Вопрос-Ответ

Как выбрать платформу для дистанционного обучения?

Развитие компании всегда начинается с грамотного подбора кадров. На определённом этапе, старых знаний сотрудникам уже не хватает и встаёт вопрос об их обучении. Можно обратиться в специальные школы или к преподавателям, но это не всегда возможно (особенно, если речь идёт об удалённых работниках или сотрудниках с загруженным графиком). Ниже попробуем разобраться, как правильно выбирать платформы для дистанционного обучения.

В каких случаях онлайн-платформа не подойдёт?

Во время пандемии онлайн-платформы стали популярны не только как место для обучения, но и как своего рода показатель развития компании. Однако несмотря на хорошую репутацию, далеко не всегда онлайн-платформы подходят для обучения ваших сотрудников. Есть 3 ситуации, когда такая площадка будет бесполезной:

  1. Освоение инструментального навыка (актуально для инженеров или медиков): если вашим сотрудникам нужно обучаться ремеслу, связанному с работой на определённом оборудовании, никакая онлайн-платформа вам не поможет. При таком обучении важно личное участие в производственной деятельности на месте;

  2. Учёба командного типа: если в процессе освоения нового навыка нужно много работать в команде, онлайн-платформа будет бесполезна. Даже при современных средствах коммуникации обеспечить быстрое взаимодействие в коллективе онлайн будет затруднительно;

  3. Навыки базового уровня: в ряде случаев специальная платформа просто не нужна. Как пример, можно привести инструктаж по технике безопасности или обучение работе несложной программе. В таких случаях дешевле и быстрее будет объяснить все детали работы на простом инструктаже/загрузить поясняющее видео на YouTube, а не создавать для этого отдельную платформу.

Общие требования для любой образовательной платформы

Перед выбором платформы, составьте примерный учебный план, на основе которого будет основан ваш курс. Исходя из этого, обратите внимание на следующие параметры при выборе образовательной платформы:

  • Возможность для уникализации контента:

Изначально определите, будет ли ваш контент уникальным или общедоступным. В первом случае, вам может пригодиться система “закрытого” типа, где для доступа к курсу нужно пройти верификацию. Во втором случае, вы просто можете записать курс и выложить его на общедоступные платформы (наподобие Stepic).

  • Система лёгкой проверки и загрузки домашних заданий:

Нет никакого смысла в отдельной учебной системе, если в ней нельзя выдавать и получать на проверку домашние задания от учеников. Выбирайте ту систему, где домашние задания не сделаны в форме простых тестов, а где имеется возможность загружать дополнительные файлы или писать развёрнутые ответы к вопросам — это позволит активней вовлечь обучаемых в процесс.

  • Наличие отдельного блока с теорией:

Хорошая система обучения имеет встроенный (и наполняемый исходя из задач) словарь терминов и раздел с теорией. В некоторых случаях допустимо ограничить все учебные материалы видео (если предмет сугубо практикоориентированный), но всё же лучше давать ученикам возможность самим освежать свои знания при помощи теоретической справки.

  • Мобильное приложение:

Работа с системой через браузер допустима, но не всегда. Некоторые пользователи из-за загруженности могут не иметь доступа к компьютеру. Убедитесь, что у выбираемой вами системы есть функциональное мобильное приложение.

  • Простота настройки и использования:

Как и любая техническая система, платформа с избыточным количеством настроек запутает ученика и чаще будет подвергаться критическим сбоям. В идеале, на освоение системы обучения должно уйти не более получаса неподготовленным студентом.

  • Интеграция с системами календарей/социальных сетей:

В потоке дел очень легко забыть про домашние задания или просмотр нового урока. Хорошая система должна быть интегрируема в социальные сети/мессенджеры и регулярно напоминать о заданиях или непросмотренных уроках.

Основные стоп-сигналы при выборе образовательных платформ

К сожалению, не всегда образовательные платформы подходят под формат эффективного корпоративного обучения. Есть несколько сигналов, позволяющих сделать правильный выбор:

  • отсутствие мобильного приложение с функционалом, сопоставимым с веб-версией;
  • плохая техничекая поддержка системы;

  • сильные ограничения на размеры классов/длину видео (например, не дольше 20 минут или не более 20 человек в классе);

  • примитивная система проверки полученных знаний (простой тест с выбором нескольких ответов);

  • отсутствие нормального содержания или трекера прогресса обучающегося.

Если вы заметили несколько этих аспектов, рекомендуем отказаться от использования учебной платформы.