Психология

Строгая дисциплина и свобода выбора. Значение родительского контроля в формировании характера ребенка

Родительское влияние – это ключевой компонент воспитания ребёнка. Уровень отцовской заботы определяет, сколько внимания и сил взрослые уделяют своим детям. При этом выделяют два крайних поля протекции: гиперпротекцию (чрезмерное влияние) и гипопротекцию (недостаточность влияния). Часто родители концентрируют всё своё внимание на ребёнке, что произрастает в гиперпротекцию. Воспитание становится смыслом жизни родителей. Они окружают повышенным вниманием ребёнка и защищают даже тогда, когда не стоит, буквально преследуя малыша, «привязывают» его к себе, требуя постоянного внимания и поступков.

Удовлетворение потребностей малыша считается важным аспектом. Это понятие отличается от уровня протекции, поскольку в том случае можно много заниматься воспитанием ребёнка, не удовлетворяя при этом его потребности. Однако, чрезмерное потакание желаниям ребёнка приводит к потворствованию. Акценты смещаются, и в этой ситуации родители балуют ребёнка, а его любое желание становится законом для них. Взрослые объясняют своё поведение тем, что хотят дать малышу всё, чего были сами лишены.

Однако, длительное игнорирование потребностей малыша ослабляет эмоциональный контакт со взрослыми. Поэтому так важно находить золотую середину в воспитании.

Что такое «родительский контроль»?

В самом начале жизненного пути детские потребности удовлетворяются, от него не требуется особых усилий. Однако, по мере развития моторики и управления поведением, родители могут начать направлять его активность в конкретное русло. Естественно, существует ряд причин, по которым нельзя давать ребёнку абсолютную свободу. Важно гарантировать безопасность малыша. К примеру, ребёнок может играть острыми предметами или в опасной близости от проезжей части. По мере роста потребностей неизбежно возникает момент, когда они вступают в конфликт с окружающими, поскольку не способны свободно выразить потребности и вынуждены соотносить себя со средой обитания.

Эффективный контроль сочетает эмоциональное принятие и объём требований, непротиворечивость правилам. Существует двухполюсная система родительского контроля: контроль и автономия. Детское поведение будет занимать место между граничными точками: от абсолютной свободы до полного повиновения.

Компоненты родительского контроля

Исследования профессора Маккоби предполагают следующие компоненты контроля:
1. Обозначение границ активности ребёнка, или ограничительность.
2. Ожидание, что дети будут самодисциплинированны, или требовательность.
3. Побуждение ребёнка к действию, или строгость.
4. Ограничение коммуникации малыша и его планы, или навязчивость.
5. Контроль всех жизненных аспектов.

Эти параметры идентифицируют степень авторитарности контроля. Философия авторитета предполагает разветвление на автократичность и демократичность, где в первом случае родитель определяет воспитание, не разъясняя ему требования. Во втором случае поведение анализируется с родителями для чёткости понимания требований. Контроль бывает жёсткими, когда малыш не может ничего нарушить, и подвижными, когда последствия не пугают ребёнка.

Формирование личности при контроле родителей

Авторитаризм формирует слабовыраженную эмпатию и возникновению комплексов, низкой самооценки, ориентации на стандарты общества. Отсутствие практики самопознания и свободы выбора приводит к зависимости от взрослых и последующей инфантильности.

Болдуин отмечает, что демократический стиль сильно влияет на вербальное общение в семье, включение малыша в вопросы семьи, учёт мнения ребёнка, готовность взрослых прийти на помощь, веру в успех и самостоятельность малыша. Контролирующая модель несёт ограничивающий характер, чёткое разъяснение смысла ограничений, отсутствие разногласий по поводу последствий.

В демократичных семьях дети имеют умеренную выраженность к лидерству, слабо поддаются внешнему контролю, физически развиты и коммуникабельностью, без альтруизма и эмпатии. В контролирующих семьях дети послушны, боязливы и неагрессивны. При смешанном воспитании дети остаются чувствительными, нелюбознательными с бедной фантазией. При этом важно прислушиваться к ребёнку и не переходить из крайности в крайность, чтобы вырастить гармонично развитую личность.

 

Вам также могут быть интересны следующие статьи:

Почему ребенок не хочет учиться и что делать родителям?

Как развивать предпринимательские навыки у детей? - 100urokov.ru

Как начать обучение с онлайн-репетиторами на нашем сайте? - 100urokov.ru