Русский язык

Урок 5: Знаки препинания. Часть 2

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

В русском языке запятыми и другими знаками препинания обособляются не только члены предложения, но и другие конструкции. К таким элементам и единицам речи как правило относят вводные слова и конструкции. Они имеют ряд особых правил, которые нужно запомнить, чтобы грамотно писать под диктовку предложения и тексты. В этом уроке мы разберемся, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями.
 
 

. ЧПлан урока:

Теоретические основы

Виды вводных слов

Постановка знаков препинания при вводных словах

Отличие вводных слов от членов предложения

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения»

 

Теоретические основы

Перед тем, как приступить к тренировке и практике, необходимо ознакомиться с теорией данного вопроса. Рассмотрим, что такое вводные слова и какие функции в предложении они выполняют на разных примерах.

 

Что такое вводные слова. Определения из словарей

Важно установить, что такое вводные слова в предложении. Исходя из определения, можно будет уже сразу понять, какие слова важно обособлять. Но существует очень много трудных случаев, которые мешают правильно выделять такие конструкции. Ученые-лингвисты по-разному дают определение вводному слову, поэтому нужно сравнить несколько высказываний, чтобы составить собственное. Обратимся к словарю лингвистических терминов, в котором дано следующее определение:

«Вводные слова – это слова, которые в действительности не связаны ни с каким членом предложения, а также не являются ими. Они выражают лишь отношение говорящего к тому или иному объекту или явлению, указывают на источник сообщения, оформляют и уточняют мысль рассказчика».

 

В этом определении можно заметить выделение нескольких основных свойств данных помощников русского языка. А в лингвистическом энциклопедическом словаре приведено немного другое понятие:

«Вводными словами являются единицы речи, которые не связаны грамматически ни с одним членом предложения, придают модальную, экспрессивную и эмоциональную окраску предложению, в зависимости от настроения автора».

Данное определение звучит иначе, однако суть остается точно такой же. Исходя из приведенных определений, можно составить свое определение, более упрощенное. Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, которые помогают определить отношение говорящего или рассказчика к повествуемой ситуации. Именно эти слова придают определенные эмоции всей конструкции, что очень важно для значения текста.

Функции вводных слов. Основная роль в тексте

С помощью данных слов и конструкций можно выразить очень много эмоций в предложении. Они помогают внести ясность в речь и предложение, уточнить его. Но это не единственные функции, которые можно выполнять при помощи вводных слов.

Главная роль таких конструкций выражается в следующем:

  • Можно указать на источник сообщения. В своем высказывании легко сослаться на предыдущего оратора при помощи вводного слова, а также к другому авторитетному источнику.
  • Связать явления между собой. Можно составить цепочку последовательных событий, которые также будут связаны вводными словами для более лаконичной речи.
  • Указать на способ оформления мысли. При помощи таких конструкций легко определить, чем руководствовался рассказчик для выражения свих художественных мыслей;
  • Привлекать внимание слушателей. Вводные слова помогают расставлять основные акценты во время изложения слов.
  • Выразить отношение к предмету речи. Показывают то, как относятся к высказываниям авторы, при помощи слов из специальных групп.

К каждой функции есть своя определенная группа вводных слов. Их важно запомнить, чтобы потом легко было определять назначение того или иного предмета речи. Кроме того, от функций зависит и расстановка знаков препинания. Поэтому данную теоретическую часть нужно хорошо запомнить.

Виды вводных слов

Такие конструкции нужно обязательно знать в соответствии с их классификацией. Они разделяются на несколько групп в зависимости от того, с какими эмоциями говорит повествующий. Рассмотрим основные категории вводных слов в предложении.

 

Какие бывают вводные слова предложениях. Значения конструкций

Существует несколько категорий вводных слов в предложениях. Они все делятся по разным критериям, в зависимости от отношения говорящего к конкретной ситуации и от общей обстановки. Разберем все виды вводных слов на примере тематической таблицы.

Типы вводных слов:

1 znaki prepinaniya 2

Также существуют еще и вводные предложения. Они употребляются почти в той же функции, что и вводные слова. Такие единицы речи делятся на безличные, неопределенно-личные и двусоставные. Все вводные слова, конструкции, а также предложения всегда обособляются запятыми. Но стоит отделять также единицы речи, которые не являются вводными и не выделяются. К ним относятся следующие слова и выражения:

2 znaki prepinaniya 2

 

Постановка знаков препинания при вводных словах

Одним из важных вопросов всегда остается пунктуация при вводных конструкциях. Она характеризуется определенными трудностями, которые необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок. Рассмотрим основные правила, которые регламентируют постановку знаков препинания в предложении с вводными словами.

Таблица постановки знаков препинания при вводных словах и конструкциях:

3 znaki prepinaniya 2

Эти случаи всегда нужно учитывать при написании вводных слов и конструкций. Пунктуация при вводных предложениях носит немного иной характер. Запятые ставятся в следующих случаях:

  • Если они определенно личные.

Сегодняшний урок, мне кажется, навсегда запомнится моему брату.

  • Если это личные нераспространенные предложения.

Солнце, я уверена, скоро выйдет из-за туч и будет дарить нам свое тепло.

  • Если начинаются союзами.

Доброта, как говорил один великий мыслитель, живет внутри нас.

Никогда нельзя забывать о таких особенностях, ведь именно пунктуация при вводных предложениях является самой трудной в данной теме.

