Русский язык

Урок 12: Глагол как часть речи

Глагол как часть речи

Сегодня на уроке, ребята, я познакомлю вас с одной из важных частей речи – глаголом. Вы узнаете, какие формы принимает глагол, с чем это связано. Разберём, зачем глаголу нужна неопределённая форма, и как ведёт себя частица не по отношению к нему.

План урока:

Глагол как часть речи, неопределенная форма глагола

Форма числа и времени глагола

Род глаголов в прошедшем времени

Частица не с глаголами

 

Сегодня на уроке, ребята, я познакомлю вас с одной из важных частей речи – глаголом. Вы узнаете, какие формы принимает глагол, с чем это связано. Разберём, зачем глаголу нужна неопределённая форма, и как ведёт себя частица не по отношению к нему.

 

Глагол как часть речи, неопределенная форма глагола

Рассмотрите картинки. Что вы на них видите? Каждый герой совершает определённые действия. Прочитайте предложения: Мишка гладит рубашку. Девочка обнимает медвежонка. Катя поливает цветы. Ребята играют в мяч. Валя строит башню из кубиков. Аня подметает пол.

1 glagol kak chast rechi
Источник

Слова: гладит, обнимает, поливает, играют, строит, подметает – глаголы. Важная роль этой части речи – обозначать действия разных объектов (людей, животных, машин, природных объектов). Рассмотрим на примерах:

  • Маша купила молоко (действие человека).
  • Собака бежала за хозяином (действие животного).
  • Автомобиль свернул на повороте (действие машины).
  • По осенним полям расстилался туман (действие природного явления).

Как и другие части речи, глаголы отвечают на вопросы, характерные только для них. Вы их видите на картинке.

2 glagol kak chast rechi

Потренируемся в постановке вопросов к глаголам. Максим отправился (что сделал?) на речку. Девчонки весело смеялись (что делали?). Учительница заполняет (что делает?) журнал. Малыши возятся (что делают?) возле песочницы.

Основу глагола составляет начальная форма, или инфинитив. К глаголу в начальной форме задают вопросы: «Что делать?» (рисовать, купать), «Что сделать?» (нарисовать, искупать). От инфинитива образуются остальные формы. Возьмём для примера начальную глагольную форму петь (что делать?). Вот какие новые формы от него можно получить:

  • поют (что делают?);
  • пела (что делала?);
  • пел (что делал?).

Инфинитив имеет неопределённую форму, так как у него невозможно определить категорию времени, числа, рода. Рассмотрим перечисленные грамматические характеристики в следующем разделе.

Форма числа и времени глагола

Действия, которые глаголы обозначают, всегда привязаны к тому или иному временному промежутку: прошедшему, настоящему, будущему.С помощью глаголов мы как будто совершаем путешествие на машине времени. Как влияет категория времени на эту часть речи?

Глаголы в настоящем времени обозначают действия, происходящие одновременно с речью: гуляет, кричит, печёт, пишет.

Глаголы в прошедшем времени означают действия, которые уже случились до сообщения о них: гуляла, кричала, пекла, писала.

Глаголы будущего времени означают действия, которые произойдут, когда речь о них завершится: погуляет, покричит, испечёт, напишет.

ВНИМАНИЕ! Форма глагола будущего времени может состоять из двух слов: глагол будет + инфинитив: будет гулять, будет кричать, будет печь, будет писать.

Узнать, в каком времени находится глагол, помогают вопросы. В таблице №1 вы видите их полный перечень. Прочитайте, постарайтесь запомнить.

3 glagol kak chast rechi

Любое действие совершается одним или несколькими предметами. Поэтому глаголы имеют формы:

  • единственного числа: смотрел, расправила, прочитал;
  • множественного числа: смотрели, расправили, прочитали.

Вопросы, которые задают к глаголам множественного числа, в таблице№1 выделены красным цветом. Вопросы синего цвета относятся к глаголам единственного числа.

В качестве итога по двум изученным разделам, выполним практические задания.

ВНИМАНИЕ! Правильные ответы на все задания вы найдёте в конце этого урока.

Упражнение 1. «Соединялки»

Соедините глаголы с названиями времени, которое они обозначают.

4 glagol kak chast rechi

 

Упражнение 2. «Новые слова»

От инфинитива образуйте глаголы настоящего времени во множественном числе.

Светить, приклеить, закрыть, подчеркнуть, выделить, собрать, заменить, узнать, пить, считать.

 

Упражнение 3. «Ищем глаголы»

Прочитайте пересказ произведения известного писателя Эдуарда Успенского про весёлого тигра, который вышел погулять, подчеркните глаголы-инфинитивы и глаголы единственного числа.

Однажды в зоопарке тигра забыли запереть в клетке. Он вышел погулять в город. Идёт степенно по улицам. Ни к одному прохожему не пристаёт, но народ почему-то от него разбегается в рассыпную. Дяденька на дерево забрался, дедушка укрылся за газетным киоском. Рыжий мальчишка оказался на крыше дома. А очень худой художник забился в водосток. Две бабушки-подружки на ёлке разместились, как будто новогодние игрушки. Большой и шумный город опустел. Тигр видит: никого нет. Думает: скучно как-то! Пожалуй, вернусь в зоопарк. Там веселее, много посетителей!

 

Род глаголов в прошедшем времени

Действия совершают предметы. Они могут принадлежать к женскому, мужскому, среднему роду. От рода предмета, выполняющего действия, зависит род глагола.

В тексте предметы называют имена существительные: На столе лежала книга. Вася сложил куртку. Книга – слово женского рода, глагол лежала также принимает форму женского рода. Вася – существительное мужского рода, как и глагол сложил.

Иногда в предложении на предмет или лицо указывает местоимение: Она уехала на дачу.Оно было ярко-синее. Правило остаётся прежним. С местоимением женского рода она употребляется глагол женского рода уехала; с местоимением среднего рода оно – глагол в форме среднего рода было.

Определяющие вопросы задают к глаголу от существительных или местоимений: Отец (что сделал?) спрятал подарок в шкаф. Она (что сделала?) придумала историю. Солнце (что сделало?) погасло. По окончанию вопроса также определяют род глагола.

Посмотрите на картинки и прочитайте предложения под ними.

5 glagol kak chast rechi
Источник

6 glagol kak chast rechi

Давайте рассуждать: Маша весело пела (что делала?).Действие совершает предмет женского рода. Вопрос оканчивается на-а, поэтому у глагола «пела» также появляется окончание а.

Антон задорно пел (что делал?). Антон – существительное мужского рода, у глагола «пел» окончание нулевое, как и в вопросе к нему.

Сердце пело (что делало?) от радости. Сердце среднего рода, у вопроса к глаголу и у глагола «пело» одинаковое окончание о.

Посмотрите на картинку с орфограммой. Какой вывод можно сделать?

7 glagol kak chast rechi
Источник

8 glagol kak chast rechi

Выучив правило, вы сможете по окончанию вопроса определить род глагола, даже если рядом с ним не будет стоять местоимение или существительное. Убедитесь на примере: у глагола ушло окончание о, значит, это глагол среднего рода. Проверим, подставив существительное среднего рода: Чувство ушло.

Глагол прибыл имеет нулевое окончание, это мужской род. Проверим с помощью местоимения он мужского рода: Он прибыл.

ВНИМАНИЕ! В отличие от существительных, у глаголов род определяется только в прошедшем времени: оценил, выбрала, разозлило, убежала, веселила, грустил, сверкало.

Частица не с глаголами

В тексте или предложении глаголы могут нести отрицательное значение. Это означает: действие, о котором говорится, не происходило. Для отрицания действия глагол употребляют в связке с частицей не: не ходила, не взял, не размышляли, не мечтала.

Не с глаголами, по правилу, пишут раздельно. Выучите стихотворение и запомните орфограмму.

9 glagol kak chast rechi

ВНИМАНИЕ! Правило имеет исключения: глаголы с не пишутся слитно, если слова без этой частицы не употребляются.

Прочитайте список этих глаголов: негодовать, неистовствовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, нежиться (на солнце), неволить.

Проверьте себя: если убрать частицу не, получатся странные слова, которых никто никогда не слышал, непонятно, что они значат. 

Теперь перейдём к практике, закрепим знания по последним двум разделам.

 

Упражнение 4. «Угадай-ка»

Угадайте действие предмета и запишите глаголы в прошедшем времени в клеточки. Укажите род глаголов.

10 glagol kak chast rechi
Источник

 

Упражнение 5. «Раздели-ка»

Распределите глаголы в две колонки.

СЛИТНО                               РАЗДЕЛЬНО

Слова: (не)годую, (не)стоит, (не)доумевали, (не)берите, (не)навижу, (не)знает, (не)сияло, (не)печатай, (не)жилась, (не)домогала.

Ответы на задания

Упражнение 1. «Соединялки»

Прошедшее время: ушла, купила, танцевали

Настоящее время: красит, сажает

Будущее время: будет поступать, перепишут, будут думать вышьет

 

Упражнение 2. «Новые слова»

От неопределённой формы глагола образуйте глаголы настоящего времени множественного числа

Светят, приклеивают, закрывают, подчеркивают, выделяют, собирают, заменяют, узнают, пьют, считают.

 

Упражнение 3. «Ищем глаголы»

Глаголы ед.ч.: вышел, идёт, пристаёт, разбегается, забрался, укрылся, оказался забился, опустел, видит, думает, вернусь.

Инфинитив: погулять, запереть

 

Упражнение 4. «Угадай-ка»

Читал (м.р.), завтракала (ж.р.), светило (с.р.)

 

Упражнение 5. «Раздели-ка»

11 glagol kak chast rechi

Ребята, вы изучили новый материал, успешно поработали над практическими заданиями. Урок окончен. Пора переходить к тестированию.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Значение глагола:
1предмет
2действие
3признак предмета
Ответить
2
Вопрос: 2
Будущее время глагола:
1действие после момента речи
2действие до момента речи
3действие в момент речи
Ответить
1
Вопрос: 3
Род у глагола определяется:
1в форме настоящего времени
2в форме прошедшего времени
3в форме будущего времени
Ответить
2
Вопрос: 4
Глагол среднего рода:
1имеет окончание а
2имеет нулевое окончание
3имеет окончание о
Ответить
3
Вопрос: 5
Частица НЕ в сочетании с глаголом:
1усиливает значение действия
2не имеет никакого значения
3отрицает действие
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Значение глагола:
1) предмет 2) действие 3) признак предмета
2 вопрос:

Будущее время глагола:
1) действие после момента речи 2) действие до момента речи 3) действие в момент речи
3 вопрос:

Род у глагола определяется:
1) в форме настоящего времени 2) в форме прошедшего времени 3) в форме будущего времени
4 вопрос:

Глагол среднего рода:
1) имеет окончание а 2) имеет нулевое окончание 3) имеет окончание о
5 вопрос:

Частица НЕ в сочетании с глаголом:
1) усиливает значение действия 2) не имеет никакого значения 3) отрицает действие
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: действие
2 вопрос: действие после момента речи
3 вопрос: в форме прошедшего времени
4 вопрос: имеет окончание о
5 вопрос: отрицает действие