Литература

Урок 11: Судьба человека

Рассказ М.Шолохова "Судьба человека"

Рассказ «Судьба человека» был написан в послевоенное время. В названии не упоминается имя главного героя, тем самым Шолохов подчеркнул, что этот образ является обобщенным и символическим, выражающим типические черты человека в солдатской шинели, на чью долю выпали «все лишения и невзгоды» военного времени.

План урока:

Тема Великой Отечественной войны в литературе. Смысл названия произведения

История создания рассказа. Особенности композиции

Краткое содержание рассказа «Судьба человека»

Образ Андрея Соколова – обобщенный образ русского солдата. Характеристика главного героя

Нравственные проблемы рассказа «Судьба человека». Значение рассказа в истории русской литературы

 

Тема Великой Отечественной войны в литературе. Смысл названия произведения

Великая Отечественная война, как одно из самых трагических потрясений XX в, нашла многогранное и глубокое отражение в литературном творчестве. По данным Союза писателей, 1215 литераторов ушли на фронт, более 400 погибло. Произведения писателей-фронтовиков, таких, как Василь Быков, Борис Васильев, Виктор Некрасов, Константин Симонов и многих других, являются бесценными свидетельствами очевидцев событий того времени.

Во время войны Шолохов служил военным корреспондентом, писал очерки[1] для газет, участвовал в сражениях под Ростовоми Смоленском. Первый рассказ о войне «Наука ненависти» написан в 1942 г., тогда же начал создавать роман «Они сражались за Родину», главы которого публиковались в газетах. Война нанесла непоправимый удар самому Шолохову: в 1942 г. в станице Вешенская во время бомбежки немецкой авиацией на его глазах убило мать, бомба упала во двор его родного дома.

sholohov biografia revoluci

Рассказ «Судьба человека» был написан в послевоенное время. В названии не упоминается имя главного героя, тем самым Шолохов подчеркнул, что этот образ является обобщенным и символическим, выражающим типические черты человека в солдатской шинели, на чью долю выпали «все лишения и невзгоды» военного времени. Но, несмотря на нечеловеческие испытания судьбы, герой сумел сохранить в себе самое главное – человека, не утратив веры в справедливость, добро и гуманизм. То, что пережил Андрей Соколов, довелось пережить почти каждому во время войны: ужасы фронта и плена, утрату близких, потерю дома. Искренняя исповедь одного человека о своей судьбе, изложенная как народный сказ, воспринимается как частица общей судьбы всего народа.

 

История создания рассказа. Особенности композиции

Более 10 лет Шолохов обдумывал идею «Судьбы человека», основанной на реальных событиях. История, которая легла в основу сюжета, была рассказана ему весной 1946 г. у речной переправы незнакомым мужчиной, присевшим рядом с автором отдохнуть вместе с маленьким мальчиком. Написанный за восемь дней рассказ был опубликован в двух номерах газеты «Правда» (31.12.1956 г. и 01.01.1957 г.) и получил много откликов в прессе и критике.

Впервые Шолохов отважился поднять тему военнопленных, которая была запретной в советское время. Особенно тяжелой была участь в нацистском плену у советских солдат, к которым относились с исключительной жестокостью. В «лагерях смерти» умерло от голода, эпидемий и было уничтожено почти 4 млн. наших соотечественников. После войны вернувшихся на Родину военнопленных ожидали так называемые фильтрационные лагеря. Вопреки общепринятому мнению, что в плену оказывались только трусы и предатели Родины, писатель, описав ужасы концлагеря, показал, что солдаты могли не только в бою проявлять героизм и сохранять мужество.

По жанру это рассказ-эпопея. В небольшую форму удалось вместить сюжет целого романа, историю почти всей жизни человека. Основной композиционный принцип – «рассказ в рассказе». Главный герой поведал о своей непростой жизни случайному попутчику на переправе. Рассказ-воспоминание о войне обрамляется событиями послевоенного времени, поэтому повествование ведется от двух лиц: автора и героя.

 

Краткое содержание рассказа «Судьба человека»

Первой послевоенной весной встретился рассказчику возле хутора Моховского у переправы через разлившуюся почти на километр речки Еланки высокий сутуловатый мужчина с мальчиком. Мужчина, решив, что рассказчик тоже шофер, как и он, подошел поговорить и предложил покурить. Разговорившись, незнакомец поведал свою историю.

