Русский язык

Урок 9: Глагол

Глагол

В художественной литературе 20 % от всего текста составляют глаголы, в разговорном стиле их до 30%. Об этой самостоятельной части речи говорили писатели, публицисты, ученые. Урок посвящен анализу глагольной лексики, ее синтаксическим ролям.

План урока:

Определение и признаки глаголов

Числа глаголов

Лица глаголов

Время глаголов

Синтаксическая роль глаголов в предложениях

 

Определение и признаки глаголов

В русском языке любой процесс, состояние или действие выражается через глагол. Писатель А. Н. Толстой однажды высказался так:

1 glagol

Название термина походит из старославянского языка и означает «глаголить» (другими словами – «говорить»).

Глаголы, в основном, выражают 3 типа действий:

  1. Процесс

Учитель объясняет урок.

Ребенок хорошо развивается.

Чайник нагревается на плите.

  1. Состояние

Мама заболела.

Папа спит.

На улице уже светает.

  1. Движение и положение в пространстве

Ваня сидит на диване.

Щенок лежит возле печи.

Артем стоит на месте.

Начальная (исходная) форма глаголов отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?». Она носит название «инфинитив», и имеет характерные окончания -ть/-ти/чь:

  • читать;
  • нести;
  • беречь.

Подробнее об инфинитиве пойдет речь на следующем уроке.

Глаголы отличаются постоянными и непостоянными морфологическими признаками – всего их 9. На этом уроке мы затронем несколько категорий.

 

Числа глаголов

Выделяют два числа глаголов – единственное и множественное.

Единственное число означает одно действие предмета:

  • Волк гонится за зайцем.
  • Школьник идет в цирк.
  • Огурец растет на огороде.

Множественное число подразумевает одновременные действия сразу нескольких предметов:

  • Волки гонятся за зайцем.
  • Школьники идут в цирк.
  • Огурцы растут на огороде.

Число – это непостоянный грамматический признак глаголов. При его изменении у глаголов меняется окончание. На процесс влияет число имени существительного, с которым глагол напрямую связан.

 

Лица глаголов

У глаголов есть ряд грамматических признаков, которые существенно выделяют их среди других частей речи. Один из таких признаков – лицо, которое выражает того, кто совершает действие.

Всего выделяют 3 формы глаголов – 1-ое, 2-ое и 3-е. Рассмотрим каждую форму подробнее.

1 лицо глагола отвечает на вопрос «Что делаю? Что делаем?» и означает, что действие совершает говорящий (один или вместе с другими людьми). Эта форма бывает единственного и множественного числа, и соотносится к местоимениям «я» и «мы»:

  • Я играю на скрипке.
  • Мы играем на скрипке.

У глаголов 1-го лица имеются специфические окончания. В единственном числе они имеют окончание -у/-ю, а во множественном числе – -ем/-им:

Я пишу реферат.

Я рисую картину.

Мы делаем уроки.

Мы готовим суп.

Личные окончания формы лица зависят от типа спряжения глаголов, но эта тема разбирается чуть позже.

 

2 лицо глаголов соотносится с местоимениями «ты» и «вы». Его вопросы: «Что делаешь?», «Что делаете?»:

Ты польешь цветы сегодня?

Вы польете цветы сегодня?

Глаголы 2-го лица тоже имеют специфические окончания. В единственном числе –

-ешь/-ишь, а во множественном – -ете/-ите:

Мама сказала мне: «Хорошо, что ты много читаешь».

«Дедушка рад, что ты строишь новый гараж», - сказала бабушка внуку.

Мама сказала детям: «Хорошо, что вы много читаете».

«Дедушка рад, что вы строите новый гараж», - сказала бабушка внукам.

3 лицо глагола соотносится с местоимениями «он», «она», «оно» или «они», и характеризуется вопросами «Что делает? Что делают?»:

  • Она собирает грибы.
  • Они собирают грибы.

 

Единственное число 3 лица имеет окончания -ет/-ит, а множественное число отличается окончаниями -ут (-ют) или -ат (-ят):

Он смотрит телевизор.

Малыш мечтает о новой игрушке.

Они думают о будущем.

Школьники сидят за партами.

Общая таблица по лицам глаголов:

2 glagol

Лицо – непостоянный признак глаголов, который указывает на того, кто производит действие. Всего выделяют 3 категории лица. У каждой из них есть свои грамматические окончания.

 

Время глаголов

Познакомимся с тремя формами времени глаголов. Это система противопоставленных друг другу категорий, которые определяют отношение действия ко времени его исполнения. Другими словами, время показывает, когда было совершенно действие. В современном русском языке выделяют прошедшее, настоящее, будущее время.

Первая категория времени показывает, что процесс или действие произошли до того момента, как о них начали говорить. Ее вопросы: «Что делал? Что сделал?»:

Тимур мыл посуду вчера.

Вова пришел домой час назад.

Прошедшее время имеет еще одну группу грамматических признаков глаголов – род. Чтобы образовать глагол мужского рода, нужно отбросить окончание -ть, которое присуще инфинитиву, и вместо него добавить суффикс -л-:

  • бежать → бежал;
  • думать → думал;
  • готовить → готовил.

Чтобы образовать глагол женского рода, нужно к суффиксу -л- добавить еще окончание -а:

  • бежать → бежала;
  • думать → думала;
  • готовить → готовила.

Для образования глагола среднего рода к суффиксу -л- добавляется окончание -о:

  • бежать → бежало;
  • думать → думало;
  • готовить → готовило.

Множественное число образовывается с добавлением суффикса -л- и окончания -и:

  • бежать → бежали;
  • думать → думали;
  • готовить → готовили.

Общая таблица по роду глагола выглядит так:

3 glagol

Глаголы прошедшего не изменяются по лицам, но в единственном числе имеют категорию рода.

Настоящее время глагола - это действие, которое происходит в данный момент. К нему будет уместно добавить наречие «сейчас»:

  • Я (что делаю?) пишу сочинение.
  • Собаки (что делают?) гавкают на улице.
  • Попугай (что делает?) чирикает в клетке.

С помощью настоящего времени демонстрируются регулярные действия и процессы:

  • На небе появляются звезды.
  • Петух кукарекает по утрам.
  • Утром все умываются.

Общая таблица формы настоящего времени выглядит следующим образом:

4 glagol

Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам. Они образовываются от основы настоящего времени глаголов с добавлением окончаний числа и лица. Такие глаголы не имеют категорию рода.

Переходим к будущему времени. Говоря о нем, нужно затронуть еще одну категорию глаголов – вид. Она указывает на длительность или завершенность действия. Выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида. Первая группа отвечает на вопрос «Что сделать?»:

  • Я вышел из дома.
  • Роман посадил дерево.
  • Петр влюбился.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «Что делать?». Они означают, что действие не окончено, не доведено до логического результата:

  • Котенок бежал к миске.
  • Она размышляла о жизни.
  • Ребенок играл с кубиками.

Детальнее виды глаголов будут изучаться на следующем уроке. Разбираемся, как эта категория влияет на эту форму времени.

Глаголы будущего времени - это действия после момента окончания речи. Выделяют две формы таких глаголов – простые и составные.

Первая форма, синтетическая, образовывается от глаголов совершенного вида с помощью родовых суффиксов. К ней можно применить вопрос: «Что сделать?»:

  • Светлана ответит на письмо через час.
  • Мы поставим стол позже.
  • Он напишет реферат завтра.

Вторая форма, аналитическая, присуща глаголам несовершенного вида. Она говорит о том, что действие будет регулярно повторяться или долго длиться. Создается с помощью глагола «быть» и инфинитива:

  • Я буду плакать.
  • Ты будешь смеяться.
  • Он будет красить.

Известный ученый М В. Ломоносов в середине XVIII века выделил 10 временных форм глаголов. По мере развития российского языкознания количество времен уменьшилось до трех – прошедшего, настоящего, будущего. Каждая форма имеет свои отличительные черты. Времена глаголов продолжают изучать в 6, 7 и 8 классах.

 

Синтаксическая роль глаголов в предложениях

Традиционно глаголы выполняют функции сказуемого – главного члена предложения. Они подчеркиваются двумя прямыми линиями:

Я иду в школу.

Мама сварила компот.

Мы будем играть в саду.

 

Начальная форма глаголов, инфинитив, настолько многогранна, что может представлять любой член предложения.

Он играет роль подлежащего, если стоит в начале предложения. Сказуемым выступает другой инфинитив, наречие или имя существительное:

Житьзначит работать.

Создавать крепкую семью – большой труд.

Любитьзначит верить.

 

Инфинитив берет на себя функции дополнения, если в предложении стоят два глагола, обозначающие объект и субъект действия. К инфинитиву применяются вопросы косвенных падежей.

Маша попросила меня помочь ей.

Маша – субъект. Она попросила (кого?) меня – объект действия. Попросила (о чем?) помочь ей.

Еще примеры:

Папа попросил маму (о чем?) поехать с ним в гости.

Учительница попросила школьников (о чем?) делать задание.

 

Инфинитив в предложении выполняет синтаксические функции несогласованного определения, когда он поясняет внутренние признаки имени существительного. К нему можно задать вопрос «Какое?», «Какая?»:

Была у меня заветная мечта – (какая?) уехать в столицу.

Мое желание (какое?) жить в горах становилось все сильнее.

Отец отдал приказ (какой?) не выпускать его из комнаты.

 

Если инфинитив представляет глаголы действия (ходить, бежать, ехать), то он выполняет функции обстоятельства цели. К нему сопоставимы вопросы «Зачем?» или « С какой целью?»:

Летом мы ездим в Крым (зачем?) отдыхать на море.

Мария Петровна уехала в санаторий (с какой целью?) поправить здоровье.

Глагол по синтаксическим признакам напоминает имя существительное, он тоже может выступать любым членом предложения. Чтобы правильно определить его синтаксические функции, важно задавать правильные вопросы.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Что обозначает глагол?
1Признак предмета
2Сам предмет
3Действие предмета
4Признак действия
Ответить
2
Вопрос: 2
Укажите ряд, в котором глагол находится в форме прошедшего времени:
1Мы попали в засаду.
2Дети любят играть на улице.
3Брату подарят самокат.
4Артисты выступают на сцене.
Ответить
1
Вопрос: 3
Какие грамматические особенности имеют глаголы настоящего времени:
1Склонение
2Число и лицо
3Род
4Род и число
Ответить
2
Вопрос: 4
Укажите ряд, в котором представлен глагол будущего времени составной формы:
1Розы зацветут в мае.
2Я буду читать стихи.
3Семья Воронцовых придет в гости вечером.
4Мы поговорим об этом завтра.
Ответить
2
Вопрос: 5
Укажите ряд, в котором глагол выполняет функции подлежащего:
1Жить – Родине служить.
2Людмила попросила у Аллы немного соли.
3Мы всегда мечтали отдохнуть в Испании.
4Стол стоит возле окна.
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Что обозначает глагол?
1) Признак предмета 2) Сам предмет 3) Действие предмета 4) Признак действия
2 вопрос:

Укажите ряд, в котором глагол находится в форме прошедшего времени:
1) Мы попали в засаду. 2) Дети любят играть на улице. 3) Брату подарят самокат. 4) Артисты выступают на сцене.
3 вопрос:

Какие грамматические особенности имеют глаголы настоящего времени:
1) Склонение 2) Число и лицо 3) Род 4) Род и число
4 вопрос:

Укажите ряд, в котором представлен глагол будущего времени составной формы:
1) Розы зацветут в мае. 2) Я буду читать стихи. 3) Семья Воронцовых придет в гости вечером. 4) Мы поговорим об этом завтра.
5 вопрос:

Укажите ряд, в котором глагол выполняет функции подлежащего:
1) Жить – Родине служить. 2) Людмила попросила у Аллы немного соли. 3) Мы всегда мечтали отдохнуть в Испании. 4) Стол стоит возле окна.
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Сам предмет
2 вопрос: Мы попали в засаду.
3 вопрос: Число и лицо
4 вопрос: Я буду читать стихи.
5 вопрос: Жить – Родине служить.