Русский язык

Урок 8: Гласные в корнях слов

Гласные в корнях слов

Сегодня мы разберём две группы гласных: проверяемые и непроверяемые. Узнаем, почему они так называются, как это связано с правописанием. Рассмотрим некоторые чередующиеся корни. Познакомимся с правилами выбора гласной для них. А также выработаем для себя порядок рассуждения при применении правил.

План урока:

Проверяемые гласные

Непроверяемые гласные

Правописание корней -кас, -кос, -лаг, -лож

Правописание корней -гар, -гор, -зар, -зор

 

Проверяемые гласные

Все гласные звуки в русскоязычной лексике могут занимать сильную позицию (на них падает ударение, они произносятся с особой интонацией и силой) или слабую позицию (на них ударение не падает, и они произносятся не так чётко).

Например, в слове домишко в сильной позиции находится звук «и» (в суффиксе –ишк-), в слабой позиции –звук «о» в первом (корень) и третьем (окончание) слогах. И если звук «и» мы слышим однозначно, то звук «о» произносится и слышится, как звук «а».

В слове пироги под ударение попадает звук «и» в третьем слоге (окончании), остаются безударными звуки в корне: «и» в первом слоге, «о» во втором. И опять «о» слышится как «а».

 

Какие выводы можно сделать?

Если гласная в сильной позиции, то она произносится отчётливо, и пишется та буква, которая этому звуку соответствует. При этом мы руководствуемся правилом: как слышим, так и пишем.

Когда гласная безударная, в большинстве случаев возникают сомнения, какую букву писать. Так, произнося прилагательное лесны¢е,в первом слоге мы слышим и произносим «и», но пишем «е».

 

Почему?

Потому что действует правило: чтобы определить, какую безударную гласную писать в корне слове, следует её проверить, постараться поставить в ударное положение. Проверка проводится двумя способами:

  • подбором однокоренных слов;
  • через изменение формы слова.

Для нашего примера подходит первый способ: лесные–лес, перелесок, подлесок.

Для полного понимания приведём ещё примеры:

  • долгота – долгий;
  • сварить – отвар;
  • старик – старый;
  • сохранить – охрана;
  • смешит – смех.

Подбирая родственные слова, не ограничиваются в выборе. Слова могут:

  • принадлежать к разным частям речи.Например: краснеть (гл.) – красный (прил.), молотить (гл.) – молот (сущ.);
  • обозначать разный размер предмета: грибочек – гриб,площадка–площадь;
  • иметь уменьшительно-ласкательное значение:зима – зимушка, короб – коробочка.

Рассмотрим второй способ: поставим безударную гласную под ударение, изменив форму слова. Проверим в глаголе напоить букву «о»в корне. Преобразуем неопределённую форму на глагол третьего лица, единственного числа. Получим новый вариант:напоит. Звук в сильной позиции, пишем букву, которую слышим –«о».

Другие примеры:

  • кольцо – кольца;
  • хвалить — хвалит;
  • весна – вёсны;
  • писать – пишет;
  • водить– водит.

Форму слова изменяют:

  • склоняя по числам: окно – окна, мосты – мост;
  • падежам: моря – в море, земля – в землях;
  • временам: плясали – пляшут, видал – видит.

Подводим итоги: безударную гласную, написание которой можно проверить, поставив под ударение, через подбор однокоренных слов или изменением формы слова, называются проверяемыми.

А теперь выполните самостоятельную работу:

  • проверьте гласные «о» в корнях в существительных домишко и пироги;
  • в глаголах вязать, вырезать проверьте гласные в корнях, применяя способ изменения словоформ.

Воспользуйтесь следующей памяткой по предварительной устной работе с орфограммой:

  1. Найдите корень слова.
  2. Определите безударные гласные, которые необходимо проверить.
  3. Подберите все возможные однокоренные слова или меняйте форму слова: окончание, число, лицо, время, вид глагола.
  4. Убедитесь, что при проверке гласная оказалась в сильной позиции.
  5. Сделайте выводы: какую гласную следует написать в безударном положении, каким способом вы при этом воспользовались.

 

Непроверяемые гласные

Не все безударные гласные в корнях слов проверяются с помощью ударения. Убедитесь сами:

  • ворчать – ворчунья, заворчала, ворчат;
  • ананас – ананасик, ананасный, ананасище;
  • болтать – болтает, проболтаться, болтовня;
  • медведь – медвежонок, медведи, по-медвежьи.

И тогда использование двух описанных выше способов не приводят к положительному результату.

