Литература

Урок 4: Два астронома в пиру...

М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»

Этот урок познакомит с биографией Михаила Васильевича Ломоносова и его поэтическим творчеством

На обложке: М.В. Ломоносов. Художник В. Трещёв

План урока:

Краткий обзор биографии, научных достижений и творчества М.В. Ломоносова

Предыстория стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…»

Шуточное стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Значение творчества М.В. Ломоносова

 

Краткий обзор биографии, научных достижений и творчества М.В. Ломоносова

8 ноября 1711 г. на севере Архангельской губернии в поморской[1] деревне Мишанинской недалеко от селения Холмогоры родился Михаил Ломоносов. Отец его был выходцем из крестьян, мать из семьи священника. В детстве мальчика грамоте по церковным книгам обучала мать. После ее кончины Михаил, который оказался очень способным, с 9 лет учился у деревенского дьякона[2]. Он заучил наизусть «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого, которые после назвал «вратами учености».

С ранней юности Ломоносов приобщился к чтению, прочитал в библиотеке при церкви большое количество рукописных древнерусских книг. Вместе с отцом, у которого были небольшие суда,Михаил с 10 лет в Белом море занимался рыбной ловлей. Благодаря отцу закалил характер, обучился ремеслу рыбака,моряка, плотника.

 В 1731 г. 19-летний Михаил, испытывая непреодолимую тягу к учению,сбежал из дома, более трех недель добирался зимой в Москву с торговыми подводами с мороженой рыбой. Утаив свое низкое происхождение, он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Восьмилетние ученики дразнили великовозрастного одноклассника, но он выделялся усердием в учебе, что уже через полгода был зачислен в следующий класс, к концу учебного года стал учиться уже в третьем. За пять лет юноша прошел 12-летний учебный курс, хотя нуждался и голодал. Учащимся академии выдавали на день три копейки. Михаил на две копейки покупал квас и хлеб, на одну – для записей бумагу.

molodoi lomonosov
Молодой Ломоносов

Ломоносов, освоив латинский и греческий языки, проводил все свободное время в библиотеке Заиконоспасского монастыря, перечитал почти все книги. В 1736 г. в числе наилучших двенадцати выпускников был направлен в университет при Петербургской академии наук. После трех способных студентов, в том числе и Михаила Ломоносова, направили на учебу в Германию. В университете Марбурга в течение трех лет он обучался естественным наукам, овладел немецким, итальянским и французским языками. На латинском языке написал первые научные работы и стихотворения. После обучался горнорудному делу, побывал на многих рудниках, собирая коллекцию минералов.

Ломоносов возвратился в Петербург в 1741 г., с рукописями двух диссертаций и стихов в багаже. Получивший европейское образование молодой человек не был востребован для научной деятельности в Академии. Он трудился грузчиком в порту, но занятия наукой не бросал, работал над диссертацией. В отчаянии отправил письмо с просьбой о помощи Елизавете I. Благодаря императрице Михаил Ломоносов был прият в Петербургскую академию на низкооплачиваемую должность помощника преподавателя физики.

В Академии в среде преподавателей существовали разногласия между последователями реформ Петра I, выступавших за основание русской научной школы, и иностранными преподавателями, не допускавших такой возможности. Горячий патриот Ломоносов пропагандировал развитие русской науки. За резкие высказывания и потасовку с одним из профессоров его в 1743 г. почти год содержали под домашним арестом. Время заключения он провел с пользой: писал стихи, работал над диссертацией по химии, перевел с немецкого языка «Экспериментальную физику» Вольфа. В 1745 г. Ломоносов, защитив диссертацию, получил звание профессора.

student lomonosov
Студент Ломоносов

Значительное влияние оказал на творчество Ломоносова классицизм. Этот художественный стиль, возникший во Франции в конце XVII в., своими ориентирами сделал образы искусства античности, которые стали основой для выражения основных идей эпохи Просвещения. В своем творчестве Ломоносов обращался к традициям европейской культуры, но опирался на многообразный культурный опыт своей страны. Благодаря деятельности Ломоносова в стране начался новый этап в культурной жизни.

Ломоносов стал основателем университета в Москве, открытого в 1755 г. Это было первое высшее учебное заведение, в котором могли учиться молодые люди всех сословий, и преподавание велось на родном языке. В университете при Петербургской академии лекции читались на латыни или немецком, потому что почти все преподаватели были иностранцами. Научную деятельность Ломоносова высоко оценили за рубежом. В 1760 г. ив 1764 г. ученый стал почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук, было подготовлено его избрание в Парижской академии. Вышедшему из самых низов общества Ломоносову удалось достичь вершин образованности и мировой славы. Главной целью всей жизни ученого было «утверждение наук в Отечестве», в развитии которых он видел залог процветания России. Скончался Михаил Ломоносов 15 апреля 1765 г. от воспаления легких.

