Литература

Урок 12: Донские рассказы

М.А. Шолохов «Донские рассказы»

Урок познакомит с биографией журналиста, сценариста и писателя Михаила Александровича Шолохова и его ранними рассказами.

План урока:

Факты биографии М.А. Шолохова

Трагические страницы братоубийственной войны в рассказах Шолохова

Авторское отношение к героям

Связь «Донских рассказов» с историей страны, их значение в литературе

 

Факты биографии М.А. Шолохова

Тема, объединяющая «Донские рассказы»

Родился Михаил Шолохов под Ростовом возле станицы Вешенская на хуторе Кружилинский 11 мая 1905 г. Его отец происходил из купеческого сословия, мать была из семьи бывшего крепостного, переселившегося на Дон. Михаил родился незаконнорожденным. Его рано осиротевшая мать была выдана замуж за престарелого овдовевшего казака против воли. Она ушла от нелюбимого человека к Александру Шолохову, с которым обвенчалась только после смерти законного мужа. В 1913 г. Михаил, носивший с рождения фамилию Кузнецов, стал Шолоховым после усыновления родным отцом.

Сначала мальчика обучал грамоте приглашенный учитель, в 1912 г. он был принят во 2 класс начальной школы. В 1914 г. Михаил обучался в гимназии в Москве. Через год продолжил учебу в гимназии г. Богучара под Воронежем. Там Михаил стал очинять рассказы с десятилетнего возраста. В 1919 г. завершил обучение в Вешенской гимназии. После установления на Дону советской власти Шолохов был учителем, занимался ликвидацией безграмотности взрослых, затем работал в станичном ревкоме делопроизводителем. Закончив налоговые курсы, Шолохов служил инспектором по продовольствию. В 1920 г. вместе с продотрядом оказался в плену у анархистов батьки Махно, где его чуть не расстреляли.

В 1922 г. Шолохов работал налоговым инспектором, самовольно снижал налоги для малоимущих. 31 августа за превышение полномочий был арестован, велось следствие, и ему грозил расстрел. Родители в суде предоставили ложное свидетельство о рождении, в котором возраст сына был занижен на два с половиной года. Шолохову, как несовершеннолетнему, расстрел заменили на год исправительной колонии.

Чтобы получить образование, Шолохов попытался поступить на рабфак в Москве, но его не приняли из-за классового происхождения: он был сыном купца. Пришлось трудиться разнорабочим, грузчиком и каменщиком, потом в домоуправлении счетоводом. Михаил уделял время самообразованию, вступил в литературное объединение «Молодая гвардия», где познакомился со многими писателями. В 1923 г. в газетах появились его первые фельетоны. Испытывая проблемы с жильем в Москве, Шолохов возвратился к родителям, вместе с ними переселился в станицу Бухановскую, где в 1924 г. создал семью с Марией Громославской.

В этом же году в газете «Молодой ленинец» был напечатан рассказ «Родинка», с него началась литературная биография Шолохова. Это произведение и еще 18 рассказов, напечатанные в 1925 г., вышли в 1926 г. отдельной книгой под названием «Донские рассказы». В сборнике описаны события, свидетелем и участником которых был сам писатель. Рассказы связаны темой гражданской войны, лейтмотивом сборника стала классовая ненависть, раскол среди донского казачества.

В литературе 20-х годов тема гражданской войны была востребована. Советские литераторы отражали героические страницы побед Красной армии, но умалчивали о трагической стороне войны. Только в конце XX в. были опубликованы данные о чудовищных потерях. По подсчетам различных историков общая убыль населения страны от неестественных причин в 1917 г. – 1922 г. составила от 12 до 15 млн. человек. Причем на военные потери пришлось около 800 тыс., остальные – мирные жители, погибшие от политического террора, холода, голода, тифа.

sholohov
М.А. Шолохов

 

Трагические страницы братоубийственной войны в рассказах Шолохова

Раскол казачества на Дону, конфронтация красных и белых

Особенности авторской позиции в «Донских рассказах» выделяют сборник из общей массы произведений других советских авторов на эту тему. Шолохов отходит от традиционного описания батальных событий: в сюжетах не показаны боевые подвиги, торжество побед и горечь поражений. Описания событий гражданской войны в «Донских рассказах» грубо-натуралистические и откровенные, в центре повествования почти всегда человек, остервеневший от горя, измученный войной, воспринимающий насильственную смерть, как естественный процесс. Советские критики осуждали писателя за натуралистические подробности в описании смерти или голода, но он отказывался исправлять эти «недостатки». Шолохов считал, что не следует облагораживать сущность гражданской войны высокими идеями, надо писать правдиво, чтобы показать отвратительную сторону братоубийственной бойни.

