Математика

Урок 8: Нумерация чисел 11-20

Нумерация чисел 11-20

На этом уроке мы продолжим знакомиться с числами и выучим названия и последовательность чисел от 11 до 20. Мы узнаем, как они образуются, записываются и читаются. Научимся решать примеры, где компонентами выступают разрядные числа.
 

План урока:

Название и образование чисел от 11 до 20

Запись и чтение чисел второго десятка

Последовательность и сравнение чисел второго десятка

Сложение и вычитание вида 10+6, 16-6, 16-10

Добрый день. Ты готов к уроку? Предлагаю сегодня посмотреть мультфильм. Ты уже, наверное, догадался, что это будет не обычный мультик, а очень поучительный и даже образовательный мультфильм.

Его героев ты наверняка хорошо знаешь.

2wewe

Это Маша и Медведь. Ты видел много историй об этой веселой и озорной девочке-непоседе. Сегодня мы узнаем о новой интересной ситуации, в которую попала Маша.

 

Название и образование чисел от 11 до 20

Всем известно, что Маша большая сладкоежка. Медведь решил порадовать ее и купил для нее целый пакет конфет.

3wqw

Но пока он нес подарок домой, пакет порвался и конфеты стали понемногу высыпаться. Зашел Медведь в дом, позвал Машу и отдал ей угощение.

4erer

Развернула Маша пакет, а там только коробка с конфетами лежит. Открыла она коробку и начала считать: «Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять». Всего десять конфет оказалось в коробке.

5rwrwr

- Мишка! – закричала Маша. – Почему ты принес так мало конфет?!

Маша обиделась и чуть не заплакала.

6tetet

Прибежал Медведь. Заглянул в пакет. И схватился за голову. Понял он, что половину конфет растерял по дороге. Рассказал Медведь Маше, что конфет было больше, только они рассыпались и куда-то закатились.

Обрадовалась Маша и бросилась искать конфеты. Первую конфету она нашла тут же под столом и положила ее рядом с коробкой.

7tetet

- Мишка! – позвала Маша. – Я нашла конфету! Иди сюда, посмотри!

8gdgdg

Пришел Медведь, глянул на стол и сказал: «Теперь у тебя одиннадцать конфет!»

- Сколько, сколько? – переспросила Маша.

- Одиннадцать! – ответил Медведь.

- Первый раз слышу такое слово. Что оно обозначает? – удивилась Маша.

- Ну, смотри, - сказал Мишка, - у тебя в коробке было десять конфет. Десять – это десяток. В старину вместо слова «десяток» говорили «дцать».

9etetet

- Дцать! Дцать! – засмеялась Маша. – Какое смешное слово!

- А теперь у тебя есть еще одна – Мишка положил конфету на коробку. – Получается «один на дцать» или целое слово «одиннадцать».

10wtwt

- Одиннадцать – повторила Маша. – Поняла, это если у меня есть десять или десяток и еще один.

Маша принялась искать остальные конфеты. Она обшарила всю комнату.

11weqeq

Под диваном она нашла еще одну конфету и положила ее на стол.

12sfsf

- Мишка! – позвала Маша, - я нашла еще одну конфету. Иди, посмотри, сколько их теперь.

Медведь подошел к столу и сказал: «Теперь здесь двенадцать конфет».

8gdgdg

- Двенадцать, две-на-дцать – проговорила Маша.

- Ну да – сказал Медведь. - Вот смотри – десяток в коробке и еще две конфеты. Что получим?

13qrqr

- Поняла – десять и еще два – это число двенадцать. Очень интересно. Сейчас поищу еще конфеты – сказала Маша.

Она принялась оглядываться по сторонам и в углу за умывальником обнаружила конфетку.

14afaf

- Мишка! Я нашла третью конфету! Иди, посчитай, сколько их теперь – закричала Маша.

Медведь увидел на столе возле коробки с шоколадками еще три конфеты.

15wtwt

- Давай вместе разберемся – сказал Мишка. – Ты нашла уже три конфеты, а в коробке десять или десяток, который называли «дцать». Значит всего их тринадцать.

16tetwt

- Так значит нужно посчитать, сколько у меня отдельных конфет. От этого зависит название всего числа – поняла Маша. – Сейчас я сама попробую разобраться.

Она бросилась искать по комнате остальные конфеты. И нашла еще парочку.

17gsgsg

- Посмотрим, что у меня получится – сказала Маша и положила возле коробки еще одну конфету. – Теперь у меня четыре конфеты, кроме тех, что в коробке.

18twtwt

- Как там говорил Мишка? – вспоминала Маша. – Четыре – на – дцать.

- Мишка! У меня теперь четыренадцать конфет! – закричала она.

- Четырнадцать – поправил ее Мишка, - надо говорить «четырнадцать». Но посчитала ты все правильно, молодец.

19gsgsg

Маша положила рядом еще конфету.

20gsdgsg

- Смотри, Мишка, теперь возле коробки лежит пять конфет – сказала Маша, - значит всего конфет пять – на – дцать. Правильно?

- Пятнадцать! Молодец, ты все правильно поняла – похвалил медведь Машу.

21qqwqw

Обрадовалась Маша и побежала во двор искать остальные конфеты.

22wewe

Она нашла еще несколько конфет.

23eqeqe

Принесла их домой. Маша начала выкладывать на стол по одной конфете и пересчитывать то, что получалось. Вот какие числа она узнала.

24sfsf

25sfsf

26fsfsf

27gsgsg

- Мишка! – закричала Маша. – Иди быстрее сюда! Послушай, какие числа у меня получились: шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать. Правильно?

- Все верно – сказал Медведь. – Ты молодец! Вот тебе еще одна конфета.

Мишка положил на стол шоколадку.

28gsgsg

Маша принялась пересчитывать конфеты на столе. У нее получилось десять.

- А сколько теперь всего конфет? – спросила Маша. – В коробке десять и на столе десять.

- Я уже говорил, что десять – это десяток – сказал Мишка. - Смотри, что получилось. В коробке один десяток и на столе один десяток конфет.

29gsgsg

- Получается, у нас два десятка – сказала Маша.

- Правильно, - ответил Мишка. – Раз два десятка, то число называется «двадцать».

- Два –дцать – все понятно, это легко запомнить – обрадовалась Маша. – Я теперь знаю названия всех чисел от 11 до 20! Какая я молодец!

Маша принялась есть конфеты, а Медведь смотрел на нее и улыбался. Он был рад, что Маша поняла принцип образования чисел от 11 до 20.

30gsgsg

Запись и чтение чисел второго десятка

Медведь ушел в огород, а Маша осталась в доме.

- Мишка! Мишка! – вскоре раздался ее крик.

- Что случилось? – спросил Медведь, забежав в дом.

- Я пишу письмо Зайке, чтобы рассказать о новых числах, которые мы выучили – ответила Маша, - но не знаю, как их написать.

- Хорошо, я расскажу тебе о письменной нумерации чисел 11 – 20– сказал Медведь и принялся объяснять.

- Множество конфет, которые мы пересчитывали, состояло из двух частей – коробки, в которой было десять конфет (а это один десяток) и отдельных конфеток. Поэтому, чтобы записать эти числа нам нужно использовать две цифры. Такие числа называют двузначными.

Первая цифра должна показывать, сколько в нашем множестве десятков.

Вторая цифра обозначает количество отдельных конфет.

В математике количество целых десятков записывается в разряд десятков, а количество отдельных элементов в разряд единиц. У чисел второго десятка всего два разряда.

Десятки Единицы

- Давай покажу тебе это на примере твоих конфет – сказал Медведь.

- А я их уже съела, - ответила Маша – остались только палочки от леденцов.

- Хорошо, подойдут и палочки, - проворчал Мишка – только неси все палочки, которые у тебя есть.

Маша принесла палочки, и Медведь продолжил объяснения.

- Сначала отсчитаем десять палочек.

31sfsf

- Свяжем их в пучок. Теперь это целый десяток.

32sfsf

- Сколько ты видишь десятков? – спросил Мишка.

- Я вижу один такой пучок – ответила Маша.

- Правильно, у нас один десяток. А сколько отдельных палочек?

- Я их не вижу, отдельных палочек нет.

- Смотри, как надо записать это в нашу таблицу.

33fafaf

- У нас получилось число 10. Это наименьшее двузначное число. Ты его уже знаешь.

- Давай продолжим и положим еще одну палочку. Что ты видишь теперь?

34sfsf

- Я вижу один целый пучок и одну отдельную палочку.

- Верно. Раз отдельная палочка одна, то число называется одиннадцать. А в таблицу мы в разряд десятков пишем, что пучок 1 и в разряд единиц пишем, что палочка 1. 

35fsfsf

- Добавим еще одну палочку. Что получим теперь?

36fsfsf

- Теперь у нас один десяток и две отдельные палочки. Я знаю, раз палочек только две, то это число двенадцать – обрадовалась Маша.

- Все верно. Смотри, как это надо записать.

37fsfsf

- Обрати внимание! Когда мы называем число «двенадцать» - мы сначала называем сколько отдельных элементов – «два». А когда записываем это число цифрами, то сначала указываем количество десятков и только потом, количество отдельных единиц. 

38twtwt

- Я все поняла – обрадовалась Маша.

- Тогда сама запиши следующее число – попросил Медведь.

39gsgsg

- Я вижу три отдельные палочки и десяток – значит, это число тринадцать. В таблицу я запишу, что здесь 1 десяток и 3 единицы.

40gfsgsg

- Молодец, ты все правильно сделала. Запиши самостоятельно все остальные числа, чтобы закончить таблицу нумерации чисел от 11 до 20.

Вот что у Маши получилось.

41afafaf

Потом Маша положила еще одну палочку и у нее получилось 10 отдельных палочек.

42sfsfsf

- Мишка! – позвала Маша. – Что мне теперь делать?

Медведь посмотрел и сказал.

- У тебя получилось десять отдельных палочек – теперь их тоже нужно связать в целый пучок.

43sfsf

- Что ты видишь?

- У нас два десятка, а отдельных палочек нет. Это число двадцать. Как его записать? – спросила Маша.

- Так же, как и остальные – в разряд десятков запишем, что их 2, а в разряд единиц запишем 0, потому что у нас нет отдельных единиц.

44afafaf

- Теперь давай проверим, сможешь ли ты самостоятельно сделать запись чисел второго десятка – сказал Медведь. – Я буду называть количество десятков и единиц в числе, а ты скажешь, что это за число. Например, 1 десяток и 3 единицы.

- Это число тринадцать.

- Правильно.

44a

- Ура! Я теперь знаю, как можно записать все числа от 10 до 20. Это двузначные числа, у которых сразу записываем количество десятков, а потом количество единиц – обрадовалась Маша.

- Правильно. Скоро ты познакомишься с остальными двузначными числами, а пока тренируйся называть, записывать и показывать числа от 11 до 20 – похвалил ее Мишка.

 

Последовательность и сравнение чисел второго десятка

Маша решила проверить, как она запомнила названия и последовательность чисел от 11 до 20 и записала все числа второго десятка по порядку.

45fsfsf

Здесь она расположила числа в порядке возрастания, где каждое число больше всех предыдущих.

В запоминании этого ряда чисел нет ничего сложного, ведь последовательность чисел второго десятка похожа на последовательность чисел первого десятка.

46fsfsf

Мишка решил проверить, как Маша запомнила запись и название чисел второго десятка и предложил ей такое задание.

47fsfsf

48gsgsgsg

У каждого числа есть свои «соседи». Они называются предыдущее и последующее число.

Чтобы лучше запомнить последовательность чисел, Маша решила потренироваться называть «соседей» этих чисел. Например, она выбрала число 14.

49gfsgsg

Можно взять и другие числа, чтобы определить их соседей.

50gsggsg

Умение правильно называть «соседей» числа очень пригодится при решении примеров, у которых слагаемое или вычитаемое 1.

50a

Если прибавить 1, получим последующее число. Например, 15 + 1 = 16.

Если вычесть 1, получим предыдущее число. Например, 19 – 1 = 18.

Маша легко справилась с этим заданием и тогда Медведь объяснил ей, как можно, зная последовательность натуральных чисел, можно быстро и легко сравнивать числа.

Он назвал ей два числа 16 и 12 и предложил найти их в числовом ряду.

51fafaf

Число 16 стоит в числовом ряду дальше, чем число 12 – значит оно больше. Тогда число 12 будет меньше. 

16 > 12

Мишка предложил Маше рассмотреть другие пары чисел и сравнить их.

51scrin

Маша с легкостью выполнила все задания, ведь она хорошо запомнила последовательность чисел 11 – 20.

Сложение и вычитание вида 10+6, 16-6, 16-10

Вечером Медведь, окончив все свои дела, вошел в дом и сел отдохнуть. Маша стала его просить, чтобы он рассказал ей еще что-то интересное о числах. Мишка согласился, но сначала предложил ей поиграть в игру.

Медведь называл числа, а Маша показывала их с помощью палочек.

- Покажи число шестнадцать – попросил Мишка.

- Это легко – ответила Маша. - Число записывается так – 16. Значит в нем 1 десяток и 6 единиц.

Маша положила на стол палочки.

52dadada

- Правильно - сказал Мишка. – Один десяток мы обозначим числом 10, а шесть единиц – числом 6. Множество палочек, которое мы обозначаем числом 16, состоит из двух подмножеств в которых 10 и 6 элементов.

53afafaf

В математике это записывается так: 16 = 10 + 6. Это называется представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Слагаемое 10 показывает, сколько всего элементов в разряде десятков. В числе 16 – 1 десяток, а 1 десяток это 10 единиц.

Слагаемое 6 показывает, сколько всего элементов в разряде единиц.

Числа 10 и 6 в данном случае называются разрядными числами.

Мишка предложил Маше и другие числа от 11 до 20 представить в виде суммы разрядных слагаемых.

Вот что у нее получилось.

11 = 10 + 1

12 = 10 + 2

13 = 10 + 3

14 = 10 + 4

15 = 10 + 5

16 = 10 + 6

17 = 10 + 7

18 = 10 + 8

19 = 10 + 9

Мишка ее похвалил, ведь Маша написала все правильно. И продолжил свое объяснение.

- Это правило можно использовать и в обратном порядке. Например, ты легко можешь назвать сумму чисел 10 и 6. Ведь 10 – это 1 десяток. Если к 1 десятку добавить 6 единиц, то получим число 16.

10 + 6 = 16

Потом Мишка начал рассказывать, как можно легко выполнить вычитание из чисел второго десятка разрядное число.

- Давай вспомним о множестве, которое обозначает число 16.

53afafaf

Если из этого множества убрать одно из подмножеств, то останется другое подмножество.

54ssgsg

Мы из числа 16 убрали все элементы разряда десятков. Значит останутся только элементы разряда единиц. Математическая запись выглядит так: 16 – 10 = 6.

А теперь из множества числа 16 уберем все элементы разряда единиц и останутся только элементы разряда десятков.

55tgwr

Записывается это так: 16 – 6 = 10.

- Это очень легко – сказала Маша – даже считать ничего не надо или таблицы учить.

- Верно – ответил Мишка. –Ты можешь легко решить пример, в котором вычитаемое является разрядным числом. Для этого нужно уменьшаемое представить в виде суммы разрядных слагаемых и убрать соответствующие элементы одного из разрядов.

- Потренируйся самостоятельно решить примеры:

56gdgdg

57gsgsg

- Ты со всем справилась – похвалили Медведь Машу. – А теперь пойдем пить чай – у меня для тебя есть еще несколько вкусных конфет.

Маша с радостью согласилась.

58gsgsg

Вот и закончился наш мультфильм. Надеюсь, ты вместе с Машей запомнил, как образуются числа в пределах 11 – 20, освоил запись и чтение чисел второго десятка и научился решать примеры, в которых компоненты являются разрядными числами. Чтобы проверить, как ты усвоил этот материал, выполни тестовые задания. 

 В материалах урока использованы кадры из м/с "Маша и Медведь", 2007

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Укажи, сколько палочек на картинке:

test1

1Шестнадцать
2Восемь
3Восемнадцать
4Семнадцать
Ответить
3
Вопрос: 2
На какой картинке 14 палочек?
1

test21

2

test22

3

test23

4

test24

Ответить
4
Вопрос: 3
Найди ошибку:
118 – восемнадцать
212 – двадцать
314 – четырнадцать
416 – шестнадцать
Ответить
2
Вопрос: 4
Укажи число, в котором 1 дес. 9 ед.:
119
29
310
420
Ответить
1
Вопрос: 5
Укажи «соседей» числа 12:
111 и 14
210 и 11
311 и 13
413 и 14
Ответить
3
Вопрос: 6
Укажи правильные неравенства (три ответа):
114 < 16
218 < 20
317 > 13
419 < 15
Ответить
123
Вопрос: 7
Укажи разрядный состав числа второго десятка (два ответа):
114 = 5 + 9
214 = 10 + 4
314 = 7 + 7
414 = 4 + 10
Ответить
24
Вопрос: 8
Укажи правильный ответ: 13 – 10 =
13
210
34
412
Ответить
1
Вопрос: 9
Укажи правильный ответ: 19 – 9 =
19
218
311
410
Ответить
4
Вопрос: 10
Выполни сложение: 10 + 8 =
19
218
38
419
Ответить
2
Вопрос: 11
Укажи правильный ответ: 16 + 1 =
115
218
37
417
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Укажи, сколько палочек на картинке:

test1


1) Шестнадцать 2) Восемь 3) Восемнадцать 4) Семнадцать
2 вопрос:

На какой картинке 14 палочек?
1)

test21

2)

test22

3)

test23

4)

test24

3 вопрос:

Найди ошибку:
1) 18 – восемнадцать 2) 12 – двадцать 3) 14 – четырнадцать 4) 16 – шестнадцать
4 вопрос:

Укажи число, в котором 1 дес. 9 ед.:
1) 19 2) 9 3) 10 4) 20
5 вопрос:

Укажи «соседей» числа 12:
1) 11 и 14 2) 10 и 11 3) 11 и 13 4) 13 и 14
6 вопрос:

Укажи правильные неравенства (три ответа):
1) 14 < 16 2) 18 < 20 3) 17 > 13 4) 19 < 15
7 вопрос:

Укажи разрядный состав числа второго десятка (два ответа):
1) 14 = 5 + 9 2) 14 = 10 + 4 3) 14 = 7 + 7 4) 14 = 4 + 10
8 вопрос:

Укажи правильный ответ: 13 – 10 =
1) 3 2) 10 3) 4 4) 12
9 вопрос:

Укажи правильный ответ: 19 – 9 =
1) 9 2) 18 3) 11 4) 10
10 вопрос:

Выполни сложение: 10 + 8 =
1) 9 2) 18 3) 8 4) 19
11 вопрос:

Укажи правильный ответ: 16 + 1 =
1) 15 2) 18 3) 7 4) 17
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Восемнадцать
2 вопрос:

test24

3 вопрос: 12 – двадцать
4 вопрос: 19
5 вопрос: 11 и 13
6 вопрос: 14 < 16
6 вопрос: 18 < 20
6 вопрос: 17 > 13
7 вопрос: 14 = 10 + 4
7 вопрос: 14 = 4 + 10
8 вопрос: 3
9 вопрос: 10
10 вопрос: 18
11 вопрос: 17