Математика

Урок 10: Деление на трехзначное число

Деление столбиком на трехзначное число

На уроке познакомимся с делением на трехзначное число столбиком с остатком и без остатка, будем решать задачи с единицами площади, устроим небольшое соревнование на присуждения звания «Знаток математики».

План урока:

Письменное деление на трехзначное число

Деление на трехзначное число с остатком

Решение задач с единицами площади

 

На уроке познакомимся с делением на трехзначное число столбиком с остатком и без остатка, будем решать задачи с единицами площади, устроим небольшое соревнование на присуждения звания «Знаток математики».

Начнем урок с разминки. Проверим, как вы знаете табличное деление! Ведь без знаний таблицы умножения и деления невозможно научиться делить столбиком на трехзначное число.

Примеры списывать не нужно. Записывайте только ответы в 4 столбика.

1 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo

А теперь проверим ваши достижения. Сравните свои ответы с образцом. Ставьте карандашом +, если ответ верный, если же вы ошиблись, поставьте -.

 

Проверь себя.

2 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo

Оцените свои достижения.

3 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo

Письменное деление на трехзначное число

Ребята, как вы думаете, отличается ли алгоритм деления на трехзначное число от знакомого нам алгоритма на двузначное число?

Нет, не отличается! Давайте повторим последовательность наших действий при делении столбиком.

4 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo

Используя данный алгоритм, решим вместе несколько примеров. Будем делать записи в черновике. Вы знаете, что цифры в частном – пробные, и требуется  проверка.

984 : 123        1 155 : 9        318 : 106        5 850 : 9

5 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo

Оставшиеся примеры на деление решите самостоятельно. Проверьте себя по образцу.

Проверь себя.

6 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo

При делении многозначных чисел столбиком ребята часто пропускают нули в частном. Обидная ошибка! Как этого не допустить? Рассмотрим более сложные случаи деления, когда в частном появляются нули.

7 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo

Есть маленькие секреты безошибочного деления столбиком!

  • Обязательно определяйте количество цифр в частном. Даже если вы случайно пропустили нуль, точки подскажут, что цифр в частном недостаточно.
  • Делайте проверку: умножьте делитель на частное. Должно получиться делимое.

А теперь решите самостоятельно  пример. Подумайте, нужен ли нуль в частном. Сравните свое решение с образцом.

55 692 : 273

 

Проверь себя.

8 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo

Деление на трехзначное число с остатком

Вспомним главное правило при делении с остатком.

9 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo

Это правило применимо для деления на любое число (одно-, двух-, трехзначное и т.д.).

Ребята, перед вами тетрадь ученика 4 класса. Проверьте, как выполнено деление на трехзначное число с остатком. Решите эти примеры в своем черновике. Сравните. Оцените работу четвероклассника.

10 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo

Во втором примере остаток 148 больше делителя 125. Как вы думаете, почему так получилось? Пробная цифра 2 не подходит. В частном должна быть цифра 3. Умножим 125 на 3. Получим 375. Остаток 23 меньше делителя 125.

А вот первый пример решен верно. Оставим его без изменений. Во втором примере исправим ошибку.

11 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo
Источник

Решение задач с единицами площади

12 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo
Источник

Ребята, взрослые люди часто испытывают досаду, занимаясь ремонтом дома или квартиры. Почему? Знакома ситуация, когда чуть-чуть не хватило краски или обоев? Нужно срочно бежать в магазин, чтобы купить недостающие материалы. Можно ли этого избежать? Конечно, можно! Главное, правильно выполнить расчеты. Например, правильно измерить площадь пола под покраску или площадь стен под обои.

 

Задача

13 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo
Источник

В комнате длиной 7 м и шириной 8 м укладывают на пол ламинат квадратами 50х50 см. Сколько штук ламината потребуется для этой комнаты?

Подсказка. Вычислите площадь комнаты и площадь одного квадрата ламината. Одинаковые ли единицы площади вы использовали? Выразите квадратные метры в квадратных сантиметрах.

Решите задачу самостоятельно.

Проверь себя.

S пола = 7 ∙ 8 = 56 (м²)

S лам. = 50 ∙50 = 2 500 (см²)

1 м² = 10 000 см²

10 000 : 2 500 = 4 (шт.) – ламината в 1 м².