Михаил Васильевич Ломоносов был талантливым ученым-энциклопедистом, оставившим след во многих сферах. Он занимался исследованиями в астрономии, химии, сформулировал закон сохранения энергии, положил начало физической химии и ядерной физике. Ломоносов способствовал развитию минералогии и геологии в России. Он усовершенствовал навигационные приборы для мореплавателей, сконструировал прибор ночного видения и свой вариант астрономического телескопа, создал две обсерватории.Значительны достижения Ломоносова в области астрономии, ученый первым открыл наличие атмосферы у Венеры. Ломоносов обустроил химическую лабораторию для своих опытов. Он разработал способ производства смальты[3] и цветного стекла, создавал из смальты мозаичные картины. Ломоносов стал реформатором в образовании, грамматике, стихосложении. Он определил три стиля языка (высокий, средний и низкий), к которым отнес определенные литературные жанры. Значительный вклад внес Ломоносов в развитие русского языка и риторики, он написал учебники: «Российскую грамматику» и «Краткое руководство к красноречию».

На развитие поэтического дарования Ломоносова оказали влияние русские и европейские традиции стихотворчества. В поэзии Ломоносов обращался к различным жанрам, он писал поэмы, оды, басни, притчи. Во многих поэтических произведениях нашли отражение его научные взгляды.Деятельность Ломоносова-ученого неразрывно связана с творчеством Ломоносова-поэта. Идее защиты передовых взглядов об устройстве Вселенной посвящено стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

lomonosov
Ломоносов

 

Предыстория стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…»

Теории Клавдия Птолемея и Николая Коперника

Древнегреческий ученый, математик,астролог и астроном Клавдий Птолемей во II в. н.э.сформулировал геоцентрическую теорию мироустройства (от слова «гео» – Земля), в которой утверждалось, что Земля является неподвижным центром Вселенной, а Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг нее. Птолемей написал научный труд по античной астрономии «Альмагест», который почти 13 веков называли «библией астрономии», а теория ученого не подвергалась сомнению.

Польский ученый, богослов, математик и астроном Николай Коперник в XVI в. опроверг теорию Птолемея, предложив противоположную, гелиоцентрическую модель мироздания (от слова «гелиос» – Солнце). По его мнению, Земля и другие планеты движутся по орбитам вокруг неподвижного Солнца. Движение Солнца по небосводу ученый считал обманчивым,Коперник объяснил солнечное перемещение с востока за запад вращением Земли вокруг своей оси за 24 часа. Эту теорию Коперник описал в труде «О вращении небесных сфер». Католическая церковь, опираясь на доводы Святого писания о движении Солнца и стоящей на твердых началах неподвижной Земле, сочла гелиоцентрическую теорию еретической[4] и запретила ее распространение.У Коперника все же были последователи, которые стали пропагандировать его теорию: мыслитель Джордано Бруно и астроном-математик Галилео Галилей. Бруно за проповедование новых взглядов был по приговору инквизиции сожжен на костре в 1600 г. Галилей чудом избежал подобной участи, но ему было запрещено распространять учение Коперника.

Вплоть до XVIII в. учение Птолемея оставалось главенствующим, а у теории Коперника было крайне мало сторонников. Доказать правоту одного из ученых не представлялось возможным, потому их теории порождали множество научных дискуссий.

kopernik
Коперник

 

Шуточное стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Доказательство научной истины в литературной форме на бытовом примере. Толкование языка стихотворения

В стихотворении, написанном Ломоносовым в 1761 г. в форме притчи, для доказательства научной теории используется литературный прием сравнения небесных тел с бытовыми предметами. В стихотворении Ломоносовым нарушены законы классицизма: в произведении «высокого» стиля допускается использование элементов «низкого» стиля. Изысканная витиеватая речь ученых сменяется просторечием повара. Но именно это смешение стилей позволило автору достичь нужного эффекта.О высоких материях он поведал, как о чем-то обыденном. Такое объяснение доступнее простому человеку.

Описанная в стихотворении встреча двух исторических личностей, Птолемея и Коперника, не могла состояться в реальности, потому что ученые жили в разных эпохах. У Ломоносова комичность ситуации усиливается еще тем, что жаркое столкновение двух противоположных научных идей об устройстве Вселенной происходит на пиру, где среди общего веселья столь сложную научную проблему обсуждать неуместно. Решающим доводом в споре стало мнение повара, который на бытовом примере попробовал доказать правоту Коперника. Причем он это сделал в форме риторического вопроса, который и не предполагал ответа спорящих. Подразумевая под очагом Солнце, повар иронично объяснил, что очаг крутиться вокруг сковородки не может.Интересный наглядный пример подсказал путь к научной истине. В ответе повара-шутника больше логики и здравого смысла, чем в сложных научных доказательствах. Простота мышления помогла найти простой ответ в неразрешимом споре двух знаменитых астрономов.

В тексте есть устаревшие слова и выражения, для понимания смысла стихотворения нужно их толкование:

«случились вместе» – повстречались;

«спорили в жару – жарко спорили;

«круг Солнца ходит – вращается вокруг Солнца;

«звезд теченье» – движение планет

«Как ты о сем сомненье рассуждаешь?» – твое мнение об этой сомнительной, спорной проблеме;

«такова» – такого;

«кругом жаркова» – вокруг жаркого (мясное блюдо или сковорода, на которой оно готовится).

 

Значение творчества М.В. Ломоносова

Для русской культуры XVIII в. стал переломной эпохой. Век Просвещения был временем формирования «новой» литературы, которая сохранила лучшие качества древнерусской литературы: патриотизм, связь с народным творчеством, интерес к человеческой личности и социальным проблемам. В то же время литература становилась более мирской, светской, демократичной.

Михаил Ломоносов заложил основы новой русской литературы, он внес свою лепту в зарождение русского классицизма. Эстетическим идеалом писателей-классицистов, в том числе и Ломоносова, стал образ творческого человека, исследователя, проникающего в тайны мироздания, гражданина и патриота, готового «для пользы общества радостно трудиться». Просветительские взгляды эпохи нашли отражение в творчестве Ломоносова.

По выражению А.С. Пушкина, Ломоносов был «историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец». Однако сам Ломоносов поэтический трудне считал главной целью своей жизни. Но достигнутые в стихотворном творчестве успехи Ломоносова столь велики, что критик В.Г. Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

 

Словарь

Поморская – находящаяся на побережье моря.

Дьякон – священник низшего ранга.

Смальта – пластинки из непрозрачного цветного стекла для создания мозаик.

Еретический – не придерживающийся религиозных взглядов.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Укажите годы жизни М.В. Ломоносова
11712 г. – 1765 г.
21711 г. – 1765 г.
31711 г. – 1760 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
В какой европейской стране обучался Ломоносов
1Германия
2Франция
3Италия
Ответить
1
Вопрос: 3
Какое учебное заведение было основано благодаря М.В. Ломоносову?
1Петербургский университет
2Славяно-греко-латинская академия
3Московский университет
Ответить
3
Вопрос: 4
Какой ученый-астроном выдвинул гелиоцентрическую модель мира
1Птолемей
2Коперник
3Галилей
Ответить
2
Вопрос: 5
О чем спорили астрономы
1Об устройстве Вселенной и движении планет
2О законах физики
3О преимуществах астрологии
Ответить
1
Вопрос: 6
Каким образом в стихотворении «Случились два астронома в пиру…» повар разрешил спор между учеными
1Удачным примером из жизни
2Язвительной насмешкой
3Бранью и криком
Ответить
1
Вопрос: 7
Кто назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы»?
1А.С. Пушкин
2В.А. Жуковский
3Б.Г. Белинский
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Укажите годы жизни М.В. Ломоносова
1) 1712 г. – 1765 г. 2) 1711 г. – 1765 г. 3) 1711 г. – 1760 г.
2 вопрос:

В какой европейской стране обучался Ломоносов
1) Германия 2) Франция 3) Италия
3 вопрос:

Какое учебное заведение было основано благодаря М.В. Ломоносову?
1) Петербургский университет 2) Славяно-греко-латинская академия 3) Московский университет
4 вопрос:

Какой ученый-астроном выдвинул гелиоцентрическую модель мира
1) Птолемей 2) Коперник 3) Галилей
5 вопрос:

О чем спорили астрономы
1) Об устройстве Вселенной и движении планет 2) О законах физики 3) О преимуществах астрологии
6 вопрос:

Каким образом в стихотворении «Случились два астронома в пиру…» повар разрешил спор между учеными
1) Удачным примером из жизни 2) Язвительной насмешкой 3) Бранью и криком
7 вопрос:

Кто назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы»?
1) А.С. Пушкин 2) В.А. Жуковский 3) Б.Г. Белинский
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1711 г. – 1765 г.
2 вопрос: Германия
3 вопрос: Московский университет
4 вопрос: Коперник
5 вопрос: Об устройстве Вселенной и движении планет
6 вопрос: Удачным примером из жизни
7 вопрос: Б.Г. Белинский