Если посмотреть внимательно на приведённые слова, можно заметить, что ударение в них либо постоянно находится в одном месте, как в слове ананас, либо падает на суффикс, как в слове медвежонок, на гласную во втором слоге, как в слове медведи, но не сдвигается на безударную корневую гласную в первом слоге.

Если гласную никак нельзя проверить, она называется непроверяемой. Как поступать в таких случаях? Запоминать написание этих слов или пользоваться при затруднениях школьным орфографическим словарём.

Как запомнить написание непроверяемой гласной? Рекомендуется не менее трёх раз написать слово, подчеркнуть орфограмму. Чем чаще пишутся трудные слова, тем лучше и глаза, и рука их запоминают. Для этого учителя в классе часто в начале урока проводят словарную работу.

Орфографический словарь представляет собой книгу, в которой собрана в алфавитном порядке разнообразная лексика и показаны нормативы её написания.

Указывается ударение, несклоняемость, краткие формы прилагательных, а если трудности вызывает формирование окончаний слов, приводятся все возможные варианты. Из-за того, что правописание трудной лексики необходимо сверять со словарём, появился термин «словарное слово».

 

Вот примеры словарных слов с непроверяемыми безударными гласными.

Абориген, авария, авеню, балаган, балерина, валюта, витамин, газета, генерал, директор, дисциплина, ежевика, железо, жемчужина, занавеска, кадет, карикатура, кенгуру, ладья, мансарда,обложка, пальто, пансион.

Как вы заметили, в корне слова может быть не одна, а две-три непроверяемые гласные.

Самый известный орфографический словарь русского языка издан под руководством Дмитрия Николаевича Ушакова, российского учёного-лингвиста и носит его имя – словарь Ушакова. В него включены как исконно русские слова, так и заимствованные из других языков.

 

Правописание корней кас-, кос-, лаг-, лож-

Отдельным правилом пользуются при написании безударных гласных в чередующихся корнях слов.В языке есть слова, в разных формах которых одна гласная заменяется на другую: «е» на «и», «а» на «о».Сегодня мы изучим 4 пары таких корней с чередованием букв а/о.

Прочитайте предложения и обратите внимание на написание выделенных слов.

  1. Пуля не задела Ивана, прошла по касательной.
  2. Ветер слегка коснулся веток берёзы.
  3. Прикосновение к плечу было неприятным.
  4. Дело касается моей семьи.

 

Слова несут схожее значение (прикосновение чего-либо или к чему-либо), их можно было бы назвать однокоренными, если бы не гласные в корне. Эти безударные гласные нельзя проверить предыдущими двумя способами, и они не относятся к непроверяемым гласным. Гласные чередуются и разграничиваются на письме, хотя во всех случаях произносится и слышится звук «а».

Рассмотрим другую пару корней:

1.  Я предлагаю отличную идею.

  1. Полагаться на случай не придётся.

  2. Возложение венков к памятникам состоится завтра.

4.  Положить книгу на место.

Схожая ситуация, но в корнях чередуются не только гласные а/о, но и согласные г/ж.

 

Чередование пришло к нам из старославянского языка, когда действовали другие правила лингвистики. В современном языке это явление трудно объяснить, оно сохраняется по традиции.

Но чередование всё-таки подчиняется определённым закономерностям. Ещё раз взгляните на примеры. Какие особенности вы заметили? Какая гласная следует за корнями кас-, лаг-? Можете сделать выводы самостоятельно?

Итак, в корнях кас-/кос-, лаг-/лож- пишется буква «а», если после корня стоит суффикс «а», во всех остальных случаях пишется буква «о»:

  • соприкоснуться, касательно, коснитесь, неприкосновенность, касание, прикасаюсь;
  • изложение, предлагаю, расположение, располагаться, сложились, слагаемые.

Правописание корней лаг-/лож-можно запомнить и по другой закономерности: в безударных корнях перед согласной «г» всегда пишется «а», перед согласной «ж» – буква «о».

 

Имеется слово-исключение из правила: существительное полог (устаревшее слово, означает занавеску, которая закрывает кровать от чужих взоров от пола до потолка).

Дополнительная подсказка имеется для корней кас-/кос-. В словах с этими корнями перед сочетанием букв -сн- всегда пишется «о»: соприкосновение, прикоснуться, коснулись.

Перед выполнением домашней письменной работы, выполняйте задание устно, чтобы не допустить ошибок в тетради. Используйте порядок рассуждений:

  1. Находим корень слова.
  2. Если это чередование -кас-/- кос-, смотрим, следует ли за корнем суффикс «а».
  3. Если это чередование -лаг-/-лож-, ищем суффикс «а» и выделяем согласную г/ж в корне.
  4. Сверяем, не является ли слово исключением.
  5. Далее применяем изученные правила.