56 ∙ 4 = 224 (шт.) – ламината потребуется.

Ответ: 224 штук ламината.

 

Задача

14 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo
Источник

Для покраски пола комнаты площадью 35 м² купили 3 кг краски. Хватит ли этой краски, если на 1 м² пола расходуется 100 г краски.

Выразим 3 кг в граммах.

1 кг = 1 000 г

3 кг = 3 000 г

35 ∙ 100 = 3 500 (г) – краски потребуется.

3 500 – 3000 = 500 (г) – краски не хватит для покраски пола.

Ответ: 500 г краски не хватит.

Решите аналогичную задачу самостоятельно и проверьте по образцу.

 

Задача

Стены комнаты решили оклеить обоями. Площадь поверхности составляет 80 м². На одной стене есть окно – 3 м², а на другой – дверь занимает 4 м². Хватит ли 7 рулонов обоев, если в одном рулоне 10 м² обоев.

15 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo
Источник

Проверь себя.

3 + 4 = 7 (м²) – занимают окно и дверь.

80 – 7 = 73 (м²) – нужно оклеить обоями.

7 ∙ 10 = 70 (м²) – в семи рулонах.

73 – 70  = 3 (м²) – обоев не хватит.

Ответ: не хватит 3 м².

 

Ребята, на уроке мы учились делить на трехзначное число без остатка и с остатком, решали сложные задачи с единицами площади. А теперь настало время подвести итоги! Устроим небольшое соревнование на звание «Знатока математики».

16 delenie stolbikom na trehznachnoe chislo
Источник

Решите примеры за одну минуту!

(12 543 – 3 890 + 15 498) ∙ 69 ∙ 0 ∙594 =

640 ∙5 ∙0 +640 : 1 – 630 =

? + 150 – 240 – 10 + 26 = 526

Проверь себя.

0, 10, 600.

Кому удалось справиться с заданием за одну минуту, может смело назвать себя большим молодцом!

В первом и втором выражениях самые наблюдательные заметили умножение на нуль (можно не вычислять все выражение, а ∙ 0 = 0).

В третьем выражении первое число можно быстро найти, вычисляя с конца обратным действием: 526 – 26 + 10 + 240 – 150 = 600

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Найди пятую часть от произведения чисел 250 и 4
1200
2250
3400
4100
Ответить
1
Вопрос: 2
Назови число, которое находится между 16 299 и 16 301
117 000
216 030
316 300
416 500
Ответить
3
Вопрос: 3
Увеличь наименьшее двузначное число в 100 раз
1101
2900
3990
49 900
Ответить
4
Вопрос: 4
В домашнем зооуголке Вани обитают ужик, две золотые рыбки, белая мышь, кот Барсик и собака Ласка. Сосчитай, сколько всего лап у Ваниных питомцев.
112
216
330
410
Ответить
1
Вопрос: 5
Длина взлетной полосы аэропорта 4 км, а ее ширина – 20 м. Найди площадь взлетной полосы.
1800 000 м²
28 000 м²
3800 км ²
480 000 м²
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Найди пятую часть от произведения чисел 250 и 4
1) 200 2) 250 3) 400 4) 100
2 вопрос:

Назови число, которое находится между 16 299 и 16 301
1) 17 000 2) 16 030 3) 16 300 4) 16 500
3 вопрос:

Увеличь наименьшее двузначное число в 100 раз
1) 101 2) 900 3) 990 4) 9 900
4 вопрос:

В домашнем зооуголке Вани обитают ужик, две золотые рыбки, белая мышь, кот Барсик и собака Ласка. Сосчитай, сколько всего лап у Ваниных питомцев.
1) 12 2) 16 3) 30 4) 10
5 вопрос:

Длина взлетной полосы аэропорта 4 км, а ее ширина – 20 м. Найди площадь взлетной полосы.
1) 800 000 м² 2) 8 000 м² 3) 800 км ² 4) 80 000 м²
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 200
2 вопрос: 16 300
3 вопрос: 9 900
4 вопрос: 12
5 вопрос: 80 000 м²