Русский язык

Местоимение и его употребление в речи
План урока:
Личные местоимения 1, 2, 3 лица
На уроке мы вспомним информацию о местоимениях, которые изучали в предыдущем классе. Узнаем, на какие разряды делится эта часть речи. Будем учиться определять лица местоимений.
Местоимение и его значение
Прочитайте 2 текста. Скажите, чем они отличаются?
- Катя и Саша встали рано. Катя и Саша собрались в поход. Кате и Саше нужно было собрать рюкзаки.
- Катя и Саша встали рано. Они собрались в поход. Им нужно было собрать рюкзаки.
В первом тексте в каждом предложении повторяются имена детей. Во втором тексте собственные существительные заменены местоимениями. Сокращаются повторы, поэтому текст под № 2 звучит лучше.
Сравните два предложения.
Витя взял 3 яблока для друзей. Витя взял несколько яблок для друзей.
Чем они отличаются? Правильно, во втором предложении числительное, которое предметы в количестве трёх штук заменено местоимением «несколько».
Рассмотрим следующую пару предложений.
Неизвестный человек позвонил в дверь. Какой-то человек позвонил в дверь.
Что вы заметили? Во втором предложении произошла замена прилагательного «неизвестный» местоимением «какой-то».
Мы с вами можем сделать выводы: местоимением заменяются остальные части речи. Главная их особенность –не давать конкретные названия, а только делать указание. Прочитайте и выучите правило.
Местоимения в речи необходимы для избегания повторов. Так как они заменяют несколько частей речи, то выражают различное значение, и делятся на 9 разрядов.
Разряды местоимений
Рассмотрите картинки и подписи к ним.
Местоимения, выделенные красным шрифтом,указывают на лица, предметы, явления.Их относят к разряду личных. Они отвечают на вопросы Кто? Что?
Прочитайте и запомните следующие местоимения.
Красным цветом выделены местоимения притяжательные. К ним задают вопрос: Чей? Чьё? Чья? Чьи?
Возвратное местоимение себя указывает, что действие совершает сам говорящий: Я сам себе налью сок. Я себя знаю! Я себе хуже не сделаю. Мне самому с собой не скучно.Отвечает на вопросы косвенных падежей.
С помощью вопросительных местоимений в тексте задаётся вопрос: Какая погода на дворе? Чей это полушубок? Кто стучит в окно?
Местоимения неопределённые указывают на неизвестные лица, объекты, явления, на непонятные признаки, количество. Прочитайте примеры таких местоимений: они выделены красным цветом в предложениях.
В некотором царстве жил не тужил Иванушка. Мальчишки кое-что знали. Кто-либо выполнит задание. Чей-нибудь корабль дойдёт до острова.
К неопределённым местоимениям ставятся вопросы разных частей речи: Кто? Что? Какой? Чей?
Если необходимо указать, что предмет или человек отсутствует, используют в речи отрицательное местоимение: Никто не хотел идти домой. Никому я ничего не говорил. Красный мяч – ничей. Никакая машина ему не понравилась.К ним также задаются вопросы, свойственные разным частям речи:Кто? Что? Какой? Чей?
Указательные местоимения выделяют один предмет, признак или количество из нескольких вариантов: Та кофта красивее. Этот автобус идёт в автопарк. Те цветы заберу я. Столько тарелок мне нужно взять из столовой. Отвечают на вопрос: Какой? Сколько?
Чтобы указать на обобщённый признак, используют определительные местоимения: Любой хотел бы поехать в Париж. Каждый второй вышел из строя. Всякий раз удивляюсь нашему Витьке! К ним задают вопросы:Кто?Какой?
Местоимения относительные связывают части сложного предложения: Я не знаю, что ответить. Он тот, кто сорвал урок. Вы представляете, сколько времени прошло? Куртка Егора, которая висит справа.
Вы познакомились со всеми разрядами местоимений. А теперь предлагаю вам выполнить упражнения на закрепление материала.
ВНИМАНИЕ! Правильные ответы на все задания вы найдёте в конце урока.
Упражнение «Следопыты»
Прочитайте текст, выпишите местоимения и укажите их разряд.