 

Правописание корней -гар-, -гор-, -зар-, -зор-

Следующие пары чередующихся корней имеют другие правила написания. Выбор определяется с помощью ударения.

Так, в корнях -гор- / -гар- в слабой позиции следует писать букву «о», в сильной позиции – «а». Подробно рассмотрим на примерах:

  • загар, нагар, огарочек, разгар, угар;
  • возгорание, загореться, пригорел, сгорание, гореть.

Исключение составляют три устаревших существительных: изгарь, пригарь, выгарки.

 

 

У чередующихся корней -гор- / -гар- существуют омонимы – корни в словах «горе», «гора». Одинаковые по звучанию и написанию, но не входящие в группу чередующихся корней. Чтобы не путаться в них, опираются на лексические значения: горе – это несчастье, гора – возвышение над землёй, а корни -гор- / -гар- связаны со значением огня.

Например: Пламя возгоралось всё выше и выше к звёздам. У Елены после моря красивый загар. Хватит вам горевать, пора веселиться! Вокруг одни горы да равнины.

 

Запоминаем алгоритм устных рассуждений при выборе корня -гор-/-гар-:

1.Находим корень.

2.Ставим ударение.

  1. Определяем часть слова, на которую падает ударение.
  2. Сверяем, не входит ли слово в список исключений.

5.Если ударение падает на корень, пишем «а».

  1. Если ударение приходится на другую часть слова, пишем «о».

Лексическое значение корней -зар-/-зор- привязано к слову «заря»(природное явление, когда солнце перед своим восходом или закатом ярко освещает небо).

Букву «а» пишут, когда она в корне находится в безударной позиции: зарница, заря, озарение. В сильной позиции пишут ту гласную, которая слышится, это может быть в равной степени «а», «о»: зори, зорька, зарево, лучезарный.

Слово-исключение: зоревать/заревать (не ложиться спать до самой зари, до рассвета). Долгое время был принят только первый вариант написания, в настоящее время допустимы оба варианта. Вот и остались мы на берегу реки зорьку заревать. Пошли на рыбалку с друзьями, да зоревать и пришлось.

При выборе корней -зар-/-зор- используем такой порядок рассуждений:

1.Выделяем корень.

2.Ставим ударение.

3.Если ударение падает на корень, определяем, какой звук слышим.

  1. Пишем ту букву, которую слышим.

5.Если ударение падает не на корень, пишем гласную «а».

Наш урок окончен. Вспомните основные разделы, которые мы изучили. Перечитайте учебный материал повторно. Закрепите в памяти все правила и алгоритмы по теме. Проверьте себя с помощью тестирования.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Безударная гласная – проверяемая, если её написание:
1запоминают
2сверяют в словаре
3проверяют, поставив под ударение
Ответить
3
Вопрос: 2
Орфографический словарь:
1даёт толкование лексического значения слов
2содержит нормативы написания слов
3приводит синонимы различных слов
Ответить
2
Вопрос: 3
В корне –кас-/-кос- пишется «а» :
1если после корня есть суффикс «а»
2под ударением
3без ударения
Ответить
1
Вопрос: 4
В корнях лаг/лож:
1«а» пишется перед «г»
2«о» пишется под ударением
3«о» пишется, если есть суффикс «а»
Ответить
1
Вопрос: 5
В корне глагола з(а,о)ревать:
1пишется «а»
2пишется «о»
3допустимо написание «а» и «о»
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Безударная гласная – проверяемая, если её написание:
1) запоминают 2) сверяют в словаре 3) проверяют, поставив под ударение
2 вопрос:

Орфографический словарь:
1) даёт толкование лексического значения слов 2) содержит нормативы написания слов 3) приводит синонимы различных слов
3 вопрос:

В корне –кас-/-кос- пишется «а» :
1) если после корня есть суффикс «а» 2) под ударением 3) без ударения
4 вопрос:

В корнях лаг/лож:
1) «а» пишется перед «г» 2) «о» пишется под ударением 3) «о» пишется, если есть суффикс «а»
5 вопрос:

В корне глагола з(а,о)ревать:
1) пишется «а» 2) пишется «о» 3) допустимо написание «а» и «о»
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: проверяют, поставив под ударение
2 вопрос: содержит нормативы написания слов
3 вопрос: если после корня есть суффикс «а»
4 вопрос: «а» пишется перед «г»
5 вопрос: допустимо написание «а» и «о»