Литература

Урок 9: Лесков "Старый гений"

Николай Семёнович Лесков "Старый гений"

На этом уроке мы ознакомимся с творческой биографией Николая Семеновича Лескова и его рассказом «Старый гений».
 

План урока: 

Краткая биография Н.С. Лескова

Краткое содержание рассказа «Старый гений»

Бюрократизм и равнодушие общества к судьбе «маленького человека»

Нравственные проблемы общества в рассказе «Старый гений»

 

Краткая биография Н.С. Лескова

Николай Семенович Лесков родился недалеко от Орла в деревне Горохово 16 февраля 1831 г. Отец был выходцем из семьи потомственных священников. Закончив семинарию, против воли отца отказался возглавить церковный приход и стал следователем палаты Уголовного суда в Орле. Он проявил себя как проницательный сыщик при расследовании самых сложных дел, сделал карьеру, дослужившись до коллежского асессора, чина, позволявшего получить право на потомственное дворянство. Мать писателя была из разорившейся московской дворянской семьи. О себе Лесков говорил: «Я из «колокольных дворян». Тема русского духовенства и веры, праведничества станет в его творчестве одной из ведущих и отразится в таких произведениях, как «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», и др.

Детские годы Лескова прошли сначала в имении родственников в селе Горохово, затем на хуторе Панино, где отец купил землю, и городе Орле. Учился с 1841 г. по 1846 г. в гимназии, которую закончить не смог, получив справку об окончании двух классов. С 1847 г. Николай стал служить канцелярским писарем в Орловской уголовной палате. Переписывая следственные дела, он получал для ознакомления интересный материал для будущих произведений. Это была значительная лепта в копилку его писательских впечатлений. Так сюжет одного из его шедевров «Леди Макбет Мценского уезда» построен на цепи страшных уголовных преступлений.

Когда Николаю было шестнадцать лет, скончался от холеры отец, во время пожара погибло почти все имущество семьи. Мать, оставшись с семью детьми на руках, в 1849 г. отправила старшего сына Николая в Киев к своему брату, профессору медицины С. Алферьеву, который помог племяннику устроиться в Казенную палату. Там Лесков служил в ведомстве по рекрутскому набору и стал свидетелем ужасающего беззакония, связанного с армейским призывом. В свободное время посещал вольнослушателем в Киевском университете лекции. В этот период он увлекается древнерусской живописью и зодчеством, впоследствии станет знатоком старинного русского искусства.

Несмотря на повышение, Николай Лесков уходит со службы в 1857 г., начинает работать коммерческим агентом в частной сельскохозяйственной торговой компании «Шкотт и Вилькенс», принадлежавшей обрусевшему англичанину, мужу его тети. Лескову приходилось много ездить по провинциальной России, путевой опыт и впечатления от поездок стали источником для его творчества. Он изучил простонародную российскую жизнь «до мельчайших подробностей». В 1860 г. решил заняться журналистикой, переехал в Петербург.

В начале творческой карьеры писал заметки, статьи и очерки и фельетоны для периодических изданий, с 1862 г. подписывался псевдонимом М. Стебницкий, после было еще около 10 псевдонимов. Лесков сотрудничал с «Отечественными записками», «Петербургскими ведомостями», «Русской речью» и другими изданиями, с 1862 г. стал постоянным сотрудником «Северной пчелы». В своих публицистических работах затрагивал злободневные общественные вопросы о народном хозяйстве, малоземельных крестьянах, народной нравственности, женской эмансипации[1], о здравоохранении и образовании и пр. В мае 1862 г. появилась публикация Лескова о многочисленных пожарах в Петербурге, сыгравшая в его судьбе роковую роль. Призывая власти разобраться в причинах и наказать виновных, Лесков невольно своей критикой вызвал недовольство правительства и оппозиционного демократического лагеря. Поскольку распространялись слухи, что к поджогам причастны студенты-революционеры, статью Лескова сочли провокационным призывом к их преследованию. Чтобы замять скандальную историю, в редакции «Северной пчелы» приняли решение отправить Лескова в качестве журналиста в долговременную творческую командировку. Он побывал в Прибалтике, Белоруссии, Западной Украине, Чехии,Польше, Франции.

Постепенно Лесков начал пробовать свои силы и в серьезном творчестве. В 1863 г. написал первый роман «Некуда», пронизанный антинигилистическими[2] идеями. После его выхода либеральная[3] литературная критика ожесточенно обрушилась на автора. Критик Д. Писарев фактически призвал всю демократическую прессу к бойкоту Лескова, написав, что не найдется в России больше журнала, осмеливающегося напечатать что-либо, «выходящее из-под пера Стебницкого». В следующих романах «Обойденные» и «На ножах» «новые люди», революционеры и лженигилисты[4], рассуждающие о счастье народа, показаны, как люди, не знающие народа вообще, не представляющие, в чем его счастье.

На подъеме революционно-демократического движения в 60-годы Лесков написал полемические[5] романы-предостережения о том, какой катастрофой могут обернуться пристрастные увлечения социалистическими идеями циничными людьми, стремящихся к развязыванию народных восстаний. Долгие годы Лесков находился в «беспощадной распре с современным ему обществом». Более 20 лет он был выброшен из большой литературы, его произведения печатали не очень популярные журнальчики, прогрессивные критики называли писателя «позором русской литературы». Он и его творчество были отвергнуты левыми и правыми, либералами, демократами, консерваторами. Он и сам избегал участия в политике и каких-либо общественных движениях в раздираемой на части стране. Идеальное будущее России он видел не в революционных преобразованиях, в духовном обновлении. Тема праведничества русского человека, его духовных исканий станет основной в произведениях Лескова. В 70-е годы писатель служил в Министерстве народного просвещения на скромной должности рецензента[6] новых книг.

Николай Лесков стал непревзойденным мастером особой манеры повествования – сказа. Почти вся его проза построена на рассказах героев (сказах), передающих простонародный язык и манеру речи. В 1881 г. вышел в печати «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе», который современники восприняли неоднозначно. Одни считали, что автор воспел в образе Левши талантливость, бескорыстие, патриотизм русского человека, думающем даже на смертном одре о пользе государства. Иные сочли «Сказ» злой карикатурой[7] на лень, простоватость, невежество и непрактичность русского народного умельца, растратившего впустую свое дарование. Механическую блоху«аглицкую» умелец подковал, но только она после этого плясать перестала. Эта двойственность восприятия русского характера раздражала славянофилов и западников. Многие считали, что Лесков пересказал фольклорный сюжет, настолько сказ написан был на русский лад. Но образ Левши и его история – это авторский вымысел Лескова.

Лучшие люди эпохи не удостаивали своим вниманием писателя. Только Лев Толстой с его проницательностью заметил: «Лесков – писатель будущего». К концу жизни Лескова его творчество нашло своих почитателей. Его даже приглашали во дворец почитать императору и его семье «Запечатленного ангела», но он от этой чести отказался.

Последние годы Лесков много болел, был очень одинок. Семейная жизнь не сложилась: первая жена О. Смирнова страдала психическим расстройством и содержалась в психиатрической клинике; со второй Е. Бубновой он разошелся, оставив на воспитание сына Андрея, который станет биографом своего отца. Скончался 21 февраля 1895 г. в Петербурге от астматического приступа.

В своих произведениях Лесков давал жесткие характеристики порядкам российской действительности. Интересуясь в первую очередь нравственной стороной общественных явлений, писатель выражал свою веру в «хороших людей», а не в «хорошие порядки».

Nikolai Leskov 299

 

Краткое содержание рассказа «Старый гений»

Смысл названия и эпиграфа. Композиционные особенности

Рассказ «Старый гений» был напечатан в 1884 г. в юмористическом журнале «Осколки». Повествование ведется от лица рассказчика, который стал непосредственным свидетелем и участником событий. Для сюжета использована типичная для России XIX в. ситуация, показывающая несовершенство судебной системы. Проигравшийся в карты богатый франт[8] выманил деньги у жалостливой старушки-помещицы. Та, чтобы помочь, по доброте своей заложила дом, в котором проживала с дочерью-калекой и внучкой. Старушка дала в долг огромную для нее сумму в 15 тысяч, считая, что помогает «порядочному» человеку из приличной и богатой семьи, к тому же была знакома с его матерью. Но время прошло, а должник не объявлялся.

Долг отдавать молодой франт не собирался, а старушка могла остаться без единственного жилья. Она приехала в Петербург и подала прошение в суд. Судебное разбирательство окончилось в ее пользу, но должнику не могут официально вручить постановление суда, так как он этого всячески избегает. Женщина в столице узнает много нового о своем должнике: не бедствует, его ждет блестящая карьера, он имеет приличные доходы с имений, на службе неплохое жалование. Но молодой человек просто «платить не привык». К тому же старушку предупредили, что если она должнику докучать станет, то он ей еще и неприятности доставит, имея связи и покровителей. Интересно, что окружающие винят саму наивную старушку в том, что она заняла деньги не тому человеку.

