Русский язык

Урок 7: Морфология

Морфология

Здравствуй, мой друг. Сегодня мы с тобой отправляемся в новое путешествие за знаниями. Надеюсь, ты узнаешь много нового. Предметом нашего разговора снова станет слово. Но сегодня мы разберем, как его рассматривает раздел, называемый в русском языке морфологией. Именно туда мы и отправляемся путешествовать.

Скетчбуки и скетчмаркеры      по выгодным ценам

Перейти slide11
slide15

Покупай всё для скетчинга          на 100trendov.com

Перейти

План урока:

Самостоятельные и служебные части речи

 

Самостоятельные и служебные части речи

Давай заглянем в словарь, чтобы посмотреть значение этого слова.

1 morfologiya

Итак, морфология изучает слова как части речи. Что это такое, нам предстоит узнать во время нашего сегодняшнего урока-путешествия.

Ты знаешь, что в нашем языке много слов, их более 20 тысяч. Одни из них называют предметы, явления,события, качества человека, названия действий, имена собственные, например: стол, гроза, праздник, доброта, прыжки, Москва, Аркадий. Другие называют признак предметов: деревянный, уютный, живой, красивый. Третьи – действия предметов: поет, прыгает, думает, учится.

В зависимости от того, что обозначает слово и какими признаками обладает, он относится к той или другой группе, то есть к той или иной части речи.

Всего таких групп десять, получается, десять частей речи. 

2 morfologiya

Давай изучим таблицу, чтобы узнать о них больше. 

3 morfologiya

Как ты видишь, в нашем языке шесть самостоятельных частей речи. Как ты думаешь, почему они так называются?

Попробуем ответить на этот вопрос на примере слова натюрморт.

  • 1) Слово отвечает на вопросчто? (Что? натюрморт)
  • 2) Есть лексическое значение: Натюрморт – картина, на которой изображают цветы, рыб, различную утварь.
  • 3) В предложении оно может быть подлежащим: Натюрморт нарисован учениками для выставки. Или дополнением: Ученики нарисовали натюрморт для выставки.

Или для примера еще возьмем слово радушный.

  • 1) Слово отвечает на вопрос какой? (какой? радушный)
  • 2) Есть лексическое значение: радушный – ласково, сердечно относящийся к людям, гостеприимный, приветливый.
  • 3) В предложении может идти определением: У бабушки нас ждал радушный прием.

Таким образом, назовем признаки самостоятельных частей речи.

  •  можно задать вопрос;
  •  есть лексическое значение;
  •  в предложении  могут выступать разными членами.

Ты, наверное, обратил внимание, что некоторые  из самостоятельных частей речи называются именами, то есть перед названием идет слово имя. Запомни: именами называются те части речи, которые склоняются, то есть  изменяются по падежам.  Например:

4 morfologiya

Все самостоятельные части речи имеют свои грамматические признаки. Рассмотрим их.

5 morfologiya

6 morfologiya
7 morfologiya
8 morfologiya
9 morfologiya
10 morfologiya

Как ты видишь, есть три  служебные части речи  и отдельной группой идет междометие.

Почему их назвали служебными? Представь себе служебный автобус. Он служит для перевозки людей на работу, или на службу. Так и служебные слова служат для чего-то.

Например, предлог, как ты уже знаешь, вместе с падежными окончаниями связывает слова в словосочетания и предложения. Например: В лесу у пенечка мы встретили зайца. В предложении два предлога в, у, вместе с падежными окончаниями -у (в лес-у) , -а (пенечка-а) они связывают слова в словосочетания, из которых потом составляется предложение.

Союз  соединяет однородные члены или части сложного предложения. Рассмотрим два примера: 1. За каникулы мы соскучились и по школе, и по урокам. Повторяющийся союз и связывает однородные дополнения: по школе, по урокам. 2. Мы с радостью идем в школу, чтобы получить новые знания. Союз чтобы соединяет два простых предложения в сложное.

