Обществознание

Урок 9: Рынок

Рынок

Человеческое общество не может существовать без экономического обмена. Благодаря разделению труда люди нуждаются во взаимных хозяйственных связях. Их экономическое сотрудничество происходит в сфере производства, распределения, обмена и потребления различной продукции и услуг. Эта сфера представляет собой один из важнейших инструментов экономики, который называют рынком. Что такое рынок в широком смысле слова, какие условия необходимы для его возникновения и функционирования – вы узнаете из этого урока.

Обложка урока взята с источника.

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

Что такое рынок?

Типы рынков

Рынок рабочей силы

Свободная конкуренция и монополия

 

Что такое рынок?

1
Источник

Слыша слово «рынок» люди невольно представляют себе место, где осуществляется купля-продажа одежды или продуктов питания. Однако в экономике этот термин принимает несколько иное значение.

Рынок – это система взаимоотношений людей в сфере осуществления ими экономического обмена. Он связывает между собой производителей, посредников и конечных потребителей. Определяющее влияние на поведение разнообразных участников рыночной системы оказывает цена. Принято выделять следующие функции цены на рынке:

  1. Она контролирует объемы производства.
  2. Устанавливает равновесие между спросом и предложением.
  3. Ценя является инструментом распределения и перераспределения ресурсов.
  4. Используется в качестве посредника при обмене товарной продукции на деньги.
  5. Способствует развитию отдельных отраслей экономики (чем выше цена на определенный тип продукции, тем больше будет создаваться предприятий по ее производству).

Современная рыночная система возникла не сразу, условия для ее появления сформировались еще в глубокой древности. К условиям возникновения рынка относят:

  • специализацию производства, которая стала следствием разделения труда;
  • возникновение денег (как эффективного и удобного посредника для обмена);
  • возникновение частной собственности, и осуществление ее защиты со стороны государства.

Так постепенно, рыночный механизм прошел свой эволюционный путь от древних базаров до современных площадок, на которых осуществляется экономический обмен как внутри отдельной страны, так и между государствами.

Сегодня экономисты выделяют основные признаки рынка - они представляют собой специальные условия, необходимые для его существования:

  1. Нерегулируемая цена. Механизм свободных цен обеспечивает непрерывный процесс движения товаров и услуг. Цена ставит в пропорциональную зависимость между собой спрос и предложение. С повышением цены на товары спрос снижается, так как покупатели часто не готовы к увеличению собственных расходов. При снижении цен, спрос наоборот, увеличивается, таким образом, поддерживается система рыночного равновесия.
  2. Нерегулируемый спрос. Спрос на товар зависит только от самих потребителей, которые принимают соответствующие экономические решения в зависимости от их покупательской способности. Однако одного желания приобрести товар недостаточно, потребителю необходимо также иметь нужное количество денег на его приобретение.
  3. Нерегулируемое предложение. Спрос и предложение очень взаимосвязаны. Хотя, в условиях рыночной экономики, производитель вправе самостоятельно решать что производить, для кого и в каком количестве, он ориентируется в своих доводах на уровень спроса. Однако все свои решения производитель принимает самостоятельно, на свой страх и риск, и в случае неудачи ему одному придется расплачиваться за свои просчеты.

Сочетание этих трех признаков создает условия для возникновения рынка, который объединяет между собой всех участников обмена в экономике.

 

Типы рынков

2
Источник

В экономической сфере жизни общества существует множество видов рыночных механизмов, которые классифицируют по типу функционирования, масштабам обменных процессов, хозяйственному назначению.

В зависимости от территориально-национальных масштабов деятельности, от того, на какого потребителя ориентируется рыночный механизм принято выделять рынок:

  • внешний – это зарубежные национальные рынки по отношению к данной стране;
  • внутренний - производство, обмен и потребление продукции здесь осуществляются только на территории данного государства;
  • мировой – совокупность всех форм международного экономического обмена.

