, умному, умного, умным, об умном. Ту часть, которая меняется, выделяем. В данном случае – это окончание –ый.

 

Слово может иметь окончание, которое не выражено звуками и буквами (если слово записано). Поэтому это окончание называют нулевым.

Сравни: урок, урока, уроку, уроком, (об) уроке.

Нет урока - грамматическое значение единственного числа родительного падежа выражено окончанием-а.

Рады уроку – значение единственного числа дательного падежа выражено окончанием -у.

В слове урок значение именительного падежа единственного числа выражает нулевое окончание- □

 

У слов, которые не изменяются (например, наречия), нет окончаний, поэтому нужно говорить: «Слово оканчивается на…».

Потренируйся. Выдели окончания в словах: главного, песчинка, квадрат, читатель, чисто.

Проверь себя. Главного, песчинка, квадрат,читатель, чисто – нет окончания, так как слово не изменяется.

 

Основа слова

5 morfemy

В основе заключается лексическое значение слова. Основа есть у каждого слова. Какие значимые части внутри основы можно выделить? Основа может состоять из одного корня (друг); из корня с суффиксом (друж-ок); из корня с приставкой и суффиксом (под-окон-ник); из корня с приставкой (вы-ход). Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы.

 

Корень

Как мы уже сказали, в основу входит корень.

6 morfemy

Например, дом, домишко, домашний, бездомный – своеобразные родственники. У них один и тот же корень – -дом-. Оно объединяет все данные слова. Связь этих слов проявляется при словообразовании: слова имеют разные приставки, суффиксы, но корень – общий.

Что надо сделать, чтобы найти корень?

Чтобы найти корень, надо:

  • Найти и мысленно отбросить окончание;
  • Подобрать однокоренные слова, но с другими суффиксами и приставками.

 

Та часть, которая будет постоянно присутствовать в словах и имеет одно значение, является корнем этих слов.

Например, нужно найти корень в слове добренький. 1. Отбрасываем окончание -ий. 2. Подбираем родственные слова: доброта, добрый, добро, предобрый. Общая часть эти слов – -добр-. Это и будет корень.

 

А теперь давай поработаем.

Спиши. Найди в словах корень, укажи в каждом из рядов «лишнее» слово.

  • Море, морской, морковь.
  • Лес, лестница, лесной,
  • Горло, горловина, горестный.
  • Летать, летательный, летний.

Проверь себя. «Лишние» слова: 1) морковь, 2) лестница, 3) горестный, 4) летний. «Лишними» они являются потому, что имеют иное лексическое значение.

 

Суффикс

Кроме окончания и корня, в русском языке много суффиксов. С их помощью образуются слова как одной, так и разных частей речи: голубой – голубоватый, жить – житель.

7 morfemy

Например: учить – учитель, белый – беловатый, дед – дедушка, фокус – фокусник и т.д.

Чтобы найти в слове суффикс, надо:

  • Выделить основу слова, а в ней – корень и приставку (если есть)
  • Подобрать слово, максимально близкое данному по составу и значению
  • Проверить, правы ли вы: подобрать слова с таким же суффиксом.

 

Потренируемся. Ответь на вопросы. В словах-ответах укажи суффиксы.

Как называют человека, который:

  • Играет в футбол; занимается фигурным катанием; занимается программированием.
  • Читает; спасает; строит; учит чему-либо.
  • Переводит с одного языка на другой; переплетает книги.

Проверь себя. 1) футболист, фигурист, программист. 2) читатель, спасатель, строитель, учитель. 3) переводчик, переплетчик.

 

Приставка

А сейчас попробуй сравнить слова шумный и бесшумный. Чем они отличаются? Конечно, своим значением. Они обозначают признаки, противоположные друг другу. Чем различается их строение? Тем, что в слове бесшумный есть часть бес-, которая находится перед корнем. Она превращает слово шумный в его антоним. Бес- - это приставка.

8 morfemy

Например, от глагола нести с помощью приставки в- можно образовать новое слово внести.

Чтобы найти приставку, нужно:

  • выделить корень;
  • подобрать слова с такой же приставкой.

Например: нужно найти приставку в слове подходить. 1. Находим корень – -ход- (для этого нашли общую часть родственных слов: ходить, ходунки, сход и т.д). 2. Подбираем слова с такой же приставкой: подплыть, поднести, подлететь. 3. Делаем вывод, что приставка в слове под-.

 

А теперь снова время для упражнений.

Прочитай слова, выдели в них приставки. Найди слова, в которых нет приставок.

Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, стукнуть, озеленить, оленевод, предсказать, предмет.

Проверь себяРассмотреть, вложить, унести, безграмотный, озеленить, предсказать. Слова без приставок: стукнуть, оленевод, предмет.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какие морфемы образуют новые слова?
1Корень и суффикс
2Приставка и суффикс
3Корень и приставка
4Только корень
Ответить
2
Вопрос: 2
Какое из слов не является однокоренным слову вода?
1Подводный
2Безводный
3Наводнение
4Водитель
Ответить
4
Вопрос: 3
Какое из слов не имеет приставки?
1Военный
2Вогнать
3Ворваться
Ответить
1
Вопрос: 4
Какое из слов не имеет суффикса?
1Ученик
2Ключик
3Горох
4Швейный
Ответить
3
Вопрос: 5
Какое из слов не имеет окончания?
1Лист
2Листва
3Громко
4Соленый
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какие морфемы образуют новые слова?
1) Корень и суффикс 2) Приставка и суффикс 3) Корень и приставка 4) Только корень
2 вопрос:

Какое из слов не является однокоренным слову вода?
1) Подводный 2) Безводный 3) Наводнение 4) Водитель
3 вопрос:

Какое из слов не имеет приставки?
1) Военный 2) Вогнать 3) Ворваться
4 вопрос:

Какое из слов не имеет суффикса?
1) Ученик 2) Ключик 3) Горох 4) Швейный
5 вопрос:

Какое из слов не имеет окончания?
1) Лист 2) Листва 3) Громко 4) Соленый
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Приставка и суффикс
2 вопрос: Водитель
3 вопрос: Военный
4 вопрос: Горох
5 вопрос: Громко