Я думаю, каждый ребёнок знает сказку о Буратино. Для нас эту книгу написал Алексей Толстой. В некотором городке жил Папа Карло. Сказочный персонаж был сделан им из дерева. Никто не знает, почему Буратино заговорил. Какое-то волшебство произошло. Характер его вначале был совсем не положительным. Он сбежал от папы Карло. Отправился в Страну Дураков с Лисой Алисой и Котом Базилио. Они обманули Буратино. Буратино и представить себе не мог, сколько приключений его ожидает!А сколько друзей он приобретёт! Только ему черепаха Тортилла отдала золотой ключик. Любой хотел бы иметь этот ключ. Кое-что о секретной двери в комнате Папы Карло знал старый сверчок. Всё закончилось благополучно. Никакие злые уловки Карабаса-Барабаса не смогли помешать Буратино.
Упражнение «Вопрос-ответ»
Соедините местоимения с вопросами, на которые они отвечают.
На этом уроке мы разберём грамматические особенности личных местоимений.
Личные местоимения 1, 2, 3 лица
Важной характеристикой является наличие категории лица у личных местоимений. У других разрядов такая категория отсутствует. Личные местоимения указывают на лица, совершающие действия. Это может быть человек, рассказывающий сам о себе: Я купила пирожные. Мне не нравится математика. Или же группа людей, которая рассказывает о себе: Мы не будем участвовать в конкурсе.
Если человек указывает на своего собеседника или нескольких собеседников, то в разговоре звучат местоимения ты, вы. Ты пойдёшь сегодня в кино? Вы хорошо выступили на концерте.
Когда собеседники говорят о людях, не участвующих в разговоре, используют местоимения он, она, они.Она подпрыгнула от радости. Он достал лыжи. Они испекли печенье.
Личные местоимения используются, когда разговор идёт не только о живых существах, но и о предметах. Они (книги) лежали не на месте. Он (шкаф) стоял посреди комнаты. Она (пицца) была большой. Добавляется ещё одно местоимение оно. Оно (окно) было открыто.
Таким образом, 1 и 2 лицо указывает на живые объекты, 3 лицо – на живые и неживые предметы.
Личные местоимения принимают формы единственного и множественного числа. Рассмотрите таблицу. Изучите и запомните деление личных местоимений на лица и числа.
Перейдём к выполнению практических заданий.
Упражнение «Ищем смысл»
Замените в предложениях существительные подходящими по смыслу личными местоимениями.
Толя надел кроссовки и собрался на футбольное поле. Дети весело бежали по дороге. Сердце стучало громко. Птица пролетела низко.
Упражнение «Правильно делим»
Распределите словосочетания с личными местоимениями по трем столбикам.
1 лицо 2 лицо 3 лицо
Он ушёл, я приду, мы рисуем, она не знает, оно спряталось, вы умеете, ты поёшь, они переживают, я напечатала, вы перезвоните, оно разбилось.
Ответы на задания
Упражнение «Следопыты»
Личные: я, нас, им, его, он, они, ему. Возвратное: себе. Определительное: каждый, любой, всё.Относительное: что. Указательное:эту, сколько, этот.Неопределённое: некотором, какое-то, кое-что. Отрицательное: никто, никакие.
Упражнение «Вопрос-ответ»
Чей? Чья? – наш, ничья
Кто? – мы, кто-то, тот, всякий
Сколько? – несколько, столько
Упражнение «Ищем смысл»
Он надел кроссовки и собрался на футбольное поле. они весело бежали по дороге. Оно стучало громко. Она пролетела низко.
Упражнение «Правильно делим»
Распределите словосочетания с личными местоимениями по трем столбикам.
Настало время, проверить, насколько вы усвоили новый материал. Приступим к выполнению тестов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Местоимение:
1) обозначает признак 2) называет предмет 3) указывает на предмет, признаки, количество
Выделяют разряды у местоимений:
1) девять 2) пять 3) одиннадцать
Личные местоимения:
1) имеют форму единственного числа 2) имеют форму множественного числа 3) имеют форму единственного и множественного числа
Притяжательные местоимения:
1) отвечают на вопрос Чей? 2) отвечают на вопрос Какие? 3) отвечают на вопрос Что?
Местоимение себя:
1) указательного разряда 2) возвратное 3) неопределённого разряда