Популярное

Как развивать финансовую грамотность у детей? Стоит ли платить за оценки?

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос гармоничной личностью, был развит духовно, интеллектуально и физически, стал счастливым и успешным. Однако есть еще один аспект воспитания, которому родители часто не придают значения: они не учат ребенка обращаться с деньгами. Легкомысленное отношение к денежным средствам порождает плохие финансовые привычки: обесценивание честного труда, желание мгновенно обогатиться за счет небезопасных финансовых пирамид, вести образ жизни не по средствам, брать кредиты и делать долги. Ребенку нужно дать понять, что у родителей есть деньги, потому что они работают, поэтому любой доход – это результат труда. А чем успешнее трудовая деятельность, тем больше доход. Отношение к деньгам определяет жизненный выбор: быть преуспевающим человеком и строить свою жизнь самостоятельно или жить как придется и плыть по течению? Известная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

 

Польза воспитания финансовой грамотности

В современном мире финансовая грамотность важна для любого человека. Раньше с детьми о деньгах не принято было говорить, напоминали, чтобы не потеряли их, лишь когда посылали в магазин за хлебом. Сейчас актуально научить зарабатывать, сохранять и приумножать свой капитал, ценить деньги, заработанные честным трудом. Непосредственное участие в воспитании финансовой грамотности должны принимать родители. Важно помнить, что лучшее воспитание – это личный пример, потому что дети – это наше отражение. Родители, не владеющие финансовой грамотностью, не смогут ее передать детям, если старшие члены семьи расточительны, дети будут повторять их привычки. Тем же, кто практикует внедрение финансовой грамотности в воспитание ребенка, не рекомендуется ругать его за просчеты, неверные действия или неграмотное использование денег, лишать денежного довольствия. Вместо «разборок» нужно применять тактику «выявление проблемы, обсуждение сложившейся ситуации, поиск оптимального решения».

Есть разнообразные интересные приемы развития финансовой грамотности у детей: игры с игрушечными деньгами, которые развивают интерес к математике, книжки и мультики про финансы, как «Азбука денег» и пр. Более старшим детям дают карманные деньги, свой бюджет они могут еще пополнять денежными вознаграждениями от родителей. Бывает, что ребенок совершенно не понимает ценность денег и не контролирует свой бюджет, тогда родителям придется проводить дополнительные разъяснения, учить разумному использованию своих финансов, играть в игры, связанные с бизнесом или экономией. В игровой форме легче всего запоминаются простые жизненные истины.  Эти приемы должны помочь разрешить вопрос с пустыми тратами.

 

Коммерческая сторона отношений с детьми

Тема отношений между детьми и родителями всегда была актуальна. А если в этих отношениях посредником выступают деньги, то она резко обостряет противостояние сторонников и противников денежных вознаграждений для детей. Коммерческие отношения с детьми не являются чем-то страшным или запретным. Психологи стараются получить практический опыт на различных смоделированных ситуациях и выявить степень влияния финансового воспитания на будущее детей.

Часть семей практикуют денежное поощрение школьников за хорошие оценки в школе. Другие занимают радикальную позицию и настаивают на том, что это неправильный подход к воспитанию подрастающего поколения, который негативно скажется на мировоззрении в будущем. Противники денежных вознаграждений уверены, что дети не будут в итоге что-то делать бесплатно и все свои отношения будут строить только на коммерческой основе или с обязательным требованием бартера. Представители подобного мнения настаивают на том, что хорошая учеба – это обязанность детей, а не одолжение родителям. В таких семьях активно используется советский подход к воспитанию, ребенок не воспринимается как цельная личность, способная к полноправным коммерческим отношениям.

 

Личный опыт финансовых отношений с ребенком

Свою «финансовую карьеру» моя дочь начала строить, получая плату за хорошие оценки, которые она стала стараться зарабатывать как можно чаще. Со временем денежная выгода отошла на второй план, у Маши появился интерес к знаниям, сформировалась привычка учиться. Пандемия изменила подход к обучению: дети перешли на дистанционное образование. Маша в свободное время занялась творчеством и начала снимать ролики. Мне показалось, что у дочери это хорошо получается. Я решила, что творческие способности нужно развивать. Мы перешли на новый вид коммерческих отношений – гонорар за творческий проект. Маша получает вознаграждение за качественно снятый контент с хорошим сценарием, интересной идеей, грамотным комментарием и хорошо поставленным клипом. Современный мир – это мир экономики и инноваций. Поощряя ребенка деньгами, родители прививают понимание того, что труд ценится, а выполненный качественно и добросовестно вознаграждается. 

Моя дочь как новичок активно осваивает инвестиции на фондовой бирже: купила несколько акций на небольшие суммы денег. В рисковые акции она деньги не вкладывает, только в ценные бумаги стабильных и надежных компаний. Конечно, не все удается. Маша расстраивается, когда стоимость купленной ею акции падает, но потери мотивирует тщательнее анализировать фондовый рынок. Такие ситуации позволяют получить экономические знания и опыт инвестирования, который предостережет в будущем от опрометчивых шагов и поспешных действий. В нашей семье не принято контролировать личные средства, но я по-матерински беспокоюсь за своего ребенка, наблюдаю за ее действиями со стороны, стараюсь, чтобы она не замечала контроля, аккуратно подсказываю. Я всегда проявляю интерес к финансовым успехам дочери, которые мне нравится обсуждать с ней. Наши доверительные отношения позволяют говорить обо всем открыто, об ошибках, в том числе.

На днях она сама попросила ей заказать карту Tinkoff Junior, привязанную к родительской (т.к. для детей еще другие не придумали), где Тинькофф банк обещает кешбек за покупки и накопленные средства, эта идея накопления средств ее очень увлекла. На данный момент она держит часть накоплений в ценных бумагах, а другую – в кошелек складывает, видимо, с получением карты будут изменения. 

 

Бережное отношение к деньгам – залог будущего успеха

Психологи Стэнфордского университета провели исследования эффекта отсроченного удовольствия, которые получили название «зефирный эксперимент». Детям предлагали выбрать между незамедлительным малым вознаграждением или отстроченной на время наградой, увеличенной вдвое. Вознаграждением было печенье и зефир. В эксперименте было задействовано более 600 детей, большинство предпочли полакомиться сразу, примерно треть смогли дождаться двойной порции сладостей. В проведенных позднее исследованиях было обнаружено, что те, кто был способен дождаться большего вознаграждения, стали более успешными людьми.

Пока дети не научились зарабатывать, источником их дохода является ваш кошелек. Бессмысленные траты детей на ненужные или вредные вещи – это прежде всего удар по вашему бюджету. Отучить ребенка транжирить могут помочь некоторые приемы. Например, ребенок не копит на что-нибудь нужное, а тратит все на сладости, которые вредны зубам. При правильном подходе родитель понимает, что не в праве запретить покупки на деньги, которые ребенок заработал своим трудом. Но можно объяснить, что такие покупки слишком затратные, потому что велики цены на лечение зубов, которые портятся от сладкого. Если ребенок попросит дорогую вещь у родителей, нужно дать понять, что он теперь зарабатывает самостоятельно, поэтому накопить на покупку полностью или частично может сам. Ведь родители и так покупают все необходимое, на остальное придется заработать самому. Можно предложить расчет накоплений по схеме: «Если откладывать 100 руб. в неделю, то через год у тебя будет дополнительных 5 200 руб.».

Еще один плюс такого взаимодействия – это выстраивание финансовой политики и движение к цели. Если ребенку хочется что-то купить, он ставит себе цель и знает, что накопит на желаемую покупку за счет хороших оценок. Он стремится к достижению результата, рассчитывает силы, возможности, старается улучшить качество своего труда. Уже с самого раннего возраста родители могут увидеть в ребенке какие-то определенные способности и начать активно способствовать их развитию, чтобы сделать его финансовое благополучие в будущем более надежным. 

 

Как не навредить?

- Важно обсудить с ребенком условия. Ведь если есть финансовые отношения, то должен быть и договор, который обе стороны не могут нарушить;

- Родители должны быть уверены в том, что у них всегда будут средства на то, чтобы выполнить свои договорные обязательства. Если такой уверенности нет, то этот момент проговаривается сразу, чтобы в критической ситуации родители не показали негативный пример несдержанного обещания;

- Не назначать слишком низкую и высокую плату. Стоимость оценки должна быть соразмерна доходам семьи. Когда родители едва сводят концы с концами, а ребенку обещают по 100 рублей за каждую пятерку, то это может быть убыточно для семейного бюджета, а при форс-мажоре ребенок может почувствовать себя обманутым, утратит доверие к родителям. Так и при высоких доходах семьи предлагать ребенку 1 рубль за пятерку будет нечестно. Но и платить слишком много не стоит, так как маленький «работник» должен понимать ценность денег;

- Не устраивать тотального контроля за денежным потоком. Не должно быть допросов: «Я тебе давала за пятерку, на что потратил?». Ребенок заработал эти деньги, значит, они его. Контролировать нужно незаметно, чтобы наблюдение не ощущалось, и детские права не были ущемлены;

- Проговорить с ребенком детали безопасности и корректного поведения. Нужно объяснить, что нельзя рассказывать всем о том, что родители дают деньги за оценки, не хвалиться. Так родители предостерегут ребенка от опасности (деньги могут отобрать, если ребенок маленький) и от испорченных отношений в коллективе сверстников (ведь кто-то из детей не получает такого денежного довольствия);

- Не расторгать с ребенком договор из-за незначительной провинности и не шантажировать его деньгами в стиле «еще раз снимешь шапку – останешься без денег». Родители должны быть логичны и последовательны, ведь в договоре «оценка-деньги» не было никаких условий о шапках.

При соблюдении этих элементарных правил, личных границ и взаимоуважения подобные коммерческие отношения приносят только пользу и не наносят ущерба семейным ценностям. Всем родителям важно помнить, что залог хорошего воспитания, ответственности и честности – это личный пример. А если пример плохой, то никакие мнения и методики не помогут.

 Людмила Макарова

Также вам могут быть инетерсны следующие статьи:

Как помочь ребенку стать уверенным в себе?

Как развивать в ребенке лидерские качества?

Как разивать предпринимательские качества у детей?