Психология

Как воспитать ответственность у ребенка?

Некоторые дети сами делают уроки, следят за расписанием, собирают вещи в школу, вовремя приходят на занятия, а других нужно заставлять, постоянно напоминать, периодически приходится наказывать... Почему одни дети решают свои проблемы самостоятельно, а другие нет? Попробуем найти причины такого поведения детей.

Представьте, вы ведёте машину, а на пассажирском сиденье всезнающий штурман, который всю дорогу подсказывает: где скорость прибавить, куда свернуть, когда обогнать. Через некоторое время вы начнете полагаться на этого советчика, после подобной езды единолично принимать решения становится страшно, мозг начинает сомневаться и ждать подсказки. Человеческий мозг ленив, без необходимости не станет напрягаться.

Так же с ответственностью детей: если мама постоянно помогает с уроками, ребенок справедливо начнет ждать ее помощи. Желание помочь понятно, но все же учится ребенок, а не родитель. Время, проведенное за уроками вместе с ребенком, нужно постепенно сокращать. Лучше проконтролировать уже сделанное, подсказать решение, указать на ошибки, простимулировать интерес к учебе похвалой или вознаграждением. Хорошо дисциплинируют не ежедневные, а внеплановые проверки.

Детям нужно доверять выполнять обязанности, которые соответствуют их возрасту. Когда у ребенка получается успешно справиться с заданием, он учится доверять самому себе, верит в свои силы, а слишком сложные задания могут вызвать обратный эффект.

Выполнять работу вместо него – дело неблагодарное: и ребенку навредит, и лишние хлопоты добавит. Гиперзабота способствует формированию инфантильности, мешает развитию важных качеств характера, которые во взрослой жизни должны стать поддержкой и опорой. Чувство ответственности, умение принимать решения, партнерские и лидерские качества формируются в детстве.

Если же родители больше заняты своими делами, ребенку придется самому научиться ставить будильник, внимательнее собирать школьный рюкзак, ведь за забытый учебник или форму для физкультуры можно понести наказание. Чтобы не получить двойку, придется принимать решение: вернуться домой за формой или договориться с одноклассником по бартеру о совместном пользовании учебником. Подобного рода жизненные сценарии учат искать выход из проблемной ситуации, развивают самостоятельность и ответственность. У занятых родителей детям чаще предоставлена возможность ошибаться, накапливать свой личный опыт.

Давая больше свободы ребенку, родители должны быть в курсе всего происходящего в его жизни. Свобода – это не вседозволенность или отсутствие правил. Ребенку нужна внутренняя свобода для саморазвития, формирования собственного мнения, развития личности. Нужно не забывать и про приоритет личного примера: странно ждать развития у детей тех качеств, которыми старшие члены семьи сами не обладают.

Важно не обгонять ребенка, чтобы постараться качественно сделать его работу, а идти у него за спиной, внимательно наблюдая, направляя, не навязывая своей опеки. Помощь можно оказать, задавая наводящие вопросы по существу проблемы, чтобы ребенок сам нашел нужное решение, а не опускал руки и искал помощи у взрослых. Чтобы он стремился к поиску собственных решений, необходимо оградить его от оценочных суждений, критических замечаний, нотаций или нравоучений. Нужно позволять учиться на своих ошибках, хотя это неприятно.

Ребенок должен понять, что ошибаться – это естественно и нормально. Родителям следует терпеливо принимать неудачи ребенка, пошагово отстраняясь от контроля его решений, позволяя брать на себя ответственность. Одна известная притча гласит: "Если дать голодному рыбу, то это будет пропитанием на один день; если дать удочку и научить ловить рыбу, это умение даст пищу на всю жизнь".

 

Также вам могут быть интересны следующие статьи:

Лучшие места для отдыха с детьми

Почему ребёнок не хочет учиться и что делать родителям?

Как развивать предпринимательские качества у ребенка?