Андрей Соколов был из Воронежской области, во время гражданской войны служил красноармейцем. После батрачил на Кубани, а дома погибли от голода родители и сестра. Трудился плотником, потому строился на завод. Женился на девушке, которая тоже была сиротой. С грустью вспоминал он о своей жене Иринке, какая она была веселая, ласковая, угодливая, как жалела его, терпела попойки с друзьями и ничем не попрекала. Родился сын, потом еще две дочки. После выучился он автоделу и стал работать шофером. На выделенном участке построили домик, стали неплохо жить.

В начале войны призвали Андрея Соколова на фронт, где служил водителем. Во время наступления немцев вызвался подвезти снаряды на передовую для артиллеристов. Но боеприпасы не удалось довезти, от взрыва бомбы его грузовик опрокинуло. Его контузило, а когда очнулся, увидел, что мимо проезжали немецкие танки, а на него шли фашистские автоматчики. Сначала его хотели расстрелять, но передумали, заставили снять сапоги и направили к колонне военнопленных. Ночью их закрыли в церкви, там ему пленный военврач вправил поврежденную при взрыве руку. Один из пленных оказался верующим, стал проситься выпустить его в туалет. Но немцы автоматной очередью через дверь его расстреляли, убив еще троих. Ночью случайно услышал, как какой-то солдат грозится выдать своего командира немцам.Этого предателя Соколов задушил. Утром перед строем немцы требовали выдать командиров, комиссаров, коммунистов и евреев. Но предателей не нашлось. Немцы выбрали из строя четырех человек и расстреляли.

Однажды, уже в лагере, когда его и других пленных отправили на рытье могил, Андрей решился бежать. Через четыре дня догнали охранники, затравили его овчарками, которые едва не загрызли насмерть. Посадили в карцер на месяц, чудом остался жив. После мотался в германском плену два года на тяжелых работах в угольной шахте, на силикатном заводе, на земляных работах по осушке болот.

В концлагере под Дрезденом работал на каменоломне, где комендантом был хорошо знавший русский язык немец Мюллер. Ежедневно, сопровождаемый сворой эсэсовцев, он проходил вдоль строя пленных, разбивая каждому второму лицо до крови. Это свое развлечение назвал «профилактика от гриппа».

В лагере для заключенных немцы установили нечеловеческую норму добычи камня в день, каждому вручную нужно было наколоть не меньше четырех кубометров. Как-то после работы в бараке Соколов высказался об этом. На следующий день вызвали к начальнику лагеря, и он понял, что на него донесли. В комендатуре немцы пили и закусывали, празднуя прорыв своих войск к Сталинграду. От увиденной еды истощенному от голода Соколову стало плохо. Подвыпивший комендант Мюллер спросил, говорил ли Соколов то, о чем ему донесли. Андрей не стал оправдываться и увиливать от ответа. Тогда призадумавшийся Мюллер предложил выпить за славу германского оружия. Соколов от такого предложения отказался, но выпил за свою погибель, не притронувшись к закуске. Удивленный комендант налил еще дважды, лишь после третьего стакана Андрей отломил кусочек хлеба. Пораженный тем, с каким достоинством вел себя заключенный, Мюллер сказал, что уважает настоящих солдат, и поэтому дарит ему жизнь, дав еще немного хлеба и сала, которые Соколов в бараке отдал товарищам, чтобы разделили бесценную еду на всех.

В 1944 г. его сделали шофером майора, военного инженера, руководящего постройкой укреплений в прифронтовой зоне. Этот немец иногда делился объедками со своего стола, бросая куски как собаке. Однажды за городом, Соколов, оглушив майора, прихватив его портфель с картами оборонительных сооружений и пистолет, на машине смог пересечь линию фронта. Так ему удалось доставить «языка», т.е. пленного, от которого можно было получить важные сведения, в расположение нашей дивизии.

Его направляют в госпиталь, там он получает письмо с известием о смерти жены и дочек, о сыне, ушедшем на фронт. Выйдя из госпиталя, приехал в родной город, вместо своего дома увидел огромную воронку, которая стала могилой для Иринки и девочек. Возвращается на фронт служить. Спустя три месяца получил письмо от сына, который окончил училище и стал артиллеристом, уже был в звании капитана и имел награды. Только начал мечтать о том, как женится сын, а он станет жить ради его семьи, узнает, что Анатолий убит снайпером в последний день войны.

После войны уезжает в Урюпинск к приятелю, устраивается шофером. Возле придорожной чайной замечает беспризорного мальчишку Ванюшку. Предложив ему прокатиться до элеватора, узнает, что отец мальчонки погиб на фронте, а мать убило при авианалете, больше родных никого нет. Тогда он «признается» Ване в том, что он его отец. Так и стали они жить вместе.

Но однажды у Андрея занесло машину, и он наехал на корову. За это лишили его водительской книжки, и вот теперь он с сынишкой перебирается в городок Кашары, где ему пообещали работу. На этом и завершился рассказ Соколова.

Приплыла лодка, рассказчик попрощался со своим новым знакомым и его сынишкой, еще долго вспоминая услышанное, думая о том, как судьба соединила двух осиротевших людей.

Образ Андрея Соколова – обобщенный образ русского солдата. Характеристика главного героя

По описанию Андрей Соколов уже немолодой, высокий, немного сутулый, крепкий физически, с большими темными рабочими руками. Во внешности случайного собеседника рассказчика поразили глаза: «словно присыпанные пеплом», полные смертельной тоски.

По характеру Андрей Соколов скромный, простодушный, даже немного заурядный. До войны его жизнь была обычной: честно работал, обзавелся домом, растил детей.

Шолохов создал образ, в котором обобщил черты простого русского солдата. Андрей Соколов всегда ощущает себя частичкой общего, ему «одному и курить, и помирать тошно». Считает, что даже последний кусок хлеба нужно делить на всех.

Ему присущи доброта и терпение, но это не христианское всепрощение и смирение. Спасая жизнь незнакомому человеку, он смог задушить предателя, даже не задумываясь, что убивает в церкви. Думал ли он, что на войне ему доведется убить не немца, а русского.

Сцена беседы с комендантом лагеря показывает, насколько Соколову присуще чувство истинного патриотизма и национального самосознания. Он понимал, что его били с особой жестокостью, за то, что русский, за то, что хочет жить. Даже осознавая собственную смертельную участь, он думает о «своем, русском достоинстве и гордости», и хочет, чтобы нацисты поняли, что в «скотину его не удалось превратить». В нравственном поединке он, безоружный и истощенный заключенный, побеждает сытого, угрожающего пистолетом подвыпившего садиста Мюллера, который собственноручно ежедневно избивал пленных, предусмотрительно надевая перчатки со вшитыми свинцовыми прокладками, чтобы не повредить пальцев. Мюллера поразила сила духа простого солдата, сохраняющего чувство собственного достоинства перед лицом смерти, оказанной ему «честью» быть застреленным самим «лагерфюрером». Комендант видел немало сломленных, потерявших человеческий облик заключенных. Но Соколову он сказал, что уважает настоящих солдат, потому что он сам солдат. Ему захотелось неосознанно быть таким же, достойным уважения солдатом, а не лагерным карателем. Оттого он похвалил Соколова и не стал его расстреливать, пытаясь дотянуться до уровня своего противника по благородству и стойкости, чтобы повысить свою собственную самооценку. Даже непроизвольно стал поправлять кресты на своем мундире. Только тешил себя Мюллер самообманом. Награды получены не на поле боя, палачу никогда не быть солдатом.

Хотя много довелось вынести герою, но горе утраты не сделало его замкнутым человеком, он сохранил открытость натуры, способность обнажить душу перед случайным человеком, выплеснуть нерастраченную любовь на чужого мальчишку. Забота о Ванюшке, которому уже довелось мытарствовать, помогла пережить собственное горе.

 

Нравственные проблемы рассказа «Судьба человека». Значение рассказа в истории русской литературы

Один из главных мотивов рассказа – это мотив сиротства. Война разрушает человеческие жизни и порождает это страшное явление. Андрей осиротел после гражданской войны, когда погибли от голода все его родные. Женился на Ирине, которая тоже была сиротой и выросла в детском приюте. Война опять лишила его семьи: погибли жена и дети. Андрей Соколов, словно протестуя против страшных последствий войны, подбирает осиротевшего ребенка и создает новую семью.

Тема нравственного выбора звучит на протяжении всего повествования. Основным нравственным ориентиром является для Андрея Соколова принцип: «на то ты и мужчина, на то ты и солдат», чтобы все преодолеть и вынести. Поэтому у него нет сомнений в том, как следует поступать: не раздумывая, он вызывается везти снаряды погибающим артиллеристам, ради спасения парнишки взводного убивает предателя, даже перед лицом смерти дорожит своим достоинством, справедливо делит еду на всех в концлагере, берет на воспитание обездоленного малыша. Потому что человек должен сохранить в себе человека в любой ситуации.

Рассказ о судьбе одного человека с необычайной достоверностью, трагизмом и человечностью отражает судьбу целого народа, прошедшего через ад войны. Потому это произведение вошло в золотой фонд русской и мировой литературы.

Снятый в 1959 г. режиссером-дебютантом Сергеем Бондарчуком одноименный фильм по рассказу Шолохова «Судьба человека» завоевал множество призов международных фестивалей, стал легендой советского кино и по праву считается одной из лучших экранизаций.

Словарь

1. Очерк – литературное произведение, основанное на документальном изображении событий

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Определите жанр произведения Шолохова «Судьба человека»:
1Новелла
2Биографический очерк
3Рассказ-эпопея
Ответить
3
Вопрос: 2
Когда и где был опубликован рассказ:
1В газете «Правда» (31.12.1956 г. и 01.01.1957 г.)
2В газете «Красная звезда»(31.12.1956 г. и 01.01.1957 г.)
3В газете «Правда»(01.12.1956 г. и 01.01.1957 г.)
Ответить
1
Вопрос: 3
Как Соколов попал в плен:
1Во время сражения
2После того, как грузовик со снарядами, который он вел, перевернуло взрывной волной и его контузило
3Его грузовик захватили немцы во время наступления
Ответить
2
Вопрос: 4
Какого врага убил Соколов впервые на фронте
1Немецкого автоматчика
2Лагерного охранника
3Русского пленного, предателя
Ответить
3
Вопрос: 5
Почему комендант лагеря передумал расстреливать Соколова:
1Он вызвал уважение у врагов своим достойным поведением
2Раскаялся в сказанном и попросил помилования
3Выпил за победу германского оружия
Ответить
1
Вопрос: 6
Что произошло с Соколовым после войны:
1Вернулся в родной дом, к семье
2Потеряв семью, усыновил беспризорного мальчишку
3Пережив потери, решил жить только ради себя
Ответить
2
Вопрос: 7
Какие проблемы поднимаются в рассказе:
1Нравственного выбора между трусостью и мужеством, верностью и предательством, гуманизмом и бесчеловечностью
2Взаимоотношений между поколениями
3Социальной несправедливости
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Определите жанр произведения Шолохова «Судьба человека»:
1) Новелла 2) Биографический очерк 3) Рассказ-эпопея
2 вопрос:

Когда и где был опубликован рассказ:
1) В газете «Правда» (31.12.1956 г. и 01.01.1957 г.) 2) В газете «Красная звезда»(31.12.1956 г. и 01.01.1957 г.) 3) В газете «Правда»(01.12.1956 г. и 01.01.1957 г.)
3 вопрос:

Как Соколов попал в плен:
1) Во время сражения 2) После того, как грузовик со снарядами, который он вел, перевернуло взрывной волной и его контузило 3) Его грузовик захватили немцы во время наступления
4 вопрос:

Какого врага убил Соколов впервые на фронте
1) Немецкого автоматчика 2) Лагерного охранника 3) Русского пленного, предателя
5 вопрос:

Почему комендант лагеря передумал расстреливать Соколова:
1) Он вызвал уважение у врагов своим достойным поведением 2) Раскаялся в сказанном и попросил помилования 3) Выпил за победу германского оружия
6 вопрос:

Что произошло с Соколовым после войны:
1) Вернулся в родной дом, к семье 2) Потеряв семью, усыновил беспризорного мальчишку 3) Пережив потери, решил жить только ради себя
7 вопрос:

Какие проблемы поднимаются в рассказе:
1) Нравственного выбора между трусостью и мужеством, верностью и предательством, гуманизмом и бесчеловечностью 2) Взаимоотношений между поколениями 3) Социальной несправедливости
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Рассказ-эпопея
2 вопрос: В газете «Правда» (31.12.1956 г. и 01.01.1957 г.)
3 вопрос: После того, как грузовик со снарядами, который он вел, перевернуло взрывной волной и его контузило
4 вопрос: Русского пленного, предателя
5 вопрос: Он вызвал уважение у врагов своим достойным поведением
6 вопрос: Потеряв семью, усыновил беспризорного мальчишку
7 вопрос: Нравственного выбора между трусостью и мужеством, верностью и предательством, гуманизмом и бесчеловечностью