В молодой литературе страны Советов красных изображали борцами за правое дело, а белых – врагами народа. Герои в рассказах Шолохова, и красные, и белые, устали от кровопролития, им надоело воевать, они испытывают отвращение к войне, которую автор воспринимает как национальную трагедию. Шолохов не дает пояснений происходящим событиям, описывая страшные картины войны, он предоставляет возможность делать выводы самостоятельно.

Где происходили события, описанные в рассказах, понятно из названия сборника. Вся жизнь Михаила Шолохова была связана с донскими землями, он хорошо знал уклад жизни крестьянско-казачьего мира. Казаки являлись особым сословием, они были вольными землепашцами и состояли на военной службе, получали жалование от властей. Одним из первых законов, принятых большевиками, стал Декрет о земле. Зажиточные казаки были исконными владельцами войсковых земель, которые значительно превышали земли неказачьего населения Дона, потребовавшего после революции земельного передела. Казаки встали на защиту своих вековых интересов, атаманом белого движения избрали генерала П. Краснова. На подавление восставших белоказаков были направлены части Красной армии, сторону которой приняла часть казаков, поверивших лозунгам равенства, свободы и братства. Казачество раскололось на две враждебные стороны, было втянуто в кровопролитное противостояние белых и красных.

Авторское отношение к героям

Образы героев рассказов «Родинка», «Жеребенок», «Чужая кровь», «Шибалково семя», «Алешкино сердце»

Герои рассказов прошли испытания войной, голодом, семейным расколом, страданиями, смертью близких. В судьбе героев рассказа «Родинка» показана самая трагическая сторона братоубийственной войны. В сюжете отражена распространенная в годы войны ситуация: близкие родственники сходятся в смертельной схватке. В жестоком бою родные люди не подозревают, с кем они бьются насмерть. В кульминации рассказа белый атаман убивает красноармейского командира. Стягивая с убитого врага сапоги, он по родинке «с голубиное яйцо» на ноге опознает собственного сына, которого не видел много лет. Такая же родинка была и у него самого. Не в силах вынести смерти сына, атаман кончает жизнь самоубийством.

Командиру красного эскадрона Николке Кошевому было восемнадцать лет, он воевал уже три года. Николка рано осиротел: мать умерла, в мировую войну пропал отец. Единственная связь с прошлым – это воспоминания и унаследованные от отца родинка и любовь к лошадям. Николка смел и горяч, во время боя носился на коне, размахивая шашкой. «Раскрылатившись» буркой, он напоминает молодую птицу.

Старого атамана потрепала жизнь, семь лет он не бывал в родных местах. Прошел германскую войну, пережил плен, бежал в Турцию, вернулся уже при новой власти и вступил в банду. Очерствел старый казак душой, редко бывал трезвым. В бою он опытным взглядом определил по биноклю и бурке, что несется на него командир, который и пал спустя минуту от удара его шашки. Страшное открытие предстояло атаману: он зарубил сына.

Каждый герой сражается за свою правду, но оба устали воевать. Николка говорит: «Опостылело все…» Он мечтал уехать куда-нибудь учиться, из-за войны не успел и церковно-приходскую школу окончить, а военком упрекал его в малограмотности. Очерствевшая душа атамана исполнена тоски по земле, донские пашни в запустении из-за войны.

