Родителям
Светлые стороны и «подводные камни» новой этики
Система этических норм и правил поведения в обществе по мере развития цивилизации менялись. Например, движение феминизма, возникшее в XXVIII в., активизировалось с конца XIX в. Радикальные изменения в этической сфере начали происходить в XX в. В начале XXI в. изменения отношений в публичной сфере стали еще заметнее. Появилось много вариантов коммуникации, предоставляя больше способов воздействовать на окружающих. Развитие интернета и соцсетей позволило молодежи делиться своими соображениями, в том числе и о том, что в современном мире много нетерпимости, насилия, дискриминации, унижения, ксенофобии. Новая этика стала заметным, но весьма запутанным общественным явлением, с которым многим довелось столкнуться.
Понятие «новая этика» появилось в середине XX в. В 1949 г. вышла книга психолога Эриха Нойманна «Глубинная психология и новая этика». Автор утверждал, что ужасные события XX в. и мировые войны уничтожили представления о морали. Этические нормы, основанные на религии, нивелировались. Традиционные этические представления и общественная мораль утратили силу психологического воздействия, перестали представлять собой средства борьбы со злом, которое преднамеренно осуществляет уничтожение человеческого мира. Нойманн предположил, что у человечества формируется новая этика.
Люди утратили уверенность в ценностях устаревшей для себя христианской этики, осознали ее беспомощность в повседневной жизни, стали считать, что она делает человека уязвимым для зла. Многие перестали понимать, что хорошо, а что плохо, а всеми признанного свода правил правильного поведения в разных ситуациях не существует. Возросла роль личной ответственности человека, его осознанности и нравственной зрелости.
В России термин «новая этика» первоначально использовался для отражения этических изменений, связанных с новыми технологиями. Приверженцами новой этики чаще всего становятся молодые предприниматели, щепетильные в моральных требованиях современного бизнеса. Они стали осознавать, что в сфере общественных отношений нужны перемены. Женщину больше не стоит воспринимать как бабу, способную лишь рожать детей и заниматься домашним хозяйством, она может быть равноправным партнером и лидером. Нужно признать, что дети – полноценные члены общества наравне со взрослыми, инвалиды – это не ошибка природы, потребители – не безликая масса и т.д. Национальность, вероисповедание или цвет кожи человека не могут быть предметом ксенофобии.
Новая этика призывает соблюдать личные границы любого человека, невзирая на его гендерную или расовую принадлежность, физические или ментальные особенности, чтобы создать безопасное пространство для взаимодействия и общения. Новые нормы – это неприятие любого вида насилия. Новая этика породила понятия, связанные с проявлениями агрессии и насилия между людьми, хотя иногда этими понятиями в западных странах оперируют в довольно абсурдных ситуациях. К примеру, если белый мужчина уступит в транспорте место чернокожей женщине, она по понятиям новой этики может обвинить его в демонстрации гендерного превосходства и расизме. Даже ирония и юмор могут считаться проявлением травли, а комплимент – домогательством. Рассмотрим некоторые из этих понятий, в основе которых лежит желание защитить личное пространство человека и оградить его от опасности.
Харассмент (от анг. harassment – домогательство) – это поведение, которое угрожает кому-либо, раздражает или расстраивает. Это может быть злоупотребление своим положением, властью или силой, принуждение и психологическое давление. Например, харассментом могут считать внимание начальника к сотруднице. Женщина может обвинить в сексуальном домогательстве руководителя, пропустившего ее вперед или открывшего перед ней дверь.
Виктимблейминг (от англ. victim blaming – обвинение жертвы) – это позиция, при которой вина за совершенное насилие перекладывается на саму жертву. Пострадавшего могут обвинить, что он сам спровоцировал агрессию, а жертву насилия в том, что не так себя вела или вызывающе одевалась.
Газлайтинг – это форма психологического насилия, заставляющая человека сомневаться в собственной адекватности. Термин появился от английского названия пьесы П. Гамильтона «Газовый свет» (1938 г.), в которой муж постепенно убеждал жену в том, что она сошла с ума. Осуществляя газлайтинг, манипулятор силой давления пытается убедить человека в том, что он не так что-то понял, не то сказал или сделал, неправильно воспринимает ситуацию.
Абьюз (от англ. abuse – злоупотребление) – это форма агрессивного физического, экономического, психологического, домашнего или сексуального насилия. Агрессор психологически стремится подавить волю жертвы, снизить ее самооценку, установить полный контроль над ней, внушить чувство вины, использует шантаж и угрозы, чтобы оправдать свое жестокое поведение. При экономическом абьзе жертву лишают самостоятельных источников дохода, контролируют ее финансы, принуждают жить в социальной изоляции и финансовой зависимости.
При домашнем и физическом насилии агрессор сначала позволяет себе кричать на жертву, ломает вещи, бьет посуду, замахивается. Если жертва терпит, он начинает ее бить. Часто пострадавшие не жалуются, живут по принципу «не выносить сор из избы», ищут оправдания в укоренившемся стереотипе: «Бьет, значит, любит». При сексуальном насилии игнорируется желание жертвы, применяется грубая сила.
Новой этике удалось разрушить традиции умолчания проблем, которые воспринимались как относительно допустимый вариант нормы. Считали семейным делом случаи домашнего насилия над женщинами или детьми, закрывали глаза на харассмент со стороны руководителя к подчиненной или преподавателя к студентке и пр.
Новая этика подразумевает защиту прав любых меньшинств: представителей молодежных субкультур, ментальных инвалидов, людей нетрадиционной ориентации и пр. Поэтому новая этика предполагает отказ от слов и выражений, которые кому-то могут показаться унизительными. Считается, что язык может быть формой дискриминации, поэтому следует использовать нейтральные эвфемизмы. Негров стали называть афроамериканцами, инвалидов – людьми с ограниченными возможностями, даунов – солнечными детьми, уборщиц – сотрудницами клининговой компании, стариков – людьми «золотого возраста» и пр. Благое стремление иногда приобретает гротескные черты. Например, в США роман А. Кристи «Десять негритят» в новых изданиях получил название «Их было десять», а «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена больше не изучают в школах, потому что один из героев назван негром.
Отношение к новой этике в российском обществе противоречивое, потому что она пытается объединить множество разных явлений. Одним новаторским идеям можно симпатизировать, другие не принимать. Кто-то может сочувствовать инвалидам, но готов протестовать против гей-парадов и признания однополых браков, выступать за равенство мужчин и женщин, но не понимать, как несовершеннолетние дети могут подать в суд на своих родителей.
Некоторые сторонники передового этического кодекса склонны к манипуляциям идеями прав человека и прав меньшинств, обвиняя противников новой этики, которых называют гомофобами, расистами и т.д. Выступая против насилия, фактически прибегают к тактике насилия, проявляя нетерпимую толерантность. Защищая позицию притесняемого меньшинства, сторонники новой этики склонны разделять всех на «свой-чужой». Против инакомыслящих используются практики «культурной отмены»: бойкот, публичное осуждение и преследование в СМИ.
Новая этика создает иллюзию мира, в котором все друг друга любят и не обижают. Однако эта система моральных норм однобока и бескомпромиссна. Ранее в обществе приветствовалась ответственность перед другими и альтруизм, которые базировались на понятии «я должен». Новая этика привила людям иное понятие – «мне должны». Многие стали претендовать на расширение зоны личных границ, что приводит к столкновению интересов и конфликтам. Кто-то считает, что ребенку можно все позволять, а кого-то раздражает чужое шумное чадо. Автомобилистам мешают велосипедисты, пешеходы недовольны самокатчиками, бегуны – собачниками и т.д. В общественных местах люди стали все более изолироваться друг от друга, используя телефоны и наушники. У каждого появилось свое представление о норме, о границах собственной зоны комфорта.
Все же новая этика в целом не смогла заменить традиционную этику, которая является основой практически всего уклада жизни, культуры, искусства, литературы. Все новое, в сущности, – это хорошо забытое старое. Веками сформированная христианская культура учила, что Бог создал нас разными, и призывала «возлюбить ближнего своего», причем без уточнения его личностных особенностей. Эта гуманистическая идея стала основой всех нравственных законов.