Русский язык
Имя существительное
План урока:
Склонение
Ребята, прочитайте и скажите, чем отличаются слова?
Существительные отличаются числовым значением. Слова в левом столбике представлены в единственном числе, в правом – во множественном. Слова-существительные могут менять своё численное значение.
Из предыдущих уроков вы знаете: существительные также меняют свою форму, находясь в разных падежах. Что это значит? Посмотрим, какие формы принимает слово лягушка, изменяясь по падежам.
Ребята, что меняется в одном и том же слове? Окончания. Мы вспомнили про числа и падежи неслучайно, потому что понятие склонения с ними тесно связано.
А теперь ответьте на вопрос: если учитель попросит вас просклонять существительное, то что вы должны будете сделать? Правильно: изменить численную и падежную форму слова.
Посмотрите ещё раз на таблицу, в которой мы просклоняли существительное лягушка. Какой род у этого существительного? Женский. Падежные окончания у слова лягушка:-а, -у, -и, -е, -ой. Но у имени существительного есть также род мужской (баран, пень) и средний (оконце). И когда мы будем изменять по падежам эти слова, то у них появятся другие окончания. Давайте посмотрим:
Род и окончание существительного помогают нам определить тип склонения.
Рассмотрим 1 склонение. Эта группа состоит из существительных женского, мужского рода с окончаниями в И.п. – а, -я. Просклоняем по падежам слова мужского рода мужчина, батя, женского рода планета, земля.
Обратите внимание: у существительных мужского и среднего рода, имеющих в И.п. окончания – а, -яв Д.п., П.п.появляется одинаковое окончание – е.
Группу 2 склонения составляют существительные мужского рода, имеющие нулевое окончание в И.п.; среднего рода с окончаниями -о, -е.
В таблице одинаковые окончания вы можете отметить у существительных в мужском и среднем роде: в Р.п. – а, –я; Д.п.– у, –ю; Т.п.– ом, –ем;П.п. –е.
Склонение 3 типа включает существительные только одного, женского рода, с Ь на конце.
Одинаковое окончание – и: в Р.п., Д.п.,П.п.
Вы заметили: выявляют склонение имён существительных, предварительно поставив в форму ед.ч.? Почему необходимо выполнять такое условие? Давайте поступим по-другому. Просклоняем слова разного рода во мн.ч. и попробуем назвать тип склонения.
Мы выделили окончания, но могут они нам помочь определить склонение? Нет. Почему? Потому что нет никакой связи между окончаниями существительных во мн.ч. и склонением.
Выучите АЛГОРИТМ определения склонения:
- вначале существительное ставят в ед.ч., И.п.;
- выделяют окончание;
- определяют у слова род;
- делают вывод о склонении.
Образец устного рассуждения.
Зацвели вишни. Существительное вишни ставим в ед.ч., И.п. –вишня. Подставляем определяющие местоимения: вишня – она, моя. Род – женский, окончание я. Значит, вишня относится к I склонению.
А теперь выполним практическое задание.
ВНИМАНИЕ! Правильные ответы найдёте в конце урока.
Упражнение 1.
Выпишите названия птиц и животных. Определите склонение, запишите в скобках рядом со словом.
В воде разлёгся бегемот. Ласточка пролетела над лужайкой. Шкурка у зебры нарядная.Мышь сгрызла все книжки на чердаке. Павиан гордо ходил в клетке. Конь у дедушки серый в яблоках. Ворона громко раскаркалась.
Несклоняемые существительные
Ребята, мы говорили про существительные, которые изменяются по числам и падежам. Но есть слова, которые не меняют свою форму, а это значит, у них не определяется число, падеж.
Такие существительные мы не можем просклонять и причислить к какому-то типу склонения. Они получили название «несклоняемые существительные». У них мы не выделяем окончания. Несклоняемые существительные в разное время были заимствованы из других языков. Прочитайте примеры.
Какаду, кенгуру, колибри, шимпанзе, торнадо, пюре, метро, манто, пальто, кафе, купе, трюмо, бюро, фламинго, жюри, домино, лото, кино, кашне, радио.
Понять, что существительное несклоняемое, можно по внешнему признаку. Слова оканчиваются на гласные -ю, -и, -е, -э, -у, -о.
А как у несклоняемых существительных определить род? Вот какое правило следует запомнить.
Падеж несклоняемого существительного определяют по вопросам, которые к нему задают от других членов предложения.
Над страной пролетел грозный торнадо (Что?) – И.п. Стоит угроза сильного торнадо (Чего?) - Р.п. Мы удивились внезапному торнадо (Чему?) – Д.п.
Закрепим знания.
Упражнение 2.
Выпишите несклоняемые существительные. Определите падеж.
У розового фламинго необычное оперение. В картофельное пюре добавляют молоко. У бабушки в комнате стоит старинное трюмо. У кино хороший рейтинг.
Падежные окончания
Прочитайте слова. Определите падеж и тип склонения.
Первая, третья, четвёртая пары слов – I склонение, вторая пара – II склонение. Первая пара – Р.п., вторая, четвёртая пары – П.п., третья пара – Д.п.
Сравните окончания. Что вы можете о них сказать? У каждой пары слов окончания одинаковые. На какую часть слов в первом столбике падает ударение? На корень. А во втором столбике? На окончание. Скажите, в словах из какого столбика мы можем безошибочно написать окончания? Из второго. Ведь звуки под ударением мы всегда произносим чётко и точно слышим.
А как же быть с безударными окончаниями? Запомнить правило. Оно представлено в таблице. Риски для ошибок представляют три падежа: родительный, дательный, предложный.
В существительных первого склонения:
- в Д.п. и П.п. мы пишем окончание –е:дедушка – передать дедушке(Д.п.), рассказать о дедушке (П.п.); конфета – радоваться конфете (Д.п.), орехи в конфете (П.п.);
- в Р.п. –и или –ы: актриса – роль у актрисы, дорожка – остановиться у дорожки, молния – вспышки молнии.
Во втором склонении:
- в П.п. под ударением и без ударения пишем окончание – е:календарь – отметить в календаре, музей –знать о музее, небо – летали в небе.
В третьем склонении:
- в Р.п., Д.п., П.п. окончание – и пишем в ударном и безударном окончании:тень – у сказочной тени, рожь – у спелой ржи, вещь – у старинной вещи (Р.п.); дочь – радоваться дочери, фасоль – ростки фасоли, роскошь – удивляться роскоши (Д.п.);гуашь – о красной гуаши, ночь – о темной ночи, трость – о деревянной трости (П.п.).
Выполните упражнение для закрепления знаний.
Упражнение 3.
Прочитайте предложения. Вставьте окончания в выделенных существительных.
У серой мыш… внимательные глазки. В спелом яблок… много витаминов. О тёт… написали в газет…Встретимся у лесной опушк… У рыжей рыс… на ушах есть кисточки.
Ответы на задания
Упражнение 1.
Бегемот (2 скл.), ласточка (1 скл.), у зебры (1 скл.), мышь (3 скл.), павиан (2 скл.), конь (2 скл.), ворона (1 скл.).
Упражнение 2.
У фламинго (Р.п.). В пюре (В.п.). Трюмо (И.п.). У кино (Р.п.).
Упражнение 3.
У серой мыши внимательные глазки. В спелом яблоке много витаминов. О тёте написали в газете. Встретимся у лесной опушки.У рыжей рыси на ушах есть кисточки.
Наш урок подошёл к завершению. Предлагаем пройти тестирование.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Что такое склонение существительного:
1) изменение по числам и падежам 2) изменение по родам 3) изменение по лицам
Сколько типов склонения вы знаете:
1) два 2) четыре 3) три
Риски в написании безударных окончаний имеются:
1) в В.п. 2) в Р.п., Д.п., П.п. 3) Т.п.
Окончания существительных мн.ч.:
1) зависят от склонения 2) зависят от ударения 3) не зависят от склонения
Слово крем-брюле:
1) мужского рода 2) женского рода 3) среднего рода