А частицы или же образуют формы слова (например, б, бы: сказал бы, получил бы) или же вносят в предложение различные оттенки. Сравни предложения. 1. Мама играет на скрипке. 2. Разве мама играет на скрипке?  3. Только мама играет на скрипке. Во втором предложении частица разве вносит в предложение вопросительный оттенок, а в третьем предложении частица тольковыделяет слово мама, то есть вносит выделительный оттенок.

Междометия служат для выражения различных чувств: восторга, удивления, сожаления, например: Ах! Сегодня отличный день! Ну и ну, ты опять опоздал. Междометие ах выражает восторг, а междометие ну и ну – удивление.

Ты, конечно же, обратил внимание, что в таблице не хватает двух столбцов: что обозначает часть речи и какой вопрос задаем.Как ты думаешь почему? Можем ли мы задать вопрос к словам, которые даны для примеров? Есть ли у них лексическое значение? Могут ли они являться членом предложения?

Думаю, ты правильно ответил на вопросы и сделал вывод:

  •  к словам служебных частей речи нельзя задать вопрос;
  •  у них нет лексического значения;
  •  без самостоятельных слов они не бывают членами предложения.

 

Итак, наше путешествие заканчивается. Давай с тобой проверим, все ли ты понял и запомнил, а для этого выполним упражнения.

Даны слова. Распредели их по группам, указав самостоятельные и служебные части речи.

Светло, кто-то, хватать, поэтому, чтобы, мирный, или, школьный, Тверь, даже, эх, чуть-чуть, назло, так как, но, именно, она, всякий, свой, чернила, певучий, спрягать, котлета, хотя, за, твой.

Проверь себя. Самостоятельные части речи – светло, кто-то, хватать, мирный, школьный, Тверь, чуть-чуть, назло, она, всякий, свой, чернила, певучий, спрягать, котлета, твой.

Служебные части речи - поэтому, чтобы, или, даже, эх, так как, но, именно, хотя, за.

 

А сейчас попробуй выполнить следующее задание. Запиши предложения, над каждымсловом напиши, какой частью речи оно является.

  1. Над лесом зашумел ветер, а потом хлынул летний теплый дождь. 2. Ну, друг, расскажи, почему ты плохо ответил на уроке.

Проверь себя. 1. Над- предлог, лесом – существит., зашумел – глагол, ветер -существит., а – союз, потом – наречие, хлынул – глагол, летний – прилагат., теплый – прилагат., дождь –существит. 2. Ну – междометие, друг – существит., расскажи – глагол, почему – союз, ты – местоимен., плохо – наречие, ответил – глагол, на – предлог, уроке – существит. 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В предложении: Ах, как хочется, чтобы весна была всегда!
1только самостоятельные слова
2только служебные слова
3и самостоятельные, и служебные
Ответить
3
Вопрос: 2
И, а, но, потом – это… Выберите верное продолжение.
1только служебные слова
2только самостоятельные слова
3и самостоятельные, и служебные
Ответить
3
Вопрос: 3
В предложении: Ах, война, что ж ты, подлая, сделала?
1одно существительное
2два существительных
3нет существительных
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В предложении: Ах, как хочется, чтобы весна была всегда!
1) только самостоятельные слова 2) только служебные слова 3) и самостоятельные, и служебные
2 вопрос:

И, а, но, потом – это… Выберите верное продолжение.
1) только служебные слова 2) только самостоятельные слова 3) и самостоятельные, и служебные
3 вопрос:

В предложении: Ах, война, что ж ты, подлая, сделала?
1) одно существительное 2) два существительных 3) нет существительных
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: и самостоятельные, и служебные
2 вопрос: и самостоятельные, и служебные
3 вопрос: одно существительное

 Симпл-димпл, поп-ит           и другие тренды 2021

Перейти simpl dimpl

По низким ценам на 100trendov.com

Перейти pop it  
slide17

Антистресс-игрушки                      в любую точку России!

Перейти