Литература

Урок 10: Марина Цветаева

Поэтический мир Марины Цветаевой

В работе представлены материалы по жизни и творчеству Марины Цветаевой, изложена ее биография, определены основные темы и мотивы ее поэзии, дан анализ стихотворений, необходимых для понимания ее творчества.

План урока:

Особое место среди поэтов Серебряного века

Основные вехи трагической судьбы Марины Цветаевой

Основные темы и мотивы лирики. Черты личности поэта, отраженные в поэзии

Образ Родины и Москвы в творчестве Цветаевой

Заключение. Марина Цветаева – поэт всех времен

 

Особое место среди поэтов Серебряного века

Цветаева вошла в русскую литературу, когда все были увлечены символизмом, но уже зарождались и набирали популярность новые течения: футуризм и акмеизм. Но она обрела свой особенный путь, не желая поддаваться чужим влияниям, стараясь избегать заимствования и подражания, сама о себе говорила, что «ни в одну форму не умещается». Тем не менее высоко ценила талант своих литературных кумиров: Блока, Ахматовой, Маяковского, хотя не разделяла многих творческих или политических взглядов. Во времена повсеместного увлечения декадентской поэзией ее творчество выделялось своей «жаждой жить», которую она, несмотря на трагедии в своей судьбе, пыталась сохранить до конца жизни.

Основные вехи трагической судьбы Марины Цветаевой

Родилась 26 сентября 1882 г. в интеллигентном московском дворянском семействе в церковный праздник Иоанна Богослова. Сама Марина считала это пророческим знамением в своей судьбе. Отец, Иван Владимирович - профессор кафедры древнеримской словесности, искусствовед, посвятивший себя делу создания в Москве первого музея всемирного искусства, который Марина называла «гигантским младшим братом», настолько было любимо отцом это «детище». Мать, Мария Александровна - выдающаяся профессиональная пианистка. Благодаря матери, которая заметила, что у дочери абсолютный музыкальный слух, с 4 лет стала заниматься музыкой и читать, начала пробовать рифмовать с 5 лет. Марина и ее сестра Анастасия часто сопровождали мать, лечившуюся от чахотки в поездках по Италии, Германии, Франции, Швейцарии, где девочки учились в различных учебных заведениях. В это время Марина приобщается к европейской культуре, сочиняет стихи на французском и немецком. В 1906 г. мать умирает, Марина рано обретает зрелость и самостоятельность. Но учится она с неохотой, поменяв несколько московских гимназий. В 16 лет прервала обучение, настояв на своем желании поехать в Сорбонну, чтобы слушать лекции по старофранцузской литературе.

Первую книгу «Вечерний альбом» (1910 г.), состоящую из 111 стихотворений, написанных с 14 лет, печатает за свой счет, будучи 17-летней гимназисткой. Это воспоминания о детстве, как ни странно это звучит, совсем юной девушки, уже много узнавшей и пережившей смерть матери. Во многих стихотворениях звучат далеко не детские мотивы.

Обычно начинающий автор старается сначала заручиться поддержкой и рекомендациями известных литераторов, напечататься в журналах. С Мариной вышло все иначе. На неизвестную поэтессу обратили внимание уже состоявшиеся и знаменитые поэты. Ее книга вызвала волнение в литературной среде, одними из первых дают рецензии Брюсов, Гумилев.

Художник и поэт Максимилиан Волошин сам знакомится с Цветаевой, пишет о ней большую статью, отметив, что никто еще так не писал «из детства о детстве». Они становятся друзьями, в 1911 г. Волошин приглашает Марину на дачу в Коктебель, где она познакомится с Сергеем Эфроном, приехавшим лечиться от туберкулеза. У них много общего: он тоже недавно потерял мать и младшего брата, увлекается литературой, пишет. Вернувшись в Москву, они обвенчаются. Это время у Марины наполнено счастьем: рождение дочери Ариадны в 1912 г., публикация книги «Волшебный фонарь», через год – сборника, составленного из двух книг.