Отличие вводных слов от членов предложения

Одни и те же слова часто принимают за вводные конструкции. Это наталкивает на ряд грубых ошибок, ведь они путаются с другими членами предложения. Из-за этого данные единицы речи обособляют неправильно. Необходимо запомнить, что вводные слова всегда можно опускать, и смысл предложения не должен теряться! С простыми членами предложения так сделать нельзя.

Разберемся при помощи таблицы, как расставлять знаки препинания при вводных словах и других частях речи.

Сравнительная таблица:

4 znaki prepinaniya 2

На этих примерах мы можем явно увидеть отличие вводных слов от частей речи. Чтобы отличить их друг от друга, достаточно убрать конструкцию из контекста предложения. Если смысл совершенно не поменяется и не исказится, то перед нами вводное слово, которое требует обособления.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения»

В Едином Государственном экзамене по русскому языку специально предусмотрено такое задание, которое предполагает проверку знаний о расстановке запятых при вводных словах, предложениях и конструкциях. В этом случае необходимо хорошо знать теоретический аспект этого вопроса. Рассмотрим структуру номера и главные подводные камни.

 

Задание 18. ЕГЭ по русскому языку 2021

В контексте данного номера необходимо внимательно прочитать предложение или стихотворение, где уже заранее пропущены все запятые. Учащийся должен расставить их самостоятельно, при этом указав в ответе только нужные цифры, так как знаки препинания будут не везде. Для этого важно вспомнить, какие слова относятся вводным, а также остальные изученные нами в этом уроке правила. Только так можно не допустить грубые ошибки в тестах.

Пример:

5 znaki prepinaniya 2

Ответ: 34

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Ну что (1) ты (2) глядишь, как старик богомольный

на ангела? Что я такого сказала?

На том берегу есть завод мукомольный,

идёт пароходик с речного вокзала;

мы купим билеты в печали невольной:

ведь (3) два – это много, один – это мало…

Наверное (4) лучше нам взрослый и детский

купить. Но орех разбивается грецкий

волны. Под прозрачной её скорлупою

в морщинистой плоти увидеть сумей-ка,

как зелнью тёплой и влагой тупою

себя окружили Сазанка, Шумейка.

Туда ль (5) мы поедем сегодня с тобою?

Вот (6) солнце в воде, как большая копейка,

Вот (7) птица летит над водой неизвестной,

Вот (8) двое несчастных в каюте двухместной.

(С.В. Кекова)

1124
212345
34
41234
Ответить
3
Вопрос: 2

2. О мой читатель… вы (1) москвич прямой

И потому (2) наверно (3) о Коломне

Не знаете… конечно (4) не о той

Я говорю, которая (5) как помню (6)

Лежит в стране, и мне, и вам родной,

Вёрст за сто от Москвы, да (7) впрочем (8) что мне

До счёта верст – и вам (9) конечно…

(А.А. Григорьев)

123456789
2123456789
3134678
4378
Ответить
1
Вопрос: 3
3. Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным делом своей жизни считал (1) исключительно (2) создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в 18 лет.
1134
234
31234
414
Ответить
2
Вопрос: 4

4. Ах ты (1) степь моя (2)

Степь привольная!

Широко (3) ты (4) степь (5)

Пораскинулась (6)

К морю Черному

Понадвинулась!

(А.В. Кольцов)

1123456
22456
3234
412456
Ответить
4
Вопрос: 5

5. О (1) муза (2) друг мой гибкий (3)

Ревнивица моя (4)

Опять под дождик сыпкий (5)

Мы вышли на поля.

(С.А. Есенин)

1234
21234
313456
4456
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Ну что (1) ты (2) глядишь, как старик богомольный

на ангела? Что я такого сказала?

На том берегу есть завод мукомольный,

идёт пароходик с речного вокзала;

мы купим билеты в печали невольной:

ведь (3) два – это много, один – это мало…

Наверное (4) лучше нам взрослый и детский

купить. Но орех разбивается грецкий

волны. Под прозрачной её скорлупою

в морщинистой плоти увидеть сумей-ка,

как зелнью тёплой и влагой тупою

себя окружили Сазанка, Шумейка.

Туда ль (5) мы поедем сегодня с тобою?

Вот (6) солнце в воде, как большая копейка,

Вот (7) птица летит над водой неизвестной,

Вот (8) двое несчастных в каюте двухместной.

(С.В. Кекова)


1) 124 2) 12345 3) 4 4) 1234
2 вопрос:

2. О мой читатель… вы (1) москвич прямой

И потому (2) наверно (3) о Коломне

Не знаете… конечно (4) не о той

Я говорю, которая (5) как помню (6)

Лежит в стране, и мне, и вам родной,

Вёрст за сто от Москвы, да (7) впрочем (8) что мне

До счёта верст – и вам (9) конечно…

(А.А. Григорьев)


1) 23456789 2) 123456789 3) 134678 4) 378
3 вопрос:

3. Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным делом своей жизни считал (1) исключительно (2) создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в 18 лет.
1) 134 2) 34 3) 1234 4) 14
4 вопрос:

4. Ах ты (1) степь моя (2)

Степь привольная!

Широко (3) ты (4) степь (5)

Пораскинулась (6)

К морю Черному

Понадвинулась!

(А.В. Кольцов)


1) 123456 2) 2456 3) 234 4) 12456
5 вопрос:

5. О (1) муза (2) друг мой гибкий (3)

Ревнивица моя (4)

Опять под дождик сыпкий (5)

Мы вышли на поля.

(С.А. Есенин)


1) 234 2) 1234 3) 13456 4) 456
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 4
2 вопрос: 23456789
3 вопрос: 34
4 вопрос: 12456
5 вопрос: 234