Русский язык

Урок 4: Знаки препинания. Часть 1

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Знаки препинания играют очень важную роль в русском языке. Они выделяют части, помогают лучше понять смысл единицы речи и акцентируют внимание на самых главных моментах. Иными словами, именно знаки препинания являются главными помощниками при написании предложений. Некоторые помогают обособлять члены предложений, для таких случаев существуют специальные правила. В этом уроке мы рассмотрим, как правильно расставлять знаки препинания в подобных предложениях и разъясним все трудные случаи

. План урока:

Теоретические основы

Обособленные определения

Обособленные обстоятельства

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами»

 

Теоретические основы

Перед тем, как выполнять практические задания, сначала необходимо ознакомиться с теорией. Рассмотрим определение обособленных частей речи, их виды и функции. Эта информация поможет лучше усвоить правила.

 

Что такое обособленные члены. Сущность обособления

Обособленные члены отличаются от других единиц речи тем, что они заключены в запятые с двух сторон. Ими могут быть абсолютно любые части речи, все зависит от типа обособления. Но для начала нужно разобраться с тем, какое определение данному понятию дают разные лингвисты. Встречается много вариантов и интерпретаций. Например, в Большом Энциклопедическом словаре дают следующее определение:

«Интонационное и смысловое выделение какого-либо члена предложения, которое придает данной части условную синтаксическую самостоятельность».

А в Лингвистическом энциклопедическом словаре обособленность определяется несколько по-другому:

«Ритмическое и интонационное выделение какого-либо неосновного члена предложения в целях сообщения ему самостоятельной коммуникативной значимости».

Данные определения имеют между собой некоторые различия, но при этом можно заметить и значительное сходство. Главное, что оба понятия абсолютно тождественны. Таким образом, можно самостоятельно дать определение обособлению: ограничение одной или нескольких смысловых частей знаками препинания для усиления эмоциональной окраски и отделения их от других. Следовательно, и значение у таких элементов в системе и структуре предложения особенное.

 

Функции обособленных членов предложения. Роль и значение в тексте

Обособленные члены предложения имеют огромное значение среди остальных единиц языка. Они выполняют очень много разных функций, одна из которых – выделение основной части от других составляющих предложения. Это помогает сконцентрировать внимание читателя на важных моментах речи, описаниях и уточнениях. Но помимо этой роли, существуют еще и другие.

Основные функции обособленных членов предложения:

  • выражают добавочное высказывание, которое используется для более конкретной детализации описываемой ситуации;
  • поясняют и уточняют определенные факты и события во время повествования;
  • присоединяют необходимые части к основной конструкции предложения;
  • выделяют или ограничивают определенный круг событий;
  • сравнивают одни детали с другими, а также пытаются привести похожие примеры по аналогии.

Все вышеперечисленные задачи, с которыми справляются обособленные члены, несомненно, очень важны для русского языка. Они конкретизируют и уточняют очень значимые факты, упустив которые можно потерять и смысл самого предложения.

 

Виды обособленных членов. Характерные признаки

Существует целая классификация обособленных членов по разным категориям. Они встречаются в каждом тексте, поскольку авторы используют их для усиления выразительности художественной речи. Среди основных обособленных членов выделяют следующие:

  • обособленные определения;
  • обособленные приложения;
  • обособленные обстоятельства;
  • обособленные дополнения;
  • уточняющие члены.

Каждая категория делится еще на несколько подкатегорий. Подробное деление каждой можно увидеть на следующей схеме:

1 znaki prepinaniya v predlozheniyah

Также у обособленных членов есть и характерные признаки, которые помогают распознать их среди остальных единиц речи. Некоторые черты сильно совпадают друг с другом, но только в совокупности они характеризуют данные члены как обособленные.

К признакам таких единиц речи относят:

  • грамматический: представляют собой второстепенные члены;
  • пунктуационный: всегда выделяется запятыми и иными знаками препинания с двух сторон или же только с одной (зависит от правила);
  • смысловой: добавляют и усиливают значение к основной грамматической части (к сказуемому или подлежащему);
  • интонационный: во время прочтения выделяется при помощи интонации (можно заметить паузу в начале обособленной конструкции и в конце при устной речи).

По этим признакам можно легко определить наличие или отсутствие обособленных членов в предложении. Такие конструкции еще нужно и правильно писать, соблюдая все правила пунктуации. Без теоретических знаний сделать это будет довольно трудно, поэтому большее внимание нужно уделить изучению правил.

 

Обособленные определения

Как правило, обособленные определения представлены причастными оборотами. Они уточняют характеристики того или иного объекта, или же явления. Но существуют разные случаи обособления определений, которые необходимо запомнить в первую очередь. Рассмотрим каждый из них в подробной таблице

Таблица обособления определений:

2 znaki prepinaniya v predlozheniyah

Следующую категорию правил можно так же найти в таблице:

3 znaki prepinaniya v predlozheniyah

Данные правила регламентируют правописание обособленных определений. Случаев-исключений не предусмотрено, поэтому достаточно усвоить лишь этот материал для грамотного правописания.