1939 6 0

В 1914 г., вскоре после начала войны, муж уходит добровольцем на фронт и служит в санитарном поезде, после заканчивает военное училище. В 1917 рождается дочь Ирина. После революции Сергей Эфрон сначала воюет против большевиков в Москве, потом уходит в добровольческую белую армию. Цветаева пишет пронизанный чувством обреченности поэтический цикл «Лебединый стан», посвященный добровольческому движению. Но страдает за каждую из враждующих сторон, не принимая кровопролития гражданской войны. Убитые все равны: «Белым был», обагренный кровью «красным стал». «Красным был», побеленный смертью «белым стал», потому нужно молиться и за тех, и за других. Картины страшного времени отражены в книге «Версты» (1921 г.)

Для молодой женщины из состоятельной семьи, в которой всегда была прислуга, наступило время страшного и голодного быта. В дом Цветаевой подселят чужих людей, ее счета в банках национализированы[1], вещи распроданы, мебель почти вся изрублена на дрова. Единственной неприкасаемой вещью для нее был «в грудь въевшийся» письменный стол, про который она напишет семь стихотворений. Цветаева подрабатывает переводами, однажды гонорар выплатили мешком мерзлого картофеля.

В 1919 г., не имея возможности прокормить дочерей, отдает их в приют, который снабжали гуманитарной помощью. Заболевшую Алю оттуда забирает, чтобы ухаживать за ней. А в приюте умирает от голода Ирина, которой не было еще и трех лет. До 1922 г. Цветаева не печатается.

Не имея известий от мужа более 4 лет, в 1921 г. узнает о том, что он жив. После разгрома белогвардейцев в Крыму, Сергей эмигрировал в Чехию, где учится в Пражском университете. Марина добивается разрешения на выезд к нему. Три с лишним года семья живет в пригородах Праги. Несмотря на денежные трудности, у Марины время творческого подъема. В Чехии будут написаны самые значительные ее произведения: «Поэма горы», «Поэма конца», «Крысолов». В 1925 г., после рождения сына Георгия, семья уезжает в Париж в надежде найти работу. В эмигрантской среде ее поэзию не оценили, принимали лишь прозаические произведения и мемуары о русских поэтах Серебряного века. В 1928 г. издает книгу «После России», которая станет последним прижизненным изданием. Но Цветаева продолжает писать, ею созданы циклы «Стихи к Пушкину» (1931 г.), «Стихи к сыну» (1932 г.), проза «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев» (1937 г.), она занимается переводами пушкинских стихотворений.

Эфрон мечтает о возвращении в Россию, этим воспользовались сотрудники НКВД[2], завербовав его для агентурной работы. В 1937 г. Дочь Ариадна возвращается на Родину, позже тайно в СССР бежит Эфрон, спасаясь от ареста французской полиции, как агент иностранной разведки. В Париже от Марины, как от жены советского шпиона, отворачивается вся русская эмиграция, называя большевичкой. В 1939 г. Цветаева вместе сыном получает разрешение на выезд в Россию. Но и на Родине ее ждали разочарования, здесь ее считали женой бывшего белогвардейца. Она не вписывалась ни в одну политическую или литературную среду, везде была чужой.

Приехав в Москву, узнает первое страшное известие: арестована ее сестра Анастасия. Семью содержат под домашним арестом на подмосковной даче в Болшево, принадлежавшей НКВД. Вскоре арестовывают Ариадну, предъявив обвинение в шпионаже, потом Сергея Эфрона. Больше Марина никогда не увидит ни мужа, расстрелянного в октябре 1941 г., ни дочь, отсидевшую в лагерях более 15 лет и вернувшуюся после реабилитации только в 1955 г. Но она уже не узнает об их трагической участи.

В начале войны, в августе 1941 г. Цветаева оправляется в эвакуацию[3] в Татарстан, городок Елабуга. Надеясь найти хоть какую-нибудь работу, чтобы прокормить себя и сына, 28 августа пишет заявление руководству Литфонда о принятии ее на должность посудомойки, но не дождавшись решения чиновников, через три дня покончила с собой, повесившись в доме, куда их определили на постой[4]. Место захоронения на местном кладбище неизвестно. Также неизвестны могилы расстрелянного мужа и 19-летнего сына, ушедшего на фронт в 1944 г. и погибшего от смертельного ранения в первом бою.

