Психология
Как сформировать в ребенке умение правильно воспринимать иную точку зрения?
Умение правильно воспринимать иную точку зрения – ценное человеческое качество. Оно формируется в детстве.
Казалось бы, что страшного в отрицательной реакции малыша на какие-то слова взрослого? Он же крошка, можно и уступить. Подумаешь, не стал делать, как надо. Вырастет, поймет. Нет, основы закладываются в раннем детстве. Потом только перевоспитание помогает, а все то, что с приставкой пере-, как известно, связано с проблемами.
Родители могут сформировать в ребенке умение правильно воспринимать иную точку зрения, используя следующие приемы:
- беседы о том, что каждый человек думает по-своему;
- чтение ребенку художественной литературы, связанной с темой;
- просмотр мультипликационных и детских художественных фильмов вместе с ребенком с последующим обсуждением;
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические);
- моделирование ситуаций, где не обойтись без терпимости к чужому мнению, в домашнем театре;
- личный пример.
Беседы
Действенным способом формирования терпимости к чужому мнению являются обычные беседы с детьми в спокойной обстановке. Нужно рассказывать, как правильно общаться, чтобы не возникало ссор и конфликтов. Безусловно, зависимость от чужого мнения не самое приятное состояние, но сейчас речь идет о другом – о восприятии иной позиции. Следует доходчиво объяснять малышу, как важно слушать и слышать других людей.
Чтение книг
Есть много прекрасных художественных произведений детской литературы, которые формируют толерантность. Например, знаменитые басни Крылова И.А. можно начинать читать ребенку с раннего возраста. Для подростков интересной и полезной будет книга Железникова В.К. «Чучело», а также другие произведения.
Просмотр и обсуждение
В любом мультипликационном фильме можно найти повод для разговора с детьми. Например «Ну, погоди!», «Крокодил Гена и Чебурашка» и так далее. Художественные фильмы «Приключения желтого чемоданчика», «Посторонним вход воспрещен», «Чучело» полезны с точки зрения формирования толерантности. Детям нравится, когда взрослые смотрят вместе с ними кино, а не занимаются в это время домашними делами. Совместный просмотр – хороший повод для беседы.
Игры
Ведущая деятельность в детском возрасте игровая, поэтому лучше и доступнее для ребенка информация, полученная в ходе придумывания историй, произошедших с куклами, зверюшками, машинками, представление различных сюжетов. Особенно эффективны в этом направлении сюжетно-ролевые игры в семью, поликлинику, магазин, поездку и так далее. Совершенно необязательно взрослым участвовать в игре, можно просто посмотреть, как дети строят отношения, исполняя роль того или иного персонажа. Показательны настольные игры: шахматы, шашки, домино, лото. Умение принять поражение либо одержать победу очень важно. Не сразу дети будут мириться со своим проигрышем, но со временем обязательно научатся.
Моделирование
Иногда можно смоделировать педагогическую ситуацию, когда ребенку нужно безоговорочно принять иную точку зрения, а потом понаблюдать, какое он принимает решение и почему. Если дети неверно поступают, то научить их, какие нужно говорить в подобных случаях слова, на что обращать внимание. Ситуация должна быть игровой, и ребенку нужно знать об этом, иначе он может обидеться.
Личный пример
Можно без конца говорить детям о том, как важно уважать чужое мнение, но если эта теория не иллюстрируется личным примером, то положительного результата, скорее всего, не будет. Так что без работы над собой взрослым не обойтись.
Сформировав в ребенке умение воспринимать иную точку зрения, родители помогут ему правильно построить отношения с другими людьми, а значит создадут условия для успешного будущего.
А также Вам могут быть интеерсны следующие статьи:
Что дадут ребёнку внешкольные занятия по математике? - 100urokov.ru
Как развивать предпринимательские навыки у детей? - 100urokov.ru