Трагедия гражданской войны показана через уничтожение семьи. Родинка символизирует семейные узы, родственную преемственность поколений, которые разрушает война. Автор не принимает в рассказе сторону белых или красных, он дает понять бессмысленность жестокого противостояния, в котором теряется ценность человеческой жизни. Финал вызывает чувство скорби о юноше, ведь ему не доведется учиться и обрести семью, и о несчастном отце, которому никогда уже не пахать землю.

rasskaz rodinka
Рассказ "Родинка"

 

Акцент с классового вопроса на нравственные ценности переносится и в рассказе «Жеребенок». Шолохов показал, как гражданская война порождает процесс расчеловечивания людей, которые забывают о христианских и общечеловеческих морально-этических нормах. Во время боевых действий у красноармейца Трофима ожеребилась кобыла. Не ко времени родившийся жеребенок стал обузой для отряда, и командир приказал застрелить его. К тому же жеребенок у воюющих бойцов пробудил неуместные на войне чувства и воспоминания о мирной жизни, детях, семье.

Трофим не смог убить беспомощного малыша, схитрил про поломку ружья. Во время боя он понял, что отстает от взвода из-за постоянно останавливающейся кобылы, хотел пристрелить жеребенка, но промахнулся. Ночью к Трофиму подсел командир и снова приказал уничтожить жеребенка, потому что он «наводит панику в бою». Пожаловался эскадронный, что при виде жеребенка у него «сердце из камня обращается в мочалку», рука дрожит и рубить не может.

На переправе Трофим спасает жеребенка, который чуть не утонул в водовороте. Казачий белый офицер, увидев Трофима с жеребенком, скомандовал прекратить стрельбу. Пока вытаскивал Трофим жеребенка, не раздалось ни одного выстрела, но на берегу его настигла пуля противника. Сохранить человечность на войне трудно, но маленькое беззащитное животное хоть ненадолго пробудило в Трофиме и других бойцах, эскадронном командире и белогвардейском офицере чувство сострадания и желание противиться злу войны.

rasskaz rodinka
Рассказ "Жеребёнок"

 

В рассказе «Чужая кровь» у старика Гаврилы и его жены погиб на войне сын, белый казак, и потому они ненавидели красных. Но из сострадания старики выходили раненого красноармейца Николая, служившего в продотряде, которого случайно Гаврила обнаружил на гумне[1]. Поправившийся Николай стал оказывать посильную помощь по хозяйству. Старики привязываются к чужому пареньку, как к родному, даже стали его называть по имени погибшего сына Петром.

Из рассказов Николая про жизнь рабочих и родные места на Урале дед понял, что кроме казачьей жизни на Дону есть и другая жизнь. Мир для него словно расширяется. Многое понял и Николай, пожив в семье казака. Оба обнаруживают, что есть хорошие люди среди тех, кого они считали врагами. Расставаясь, Гаврила кричит вслед: «Прощай, родимый!» Гавриле уже не важно, красный или белый перед ним, для него важна его родительская любовь.

Герои рассказа «Чужая кровь» не были родными по крови, но смогли породниться душами. Шолохов показал, что сближают и роднят людей не идеологические взгляды, а дом, семья, любовь, забота, общий труд. Основной мыслью произведения стала возможность преодоления психоза ненависти к классовому врагу и сохранение в душе чувства милосердия. Для советской литературы 20-х годов эта мысль была довольно смелой.

 

Герой рассказа «Шибалково семя» испытывается в исключительно трагической ситуации. Драматическую историю рождения своего сына рассказывает заведующей детского дома красноармеец Яков Шибалок. Мальчик, которому уже пошел второй год, ездит в тачанке у отца-пулеметчика, который со своим отрядом преследует банду.

Казачку Дарью нашли красноармейцы у обочины дороги без сознания. Она рассказала, что над ней надругались бандиты. Шибалок пожалел женщину и пристроил ее в своей тачанке. Когда убили кучера, она стала Якову помощницей, ловко управлялась с лошадью. Со временем они сошлись, и женщина забеременела. Во время тяжелых родов, Дарья, думая, что умирает, призналась, что в красноармейскую сотню была заслана атаманом банды. Она предупредила бандитов, что в сотне кончились патроны, и те перебили почти половину красноармейцев. Обостренное чувство справедливости заставило Якова убить любовницу, как «контру Советской власти», предавшую его товарищей.