 

Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства представлены в основном деепричастными оборотами. Они более подробно описывают события и уточняют их. Отвечают на вопросы обстоятельств: где, когда, куда, как и т.д. Существуют трудные случаи, связанные с правописанием обособленных членов такого типа, рассмотрим их более подробно.

Таблица правописания обособленных обстоятельств:

4 znaki prepinaniya v predlozheniyah

Но существуют и случаи-исключения, которые подразумевают отсутствие обособления в некоторых конкретных ситуациях. Никогда не обособляются:

  • фразеологизмы, в составе которых есть деепричастия: этот плотник работал спустя рукава уже полгода;
  • деепричастия с наречным значением: электричка ехала совсем не спеша.

Об этих случаях нужно обязательно помнить при правописании, ведь они действительно трудные и требуют запоминания. Если уделять должное время на заучивание правил, то можно очень быстро понять принцип расстановки знаков препинания среди обособленных членов предложения.

 

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами»

В Едином государственном экзамене по русскому языку предусмотрено такое задание, где нужно правильно расставить знаки препинания с обособленными членами. Оно построено на строгом знании изученного нами в этом уроке правила. Рассмотрим структуру задания более подробно.

 

Задание 17. ЕГЭ 2021

В этом номере из экзамена по русскому, который должны сдавать все выпускники 11 классов в обязательном порядке, необходимо выбрать те цифры, на месте которых будут стоять запятые. Номер посвящен обособленным членам предложения, поэтому правила нужно знать. Примеры, представленные в табличках, хорошо подойдут для выполнения этого задания. Главное знать все случаи исключения.

Пример:

5 znaki prepinaniya v predlozheniyah

Ответ: 12

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Размякшая под дождём земля (1) легко поддавалась лопате, и (2) в увеличивавшуюся с каждым взмахом рук (3) яму (4) переливаясь бензиновой радугой (5) и (6) захватывая с собой кусочки прелых листьев (7) стала затекать вода.
1147
213
347
47
Ответить
3
Вопрос: 2
Словно обойдя своё царство (1) испытав свою власть (2) и (3) убедившись во всеобщей покорности (4) она вошла в залу и (5) взяв гитару (6) стала перебирать струны (7) выделывая фразу из одной оперы (8) слышанной ею в Петербурге.
11456
25678
3345
4145678
Ответить
4
Вопрос: 3
Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.
1234
21234
313
434
Ответить
1
Вопрос: 4
Оборванец сидел на ступеньке парадной (1) спокойно рассматривая (2) толкающихся взад и вперёд (3) торговцев (4) и одной рукой придерживал (5) лежавшую около него (6) котомку.
1124
214
31
412456
Ответить
1
Вопрос: 5
Он стоял перед дворцом во время обеда государя (1) глядя в окна дворца (2) ожидая чего-то ещё и (3) завидуя одинаково и сановникам (4) подъезжавшим к крыльцу (5) и (6) мелькавшим в окнах (7) камер-лакеям.
11245
2124
3125
412345
Ответить
1
Вопрос: 6
Громадные валы совершенно чёрной воды, и даже не воды, а земли и песка (1) поднятого со дна (2) летели (3) перекатываясь друг через друга (4) и (5) ударяясь о выступ берега (6) шли назад.
112345
2123456
3156
41234
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Размякшая под дождём земля (1) легко поддавалась лопате, и (2) в увеличивавшуюся с каждым взмахом рук (3) яму (4) переливаясь бензиновой радугой (5) и (6) захватывая с собой кусочки прелых листьев (7) стала затекать вода.
1) 147 2) 13 3) 47 4) 7
2 вопрос:

Словно обойдя своё царство (1) испытав свою власть (2) и (3) убедившись во всеобщей покорности (4) она вошла в залу и (5) взяв гитару (6) стала перебирать струны (7) выделывая фразу из одной оперы (8) слышанной ею в Петербурге.
1) 1456 2) 5678 3) 345 4) 145678
3 вопрос:

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.
1) 234 2) 1234 3) 13 4) 34
4 вопрос:

Оборванец сидел на ступеньке парадной (1) спокойно рассматривая (2) толкающихся взад и вперёд (3) торговцев (4) и одной рукой придерживал (5) лежавшую около него (6) котомку.
1) 124 2) 14 3) 1 4) 12456
5 вопрос:

Он стоял перед дворцом во время обеда государя (1) глядя в окна дворца (2) ожидая чего-то ещё и (3) завидуя одинаково и сановникам (4) подъезжавшим к крыльцу (5) и (6) мелькавшим в окнах (7) камер-лакеям.
1) 1245 2) 124 3) 125 4) 12345
6 вопрос:

Громадные валы совершенно чёрной воды, и даже не воды, а земли и песка (1) поднятого со дна (2) летели (3) перекатываясь друг через друга (4) и (5) ударяясь о выступ берега (6) шли назад.
1) 12345 2) 123456 3) 156 4) 1234
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 47
2 вопрос: 145678
3 вопрос: 234
4 вопрос: 124
5 вопрос: 1245
6 вопрос: 123456