Обществознание

Урок 9: Правовое государство

Правовое государство

Издавна люди избрали главной формой совместной жизни государство, проживая в котором они предоставляют правительству право принимать решения от лица всего населения. Люди предоставляют правительству возможность управлять ими и применять силу, надеясь на справедливость законов, защиту собственных прав и свобод. Такое возможно только в правовом государстве, к категории которого, сегодня себя причисляют большинство стран мира, но далеко не все они могут таковыми называться. Какое политическое устройство общества можно назвать справедливым, какие существуют отличительные признаки правового государства - вы узнаете из данного урока.

План урока:

Правовое государство: понятие и основные признаки

История становления правового государства

Принцип разделения властей

Гражданское общество

 

История знает множество примеров, когда власть в стране была несправедливой, действовала вопреки интересам и потребностям своего народонаселения. Зачастую отдельные правители, диктаторы, вожди, политические партии использовали данную им власть для личных корыстных целей, ущемляя права и интересы большинства граждан страны. Общество стало задаваться вопросом: «Каким образом можно ограничить произвол властей, установить всеобщую справедливость?» Благодаря таким размышлениям возникла мысль о необходимости создания правового государства, которая впоследствии была практически реализована.

 11

Понятие и отличительные особенности правового государства

Государство представляет собой форму политической организации общества, распространяющуюся на некоторой территории и осуществляющую власть над народом. В зависимости от того, справедливо ли осуществляется эта власть, государства подразделяют на правовые и неправовые.

Правовым государством является такая форма политической организации общества, при которой выше всего стоит справедливый закон, ему подчиняются все, без исключения.Закону подчиняются: президент, министры и депутаты, сотрудники правоохранительных органов, бизнесмены и наемные рабочие - абсолютно все народонаселение страны. В такой стране закон не знает отличий между богатым и бедным, влиятельным и не имеющим влияния в обществе, сильным и слабым, обладающим властью или лишенным ее.

Это интересно! Первый письменный сборник законов Древней Руси – «Русская Правда» был далек от принципов равенства и справедливости в обществе. Так, например, в нем назначались разные по степени тяжести наказания, за убийство людей, занимающих различное положение в обществе. За убийство представителя высшего служилого класса, был установлен штраф в размере 80 гривен, за умерщвление сельского старосты нужно было уплатить 12 гривен, крестьянина – земледельца или раба - всего 5 гривен. Таким образом, Древнерусское государство правовым нельзя было назвать.

Законы демократического общества обязательно должны защищать права каждого человека, проживающего в данной стране, должны быть основаны на принципах справедливости. Поэтому, важнейшим признаком правового государства считают признание и практическое обеспечение гражданских прав и свобод. Какие же права имеет каждый человек проживающий или пребывающий на территории определенной страны? В первую очередь, это право на жизнь, жилище, на владение и распоряжение личным имуществом, на занятие трудовой деятельностью, на возможность принимать участие в выборах представителей законодательных органов власти. Все эти права в правовом государстве обеспечиваются силой закона, который действует не в интересах правительства, а в интересах всего народонаселения.

Понятие правового государства сложное, потому что для обеспечения верховенства справедливого закона требуется создать целый ряд условий. Соблюдение всех этих условий представляет собой основные признаки правового государства:

  1. Равенство перед правом людей наделенных властными полномочиями и представителей простого народа.
  2. Действия власти исключительно в пределах закона.
  3. Признание и защита властью незыблемости гражданских прав и свобод.
  4. Предотвращение произвола правительства, путем разделения властей в правовом государстве.

Соблюдение одновременно всех вышеперечисленных характеристик в полной степени стало возможным лишь в современное время. При этом сегодня, далеко не все страны считаются правовыми, многие только начали стремиться к этому. От возникновения первой идеи о возможности создания правового государства до ее реализации прошло очень много времени. До утверждения верховенства справедливых законов, человеческому обществу пришлось пройти долгий путь своего развития.

12
 

История возникновения правового государства

Общества прошлого были далеки от принципов социальной справедливости и верховенства закона. Однако именно благодаря существованию тираний, абсолютных монархий, в которых ущемлялись права основной части населения, люди пришли к осознанию потребности в создании правового государства.

В рабовладельческих империях закон был полностью подчинен правителю, права основной части народонаселения постоянно нарушались. Кроме того, в обществе не было равенства перед законом: женщины и мужчины, богатые и бедные, знатные и безродные, свободные и зависимые имели совершенно разные права в обществе. При этом закон полностью терял свою силу для рабов, считавшихся абсолютно бесправной категорией населения.

В период господства рабовладельческого строя, впервые появляются идеи о необходимости создания идеального политического устройства общества, которое по некоторым своим признакам повторяет принципы государства правового. Эти идеи изложили античные философы Платон и Аристотель. Платон утверждал, что закон не должен подчиняться чьей-то воле, а должен сам властвовать над правителем. Того же мнения придерживался Аристотель, заявлявший о необходимости абсолютного господства закона над всеми людьми в обществе.

Таким образом, история становления справедливого социума, в котором существует верховенство права, начинается с момента возникновения и развития идеи правового государства. Эти идеи античных философов, подхватили и продолжили мыслители эпохи Нового времени: Шарль Луи Монтескье (предложивший разделить власть на три отдельные ветви), Джон Локк (утверждавший, что правительство обязано обеспечивать справедливое правосудие и защиту естественных прав своих граждан), Жан Жак Руссо (рассуждавший о способах преодоления социального неравенства в обществе).

Следующим этапом на пути к возникновению правового государства стал ряд революций, прокатившихся в Европе в течение17-18 века. В результате этих революций в европейских странах были приняты Конституции, утверждавшие принципы справедливости, наделявшие народонаселение правами и свободами. Конституционные положения были обязательны не только для народонаселения, но и для представителей государственной власти, правительства.

Однако, принятие Конституций, не привело к утверждению в обществе политических признаков правового государства. Все потому, что права населения, справедливость закона, по отношению ко всем гражданам в равной степени - были провозглашены лишь на бумаге, но зачастую не реализовывались в действительности. В полном смысле слова становление правового государства стало возможным, когда политическая власть на практике обеспечила всестороннюю защиту личности, когда население стало участвовать в управлении делами общества, когда появились эффективные механизмы защиты прав и свобод народонаселения.

13

Власть в правовом государстве

Еще одним признаком правового государства является разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. Этот принцип был впервые предложен еще Аристотелем, в качестве основного способа для предотвращения произвола государственных органов власти. Когда власть сконцентрирована в одних руках, правитель легко может починить закон своей воле, но это очень затруднительно, если она рассредоточена по трем отдельным направлениям.

Законодательная власть в правовом государстве занимается разработкой и изданием законов. Чтобы законы не противоречили интересам населения, защищали права и свободы граждан, народу предоставлена возможность выбирать представителей законодательной власти: председателей парламента, президента и прочих. От верного выбора народонаселения зависит благополучие, будущее страны.

Исполнительная власть обязана исполнять разработанные законодательной властью законы,в строгом соответствии с нормами права. Законодательная власть при этом следит, каким образом реализуются законы, не возникает ли нарушений со стороны исполнительной власти.

Отдельной, независимой от остальных признается судебная власть, в правовом государстве она представляет собой эффективный инструмент для защиты прав граждан. Только суд может восстановить справедливость, помочь гражданам в разрешении споров, конфликтов, противоречий, восстановить их нарушенные права и свободы.

Только являясь независимым от законодательной и исполнительной власти, суд может обеспечить верховенство закона для всех: президента, депутатов парламента, чиновников, рядовых граждан. Таким образом, судебная власть выступает гарантом защиты гражданина от произвола правительства, государственных служащих, полиции и прочих людей, наделенных особыми полномочиями.

14

 

 

Гражданское общество

Важным условием для функционирования и развития демократического государства является наличие в нем гражданского общества. В такой стране население принимает важные решения, избирает представителей законодательной власти, контролирует деятельность правительства. Поэтому важно, чтобы население было политически грамотным, образованным, чтобы большинство людей являлось развитыми во всех отношениях личностями.

В связи с этим возникает понятие гражданского общества – народонаселения, которое реализует свои интересы в рамках юридических норм и осуществляет общественный контроль над исполнением правительством законов.Чтобы следовать нормам права и осуществлять общественный контроль, население, в первую очередь, должно знать законы и уметь ими пользоваться, применять их на практике.

Признаками гражданского общества являются:

  1. Обеспечение прав и интересов народонаселения.
  2. Свобода мысли, наличие у граждан возможностей для самостоятельного осуществления творческой деятельности (в гражданском обществе большинство творческих объединений являются негосударственными, действуют самостоятельно и независимо от правительства).
  3. Подконтрольность правительства народонаселению.
  4. Доступ населения к информации (это обеспечивается наличием в обществе частных СМИ).
  5. Наличие у народа возможностей для ограничения своеволия правительства.
  6. Наличие в обществе местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется народом в форме проведения местного референдума, выборов, собрания граждан для решения вопросов местного значения.

Правовое государство и гражданское общество не могут существовать друг без друга, так как только гражданская инициатива, способность населения ограничивать произвол власти обеспечивают верховенство закона, права.

15

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Чтобы защитить свои права граждане правового государства обращаются:
1На телевидение
2В редакцию газеты
3В суд
Ответить
3
Вопрос: 2
Государство может считаться правовым, если оно:
1Имеет Конституцию
2Строго подчиняется воле президента, правительства
3Защищает и организует исполнение прав и свобод собственных граждан
Ответить
3
Вопрос: 3
Кто из философов Нового времени предложил идею о разделении властей на три ветви?
1Платон
2Джон Локк
3Шарль Луи Монтескье
Ответить
3
Вопрос: 4
Верно ли утверждение: «В правовом государстве судебная власть не зависит от остальных ветвей власти»?
1Да
2Нет
Ответить
1
Вопрос: 5
Какой из перечисленных вариантов можно отнести к характеристике правового государства:
1Равенство представителей власти и рядовых граждан перед законом.
2Наличие в стране большого количества правоведов, юристов.
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Чтобы защитить свои права граждане правового государства обращаются:
1) На телевидение 2) В редакцию газеты 3) В суд
2 вопрос:

Государство может считаться правовым, если оно:
1) Имеет Конституцию 2) Строго подчиняется воле президента, правительства 3) Защищает и организует исполнение прав и свобод собственных граждан
3 вопрос:

Кто из философов Нового времени предложил идею о разделении властей на три ветви?
1) Платон 2) Джон Локк 3) Шарль Луи Монтескье
4 вопрос:

Верно ли утверждение: «В правовом государстве судебная власть не зависит от остальных ветвей власти»?
1) Да 2) Нет
5 вопрос:

Какой из перечисленных вариантов можно отнести к характеристике правового государства:
1) Равенство представителей власти и рядовых граждан перед законом. 2) Наличие в стране большого количества правоведов, юристов.
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: В суд
2 вопрос: Защищает и организует исполнение прав и свобод собственных граждан
3 вопрос: Шарль Луи Монтескье
4 вопрос: Да
5 вопрос: Равенство представителей власти и рядовых граждан перед законом.