Основные темы и мотивы лирики. Черты личности поэта, отраженные в поэзии

Уже в раннем творчестве наметились основные темы: о Родине, любви и творчестве. Все написанное в юные годы пронизано ожиданием счастья и верой, что жизнь предназначена для высокого смысла.

В 20 лет Цветаева создает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано», в котором дает оценку своим искрометным творениям, сравнивая с «фонтанными брызгами», «искрами ракет», «чертенятами», врывающимися в поэтическое «святилище», в котором «сон и фимиам[5]», «драгоценными винами», для которых настанет свое время. Поэт верит, что не нужные никому сейчас, валяющиеся в пыльных магазинах, ее стихи будут востребованы будущими поколениями. Строчки стихотворения стали пророческими.

slide 8

Особое место отведено русским поэтам в лирике Цветаевой. Темой творчества проникнуты стихотворения, посвященные Блоку, Ахматовой, Маяковскому и многим другим. С 1916 г. создается цикл «Стихи к Блоку», открывающийся стихотворением «Имя твое – птица в руке». Блок ни разу не назван по имени, оно обыгрывается в образах птицы, льдинки, мячика, пойманного на лету, серебряного бубенца. Имя осязаемо, его можно услышать в окружающих звуках, увидеть в движении губ, попробовать на вкус. В этих образах переданы особенности поэзии Блока: трепетность, восторженность, звонкость звучания, полет мысли. Весь цикл - это преклонение перед «святым сердцем» рыцаря Прекрасной Дамы, «Божьего праведника», «нежного призрака», «светоносного ангела», чья душа и талант несовместимы со «страшным миром». Последние стихотворения будут написаны после смерти поэта в 1921 г.

Во многом перекликается с темой творчества «Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920 г.). Но это и философская лирика: поэт через самопознание, сравнивая себя с другими, осознает свое творческое начало как морскую стихию, свободную и неподвластную законам времени и человеческого бытия.

Философское и жизнеутверждающее размышление «Уж сколько их упало в эту бездну»(1913 г.) хотя начинается с воспоминания об ушедших из жизни и осознания своего неизбежного ухода, переходит к призывам веры и просьбам любви к «живым и настоящим». Смерть – напоминание о том, как нужно любить жизнь. Самих слов «смерть», «умру» нет в тексте, вместо этого – «упали в бездну», «исчезну с поверхности земли», но все равно «будет жизнь».

Уникальна любовная лирика Цветаевой, вершиной которой стала «Поэма горы». Любовь передана в образе горы, как символа огромного, высокого и чистого чувства. Цветаева часто обожествляла предмет своей влюбленности, о котором пишет с восторженным любованием, торжественно, упоительно, открыто и искренне. Одним из шедевров ее любовной лирики, ставшим романсом, является «Мне нравится, что вы больны …» (1915г.), в котором даже нелюбовь может стать выражением любви. Истинные чувства героини выражены одним словом - «увы».

Своеобразие лирики Цветаевой состоит в том, что она умела сочетать в поэзии «старомодную учтивость и бунтарство», архаизм[5] и новаторство, ее творчество соткано из внутренних противоречий, содержит многоплановые смыслы. Она виртуозно обращалась со звукописью, звучание всегда согласуется с настроением текста и его содержанием. Используя особый синтаксис фраз - обилие тире, резких переносов, дробление слов на части создает музыкальность текстов смысловыми паузами. Ее поэзия афористична, одной фразой поэту удавалось выразить глубокий философский смысл.

Образ Родины и Москвы в творчестве Цветаевой

Москва олицетворяла для Цветаевой патриархальную Россию, освященную божественным провидением. С этим городом связаны радостные и трагические периоды ее жизни: сказочное детство, замужество, разлука с мужем, рождение дочерей, голод во время гражданской войны, смерть младшей дочки. В цикле «Стихи о Москве», состоящим из 9 стихотворений, провозглашается первенство любимого города, в котором «сорок сороков церквей» смеются над гордыней Петра I, построившего новую европейскую столицу. Цветаева создала поэтический образ старинной Москвы, «странноприимного дома», с его привольным колокольным семихолмием, святынями, храмами.

Часто сравнивают творчество московского поэта Цветаевой и петербургского поэта Ахматовой. Лирика Ахматовой и Цветаевой тесно связаны с их любимыми городами. Если Петербург своим «строим и стройным видом» влиял на поэзию «златоустой Анны всея Руси», по выражению Цветаевой, то стихийность и святость Москвы определили ее собственное мировоззрение.