Младенцу Шибалок сшил рубашонку, стал выкармливать молоком кобылицы. Понимая, что тяготы походной жизни погубят малыша, Яков решил его отдать в приют и забрать после войны. Заведующая отказывалась сначала принять ребенка, рассказ отца заставил ее изменить решение. Мальчик для Якова был единственный близкий человек. Он надеется, что после него останется сын, который продолжит отцовское дело. Несмотря на ужасы войны и классовую ненависть, сердце Якова не ожесточилось благодаря ребенку, которого он не смог убить по требованию бойцов. В его душе сохранилось милосердие и желание заботиться о слабом и беззащитном существе.

rasskaz shibalkovo semya
Рассказ "Шибалково семя"

 

О судьбе детей во время гражданской войны повествуется в рассказе «Алешкино сердце». В придонских степях два засушливых лета стали причиной неурожая, начался голод. Герой рассказа «Алешкино сердце» – живущий в небольшом селении мальчик, которому едва исполнилось 14 лет. Алешка голодает уже пятый месяц, он настолько истощен, что не выглядит на свой возраст. Писатель описал физиологическое состояние человека, изможденного голодом: У Алешки лицо туго обтянуто огрубевшей кожей, ввалившиеся глаза, распухшие ноги, обвисший большой живот, шатающиеся зубы, его мучают сжимающие горло судороги и сосущая внутренности тошнота.

У Алексея все близкие умерли от голода. Сначала умерла от заворота кишок младшая сестренка Нюра, объевшись конины. Алешка нашел мертвого жеребенка и перетаскал его частями домой. Голодающая девочка не смогла сдержаться и слишком много съела. После старшую сестру Полину соседка Макарчиха застала за поеданием щей у себя в доме. Она забила утюгом воришку и бросила тело в заброшенный колодец. Ослабевшая мать Алешки уже не вставала с кровати. Мальчик, гонимый голодом, залез к Макарчихе в погреб за молоком, соседка его поймала и избила палкой. Посчитав, что мальчишка мертв, оттащила его на берег реки и бросила в воду.

На следующий день соседка пришла к матери Алешки, чтобы купить у голодающей за бесценок ее хату, но увидела, что женщина мертва. Вернувшийся домой Алешка наткнулся на соседку и стал умолять не убивать его. После он пытался попросить милостыню у попа, но тот ничего не дал. Алешка залез в амбар заготконторы, чтобы поесть зерна. Его застал политкомиссар Синицын, который мальчика понемногу стал подкармливать, подлечил ему раны после побоев. Алешка начал помогать пасти колхозных лошадей, после устроился к зажиточному соседу в работники за еду. На мальчика взвалили всю тяжелую работу по дому. Однажды хозяин, узнав, что Алешка общается в заготконторе с комсомольцами, избил его и пригрозил выгнать.

Как-то ночью Алешка услышал, что приехавшие к хозяину бандиты готовились напасть на хутор и убить всех коммунистов. Мальчик предупредил Синицына, который устроил засаду на бандитов. Показав, как пользоваться винтовкой, политком взял Алешку с собой. Бандитское нападение пресекли, но двум бандитам удалось убежать и укрыться в хате на окраине хутора. Алешка хотел бросить в дверь хаты гранату, выдернул чеку, но заметил, что один бандит прикрывается четырехлетней девочкой. Чтобы спасти ребенка, он собственным телом накрыл гранату. Синицын в последний момент оттолкнул мальчика и спас ему жизнь, отбросив гранату в сторону. Алешку ранило осколком гранаты. Когда он пришел в себя в лазарете, Синицын вручил ему комсомольский билет.

Доброе было у Алешки сердце, с христианским смирением он сносил зло от людей, не раздумывая, готов был себя принести в жертву. Черствое сердце спрятано за показной религиозностью у людей сытых. Макарчиха почитает Троицу и устраивает самосуд над детьми. Местный поп, несущий домой мешок с пирогами и солониной, равнодушно обходит умирающего от голода ребенка, который просил подаяние. Для земляков Алешки чужая человеческая жизнь обесценилась, настоящим другом стал мальчику чужак политкомиссар, который спас его от голода и смерти.

Через семейные конфликты, идейные убеждения, отношение к окружающим раскрывается внутренний мир героев в тяжелых условиях гражданской войны. Они погибают в бою, получают ранения, подвергаются испытаниям голодом, иногда сами убивают близкого человека. Однако герои большинства рассказов не обречены, остается надежда на продолжение жизни и восстановление мира: выживет спасенный жеребенок, вырастут хорошими людьми Алешка и спасенная им девочка, в детском доме не погибнет сын Якова. Общей мыслью объединены «Донские рассказы»: человеческая жизнь – это высшая ценность.

rasskaz alyoshkino serdce
Рассказ "Алёшкино сердце"

Связь «Донских рассказов» с историей страны, их значение в литературе

В «Донских рассказах» проявилось новаторство Шолохова. Двадцатилетний писатель достоверно передал дух времени гражданской войны, остроту классовой борьбы, драматизм коренной ломки привычного уклада жизни, зарождение новых черт в характерах людей. Рассказам присущ художественный документализм, многие герои имели прототипов, в основу сюжетов легли реальные истории из жизни земляков Шолохова. Поэтому «Донские рассказы» и сегодня остаются для читателя правдивым историческим источником и волнующим душу литературным произведением.

 

Словарь:

Гумно – сарай для хранения зерна

  

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В каком году был издан первый сборник рассказов двадцатилетнего Шолохова
11924
21926
31928
Ответить
2
Вопрос: 2
Гражданская война описана Шолоховым, чтобы
1Показать героические победы Красной армии
2Обличить войну как национальную трагедию
3Прославить казачество
Ответить
2
Вопрос: 3
Какой рассказ положил начало сборнику «Донские рассказы»?
1«Жеребенок»
2«Чужая кровь»
3«Родинка»
Ответить
3
Вопрос: 4
В каком рассказе герой зарубил в бою красноармейца, не ведая, что убил собственного сына?
1«Шибалково семя»
2«Родинка»
3«Алешкино сердце»
Ответить
2
Вопрос: 5
Как называется рассказ, в котором описана трагическая голодная участь детей во время гражданской войны?
1«Жеребенок»
2«Алешкино сердце»
3«Родинка»
Ответить
2
Вопрос: 6
Герой какого рассказа убивает мать своего ребенка за то, что она предала его товарищей?
1«Родинка»
2«Жеребенок»
3«Шибалково семя»
Ответить
3
Вопрос: 7
В каком рассказе герой преодолел классовую ненависть и стал относиться к вылеченному им красноармейцу, как собственному сыну?
1«Чужая кровь»
2«Шибалково семя»
3«Родинка»
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В каком году был издан первый сборник рассказов двадцатилетнего Шолохова
1) 1924 2) 1926 3) 1928
2 вопрос:

Гражданская война описана Шолоховым, чтобы
1) Показать героические победы Красной армии 2) Обличить войну как национальную трагедию 3) Прославить казачество
3 вопрос:

Какой рассказ положил начало сборнику «Донские рассказы»?
1) «Жеребенок» 2) «Чужая кровь» 3) «Родинка»
4 вопрос:

В каком рассказе герой зарубил в бою красноармейца, не ведая, что убил собственного сына?
1) «Шибалково семя» 2) «Родинка» 3) «Алешкино сердце»
5 вопрос:

Как называется рассказ, в котором описана трагическая голодная участь детей во время гражданской войны?
1) «Жеребенок» 2) «Алешкино сердце» 3) «Родинка»
6 вопрос:

Герой какого рассказа убивает мать своего ребенка за то, что она предала его товарищей?
1) «Родинка» 2) «Жеребенок» 3) «Шибалково семя»
7 вопрос:

В каком рассказе герой преодолел классовую ненависть и стал относиться к вылеченному им красноармейцу, как собственному сыну?
1) «Чужая кровь» 2) «Шибалково семя» 3) «Родинка»
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1926
2 вопрос: Обличить войну как национальную трагедию
3 вопрос: «Родинка»
4 вопрос: «Родинка»
5 вопрос: «Алешкино сердце»
6 вопрос: «Шибалково семя»
7 вопрос: «Чужая кровь»