Литература

Урок 9: М.В. Ломоносов

Жизнь и творчество М.В. Ломоносова

В материалах данного урока рассказывается о Михаиле Васильевиче Ломоносове, первом ученом-энциклопедисте в России, оставившем значительный след в различных сферах науки и искусства, заложившем основы современного русского языка и стихосложения.

План урока:

Биография Ломоносова

Роль Ломоносова как основоположника классицизма в России

Оды Ломоносова. Жанр оды

Значение творчества М. Ломоносова в русской литературе

 

Биография Ломоносова

Михаил Ломоносов появился на свет 8 ноября 1711 г. в Архангельской губернии, в поморской деревушке на острове в устье Северной Двины Мишанинская недалеко от Холмогор.

Любознательный Михаил обучался грамоте по богослужебным книгам благодаря матери, после ее смерти с 9 лет учили мальчика деревенский дьякон Семен Сабельников и грамотный сосед Иван Шубной. С 10 лет вместе с отцом,занимавшимся рыбным промыслом и имевшим пару небольших судов, в том числе и единственный в округе парусник,ходил в дальние походы по Белому морю. Благодаря отцу получил физическую закалку и научился выносливости, освоил мастерство корабельного плотника, лоцмана[1], рыбака.

С детства чтение для Михаила стало страстью, им были прочитаны все книги церковной библиотеки. За дозволение брать книги домой переписал заново ветхое «Житие Дмитрия Солунского», которое сохранилось сего записью: «Списывал в сей тетради Михайло Ломоносов». Зачитывался «Арифметикой» Л. Магницкого и «Грамматикой» М. Смотрицкого,выучил их наизусть. Эти книги он назовет «вратами своей учености».

19-летним юношей пристроился к обозу[2], везущему мороженую рыбу в Москву,куда добрался через три недели. Там он, назвавшись сыном дворянина,поступает в открывшуюся при Заиконоспасском монастыре Славяно-греко-латинскую академию, считавшуюся самым престижным учебным заведением старой столицы. Живя в монашеской келье[3], терпел крайнюю нужду, получая стипендии 3 копейки на день, из которых 2 копейки тратил на хлеб и квас, 1 – на бумагу. Несмотря на насмешки 8-летних одноклассников над его великовозрастностью, отличался особым прилежанием[4], и уже в первом полугодии был переведен во второй класс, к концу года – в третий.За пять лет он освоил 12-летний курс обучения.Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский и бывший советник Петра I, написавший курс лекций по риторике на латыни, взял юношу под свое покровительство и даже заступился за него, когда вскрылась правда о его низком происхождении. Ломоносов, выучив греческий язык и латынь, являвшуюся универсальным языком науки, получил доступ к большой библиотеке Духовной академии, перечитал почти все книги фонда: богословские, философские, исторические, труды по естественным наукам. Когда заканчивалось обучение в Москве, Ломоносов как лучший ученик по рекомендации ректора был направлен на год в Киево-Могилянскую духовную академию. Изучал философию, математику, физику, зачитывался древнерусскими летописями, книгами на латыни, греческом, старославянском. Там он начал писать «Древнюю российскую историю», которая была издана через 20 лет.

По запросу Петербургской академии наук его с другими 11 лучшими воспитанниками направляют в академический университет.Там его включили в список трех самых одаренных учащихся и в 1736 г. отправили в Германию изучать горное дело. За три года обучения в университете Марбурга он освоил немецкий, французский и итальянский языки, изучал философию, математику, химию, познавал европейскую культуру. На латыни начал писать ученые трактаты[5] и стихотворения, создал свои первые научные труды. В Марбурге он встретил свою единственную на всю жизнь любовь Елизавету Цильх, ставшую его женой. После в Саксонии, в Фрайберге, изучал химию и горнорудное дело у профессора Генкеля, но поняв, что у него уже ничему научиться не может, самовольно ушел, чтобы лично побывать на различных рудниках. Во время этих скитаний обманом был завербован прусским офицером в рекруты[6] и насильно доставлен в крепость Вессель, откуда, рискуя жизнью, совершил побег.

Вернувшись в Россию весной 1741 г., привез с собой две диссертации, первые главы перевода «Физики» своего учителя профессора Вольфа, рукописи стихов и образцы минералов из саксонских рудников. Но его ждало разочарование в академической канцелярии: он, получивший университетское образование в Европе, не был востребован. Ломоносов вынужден был разгружать в порту корабли, зарабатывая себе на жизнь, но продолжал заниматься переводами научных статей, работал над диссертациями. Отчаявшись, он написал письмо императрице, прося помощи и поддержки. Обращение к недавно вошедшей на престол Елизавете I возымело действие.