По хозяйственному предназначению различают рынок:

  1. Потребительских товаров и услуг. На нем осуществляется купля-продажа продукции, предназначенной для личного пользования покупателей (мебели, одежды, продуктов питания, туристических путевок, бытовой техники).
  2. Производственного назначения. В этом случае продукцию выпускают не для индивидуального пользования конечного покупателя, а для использования ее в производственном процессе (станки, ткань, строительные материалы).
  3. Рынок ценных бумаг. На нем осуществляется выпуск и купля-продажа одного из видов движимого имущества – ценных бумаг. Акции, векселя, чеки, банковские сертификаты представляют собой специфический вид товара, который способен в будущем приносить своему владельцу доход. Поэтому условия ценообразования здесь напрямую зависят от способности ценной бумаги приносить своему владельцу проценты и дивиденды[1].
  4. Рынок недвижимости. Объектом для купли-продажи в этом случае становится недвижимость: квартиры, дачи, производственные помещения, приусадебные участки, земля, офисные здания. Чаще всего собственник недвижимости продает ее не напрямую, а прибегает к услугам посредника – риелтора. Риелтор обеспечивает встречу потенциальных продавцов и покупателей недвижимости, за что берет некоторый процент от сделки. Сделка купли-продажи недвижимости считается действительной только при оформлении ее у нотариуса.

В зависимости от того, признается некая сфера экономического обмена законной или нет, выделяют:

  1. Легальный рынок – сфера обмена не противоречащая законам государства, разрешенная правительством данной страны. В этом случае, рыночный механизм регулируется государством, подлежит налогообложению, контролю со стороны правоохранительных органов.
  2. Нелегальную рыночную систему – сферу незаконного оборота продукции, торговля запрещенными видами товаров (оружием, агитационной литературой, наркотиками, людьми, продуктами браконьерской деятельности). Нелегальный рыночный механизм уклоняется от уплаты налогов и сборов, часто связан с контрабандой, нарушением правопорядка в обществе.

Рынок рабочей силы

3
Источник

Особенной сферой экономического обмена является рынок труда. В этом случае объектом экономических отношений становится трудовая деятельность. Продавцами здесь являются работники, готовые предложить свои интеллектуальные или физические усилия, а покупателями становятся работодатели, осуществляющие найм рабочей силы. Спрос и предложение на труд находятся в прямой зависимости от уровня зарплаты рабочих. Существует несколько разновидностей заработной платы:

  1. Постоянная зарплата - начисляется работнику непрерывно в неизменном виде, выплачивается ежемесячно (оклад).
  2. Повременная зарплата – начисляется работнику в зависимости от количества отработанного времени, ее размер постоянно колеблется.
  3. Сдельная зарплата – это отдельные краткосрочные выплаты, осуществляемые работникам за выполнение ими некоторых заданий, на условиях заключенной между работником и работодателем сделки.
  4. Номинальная зарплата – это определенное количество денег, выплачиваемых работнику, без учета их реальной покупательной силы, уровня инфляции. К примеру, работник получает заработную плату – 30 000 российских рублей. В феврале российский рубль значительно упал, и, следовательно, покупательная способность работника снизилась, его зарплата по отношению к доллару стала намного меньше. Однако в июле российский рубль вырос, и уровень зарплаты рабочего вернулся к прежним показателям.
  5. Реальная зарплата – это выплаты работнику, с учетом покупательной способности денег (то есть возможности приобрести на сумму заработной платы определенное количество товаров и услуг).

Спрос на труд - это потребность производителя в некотором количестве и качестве трудовых ресурсов. Факторы спроса на труд обусловлены спецификой и объемами производства, капиталом производителя. Кроме того, спрос на трудовые ресурсы зависит от уровня заработной платы, чем она выше - тем спрос меньше, и наоборот. (Чем выше заработная плата, тем больше вынужден платить работодатель своим сотрудникам, тем меньшее количество работников он способен нанять, поэтому спрос на труд снижается).

Предложение на труд – волеизъявление и готовность рабочих трудиться в определенной сфере труда на некоторых условиях. Составляющие предложения на труд:

  • предложенный работникам уровень заработной платы;
  • список обязанностей;
  • график работы;
  • уровень требуемого образования и квалификации.

Чем выше зарплата и лучше условия работы, тем больше поступает предложений на труд. При снижении среднего уровня заработной платы количество предложений на рынке труда снижается.

 

Рынок свободной конкуренции и монополистический

4
Источник

Существует две основные модели рыночного механизма, в соответствии с наличием или отсутствием условий для свободной конкуренции производителей.

Рыночная система свободной конкуренции функционирует в условиях соперничества между многочисленными производителями. Они создают разнообразные виды товаров и услуг, желая удовлетворить потребности покупателей.

Необходимые условия для свободной рыночной экономики – многообразие форм собственности, многочисленность фирм, выпускающих однородный тип продукции. Чтобы привлечь потребителей производитель использует рекламу, повышает качество собственного товара, снижает на него цены.

Ценообразование в условиях конкуренции находится в зависимости от баланса спроса и предложения. В свободном рыночном механизме ни один из продавцов не может существенно влиять на уровень цен. Если он значительно поднимет расценки на собственную продукцию – она станет неконкурентоспособной, не будет находить спроса у покупателей. Существенно снизить цену на собственную продукцию тоже не представляется возможным, в этом случае прибыль будет невелика, или производство будет приносить убытки.

Экономисты выделяют 3 условия для свободной конкуренции:

  1. Однородность производимой продукции. Если товары и услуги неуникальны, потребители могут их свободно покупать у любых производителей, не задумываясь менять выбор фирмы или марки товара, в случае повышения цен на продукт или снижения его качества.
  2. Наличие множества независимых мелких производителей и потребителей.Мелкие субъекты рыночного механизма не могут существенно влиять на него, их деятельность не может вызвать дефицита или перепроизводства товаров.
  3. Информированность продавцов и покупателей.Чтобы принимать верные экономические решения покупатели и продавцы должны владеть некоторой информацией: о цене на тот или иной вид продукции, о качестве товара, об уровне спроса и предложения на него.

Монополистическая рыночная система, в отличие от свободной, ограничивает возможность конкуренции между производителями, в этих условиях мелкие фирмы не могут соперничать с крупными компаниями.

Монополия возникает в результате концентрации средств производства и капитала, слияния в одну компанию нескольких фирм. Монополии подчиняют своему контролю весь рыночный механизм, устанавливают завышенные (монопольные) цены на собственную продукцию. В современное время большинство государств принимают антимонопольные законы, чтобы защитить мелких производителей, создать условия для свободной рыночной конкуренции.

 

Словарь

Дивиденд – прибыль, получаемая акционерами.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Верно ли утверждение: «Рыночный механизм формируется в условиях неограниченного спроса и предложения» ?
1Да
2Нет
Ответить
1
Вопрос: 2
Важнейшим условием для возникновения рынка является:
1Появление монополий
2Возникновение разделения труда
Ответить
2
Вопрос: 3
В отличие от номинальной, реальная заработная плата:
1Рассчитывается с учетом покупательной способности денег
2Выдается работнику на руки в полном объеме, без вычета налогов
Ответить
1
Вопрос: 4
Потребность производителя в некотором количестве и качестве трудовых ресурсов называют:
1Спросом на труд
2Трудовым предложением
Ответить
1
Вопрос: 5
Верно ли утверждение: «Свободу рыночной конкуренции обеспечивает наличие множества мелких производителей и потребителей, принятие государством антимонопольных законов» ?
1Да
2Нет
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Верно ли утверждение: «Рыночный механизм формируется в условиях неограниченного спроса и предложения» ?
1) Да 2) Нет
2 вопрос:

Важнейшим условием для возникновения рынка является:
1) Появление монополий 2) Возникновение разделения труда
3 вопрос:

В отличие от номинальной, реальная заработная плата:
1) Рассчитывается с учетом покупательной способности денег 2) Выдается работнику на руки в полном объеме, без вычета налогов
4 вопрос:

Потребность производителя в некотором количестве и качестве трудовых ресурсов называют:
1) Спросом на труд 2) Трудовым предложением
5 вопрос:

Верно ли утверждение: «Свободу рыночной конкуренции обеспечивает наличие множества мелких производителей и потребителей, принятие государством антимонопольных законов» ?
1) Да 2) Нет
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Да
2 вопрос: Возникновение разделения труда
3 вопрос: Рассчитывается с учетом покупательной способности денег
4 вопрос: Спросом на труд
5 вопрос: Да
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти