Урок 2: Природа и рукотворный мир

Урок 2: Природа и рукотворный мир
План урока:
Важные этапы в отношениях человека с природой
Живая природа: определения и понятия
Науки, связанные с экологией: классификация и примеры введённых понятий
Важные этапы в отношениях человека с природой
Отношения человека и природы начали изучаться ещё в античности, однако полностью раскрыть эту тему ученые и общественные деятели (Э.Льюис, Р.Дарт и другие) смогли лишь во второй половине девятнадцатого века. Специалисты выделяют четыре этапа взаимодействий объектов природы и людей.
Охотничье-собирательная эпоха
На раннем этапе формирования цивилизации люди охотились на животных, собирали плоды деревьев и пригодных для пищи насекомых, строили дома и изготавливали орудия труда из костей убитых зверей, а в качестве одежды носили их шкуры. В это время человек жил по тому же закону, что и природа («выживает сильнейший»), был её частью.
К этой эпохе относится и тотемизм – вера в мистическую силу природы и поклонение статуям животных и богов, которые являются воплощением явлений (например, грозы, солнца или дождя).
Аграрная эпоха
К этому времени относятся земледелие, скотоводство, выращивание культур и одомашнивание животных. Человек научился приручать собак, пасти стада коров и овец, костить сено. С наступлением аграрной эпохи земли стали опустыниваться, а вода – загрязняться. Среди людей и животных распространялись болезни, лекарства от которых ещё не были придуманы.
источник
Индустриальная эпоха
Время, когда человеческий труд заменился на машины и заводы, называется индустриальной эпохой. В этот период природные объекты серьезно пострадали: в водоемы сливались отходы с предприятий, а множество деревьев были переработаны в энергию.
Постиндустриальная эпоха
В настоящее время человек проживает в эпоху постиндустриализма, в которой наиболее востребованными становятся не товары, а услуги, знания и информация. Отношение человека к миру природы медленно налаживается, а лозунг «общество и природа» все больше и больше приобретает свою ценность.
Живая природа: определения и понятия
Живая природа – это все, что не создано человеком и имеет возможность дышать, питаться и расти.
Какие существуют объекты живой природы в мире
Природные объекты окружают нас всюду: это и деревья, и цветы, и насекомые, и грибы, и люди. Также ими являются бактерии, которые также способы расти, размножаться и питаться.
Неживая природа
Всё, что не создано руками человека и не обладает свойствами живого организма, называется неживой природой. Её составляющие (камни, солнце, вода, горы) сохраняются на протяжении многих лет. Некоторые из них являются объектами природного наследия – известными местами Земного шара, обладающими Всемирной известностью. Например, озеро Байкал, вулканы Камчатки и Золотые горы Алтая.
Что такое рукотворный мир
Если природа существовала на Земле всегда, то рукотворный мир появился вместе с первобытным человеком. На протяжении сменяющих друг друга веков люди создавали орудия труда, выплавляя железо, шили одежду, стрижа овец и строили дома, перерабатывая глину в кирпичи.
Определение понятия «рукотворный мир»
Рукотворный мир – предметы человеческого быта, которые были созданы искусственно (одежда, мебель, дома, сельское хозяйство, культурные плантации и так далее).
Объекты рукотворного мира
Рукотворный и природный миры тесно связаны друг с другом. Деревья, и другие живые организмы, имеют свойство размножаться, а вода, свет и растения находятся в постоянном «круговороте». Без этих источников невозможно было бы создать объекты рукотворного мира. Многие искусственно выведенные виды животных и растений также не могли бы существовать без вмешательства человека и современного научного оборудования.
Рукотворный мир включает в себя объекты неживой природы. Без большинства из них невозможно представить жизнь современного человека.
Подразделяются объекты рукотворной природы на группы:
Источники света (фонари, лампы, люстры);
Источники звука (микрофон, колонка);
Источники движения (самолёт, корабль, поезд).
Отношение человека к окружающему миру
Нельзя сказать, что на сегодняшний день человек полностью обесценивает природу и использует её в своих целях. В мире есть множество людей, которые выступают за защиту животных, введение закона о запрете вырубки лесов и загрязнения мировых вод. Однако браконьеры, миллиардеры, которые зарабатывают деньги на переработке и вырубке леса, директора промышленных предприятий и деревоперерабатывающих заводов не задумываются над тем, насколько глубокое влияние они оказывают на уничтожение планеты.
Сохранение бережного отношения к природе
Тема бережного отношения человека к природе поднимается на протяжении многих
десятилетий. Исторически сложившиеся формы отношений человека и природы не устраивали зоозащитников. Поэтому в 1900-х годах были проведены исследования на различные экологические темы, которые приводили к одному и тому же выводу: ничто так не губит природу, как людская цивилизация.
Проявление бережного отношения людей к природе началось в двадцатом веке, когда в Чикаго впервые затронули экологическую проблему разрушительного влияния человека на окружающую среду. С течением времени сформировалось множество природоохранных организаций (Зелёный патруль, Гринпис, Общество охраны природы, Международный зелёный крест и другие).
Современная наука, экология, включает в себя изучение объектов, явлений природы и сохранение хорошего отношения людей к окружающей среде.
Экология и мир вокруг
Тесно связанные между собой понятия «природа» и «среда», научную тему «мир вокруг нас» изучает экология – наука о живых организмах, их взаимодействии и воздействии человека на них.
Важнейшие области экологии
Основными группами экологии являются глобальная (изучающая экосистему), социальная (изучающая взаимоотношения человека и природы), прикладная (изучающая какую-либо область: медицина, строительство и другие), а также экология человека и города.
Также экология изучает объекты природы и рукотворного мира, их связь с окружающей средой, влияние, которое они оказывают на планету.
Работа экологов
Этапы экологического становления
История становления природной экологии как науки включает в себя два этапа: с восемнадцатого по девятнадцатый века (в это время Дарвин и приверженцы его теорий впервые начали исследовать природу организмов и факторы, под влиянием которых они развивались) и начало девятнадцатого века (в эту эпоху впервые введено понятие «экология».Известный учёный В.И.Вернадский исследовал экологические ущербы, круговорот веществ в природе и его нарушение человеческой деятельностью).
Наиболее распространённая проблема отношения человека к природе, окружающей среде и планете в целом – нежелание большей части населения исправлять сложившуюся критическую ситуацию.Экология является наукой, которая предоставляет людям знания об устройстве окружающей среды и призывает их к сохранению природных объектов.
Основные методы науки экологии (сортировка мусора, посадка деревьев, открытие заповедников, создание групп зоозащитников и природозащитников) помогают направлять человечество в верное русло: жить в гармонии с природой, заботиться о братьях наших меньших и растениях, благодаря которым мы дышим, не вырубать леса и не загрязнять водоемы.
Наука
Различные науки играют важную роль в экологии. Ими являются философия, химия, физика, биология, социология и география. Экология, взаимодействуя с другими науками, послужила созданию многих сфер жизни: аутэкология (изучает взаимодействие живых организмов), демэкология (изучает виды и численность популяций), синэкология (изучает биоценозы – организмы, живущие на определённой территории), геоэкология (изучает состав, свойства и строение земной оболочки).
Науки, связанные с экологией: классификация и примеры введённых понятий
Социобиология
Одной из наук, изучающей природу и связь человека с ней, является социобиология. Она включает в себя определение «природа человека», которое придумано Аристотелем ещё в четвёртом веке до нашей эры. Это – качества, присущие только людям и отличающие их от других живых существ (совесть, тяга к самосовершенствованию, вера в богов, сочувствие, добро и другие).
Понятие «человек-природа» возникло с появлением научной теории о том, что люди являются частью всего окружающего мира. Это предположение выдвинул Чарльз Дарвин, назвал «антропогенезом» и также отнёс к социобиологии
Гносеология
«Право природы» – понятие из гносеологии. Это – наука, изучающая законы жизни человека и природы. На сегодняшний день вмешательство в естественную жизнь окружающего мира (например, масштабная вырубка лесов или уничтожение редких видов животных) считается нарушением прав и законов природы, которые могут привести к штрафам и лишению свободы.
Охрана природы
Бережное отношение к природе – понятие, изучаемое природоохранной научной отраслью. Методы, используемые природозащитниками, формируют отношение человека к окружающей действительности (плакаты, призывающие к защите животных и растений, документальные фильмы, связанные с природой, и введение экологически чистых и безопасных продуктов: бумажных пакетов вместо пластиковых, косметики, не тестируемой на животных, и искусственных шуб).
На сегодняшний день существует множество чудес света, прославленных людьми (Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский и другие). Однако чудеса, созданные природой, обладают не меньшей захватывающей красотой. Каждый объект окружающего нас мира – это произведение искусства, повторить которое не под силу ни одному ювелирному мастеру. Животные с необычным окрасом, цветы, яркие деревья в осеннюю пору, симметричные крылья бабочки – все это радует человеческий глаз и дарит вдохновение художникам и поэтам.
Симметрия в мире природы
Глобальное потепление, заражение воды, засуха морей, кислотные дожди – все это является следствием негативного воздействия человека и может привести к катастрофе вселенского масштаба.
«Чтобы изменить мир – нужно начать с себя, а остальные подтянутся», – гласит пословица. Действительно, если каждый человек начнёт бережно относиться к природе и защищать её права – мир станет гораздо гармоничнее и добрее.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
На сегодняшний день отношения человека и природы носят характер:
1) биологический (человек находится в гармонии с природой) 2) общественный (человек взаимодействует с природой ради собственного блага) 3) оба ответа верны 4) оба ответа неверны
Что такое рукотворный мир? (Дать определение):
1) искусственно созданные руками человека объекты 2) мир, созданный «руками природы» 3) оба ответа верны 4) оба ответа неверны
Экология – это наука, изучающая:
1) живые и неживые бактерии 2) объекты природы и рукотворного мира 3) организмы и окружающую среду в целом 4) животных и происхождение человека
Какие объекты рукотворного мира изучает экология?
1) источники звука (микрофон, колонка) 2) источники света (фонари, лампы, люстры) 3) источники движения (самолёт, корабль, поезд) 4) все ответы верны
Бережное отношение детей и взрослых к природе демонстрируется через:
1) отказ от загрязнения окружающей среды 2) посадку деревьев 3) вступление в сообщества по защите прав природы 4) все ответы верны