В 1741 г. Михаил Ломоносов был назначен на низший и малооплачиваемый чин адъюнкта[7] физики в Петербургской академии наук. Обстановка в академической среде была сложной: между учеными установилось противостояние, в основе которого были не только научные, но и идеологические противоречия между сторонниками реформ Петра I, стремившихся к созданию собственной национальной научной школы и их противниками, профессорами-иностранцами, не только отрицающих эту возможность, но и всячески препятствующих этому. Ломоносов оказался в центре этого противостояния, его вспыльчивость и резкость суждений были сурово наказаны. В 1743 г. молодой адъюнкт был заключен под стражу за конфликт с иностранными коллегами и драку с одним из профессоров, больше года находился под арестом в своей коморке в доме сотрудников академии. Он продолжал работать над диссертацией по химии, завершил перевод «Экспериментальной физики» Вольфа, ставшей первым учебником физики на русском языке, написал несколько од[8].

В 1745 г. Ломоносов после защиты диссертации по химии стал профессором. Он преподавал, занимался реформированием академии. В 1946 г. добился создания первой химической лаборатории. К 10-летию его научной деятельности выходит «Собрание разных сочинений в стихах и прозе».

Ломоносов несколько лет добивался создания национального высшего учебного заведения, в котором преподавание велось бы на русском языке, ведь в университете при Петербургской академии большинство преподавателей были иностранцы.Он стал инициатором основания университета в Москве, который был открыт в 1755 г. при поддержке графа Ивана Шувалова, не только влиятельного придворного и приближенного императрицы, но одного из самых образованных государственных деятелей. При университете были открыты гимназия и собственная типография.

В 1760 г. Михаил Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской, а в 1764 г. и Болонской академий наук, готовилось избрание в Парижской академии. Скончался 15 апреля 1765 г. от простуды. Погребен в Александро-Невской лавре.

Пушкин назвал этого выдающегося человека «отцом русской науки». Сложно перечислить все сферы, в которых Ломоносов проявил себя как талантливый ученый и исследователь. Он сконструировал приборы морской навигации, телескоп нового типа, с помощью которого выдвинул гипотезу об атмосфере Венеры, обустроил две обсерватории. Занимался исследованиями в области ядерной физики и предсказал многие процессы, связанные с этой наукой, открыл закон сохранения энергии, заложил основы будущей науки – физической химии. Благодаря Ломоносову в России зародились и стали развиваться геология и минералогия.Он разработал технологию изготовления цветного стекла и смальты[9], для производства которых построил фабрику, сам как художник создавал мозаичные картины. Совершил переворот в русской поэзии, языке и образовании.

Причем для Ломоносова не существовало разделения наук на естественные и гуманитарные, теоретические и прикладные. Все они представляли единую универсальную систему познания мира. Михаил Ломоносов был уникальным ученым-энциклопедистом. Литературная работа была одной из частей энциклопедической науки.

lomonosov mikhail v unosti

 

Роль Ломоносова как основоположника классицизма в России

Ломоносов как реформатор русского языка и стихосложения

В России после реформ Петра Великого началась эпоха культурных преобразований. Будучи сторонником петровских реформ, Ломоносов в своей деятельности руководствовался идеями прогресса, благодаря ему начался новый период культурной и интеллектуальной русской жизни.

Ломоносова считают родоначальником эстетического и литературного течения классицизма в России. Это течение, возникшее в XVII в. во Франции, было ориентировано на классические образцы античного искусства и стало базовым для идеологических взглядов эпохи Просвещения. Ломоносов, изучая традиции европейской культуры, использовал их в своем творчестве, но при этом учитывал многообразие национального культурного опыта. Отличительными чертами русского классицизма и стихотворчества Михаила Ломоносова стали гражданская и патриотическая направленность.

В 1739 г. Ломоносов прислал в Российское собрание при Академии наук, заботившееся о чистоте русской речи,«Письмо о правилах российского стихотворства». В своем труде Ломоносов выступил как реформатор русского стихосложения,предложил идеи для совершенствования грамматики русского языка, составления его словарей.

Ломоносов развил учение своего предшественника поэта Василия Тредиаковского о том, что языку русского народа и его фольклору присущи мелодика, тональность, создаваемая ударными слогами, оттого нужно создавать стихи, соответствующие строению русского языка, который большинством считался непригодным для стихосложения. Реформа Ломоносова привела к эволюции русского поэтического языка: вместо силлабической системы стихосложения, основанной на количестве слогов в строчке, была предложена силлабо-тоническая, в основе которой было ритмическое чередование ударных слогов. Тредиаковский выделил двусложные размеры: хорей (ударение на 1 слоге) и ямб (ударение на 2 слоге), Ломоносов добавил трехсложные: дактиль (ударный 1 слог), амфибрахий (ударение на 2 слоге) и анапест (ударный 3 слог). Ломоносов отдавал предпочтение четырехстопному ямбу[10], этот размер стал любим многими русскими поэтами: Державиным, Баратынским, Пушкиным, Лермонтовым и др.

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов, стремясь к классической ясности, разграничил сферы применения церковнославянского и русского разговорного языков. Он сформулировал теорию «трех штилей», которая станет базовой для всей классицистической поэзии. К высокому стилю Ломоносов относил церковнославянские и общего употребления русские слова, к среднему – часто употребляемые русские слова с незначительным количеством церковнославянских, к низкому – русские, не используемые в церковнославянских текстах, иногда и просторечные. Каждый стиль подходил конкретным жанрам: высоким предназначалось писать ораторские речи, оды и героический эпос; средним – трагедии, элегии, сатиры, низким – стихотворные послания, эпиграммы,басни, песни.

Ломоносов в своих трудах подошел к литературным процессам с научной точки зрения, определив стилистику языка, систематизировав литературные жанры и правила словоупотребления.Он показал, что русский язык своей поэтичностью не уступает латыни и западноевропейским языкам, заложил основы национального стихосложения и новой поэзии, избавив ее от «тяжеловесного речения». Способствовали совершенствованию русской словесности написанные Ломоносовым «Российская грамматика» и первый учебник по риторике на русском языке «Краткое руководство к красноречию», по которому обучались почти 170 лет.

lomonosov mikhail pishet

Оды Ломоносова. Жанр оды

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 г.» как типичное произведение русского классицизма»

В учениях французских просветителей Вольтера и Дидро говорилось, что для достижения благосостояния государства и его народа идеальна система управления, называемая «просвещенной монархией». Они считали, что во главе государства должен стоять разумно руководящий, образованный правитель. Но монархи не всегда являлись таковыми, оттого философы и поэты в своих произведениях, восхваляя качества характера и черты личностей властителей, провозглашали те идеи, которые хотели видеть воплощенными в жизнь, словом призывали к действию. В XVIII в. популярными были такие классицистические литературные жанры, как торжественная речь, послание, ода. Эти жанры были рассчитаны на оказание влияния на людей, которым они были посвящены. Мало востребованы были лирические жанры и прозаические.

Ломоносовым были написаны героическая поэма, две трагедии, множество пародий, сатирических стихов и 33 похвальные оды, которые были его любимым жанром. Корнями жанр оды уходит в античную культуру: так называли хвалебную песню в честь знаменитых граждан, героев, богов. Впервые ода появилась в русской литературе благодаря Тредиаковскому, давшему ей определение как «собрание разных стихов», которыми «описывается всегда и непременно материя благородная, важная и великолепная в речах поэтических и очень высоких». Это торжественное, восхваляющее произведение, позволяющее соединить лирическое и публицистическое начала, давало возможность высказаться по вопросам государственного значения в красивой и образной форме.

Оды, как правило, писались на заказ, их декламация[11] была частью придворных и праздничных церемоний. Похвальные оды Ломоносова своим содержанием и злободневностью вышли за рамки официально-придворного назначения, в них, помимо прославления коронованной особы, поднимались вопросы общественной и государственной значимости, излагались просветительские и реформаторские идеи.Основное содержание од Ломоносова было пронизано героическим пафосом, прославлением русской нации и ее культуры, воинской славы России и ее героев, основными темами од Ломоносова были патриотическая и гражданская темы, тема науки.В 1740 г. Ломоносов прислал в Петербургскую академию наук «Оду на взятие Хотина». Всех потрясли написанные новым, непривычным стихотворным размером стихи никому еще неизвестного студента о победе русских солдат, взявших турецкую крепость в 1739 г.

О своем поэтическом предназначении Ломоносов говорит в «Разговоре с Анакреоном», построенном в форме диалога с древнегреческим поэтом, прославлявшим житейские удовольствия и любовные радости. Ломоносов считает, что его призвание – прославление героев и их подвигов во славу Родины. Ломоносов-ученый органически связан с Ломоносовым-поэтом, оттого ему гораздо интереснее писать о научных изысканиях, чем о любовных страстях. К примеру, в «Письме о пользе стекла» написано более 3000 воодушевленных слов об увлекательном для него предмете, его свойствах и применении. Ломоносов пишет научно-философские поэтические тексты, выражая мировоззрение ученого, исследователя. Таковыми являются его «Вечернее размышление» и «Утреннее размышление», повествующие с научным интересом о тайнах мироздания. Хотя эти произведения написаны в жанре духовной оды, Ломоносов, восторгаясь природой, как проявлением Божественной воли, через собственное видение представляет научную картину мира поэтическими средствами. В «Вечернем размышлении» им дана гипотеза о бесконечности Вселенной, электрической природе северного сияния; в «Утреннем размышлении» высказано предположение, что поверхность Солнца – это «горящий вечно океан», т.е. плазма, хотя в официальных научных кругах того времени считалось, что она представляет собой твердь. Ломоносов говорил, что не прав математик, желающий «циркулем измерить Божью волю», не прав богослов, думающий, что науки можно познать «на Псалтыре». Для Ломоносова научное познание, религия и поэтическое творчество неразделимы.

В 1747 г. Елизавета I почти вдвое больше выделила средств на нужды Российской академии наук. Это воодушевило Ломоносова восславить свою самую заветную идею – идею огромной пользы развития наук для национального и нравственного процветания государства. Он написал по заказу Академии наук благодарственную похвальную оду императрице к пятой годовщине ее правления.

Содержание оды Ломоносова можно представить с комментариями следующим образом. «Ода на день восшествия…» начинается с прославления тишины, а не Елизаветы I. Объяснение дано в третьей строфе: заслуга императрицы, возвратившей тишину в страну, в том, что она «войне поставила конец». Ломоносов прославляет мир,окончание войны со шведами в 1743 г. Тема мира в оде представляется шире одной победы: монарху спокойствие России и жизнь подданных должны быть важнее своих амбиций и расширения пределов своего государства «на запад и восток». Оттого императрице приписываются желанные черты характера: кротость, смиренность, отсутствие гордыни. В шестой строфе звучит главная тема оды Ломоносова, ради которой она и была создана – это прославление науки.

В седьмой строфе появляется герой без имени, названный человеком с большой буквы, который послан в Россию Творцом. Это – Петр Великий, преобразователь России, строитель новой столицы, учредитель Академии наук. Продолжая дело Петра I, организацией академии займется уже Екатерина I. В девятой строфе пишется об обожествлении наук, которые руки простирают к Петру I в знак признания, выражая свою готовность служить России. Скорбя о кончине «бессмертия достойного» Петра, Ломоносов вновь обращается к образу «великой Петровой дщери[12]» - Елизавете Петровне, которую он хочет видеть преемницей своего отца. Автор, обращаясь к Елизавете I и читателям, уверяет, что развитие наук необходимо, потому что природные богатства России огромны, для их освоения нужны люди науки, их знания. Описание российских просторов автор дает с точки зрения Творца.

Самые цитируемые из оды Ломоносова две заключительные строфы обращены к человеку, который с помощью наук сможет овладеть сотворенными Творцом богатствами. Ломоносов обращается к образам естествоиспытателя Ньютона и философа Платона, чтобы подчеркнуть необходимость создания отечественной научной школы, способной вырастить «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Чтобы для обучения дворянских детей не приглашались иностранцы, которые, как правило, учеными не являлись и знали науки поверхностно. В предпоследней строфе автор обращается к каждому человеку, старается убедить в том, что не только ради служения Отечеству, а ради собственной пользы стоит заниматься наукой. В этих обращениях и наставлениях используется уже не возвышенная церковнославянская лексика, а более простая, разговорная, понятная любому. В завершении оды Ломоносов возвращается к образу Елизаветы, прославляя ее.

Основные черты классицизма в оде Ломоносова проявились в прославлении разума и науки, служение Отечеству ставится выше частных интересов, закон и долг выше человеческих страстей.

Композиция оды соответствует классицистическим законам.Во вступлении провозглашаются идеи, представляющие основу благосостояния государства: прославление мира и осуждение войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека. В главной части воспевается величие России, ее красота и неисчерпаемые богатства, прославляются величайшие возможности науки, звучит призыв к освоению наук молодежью,восхваляются монархи, которые стремятся к процветанию государства: Петр I и Елизавета I. В заключении выражается благодарность императрице за деяния во благо страны.

Эта ода Ломоносова стала самой популярной из всех его поэтических творений, вдохновив соотечественников патриотической тематикой и прославлением науки, новизной художественного мастерства.

lomonosov mikhail i elizaveta

 

Значение творчества М. Ломоносова в русской литературе

В филологических трудах Ломоносовым были систематизированы знания по теории литературы, создана система стихосложения, которая станет базовой для поэзии XVIII и XIX в., заложены основы формирования языковых стилей, разработаны нормы словоупотребления. Все эти реформы предоставили богатейшие возможности для словотворчества. До Ломоносова литературный язык был засорен заимствованными и церковнославянскими словами,отчего поэтические произведения казались громоздкими, были сложны для понимания. Ломоносов стремился развивать литературный язык на русской народной основе, используя лучшее из других языков. Благодаря реформаторству Ломоносова поэзия стала легче восприниматься.Белинский считал, что новая русская литература началась сод и реформ Ломоносова, которого он назвал литературным «Петром Великим».

 

Словарь

1. Лоцман – управляющий судном, знающий морские пути.

2. Обоз – несколько саней, телег или повозок с грузом.

3. Келья –жилье, небольшая комната в монастыре.

4. Прилежание – старание, усердие.

5. Трактат – научное сочинение.

6. Рекрут - солдат, призванный на государственную службу на длительный срок.

7. Адъюнкт – младшая научная должность.

8. Ода – лирическое торжественное произведение.

9. Смальта - специальные непрозрачные стекла для мозаичного искусства.

10. Четырехстопный ямб – стихотворный двусложный размер с ударением на 2, 4, 6, 8 слогах.

11. Декламация – вид ораторского мастерства, выразительное чтение.

12. Дщерь (церковно-славянское слово) – дочь.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Ломоносова
11710 г. – 1766 г.
21711 г. – 1765 г.
31715 г. – 1765 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
Какое литературно-эстетическое направление было ведущим в первой половине XVIII в.
1Сентиментализм
2Романтизм
3Классицизм
Ответить
3
Вопрос: 3
Какой жанр был ведущим в творчестве Ломоносова
1Ода
2Героическая поэма
3Трагедия
Ответить
1
Вопрос: 4
Какое сочинение Ломоносова можно отнести к жанру духовной оды
1«Вечернее размышление о Божием величии»
2«Разговор с Анакреоном»
3«Ода на взятие Хотина»
Ответить
1
Вопрос: 5
Какие жанры по теории «трех штилей» нужно писать языком высокого стиля
1Сатиры, элегии
2Комедии, песни
3Героические поэмы, оды
Ответить
3
Вопрос: 6
Какую правительницу Российской империи восславил Ломоносов в оде 1747 г.
1Екатерину I
2Елизавету I
3Екатерину II
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Ломоносова
1) 1710 г. – 1766 г. 2) 1711 г. – 1765 г. 3) 1715 г. – 1765 г.
2 вопрос:

Какое литературно-эстетическое направление было ведущим в первой половине XVIII в.
1) Сентиментализм 2) Романтизм 3) Классицизм
3 вопрос:

Какой жанр был ведущим в творчестве Ломоносова
1) Ода 2) Героическая поэма 3) Трагедия
4 вопрос:

Какое сочинение Ломоносова можно отнести к жанру духовной оды
1) «Вечернее размышление о Божием величии» 2) «Разговор с Анакреоном» 3) «Ода на взятие Хотина»
5 вопрос:

Какие жанры по теории «трех штилей» нужно писать языком высокого стиля
1) Сатиры, элегии 2) Комедии, песни 3) Героические поэмы, оды
6 вопрос:

Какую правительницу Российской империи восславил Ломоносов в оде 1747 г.
1) Екатерину I 2) Елизавету I 3) Екатерину II
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1711 г. – 1765 г.
2 вопрос: Классицизм
3 вопрос: Ода
4 вопрос: «Вечернее размышление о Божием величии»
5 вопрос: Героические поэмы, оды
6 вопрос: Елизавету I