Тема России в творчестве Цветаевой определена, по ее выражению, не «условностями территории», а «принадлежностью к памяти и крови». В стихотворении «Лучина» (1931 г.), отзываясь о скучном чужом Париже, с тоской пишет: «Россия, моя Россия, зачем так ярко горишь?» Тяжелыми раздумьями о том, что прошлой России нет, а есть новая страна СССР, проникнуто стихотворение «Страна» (1931 г.) В стихотворении«Тоска по Родине»(1934 г.) содержание противоречит названию, звучит горечь утраты связи с родной землей, только последнее оборванное предложение и образ рябины передают ностальгические настроения.

 

Заключение. Марина Цветаева – поэт всех времен

foto

Поэт-мыслитель за 30 с небольшим писательских лет создала 29 поэм, 50 прозаических произведений, 8 пьес, более 800 стихотворений, сохранилось множество писем, похожих на стихи. Сама Цветаева говорила, что вся ее судьба – это «роман с собственной душой». Страстность, безмерность, неутолимая жажда любви и жизнелюбие звучат в каждом произведении.

К сожалению, для публикаций часто отбирались наиболее простые для понимания стихотворения Цветаевой. Она сама говорила, что ее творчество, как вода, которой кому-то хватит на стакан, а для кого-то она может стать морем. Многие тексты Цветаевой представляют собой интереснейшие загадки, для понимания которых необходимы определенные знания Библии, античной мифологии и истории, классической мировой литературы, фольклора. Чтение, по мнению Цветаевой, - это активное сотворчество автора и читателя. Иногда дается не образ, а только намек на образ. Остальное нужно домысливать, познавая глубинный смысл текста.

Только в конце XX в. Цветаеву стали издавать не выборочно, а полностью. В России было открыто 7 музеев, установлены памятники в местах, связанных с ее именем.

 

Словарь

1. Национализированный – переданный из частной собственности в общественное, государственное

2. НКВД – народный комиссариат внутренних дел

3. Эвакуация – выезд из мест, опасных из-за военный действий, в безопасную местность

4. Постой – проживание в нанятом помещении

5. Фимиам – благовония, используемые при богослужениях

6. Архаизм – устаревшее слово

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Марины Ивановны Цветаевой и место рождения:
11882 г.- 1941 г. Москва
21882 г.- 1941 г. Петербург
31889 г. - 1939 г. Москва
Ответить
Вопрос: 2
Как называлась первая книга, опубликованная Цветаевой:
1«Волшебный фонарь»
2«Вечерний альбом»
3«Из двух книг»
Ответить
Вопрос: 3
Кто из поэтов решил сам первым познакомиться с юной Цветаевой:
1Валерий Брюсов
2Николай Гумилев
3Максимилиан Волошин
Ответить
Вопрос: 4
Какая из поэм признана лучшим произведением о любви в творчестве Цветаевой:
1«Поэма воздуха»
2«Крысолов»
3«Поэма горы»
Ответить
Вопрос: 5
Какой темой проникнуто стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»:
1Тема творчества
2Тема любви
3Тема Родины
Ответить
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Марины Ивановны Цветаевой и место рождения:
1) 1882 г.- 1941 г. Москва 2) 1882 г.- 1941 г. Петербург 3) 1889 г. - 1939 г. Москва
2 вопрос:

Как называлась первая книга, опубликованная Цветаевой:
1) «Волшебный фонарь» 2) «Вечерний альбом» 3) «Из двух книг»
3 вопрос:

Кто из поэтов решил сам первым познакомиться с юной Цветаевой:
1) Валерий Брюсов 2) Николай Гумилев 3) Максимилиан Волошин
4 вопрос:

Какая из поэм признана лучшим произведением о любви в творчестве Цветаевой:
1) «Поэма воздуха» 2) «Крысолов» 3) «Поэма горы»
5 вопрос:

Какой темой проникнуто стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»:
1) Тема творчества 2) Тема любви 3) Тема Родины
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос:
2 вопрос:
3 вопрос:
4 вопрос:
5 вопрос: