Литература

Урок 9: Анна Ахматова

Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой

В данном уроке представлена творческая биография Анны Андреевны Ахматовой, основанная на фактах автобиографии «Коротко о себе», дано определение акмеизма как литературного течения, рассмотрены основные темы лирики, особенности творчества, проанализированы некоторые произведения из курса школьной программы.

Обложка урока взята с источника.

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

Акмеизм - литературное направление Серебряного века

Этапы жизни и творчества Анны Ахматовой. Автобиография «Коротко о себе»

Особенности поэтического мастерства

Родина в творчестве А.А.Ахматовой

Значение творчества Ахматовой

 

Акмеизм - литературное направление Серебряного века

В 1911 г. символисты Н.Гумилев и С.Городецкий основали в Петербурге творческое объединение «Цех поэтов» для молодых литераторов. В 1912 г. издали манифесты[1] о создании нового литературного направления, названного акмеизмом, и разрыве с символизмом. Название этого направления происходит от греческого корня «akme» - что означает вершина, расцвет. Русский акмеизм провозглашал отказ от крайностей символистских устремлений к идеальному миру, его мистического восприятия; возврат к материальному миру, осязаемому и предметному, стремление к точности значения слова, к безупречности и простоте форм. Акмеисты определяли это течение, как «стихию непосредственной жизненности».

Самыми известными русскими акмеистами были Н.Гумилев, О.Мандельштам, С.Городецкий, А.Ахматова. Судьба акмеизма и его представителей трагична.

Этапы жизни и творчества Анны Ахматовой. Автобиография «Коротко о себе»

Анна Андреевна Горенко появилась на свет 11 июня 1889 г. в пригороде Одессы в семействе флотского инженера. У Анны было три сестры и два брата. Вскоре семья переезжает в Царское Село, где Анна жила до 16 лет. По собственным воспоминаниям, она научилась грамоте по азбуке, составленной Львом Толстым, заговорила на французском в пятилетнем возрасте, прислушиваясь к гувернантке, занимавшейся со старшими детьми. С 11-летнего возраста начала пробовать сочинять стихи. Училась в Мариинской гимназии. В 1903 г. в Царском Селе познакомилась и подружилась с юным поэтом, гимназистом Н.Гумилевым. В 16 лет стала подписываться псевдонимом Ахматова (по фамилии прабабушки), потому что отец, прочитав ее поэтические пробы пера, попросил никому их не показывать и не позорить его фамилии. В 1905 г. родители разошлись. После окончания гимназии в Киеве, училась на Высших женских курсах.

В 1910 г. венчалась с Гумилевым, окончившим курс в Сорбонне, и они переезжают в Петербург. Гумилев принял поэзию жены всерьез, настоял, чтобы она писала. С 1910 по 1912 совершила несколько поездок в Европу. В Париже познакомилась с Амадео Модильяни, тогда еще неизвестным художником, который был в нее влюблен и любил рисовать ее портреты. В Петербурге продолжила обучение на Высших историко-литературных курсах и примкнула к «Цеху поэтов». Вместе с другими акмеистами посещала поэтическое кафе «Бродячая собака», где впервые прочитала свои стихи публике и приобрела популярность.

В 1912 г. выпустила сборник «Вечер». Критиками была воспринята как декадентская[2] модная поэтесса, «единственная представительница дамской интимной лирики». Тем не менее ее талант был признан сразу. Впервые женщина стала не просто музой и объектом лирических переживаний, она сама заговорила о своих интимных чувствах, что раньше позволялось только мужчинам. Необычность и подлинность дарования умной, интеллигентной женщины выделяли ее среди представительниц салонной поэзии, поэтому Ахматову стали называть поэтом, а не поэтессой.

Многие стихотворения этого сборника стали всемирно известными. «Песня последней встречи» - лирическое описание сцены расставания с любимым после ссоры и внутреннего диалога героини. В стихотворении отражены особенности акмеизма: лаконичный сюжет, предельная ясность высказываний, передающие внутреннее состояние героини детали и предметы (перепутанная перчатка, три ступеньки, показавшиеся бесконечными, желание умереть, созвучное шелесту осенних кленов, равнодушный желтый свет свечей в спальне покинутого дома). «Сжала руки под темной вуалью» - маленькая новелла, рассказывающая о последних минутах расставания возлюбленных. В 12 строчках - сюжет целого романа. В деталях передан порыв героини оправдаться за причинённую обиду (жест рук, сжатых под вуалью, стремительный бег, задыхающийся крик) и состояние растерянности героя, понявшего обреченность отношений (идет шатаясь, спокойная и жуткая улыбка искривившегося от муки рта). Банальные фразы наполнены трагизмом. В последней реплике героя («Не стой на ветру») звучит не забота, а желание, чтобы та, которая причинила боль, ушла.

6

Тема любви в творчестве отражена необычно, Ахматова сломала стереотипы о женской лирике своей предельной откровенностью, чувственность сделала частью высокой литературы. Все стихотворения сборника имитируют лирический дневник: изображение места действия, указание времени событий, описание предметов и передача разговоров создает ощущение истории жизни реальной женщины. В раннем творчестве присутствуют признаки акмеизма: предметность, ясность изложения, точность значения слова, демонстративная простота и лаконичная форма.

В 1912 г. родился сын Лев. С Николаем Гумилевым она расстается, в жене он видел уже поэтического соперника, а не спутницу жизни. Когда хвалили стихи Ахматовой, он насмешливо замечал, что у Ани много талантов, она и по канве может вышивать неплохо. Но духовная связь между этими равными по таланту людьми никогда не прерывалась.В 1914 г. Ахматова издает сборник «Четки», в котором отмечали уже сложившийся особый «ахматовский» стиль.Публикует сборники «Белая стая» (1917 г.),«Подорожник» (1920 г.), в которых пишет о событиях первой мировой войны, революции и гражданской войны. Не понимая и не принимая революции ,она, тем не менее, отказывается от предложения Гумилева и друзей уехать с пятилетним сыном за границу.

fe3f6b9f4a09a9e399d050ba27172794
Николай Гумилёв, Лев Гумилёв, Анна Ахматова (Источник)

В 1920 г. узнала, что в эмиграции покончил с собой старший брат Андрей. В 1921 г. арестован и расстрелян Николай Гумилев за то, что не донес о подготовке контрреволюционного выступления, о котором случайно услышал. В 1922 г. Ахматова узнает, что в Киеве от голода умерла младшая сестра Ия. Ранее две сестры, Ирина и Нина, умерли от туберкулеза. Ахматова, тоже страдавшая туберкулезом, ожидала такой же участи. Темы болезни и смерти стали появляться в творчестве.В 1922 г. издает книгу «Anno Domini MCMXX» (в переводе с лат. «Лето Господне 1921») о тяжелом времени в истории России.В этом сборнике много стихотворений, выражающих гражданскую позицию. Хотя с 1922 г. усиливаются гонения на деятелей культуры и писателей, Ахматова вновь отказывается эмигрировать, как многие ее знакомые, решив разделить участь своей страны, несмотря на трудности. С 1923 г. по 1940 г. ее не печатают. Занимается переводами и пишет исследовательские работы о творчестве Пушкина.

В 1935 г. были арестованы сын Лев Гумилев и муж Николай Пунин, известный искусствовед. Ахматовой удалось их вызволить, написав письмо Сталину. В 1938 г. опять арестовали сына и осудили на 5 лет. Более семнадцати месяцев она проводит в очередях у тюрьмы «Кресты». С 1935 г. по 1940 г. пишет поэму «Реквием», ставшую мощнейшим явлением русской гражданской лирики и просто материнским проклятием сталинскому режиму.Поэму нельзя было хранить в рукописи из-за арестов мужа и сына. Ее сохранили в памяти близкие и друзья. Одна из подруг рассказывала о конспиративном ритуале Ахматовой. Когда приходили к ней в гости в коммунальную квартиру, она в своей комнате, громко разговаривая про чай и погоду, пальцем указывала на стены, дверь, потом, прикладывая его к губам, писала на листке текст стихотворения, который тут же заучивали наизусть, после этого Анна Андреевна листок сжигала. Ахматова – единственный человек, который написал о времени сталинских репрессий[3]. Никто из ее современников не осмелился этого сделать. Ни в чем не повинный Гумилев был расстрелян только за косвенное подозрение в подготовке заговора, близкий друг, поэт Осип Мандельштам осужден за одно стихотворение о Сталине и погиб в лагере. Только в 60-е годы поэма была восстановлена, опубликована в 1963 г. в Германии, а в России напечатана только в 1987 г.

Особенности поэмы «Реквием» состоят в том, что это сборник из 14 стихотворений-«молитв», объединенных общим лирическим сюжетом, описывающим арест, ожидание вестей, очереди женщин с тюремными передачами, мысли о сыне, приговор, обращение к смерти, состояние безумия, библейскую сцену распятия. Эти части обрамлены, как в традиционной поэме эпиграфом, посвящением, эпилогом. Образ лирической героини автобиографичен, но в то же время - это обобщённый образ всех женщин России, передающий их скорбь и плач по своим сыновьям и близким. Пронзителен образ времени в поэме, выраженный в словах, по которым видны его страшные приметы: тогда «все говорили шепотом», со свойственным всем «оцепенением», Ленинград – ненужный «привесок» возле тюрем, очередь под «Крестами», громыхание «черных марусь» - так называли в народе машины для перевозки заключенных.

foto
Тюрьма "Кресты". г. Санкт-Петербург (Источник)

В 1939 г. об Ахматовой вспоминают: ей предлагают вступить в Союз писателей, издают сборник с правильными, с точки зрения цензуры, стихотворениями. В 1940 г. журнал «Звезда» печатает стихотворение из цикла «Тайны ремесла» - «Мне ни к чему одические рати». В нем звучит тема творчества и отражены взгляды, берущие истоки в акмеизме: отказ от высоких жанров оды[4] и элегии[5], стремление к изысканной простоте и ясности, поэтизации обыденного «сора»:одуванчиков, лебеды и лопухов, «плесени на стене» и «запаха дегтя», всего, что может стать источником вдохновения.

В сентябре 1941 г. была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Ташкент. В эвакуации напишет лаконичное стихотворение «Мужество», напоминающее каждым весомым словом клятву, но в нем без патетики[6] говорится о чувстве общности со своим народом. Призывает сохранить «великое русское слово», оно – основа самобытности культуры и национального самосознания. В 1944 г. узнает, что сын освобожден и ушел добровольцем на фронт. Лев Гумилев дошел до Берлина и после победы вернулся домой.

В 1946 г. 12 раз приглашают на публичные выступления и поэтические вечера, готовится к изданию сборник стихов. После выступления на вечере поэзии в Колонном зале Дома союзов зал аплодировал Ахматовой стоя, так в то время рукоплескали только высокопоставленным партийным деятелям. Послевоенная публика стала другой: в зале были, в основном, фронтовики, люди, видевшие смерть на войне и потерявшие довоенный страх. Повторный вечер в Колонном зале отменен. Постановление ЦК ВКП (б) осудило ее «несоветское» творчество, она была исключена из Союза Писателей СССР. Книги запрещали печатать до 1951 г., когда будет восстановлено членство в Союзе писателей СССР.В это время зарабатывает переводами английской, французской, китайской и корейской литературы.

В 1949 г. арестовывают мужа Николая Пунина, который из лагерей больше не вернется, и сына, получившего по приговору 10 лет. По воспоминаниям Льва Николаевича, в первый раз он сидел за отца, как сын врага народа, потом за мать, на которую завели дело и собирали материалы для ее ареста. Ахматову заставили молчать, сделав заложником сына. Освобожденный только в 1956 г. Лев Гумилев, выдающийся ученый, отсидевший более 14 лет, был впоследствии полностью реабилитирован и признан невиновным по всем статьям.

В 1964 г. получила в Риме премию за вклад в мировую литературу «Этна Таормина». В 1965 г.- поездка в Лондон, ей присваивают почетную докторскую степень в Оксфорде.

Умерла 5 марта 1966 г. после четвертого инфаркта, похоронена в Комарово под Петербургом.

 

Особенности поэтического мастерства

Следует отметить особенности творчества Анны Ахматовой. Она привнесла в поэзию сложность и психологизм русского классического романа XIX в. У Ахматовой стихотворение – это сжатая реалистическая драма, лирические переживания обрастают сюжетом. Психологизмом пронизаны не только эмоции героев, но их жесты, мимика, детали одежды или обстановки, передающие внутреннее через внешнее. Ей удалось опоэтизировать непоэтические предметы и вещи: плесень она может назвать таинственной, двух стрекоз на «ржавом чугуне ограды» отразить как примету любви. Образы ее поэзии лишены лирической туманности, она избегает метафор и других средств поэтической выразительности.

Интересна эволюция лирической героини в поэзии Ахматовой от лиризма и драматизма к трагедийному восприятию жизни и философскому осмыслению. В раннем творчестве у ее героинь амплуа[7] роковой и сложной женщины, помимо воли приносящей несчастье. Проявляется умение представлять себя в различных жизненных ситуациях, разнообразных ролях. Лирическая героиня многолика: может быть женщиной из русского средневековья («Муж хлестал меня узорчатым»), мифической русалочкой («Мне больше ног моих не надо»), царевной из сказки («Ты поверь»), возлюбленной короля из старинной баллады («Сероглазый король») и др. Постепенно этот образ меняется, личные переживания отходят на второй план, героиня обретает гражданский голос; во времена репрессий, в военные годы лирическая героиня становится частицей своего народа. Особенностью лирики Ахматовой является то,что всегда в этом образе звучит женское начало и потребность любить.

 

Родина в творчестве А.А.Ахматовой

Впервые тема Родины появилась в стихотворениях о войне, вошедших в сборник «Белая стая». После революции Ахматова отказалась уехать в эмиграцию, хотя революцию не приняла, и разделила со страной трагическую судьбу. Ее решение не связано с политическими взглядами,оно было по сути нравственным и патриотическим. Это отразилось в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно»: поэт говорит о своем бесповоротном выборе в страшное время.«Не с теми я, кто бросил землю» - отклик за волну эмиграции после революции и определение своего места в жизни страны.

Городом, олицетворяющим Россию и ее историю, для Ахматовой стал Петербург, в который она была влюблена еще с царскосельской юности, образ любимого города часто присутствует в стихах. В стихотворении «Петроград» пишет о своем городе уже не от личного «я», а от имени всей России - «мы». Чувством единства со своим народом и страной проникнуты поэма «Реквием», военные стихи. В 1961г. напишет философское откровение «Родная земля» о том, что становится родной земля, принимая в себя прах наших близких, и этой родной землей суждено стать каждому на ней живущему, оттого в старину так чтили землю-матушку, носили, как святыню, в ладанках[8] на груди.

 

Значение творчества Ахматовой

Впервые в истории мировой литературы поэт-женщина заняла достойное место на поэтическом Олимпе. Ее раннее творчество сравнивали с поэзией древнегреческой поэтессы Сафо. Ахматова с самоиронией говорила о литературных заслугах в эпиграмме на свои стихи: «Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!».

Ахматова разрушила ложные представления о том, что женская поэзия ограничена только сферой любовных переживаний и пейзажной лирикой. Ее гражданская и философская лирика представляет интерес и в наше время. Творческая судьба Ахматовой не была простой: «во времена мытарств[9], во времена немыслимого быта» она пережила войны, революции, многолетние запреты, гонения, лишения, но осталась верной своему поэтическому призванию до конца жизни.

 

Словарь  

1. Манифест – торжественное письменное обращение о событиях исключительной важности

2. Декадентская поэзия – упадническая, разрушающая традиционные представления о жизни

3. Репрессии – массовые политические гонения, уничтожение инакомыслящих

4. Ода – лирическое произведение торжественного, возвышенного стиля

5. Элегия - печальное лирическое стихотворение с философскими размышлениями

6. Патетика – возвышенный, взволнованный тон высказывания

7. Амплуа –определенная, характерная роль актера

8. Ладанка – мешочек с оберегом или талисманом, который носили на груди

9. Мытарства – мучения, страдания

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Анны Ахматовой и место рождения:
11890 г. – 1965 г. Петербург
21889 г. – 1966 г. Царское Село
31889 г. – 1966 г. Одесса
Ответить
3
Вопрос: 2
К какому литературному течению принадлежала Ахматова:
1Символизм
2Футуризм
3Акмеизм
Ответить
3
Вопрос: 3
Как назывался первый сборник стихов Ахматовой:
1«Четки»
2«Вечер»
3«Подорожник»
Ответить
2
Вопрос: 4
Какое произведение было посвящено теме сталинских репрессий:
1«Реквием»
2«Мне голос был»
3«Мужество»
Ответить
1
Вопрос: 5
В каком учебном заведении Ахматовой присудили почетную докторскую степень:
1Оксфордский университет
2Университет Сорбонна
3Петербургский университет
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Анны Ахматовой и место рождения:
1) 1890 г. – 1965 г. Петербург 2) 1889 г. – 1966 г. Царское Село 3) 1889 г. – 1966 г. Одесса
2 вопрос:

К какому литературному течению принадлежала Ахматова:
1) Символизм 2) Футуризм 3) Акмеизм
3 вопрос:

Как назывался первый сборник стихов Ахматовой:
1) «Четки» 2) «Вечер» 3) «Подорожник»
4 вопрос:

Какое произведение было посвящено теме сталинских репрессий:
1) «Реквием» 2) «Мне голос был» 3) «Мужество»
5 вопрос:

В каком учебном заведении Ахматовой присудили почетную докторскую степень:
1) Оксфордский университет 2) Университет Сорбонна 3) Петербургский университет
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1889 г. – 1966 г. Одесса
2 вопрос: Акмеизм
3 вопрос: «Вечер»
4 вопрос: «Реквием»
5 вопрос: Оксфордский университет
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти