Литература

Урок 8: И.С. Тургенев

Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева

Познакомимся с творчеством Тургенева, а также его самыми известными произведениями, такими как "Записки охотника" и "Отцы и дети"

План урока:

Краткая биография и творческий путь

«Записки охотника». Человеческие типы и образ рассказчика

Роман «Отцы и дети». История создания и идейно-художественное своеобразие

Образ Базарова. Духовный конфликт героя

Оппоненты Базарова и его сторонники, их нравственная и социальная позиция

Любовные сюжетные линии в романе

Роман «Отцы и дети» в русской критике

Значение творчества Тургенева

 

Краткая биография и творческий путь

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 г. 3 ноября в семье родовитых дворян. Его детство прошло в поместье Спасское-Лутовиново, он получил прекрасное образование и весьма строгое воспитание из-за деспотичного нрава матери, властной помещицы, но образованной и умной женщины. Уже в детстве говорил и читал на трех языках. Факты жизни Тургенева, семейные драмы и непростые отношения родителей были отражены впоследствии в рассказе «Муму», повести «Первая любовь».

После переезда в Москву его в 9 лет определили в пансион, в 15 лет Иван Тургенев поступает в Московский университет на словесное отделение, спустя год перевелся в Петербургский университет на филологическое отделение философского факультета, окончил который в 1837 г. в звании кандидата. Продолжил научные занятия философией и изучение древних языков в Берлинском университете. После окончания курса путешествует по Италии, Франции, Голландии, Англии, в 1841 г. возвращается в Россию, непродолжительное время служит в Министерстве внутренних дел.

Свой путь в литературе начинал как стихотворец в 1838 г., занимался поэтическим творчеством до 1843 г., после пишет пьесы и прозу. В 1847 г. опубликует рассказ «Хорь и Калиныч», положивший начало «Запискам охотника», сборника из 25 очерков, который закончит в 1852 г. После утвердился уже как прозаик, создал несколько повестей и 6 романов. Заключительным его творением станет цикл «Стихотворения в прозе».

В 1843 г. Тургенев познакомился с Полиной Гарсиа, в замужестве Виардо, и посвятил ей стихотворение «В дороге», к которому написал музыку гусарский офицер и одаренный музыкант Эраст Абаза. До сих пор «Утро туманное, утро седое» известно, как популярный цыганский романс.

Полина Виардо, знаменитая парижская оперная певица испанского происхождения произвела неизгладимое впечатление своим пением. Эта умная, талантливая женщина будет самой его сердечной привязанностью почти 40 лет.

В 1845 г. Тургенев подает в отставку и подолгу проживает во Франции или Германии. Знакомится со многими знаменитыми литераторами: Жорж Санд, Мериме, братьями Гонкурами и др. Он создает вместе с французскими писателями Флобером, Доде, Золя, Эдмоном Гонкуром «кружок пяти», к которому примкнет позже Мопассан, называвший Тургенева своим учителем. Среди них он пользовался непререкаемым авторитетом в вопросах литературы, благодаря ему русская литература стала популярной в Европе, Мериме стал изучать русский язык и одним из первых переводить Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Сам Тургенев много пишет и постоянно занимается переводами на французский и английский языки произведений русских писателей.

В 1852 г. за публикацию статьи «Некролог о Гоголе» был арестован, спустя месяц сослан в Спасское-Лутовиново, где пробыл полтора года, на 3 года было запрещено покидать Россию. В 1856 г. опять уезжает во Францию.

Хотя большую часть жизни Тургенев прожил в Европе, Россию считал своим «духовным убежищем». Умер 3 сентября 1883 г. в предместье Парижа, похоронен на Волковом кладбище Петербурга.

 turg

«Записки охотника». Человеческие типы и образ рассказчика

Интересна история создания цикла «Записок охотника». Издателям Некрасову и Панаеву не хватало материала для первого номера журнала «Современник», они попросили у Тургенева что-нибудь небольшое. У Тургенева был этнографический очерк «Хорь и Калиныч», описывающий реальные события и впечатления от встреч с людьми во время охоты, и он, хотя не предполагал публиковать, отдал его для журнала. Так рассказ был напечатан в разделе «Смесь» в конце номера и неожиданно стал новым открытием в литературе. Со временем были написаны еще 24 очерка, объединенных образом рассказчика, составившие отдельную книгу «Записки охотника».

Впервые в «Записках» полноправными героями стали крестьяне. Их взгляды на природу и жизнь, особенности крестьянского быта, семейных отношений получили отражение в этих рассказах. Но Тургенев не просто бытописатель, ему удалось не только рассказать о жизни русского мужика, но и заглянуть в его душу, рассмотреть немало возвышенных чувств, понять сложные и разнообразные мировоззрения.

У Тургенева сопоставление крестьян и помещиков получилось далеко не в пользу последних. Герцен написал, что крестьяне у Тургенева «больше похожи на людей», чем о них думали, а «Записки охотника» являются «поэтической обвинительной речью против крепостничества».

В героях «Записок охотника» Тургенев изобразил множество разнообразных человеческих типов, каждый из которых интересен по-своему. Это рачительный Хорь и романтик Калиныч, правдоискатель Касьян с Красивой Мечи, талантливый самородок Яшка Турок из «Певцов» или стерегущие ночью табун лошадей крестьянские мальчишки из «Бежиного луга», которым пришлось работать с раннего детства и довелось рано повзрослеть, но в душе они остались детьми, верящими в шкодливых домовых, зеленоволосых русалок, лесную нечисть и привидения.

Рассказчик предстает просто как свидетель событий, в которые он не вмешивается и не дает своей оценки.В «Записках охотника» автор раскрыл свой талант проникновенного пейзажиста и тонкого психолога, в них были заложены основы будущих романов.

zapiskiohotniki

 

Роман «Отцы и дети». История создания и идейно-художественное своеобразие

Роман был начат в 1860 г., завершен через год, опубликован был в 1862 г.в «Русском вестнике». В начале повествования указано время действия – 1859 г., этим подчеркнуто, что в романе отражены предреформенные годы. Тургенев предельно объективно стремился показать общественные настроения и различные отношения к выбору пути развития России. Одно из радикальных молодежных движений составляли студенты-нигилисты. В словаре Даля слово «нигилизм» (от лат. nihil — «ничто») определялся как «безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать».

Роман назван не во имя главного героя, в названии обозначена проблема конфликта взаимоотношений разных поколений и идейных противников, автор попытался объединить злободневное и вечное.

Повествование выстроено как путешествие главного героя. С этим связана кольцевая композиция: действие попеременно происходит в имении Кирсановых Марьино, в усадьбе Одинцовой Никольском и в селе Базарово. В этом круговом движении значительные перемены происходят в сознании Евгения Базарова, хотя в начале он кажется личностью уже окончательно сформировавшейся. На фоне встреч и конфликтов с разными людьми проявляется главный, внутренний конфликт самого Базарова, с образом которого связаны все сюжетные нити.

В романе интересен контекст не только исторический, идеологический, социальный и бытовой, но пейзажный. Так из описания природы в угодьях Кирсановых уже в начале сюжета можно получить представление об исторических реалиях и быте крепостных. Скудный пейзаж не очень украшают следы пребывания человека. Совсем неживописны речки с обвалившимися берегами, пруды с разрушенными плотинами, вросшие в землю избенки с соломенными растрепанными кровлями, опустевшие гумна, полуразрушенные церкви, разоренное кладбище с покосившимися крестами. Все это выдает в Николае Петровиче неумелого помещика и нерачительного хозяина. Видя все это, его сын Аркадий грустно делает вывод о необходимости преобразований.

Состояния героев тоже связаны с природой, которая не является просто объектом созерцания, а присутствует в жизни человека непостижимой, таинственной и стихийной силой, связанной с понятием вечности так же, как любовь, зарождение жизни и смерть.

Хотелось бы отметить некоторые особенности изображения. Повествование проникнуто тайным психологизмом. Тургенев считал, что, понимая и «чувствуя корни явления», нужно беспристрастно представлять только само явление, избегая авторской оценки. Характеры героев и их чувства выражены в деталях портретов, мимике, жестах, интонации и речевых особенностях.

otciideti
Фильм "Отцы и дети", 2008 г. 

Образ Базарова. Духовный конфликт героя

Прообразом главного героя для писателя стала личность знакомого, рано умершего провинциального врача Павлова, который был увлечен зарождающими идеями нигилизма, и некоторые черты мировоззрения критика Добролюбова.

Так в литературе появился новый герой-разночинец. Отец Базарова был военным лекарем, мать - обедневшая дворянка, а дед «землю пахал. Базаров выделяется своей внешностью. Он высокого роста, длинноволосый, с широким лбом и зеленоватыми глазами, со спокойной улыбкой на самоуверенном и умном лице. У него большие и красные руки, голос глухой, речь простая и грубая, походка стремительная и твердая, одет в длинный балахон с кистями и широкополую шляпу. Он человек незаурядный, умный, деятельный, изучающий в университете медицину, увлекающийся естественными науками.

Но это не герой-деятель, а герой-разрушитель. Он проповедует идеи нигилизма, отрицая существующий общественный строй и религию, все признанные авторитеты, принципы,законы и идеалы, обычаи народа, ибо «народ сам себя не понимает». Скептически относится к «бесполезному» искусству, в природе ценит не красоту, а практичность, в любви видит лишь физиологические проявления, чувства объясняет, как рефлексы, химические и биологические реакции. Отстаивая свои социальные и нравственные позиции, Базаров в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым всегда выходит победителем, его доводы кратки и просты.

Базаров – идейный «хирург» социальных болезней, верящий, что насильственным путем можно перекроить жизнь. Тургенев, хотя и отрицал подобные взгляды, отдает должное самоотверженности и высоким духовным качествам героя.

На протяжении романа мы видим динамику образа Базарова. Никому из окружающих не удалось оспорить убедительные суждения Базарова. Все, что он утверждал, оспорено самой жизнью. В начале он тотальный[1] нигилист, но любовь к Одинцовой заставит усомниться в своих убеждениях. Из непоколебимой стены его нигилизма выбили один кирпич, и стена начала разрушаться. Базарова охватывает какая-то вселенская тоска, он называет себя «самоломаным».

Он разочарованно говорит о бессмысленности стремлений к тому, чтобы у каждого «последнего мужика была белая и чистая изба, как у старосты». Когда «Россия достигнет совершенства», ему никто не скажет спасибо, а из него к тому времени «лопух будет расти». Природа для него все-таки не просто «мастерская», а «храм», в лесу он ищет уединения, вспоминает о любимом дереве, у которого в детстве загадывал желания. Базаров трагически одинок и не мог вписаться в жизнь.

Нелепая кончина от заражения крови не позволила воплотиться честолюбивым замыслам Базарова. Умирая, он говорит, что у него были гигантские задачи, «думал наломать дел много», а судьба распорядилась иначе. После его смерти жизнь других особо не изменится, только его родителей ожидает трагический и противоестественный исход: они ходят молиться на могилу своего единственного сына. Заканчивается роман словами про жизнь бесконечную, взятыми из заупокойной молитвы.

bazarovfilm
Фильм "Отцы и дети", 2008 г. 

 

Оппоненты Базарова и его сторонники, их нравственная и социальная позиция

Система действующих лиц выстроена так, что отношения с Базаровым раскрывают их внутреннюю сущность.

Павел Петрович – антагонист[2] Базарова. Он надменный аристократ и англоман, даже в деревне строго следит за своей внешностью. Учился когда-то в Пажеском корпусе, слыл «светским львом» в высшем обществе. У него изысканные и безукоризненные манеры. Считает себя человеком либеральных и прогрессивных взглядов, но разговаривая с крестьянами «морщится и нюхает одеколон», а к Базарову нетерпим, он для него - плебей[3] и «лекаришка». Они не только люди разных поколений, но и диаметрально противоположных мнений. Кирсанов раздражено критикует взгляды Базарова, ломающие устоявшиеся представления о жизни. А Базаров иронически отмечает пустословие и безделье Павла Петровича. Постепенно неприязнь перерастает в открытый конфликт Базарова и Кирсанова, закончившийся дуэлью, похожей на фарс[4], ибо в этом поединке пострадала от ранения только ляжка Павла Петровича.

У Базарова есть своеобразные ученики, но для них нигилизм – некое модное увлечение. Аркадий Кирсанов пытается понять и вникнуть в суждения своего друга, поддерживает его в спорах и говорит «мы», подчеркивая единство взглядов. Но он по натуре романтик, а не циник, как Базаров, и начинает со временем отдаляться от этой дружбы.

Виктор Ситников тоже считает себя нигилистом и продолжателем дела Базарова. Но чужие умные мысли для него это всего лишь внешний модный атрибут, как и его щегольские и безвкусные наряды. Он назойлив и глуп, Базаров называет его олухом. Его приятельница Евдоксия Кукшина считает себя эмансипированной дамой, поэтому даже свое имя переделала в Eudoxie, она намерено эстетично курит, но одета неопрятно и растрепана, комната ее усыпана окурками. Ее «передовые» взгляды лишь прикрывают развязность, вульгарность и нечистоплотность.

Тургенев писал, что если «нигилизм Базарова преувеличить, то возникнут Ситников и Кукшина», карикатуры на прогрессивные преобразования.Даже «просвещенный» слуга Кирсановых Петр старается быть человеком нового времени: у него разноцветные волосы и серьга в ухе, но он глуп, к концу романа еще больше тупеет и начинает манерно корежить слова, что кажется ему верхом образованности.

Любовные сюжетные линии в романе

В романе несколько любовных историй, которые играют особую роль в жизни героев, через это чувство раскрывается их человеческая природа, делая одних счастливыми, а других нет.

Для Павла Петровича любовь стала тяжелым испытанием, сломала его жизнь. Рассказанная Аркадием история дяди и его возлюбленной графини Р., потеряв которую тот чуть не сошел с ума, а после ее смерти стал затворником в деревне, у Базарова вызвала лишь насмешку тем, что глупо все «поставить на карту женской любви» и страдать.

Но то, над чем Базаров смеялся, называя белибердой, дурью и художеством, заставит страдать и его. Базаров считал романтические «рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни», не верил во власть любви над человеком, а она настигла его как рок, и он признался, что «полюбил глупо, безумно». Тогда открылась настоящая сущность Базарова, а не в спорах с Павлом Петровичем.

При первой встрече с Анной Сергеевной Одинцовой, молодой богатой помещицей, Базаров с восхищенным цинизмом оценивает ее красоту, «богатое тело, которое хоть сейчас в анатомический театр», а познакомившись, отметил, что она «баба с мозгом». Приняв приглашение Одинцовой, Аркадий и Евгений гостят в Никольском около двух недель. Базаров понимает, что испытывает к ней сильное чувство и признается в любви. Но Анна Сергеевна, хотя ее привлекали ум и неординарность Базарова, испугалась этого страстного порыва и отвергла его. Ей было приятно «погладить по шерсти волка, лишь бы он не кусался», но все же душевное спокойствие и комфорт были дороже. Она сознательно не приемлет буйство страстей, держится «холодно и строго», словно сама «себя заморозила», в ее размеренной жизни все «катилось как по рельсам». Со временем она найдет себе спутника, но не по любви, а по убеждениям.

Не в силах подавить в себе чувства, Базаров пытается сначала найти спасение в работе и научных занятиях, но постепенно теряет ко всему интерес, его настигают уныние и тоска. И смерть была не такой уж случайной, он как медик понимал, что заразился, вскрывая труп, но не предпринимал ничего четыре часа. Он окончательно признает бессилие своего нигилизма: «попробуй отрицать смерть», которая сама тебя отрицает. Умирающий Базаров, прощаясь с Одинцовой, открывает перед ней свою романтическую душу, просит поцелуем задуть «умирающую лампаду».

Обретут любовь и семейное счастье Николай Петрович с Фенечкой и Аркадий с Катей. Доброжелательный и чуткий Николай Петрович, над идеализмом которого потешался Базаров, не понимая, как в деревне можно играть на виолончели и читать Пушкина, споров избегал и мнений своих старался не высказывать, но совершил по тем временам довольно прогрессивный для «отцов» поступок. Пренебрегая сословными предрассудками, он, дворянин, обвенчался с крестьянской девушкой. Николай Петрович принимает жизнь с благодарностью и ощущает себя счастливым человеком.

Влюбленный сначала в Одинцову Аркадий находит утешение в общении с ее младшей сестрой. С Катей ему легко и просто, постепенно привязанность перерастает в любовь. Аркадий с женой переезжает в Марьино, где они живут большой семьей. Он становится последователем своего отца.

odincovabazar
Фильм "Отцы и дети", 2008 г. 

 

Роман «Отцы и дети» в русской критике

После выхода романа разгорелась острая дискуссия. Писарев в образе Базарова увидел лучшего представителя «молодого поколения», говорил, что «базаровщина – болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать». Всего Писарев написал три статьи о романе: «Базаров», «Реалисты», «Мыслящий пролетариат». Критик Антонович в статье «Асмодей нашего времени» обвинил Тургенева в клевете на демократов-разночинцев и в поддержке реакционных кругов.

О романе появилось немало публикаций. Одни Тургенева обвиняли в нападках на передовую молодежь, другие даже в поддержке террористов. В 1862 г. вследствие поджогов в Петербурге произошли массовые пожары. Консервативная[5] пресса обвиняла студентов-радикалов, а роман «Отцы и дети» называла революционной прокламацией[6]. Журналы «Современник» и «Русское слово» были закрыты, заведены уголовные дела, публицисты Чернышевский и Писарев были арестованы на время следствия.

Сам Тургенев не принимал ни одной точки зрения. Его современники видели в романе, в основном, общественную актуальность и идеологическую составляющую, но не менее интересны эстетическая и нравственная стороны.

 

Значение творчества Тургенева

В историю мировой литературы Иван Сергеевич Тургенев вошел как один из создателей классического романа. Писателя признавали превосходным пейзажистом и стилистом, его повествовательная манера отличается лаконичностью, изысканной простотой и тайным психологизмом.

Тургенев оказал огромное влияние на развитие европейского романа, его считали пропагандистом русской литературы в Европе. Был членом-корреспондентом Академии наук, ему была присуждена почетная докторская степень Оксфордского университета.

 

Словарь

1. Тотальный - полный, всеобъемлющий.

2. Антагонист – соперник, противник, противодействующий другому человеку.

3. Плебей – человек низкого происхождения.

4. Фарс – комедия с легким, игривым содержанием.

5. Консерватизм – приверженность к традиционным ценностям, неприемлемость радикальных преобразований.

6. Прокламация – текст агитационного характера.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни И.Тургенева
11818 г. – 1883 г.
21821 г. – 1881 г.
31812 г. – 1891 г.
Ответить
1
Вопрос: 2
Какой рассказ положил начало «Запискам охотника»
1«Бежин луг»
2«Певцы»
3«Хорь и Клиныч»
Ответить
3
Вопрос: 3
В каком году был опубликован роман «Отцы и дети»
11862 г.
21861 г.
31859 г.
Ответить
1
Вопрос: 4
Какая характеристика относится к Базарову
1Аристократ, либерал, англоман
2Медик, разночинец, нигилист
3Помещик, эстет, романтик
Ответить
2
Вопрос: 5
Кто был основным идейным соперником Базарова
1Николай Петрович
2Аркадий Николаевич
3Павел Петрович
Ответить
3
Вопрос: 6
Кто считал себя прогрессивной и эмансипированной женщиной
1Одинцова
2Кукшина
3Фенечка
Ответить
1
Вопрос: 7
Кто из критиков дал положительную оценку образа Базарова
1Добролюбов
2Антонович
3Писарев
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни И.Тургенева
1) 1818 г. – 1883 г. 2) 1821 г. – 1881 г. 3) 1812 г. – 1891 г.
2 вопрос:

Какой рассказ положил начало «Запискам охотника»
1) «Бежин луг» 2) «Певцы» 3) «Хорь и Клиныч»
3 вопрос:

В каком году был опубликован роман «Отцы и дети»
1) 1862 г. 2) 1861 г. 3) 1859 г.
4 вопрос:

Какая характеристика относится к Базарову
1) Аристократ, либерал, англоман 2) Медик, разночинец, нигилист 3) Помещик, эстет, романтик
5 вопрос:

Кто был основным идейным соперником Базарова
1) Николай Петрович 2) Аркадий Николаевич 3) Павел Петрович
6 вопрос:

Кто считал себя прогрессивной и эмансипированной женщиной
1) Одинцова 2) Кукшина 3) Фенечка
7 вопрос:

Кто из критиков дал положительную оценку образа Базарова
1) Добролюбов 2) Антонович 3) Писарев
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1818 г. – 1883 г.
2 вопрос: «Хорь и Клиныч»
3 вопрос: 1862 г.
4 вопрос: Медик, разночинец, нигилист
5 вопрос: Павел Петрович
6 вопрос: Одинцова
7 вопрос: Писарев