Композиционные особенности рассказа заключается в том, что маленькое произведение разделено еще на главы. Такое деление выглядит не совсем уместно, словно небольшой по объему рассказ хотят представить, как роман. Такой же парадокс заключается в сюжете рассказа: незначительная ситуация, легко решаемая в суде по закону, становится огромной неразрешимой проблемой в реальности. Суд вынес вердикт в пользу истицы[9], но для исполнения решения суда возникло существенное препятствие: никому не удается вручить ответчику[10] постановление суда, в результате долг не может быть взыскан. Причины этого парадокса и составляют основную идею рассказа.

В рассказе затронута тема «маленького человека». Наивная старушка решила бороться с влиятельным человеком из высшего общества. Все ее жалеют, уверены, что ее дело обречено. Женщине советуют бросить бесполезные попытки, ведь молодой прожигатель жизни никому не платит, и нужно утешиться тем, что она не единственная его жертва. Старушка никак не понимает, что существуют люди, для которых «закон не писан».

Старая женщина пытается дать взятку в вышестоящих инстанциях[11], но ничего не выходит. И в это время она узнает, что есть человек, который возьмется ей помочь. Старушка, не имея выбора, решается довериться этому человеку, уплатив незначительную сумму. Иван Иванович со своим подельником, «сербским сражателем», отчаянным отставным военным, спровоцировали публичный скандал на вокзале железнодорожной станции, с которой молодой франт со своей любовницей планировал уехать за границу. Полиция была вынуждена вмешаться, повздоривших мужчин, должника и его обидчика, арестовали. Узнав имя задержанного, полицейский при свидетелях вручил предписание суда. Тот же, чтобы получить возможность уехать, тут же выписал чек на всю сумму долга с процентами.

Так свершиться правосудию помог человек со смекалкой, а не государственные структуры. В названии рассказа Лесков выражает свое отношение к герою, назвав «старым гением». А в эпиграфе приводит высказывание французского философа Ларошфуко, что «гений лет не имеет», но в силах преодолеть то, что «останавливает обыкновенные умы».

fgyuio

Бюрократизм и равнодушие общества к судьбе «маленького человека»

Народный гений Иван Иванович

Пользуясь несовершенством законодательства и исполнительной системы, наделенные властью люди могут пренебрегать исполнением законов для собственной выгоды, ущемляя права беззащитного «маленького человека», лишая его надежды на справедливость. Этому способствует бюрократизм чиновников, их равнодушие к чужим проблемам.

В момент полного отчаяния старушка знакомится с Иваном Ивановичем, ставшим ее спасителем. Он о себе почти ничего не рассказывает, производит впечатление темной личности. На вопрос женщины, какого он чина, отвечает, что его чин «из четырнадцати овчин», а рекомендациями он пренебрегает, оттого их нет. По Табели о рангах, учрежденном Петром I, к последнему 14 классу относились низшие чины.

Но есть у Ивана Ивановича гениальные по своей простоте мысли, и приятели, готовые за триста рублей его план исполнить. Сначала Иван Иванович производит впечатление очередного мошенника, пытающегося воспользоваться доверчивостью и наивностью старушки. Но небольшая сумма, которую он просит, наводит на мысль, что им руководят иные побуждения: не нажиться на чужой беде, а наказать зарвавшегося наглеца и восстановить справедливость. Себе он попросил двести рублей за идею и план, триста – исполнителю, который рискует своей свободой и может три месяца отсидеть в тюрьме за дебош.

Причем Иван Иванович берется за самые безнадежные дела. Он творчески одаренная личность, способен решить проблемы, которые неразрешимы для чиновников, блюстителей закона. Его хитроумный подход, стремление защитить обиженного, сохраняя при этом честность и благородство, являются чертами национального характера, как у героев традиционных русских сказок.

tyuiuiu

Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений»

Их взаимосвязь с проблемами современного общества

Николай Лесков в рассказе, написанном после эпохальных реформ Александра I, показал, что сущность государственной системы в пореформенное время осталась неизменной. По-прежнему судьбы простых людей нисколько не заботят чиновников, а закон «чем богаче, тем более прав» управляет жизнью. Бороться с несправедливостью могут помочь иногда неравнодушные, находчивые и честные простые сограждане. 

Общественные проблемы в рассказе «Старый гений», связанные с противоречиями между бесправием простого человека и различными злоупотреблениями влиятельных людей, уверенных в собственной безнаказанности, во многом отражают проблемы современного общества. Также процветают бюрократизм, взяточничество и коррупция государственных структур, игнорирование соблюдения законов людьми с капиталом и связями. Не осталось в далеком прошлом поверхностное, формальное отношение чиновников, стоящих на страже закона, к «мелочам жизни» обычных людей.

 

Словарь

1. Женская эмансипация – движение женщин за равные права с мужчинами, как в семье, так и в обществе.

2. Антинигилистический – направленный против деятельности нигилистов, радикально настроенных революционеров.

3. Либеральный – выступающий за свободомыслие.

4. Лженигилисты – извращающие идеи нигилизма, идеологии отрицания общепринятых норм и представлений, моральных ценностей.

5. Полемический – спорящий по каким-либо вопросам, утверждающий собственную точку зрения.

6. Рецензент – пишущий отзывы, рецензии.

7. Карикатура – преувеличенно искаженное сатирическое изображение.

8. Франт – одевающийся по последней моде.

9. Истица – подавшая иск в суд, обвинительница.

10. Ответчик – лицо, на которое подали в суд, нарушитель прав истца.

11. Инстанция – место учреждения в системе подчиненных друг другу организаций.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Рассказ был напечатан
11885 г.
21884 г.
31886 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
Героиня рассказа была
1Помещица
2Крестьянка
3Купчиха
Ответить
1
Вопрос: 3
Как называл автор молодого человека, не возвращавшего долг
1Господин
2Франт
3Щеголь
Ответить
2
Вопрос: 4
Какую сумму дала старушка в долг, заложив свой дом
110000
215000
320000
Ответить
2
Вопрос: 5
Почему старушка дала в долг молодому человеку
1Была его родственницей
2Под давлением и угрозой
3Была знакома с его матерью
Ответить
3
Вопрос: 6
Почему, получив положительное решение суда, старушка не могла вернуть долг
1Должнику не могли вручить судебное постановления, потому что он избегал встреч с представителями власти
2Необходимо было снова подать в суд
3Нужно было согласие должника
Ответить
1
Вопрос: 7
За какую сумму Иван Иванович и его подельник помогли старушке
11000 рублей
2500 рублей
33000 рублей
Ответить
2
Вопрос: 8
Подельника Ивана Ивановича звали «сербский сражатель», потому что он
1Ветеран войны Сербии против Турции
2Беженец из Сербии
3Сербский преступник
Ответить
1
Вопрос: 9
Какая проблема затронута Лесковым в рассказе
1Какая проблема затронута Лесковым в рассказе
2Отсутствие образования в обществе
3Проблемы дружбы и любви
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Рассказ был напечатан
1) 1885 г. 2) 1884 г. 3) 1886 г.
2 вопрос:

Героиня рассказа была
1) Помещица 2) Крестьянка 3) Купчиха
3 вопрос:

Как называл автор молодого человека, не возвращавшего долг
1) Господин 2) Франт 3) Щеголь
4 вопрос:

Какую сумму дала старушка в долг, заложив свой дом
1) 10000 2) 15000 3) 20000
5 вопрос:

Почему старушка дала в долг молодому человеку
1) Была его родственницей 2) Под давлением и угрозой 3) Была знакома с его матерью
6 вопрос:

Почему, получив положительное решение суда, старушка не могла вернуть долг
1) Должнику не могли вручить судебное постановления, потому что он избегал встреч с представителями власти 2) Необходимо было снова подать в суд 3) Нужно было согласие должника
7 вопрос:

За какую сумму Иван Иванович и его подельник помогли старушке
1) 1000 рублей 2) 500 рублей 3) 3000 рублей
8 вопрос:

Подельника Ивана Ивановича звали «сербский сражатель», потому что он
1) Ветеран войны Сербии против Турции 2) Беженец из Сербии 3) Сербский преступник
9 вопрос:

Какая проблема затронута Лесковым в рассказе
1) Какая проблема затронута Лесковым в рассказе 2) Отсутствие образования в обществе 3) Проблемы дружбы и любви
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1884 г.
2 вопрос: Помещица
3 вопрос: Франт
4 вопрос: 15000
5 вопрос: Была знакома с его матерью
6 вопрос: Должнику не могли вручить судебное постановления, потому что он избегал встреч с представителями власти
7 вопрос: 500 рублей
8 вопрос: Ветеран войны Сербии против Турции
9 вопрос: Какая проблема затронута Лесковым в рассказе