Математика

Урок 9: Деление на двузначное число

Деление столбиком на двузначное число

На уроке научимся делить столбиком на двузначное число без остатка и с остатком, повторим единицы массы, будем решать задачи.

План урока:

Письменное деление на двузначное число

Деление на двузначное число с остатком

Решение задач с единицами массы

 

На уроке научимся делить столбиком на двузначное число без остатка и с остатком, повторим единицы массы, будем решать задачи.

Ребята, делить столбиком на двузначное число совсем непросто! Потребуется серьезная разминка. Проверим, кто из вас отлично знает таблицу умножения и деления. Решите примеры устно, найдите ответ и соответствующую ему букву. Запишите числа в таблицу в порядке возрастания. Какое слово получилось? Прочитайте.

Правильный ответ найдете в рубрике «Это интересно!».

1 delenie na dvuznachnoe chislo

Письменное деление на двузначное число

Что нужно знать и уметь, чтобы хорошо научиться делить на двузначное число? Подумайте, ребята!

Конечно, надо знать назубок таблицу умножения – это первое. А второе – уметь делить на однозначное число столбиком (уголком).

Давайте вспомним алгоритм деления на однозначное число.

2 delenie na dvuznachnoe chislo

Решите самостоятельно примеры уголком и проверьте себя по образцу.

3 delenie na dvuznachnoe chislo

А теперь рассмотрим деление уголком на двузначное число. Нам понадобится черновик. При делении на двузначное число цифру, которую мы подобрали, требуется проверить умножением. Если цифра не подошла (а такое бывает), подбираем следующую цифру, снова проверяем умножением и так далее. Все эти вычисления лучше выполнить на черновике. Например, разделим 624 на 26. Запишем пример столбиком (уголком).

4 delenie na dvuznachnoe chislo

Обязательно проговариваем каждый этап вычислений.

5 delenie na dvuznachnoe chislo

Пользуясь алгоритмом, решите самостоятельно два примера столбиком. Проговаривайте каждый этап, чтобы не допустить ошибку. Сравните с образцом.

448 : 64      952 : 34

Ребята, вы заметили, что алгоритм остается прежним? Требуется лишь больше внимания и сосредоточенности.

6 delenie na dvuznachnoe chislo

Попробуйте и вы, ребята, овладеть делением!

Деление на двузначное число с остатком

Действует ли при делении с остатком какой-либо другой алгоритм? Нет! При делении с остатком рассуждают точно так же, как и при делении без остатка.

Ребята, какое правило нужно знать и обязательно проверять при делении с остатком?

7 delenie na dvuznachnoe chislo

А теперь решите самостоятельно примеры на деление с остатком. Не забывайте сравнивать остаток с делителем, сделайте проверку.

272 : 98    495 : 46    385 : 65   321 : 47

Проверь себя.

8 delenie na dvuznachnoe chislo

Ребята, в каком примере вы встретили затруднение? Рассмотрим вместе пример

495 : 46

Почему в частном появился 0 (нуль)?

Первое неполное делимое 49. Делим на 46. Берем по 1. Остаток 3 меньше делителя 46. Делим верно. Сносим следующую цифру 5.

35 делим на  46. Берем по 0 (35 меньше, чем 46).  Остаток 35 меньше делителя, разделили верно. Сделаем проверку, убедимся в правильности вычислений.

9 delenie na dvuznachnoe chislo

Уметь делить с остатком – полезный навык, который не раз поможет вам в решении практических задач. Например, для постройки одинаковых башен у вас имеется 430 деталей лего-конструктора. Сколько башен можно построить, если на каждую нужно 35 деталей? Останутся ли лишние детали?

Давайте вместе решим эту задачу.

430 разделим на 35. Сделаем это столбиком (уголком).

10 delenie na dvuznachnoe chislo

Мы видим, что при делении получился остаток 10. Делаем вывод: из 430 деталей лего-конструктора можно сделать 12 одинаковых башен и еще 10 деталей останется.

Разделить можно на черновике, а решение в тетради записать в строчку.

430 : 35 = 12 (ост.10) – башен можно сделать.

Ответ: 12 башен и 10 деталей останется.

Если вы хорошо умеете делить с остатком, решение можно сразу записать в тетрадь:

11 delenie na dvuznachnoe chislo

Решите самостоятельно практическую задачу.

 

Задача

Ребята 4 класса изготовили для первоклассников 126 закладок в учебники. Сколько закладок достанется каждому первокласснику, если в первом классе 25 учеников? Останутся ли лишние закладки?

Проверь себя.

12 delenie na dvuznachnoe chislo

Решение задач с единицами массы

Ребята, какие единицы массы вы знаете? Давайте вспомним!

Игра

13 delenie na dvuznachnoe chislo

В каждом столбике найди «лишнее» слово, обоснуй свой ответ.

14 delenie na dvuznachnoe chislo

Вспомним таблицу единиц массы.

15 delenie na dvuznachnoe chislo

 

Задача

16 delenie na dvuznachnoe chislo

В тепличном хозяйстве выращивают огурцы и помидоры. В первой теплице собрали 132 кг огурцов. Во второй теплице собрали 1 ц 56 кг помидоров. Урожай огурцов или помидоров богаче и на сколько килограммов?

Разберем задачу вместе.

Выразим 1 ц 56 кг в килограммах. Из таблицы видим, что 1 ц = 100 кг, значит,

1 ц 56 кг = 156 кг

156 – 132 = 14 (кг) – собрали больше помидоров, чем огурцов.

Ответ: на 14 кг больше.

Следующую задачу решите самостоятельно. Проверьте по образцу.

 

Задача

17 delenie na dvuznachnoe chislo

 

5 т яблок разложили в ящики по 10 кг в каждый и отправили в хранилище. 120 ящиков с яблоками развезли в магазины города. Сколько килограммов яблок осталось в хранилище.

Проверь себя.

5 т = 5 000 кг

  • 5 000 : 10 = 500 (ящ.) – с яблоками отправили в хранилище.
  • 500 – 120 = 380 (ящ.) – с яблоками осталось в хранилище.
  • 380 ∙ 10 = 3 800 (кг) – яблок в хранилище.

Ответ: 3 800 кг.

Решение задачи можно записать выражением: (5 000 : 10 – 120) ∙10 = 3 800

А теперь разберем задачу, в которой встретится деление с остатком.

 

Задача

В хозяйстве собрали 5 ц клубники. 300 кг клубники оставили в ящиках, а остальную клубнику расфасовали в небольшие контейнеры по 300 г. Сколько контейнеров с клубникой получилось? Сколько граммов клубники осталось?

18 delenie na dvuznachnoe chislo

Сначала выразим 5 ц в килограммах.

5 ц = 500 кг

Узнаем, сколько кг клубники расфасовали в контейнеры.

500 – 300 = 200 (кг) – расфасовали в контейнеры.

Выразим 200 кг в граммах.

200 кг = 200 000 г.

Разделим 200 000 на 300 столбиком.

19 delenie na dvuznachnoe chislo

Сделаем вывод: если в условии задачи содержатся разные единицы массы, то необходимо выразить их в одинаковых единицах.

Сегодня на уроке мы научились делить столбиком на двузначные числа с остатком и без остатка, повторили единицы массы, решали задачи.

До новых встреч! Успехов в учебе!

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какого остатка не может быть при делении на 14?
18
215
36
45
512
Ответить
2
Вопрос: 2
Кокос весит 300 г, а арбуз в 10 раз больше. Вырази массу арбуза в килограммах.
130 кг
23 000 г
33 кг
4300 кг
Ответить
3
Вопрос: 3
В лего-конструкторе Вани 126 деталей. На изготовление робота требуется 60 деталей. Сколько одинаковых роботов у Вани получится и сколько лишних деталей останется?
12 робота и 8 деталей останется
26 роботов и 2 детали останется
32 робота и 6 деталей останется
42 робота и 10 деталей останется
Ответить
3
Вопрос: 4
Найди лишнее:
1км²
2дм²
3ар
4кг
Ответить
4
Вопрос: 5
Если ученик длину прямоугольника умножит на его ширину, то узнает…
1Периметр фигуры
2Площадь прямоугольника
3Длину и ширину фигуры
4Сумму длин сторон прямоугольника
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какого остатка не может быть при делении на 14?
1) 8 2) 15 3) 6 4) 5 5) 12
2 вопрос:

Кокос весит 300 г, а арбуз в 10 раз больше. Вырази массу арбуза в килограммах.
1) 30 кг 2) 3 000 г 3) 3 кг 4) 300 кг
3 вопрос:

В лего-конструкторе Вани 126 деталей. На изготовление робота требуется 60 деталей. Сколько одинаковых роботов у Вани получится и сколько лишних деталей останется?
1) 2 робота и 8 деталей останется 2) 6 роботов и 2 детали останется 3) 2 робота и 6 деталей останется 4) 2 робота и 10 деталей останется
4 вопрос:

Найди лишнее:
1) км² 2) дм² 3) ар 4) кг
5 вопрос:

Если ученик длину прямоугольника умножит на его ширину, то узнает…
1) Периметр фигуры 2) Площадь прямоугольника 3) Длину и ширину фигуры 4) Сумму длин сторон прямоугольника
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 15
2 вопрос: 3 кг
3 вопрос: 2 робота и 6 деталей останется
4 вопрос: кг
5 вопрос: Площадь прямоугольника