Литература

Урок 7: Владимир Маяковский

Жизнь и творчество В. Маяковского

В данном уроке рассматривается творческая биография Владимира Маяковского с использованием фактов его жизни из автобиографии «Я сам», определены основные темы его стихотворений, особенности творчества и новаторства поэта. Для анализа были использованы произведения Маяковского из школьной программы.

План урока:

Футуризм как лицо времени

Основные этапы жизненного пути

Маяковский и революция

Новаторство поэзии Маяковского

 

Футуризм как лицо времени

Футуризм – литературное направление, зародившееся в начале ХХ в. Термин образован от лат. «futurum» - будущее. Последователи этого движения отрицали традиции культуры, стремились создать новые формы для выражения нового содержания. Русские футуристы первыми вторгаются в реальность, активно пытаются ее преобразовывать. Искусство перестает быть делом только одного художника и доступным избранным ценителям. Творчество становится массовым, уличным.«Пощечина общественному вкусу» - манифест футуристов, определивший их права на новаторство в поэзии: на словотворчество, поиск новых тем, отказ от «здравого смысла» и «хорошего вкуса», непринятие наследия признанных классиков. Самыми известными представителями футуризма Серебряного века были В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Каменский, Н.Асеев, А.Крученых, В.Маяковский.

0
Футуризм в живописи, Луиджи Руссоло "Восстание"

 

Основные этапы жизненного пути

В автобиографической хронике «Я сам» Маяковский написал: «Я – поэт. Этим и интересен». Определив приоритеты и основные этапы «своей хронологии», поэт показывает, что подлинное его жизнеописание заключено прежде всего в стихах, все, что остается за пределами творчества, не имеет значения для читателя. В поэзии нашли отражение его взгляды, отношение к жизни, любовные переживания. Стихи - это исповедь поэта.

Родился 19 июля 1893 г. в небогатой дворянской семье, в селе Багдади (Грузия), где отец служил лесничим. В 1902 г. пошел в гимназию, подростком бывал на гимназических и студенческих митингах, увлекался чтением пропагандистских книг. В 1906 г., после смерти отца,семье пришлось уехать в Москву, чтобы Володя смог продолжить обучение. Семья, жившая на пенсию отца, бедствовала, нечем было платить за обучение, и из гимназии пришлось уйти в 1908 г. Тогда же началась его активная революционная деятельность, Маяковский вступает в РСДРП(б) (Российскую социал-демократическую партию (большевиков). Его трижды арестовывали, пятнадцатилетним почти год просидел в Бутырской тюрьме. Там он читал, пробовал сочинять стихи. Выйдя на свободу, увлеченный поэзией и живописью, партию большевиков оставил и больше в нее не вступал.

В 1911 г. поступает в Училище живописи, ваяния[1] и зодчества[2], где подружился с Давидом Бурлюком, одним из футуристов группы «Гилея». Как живописец пробует различные техники и стили, но более всего его привлекает авангард. Всю жизнь он рисовал, мог делать наброски и рисунки, пользуясь даже обгоревшей спичкой или окурком, окунув его в чернила. В 1915 г. познакомился с академиком живописи Ильей Репиным, на которого его стихи и рисунки произвели огромное впечатление. Академик решительно предложил: «Я напишу Ваш портрет!». Маяковский ответил: «А я - Ваш!». И нарисовал несколько портретов Репина.

Впервые два стихотворения начинающего футуриста вошли в поэтический сборник «Пощечина общественному вкусу», Маяковский участвует в написании одноименного манифеста футуристов. Через год вышла первая книга, состоявшая из 4 стихов. В своем раннем творчестве заявил о себе, как поэт-бунтарь, бросающий вызов обществу, не признающий ценностей прежнего искусства. В его стихах нашли отражение футуристические новшества: эпатажные[3] темы, шокирующие образы, урбанистические[4] пейзажи, особого вида строки, словотворчество[5]. Множество стихотворений представляют собой монолог, обращение, послание или разговор с читателем. Поэт умел и любил читать стихи, был замечательным оратором. Его знаменитая строка «лесенка» – это своеобразная партитура[6] для чтения.

В ранних стихотворениях чувствуется рука живописца, его видение образа через палитру красок. В первом опубликованном стихотворении «Ночь» образы переданы цветовыми пятнами: закат – как отброшенные багровый и белый, природа с отблесками заходящего солнца – как зеленый, в который бросают горстями золотые монеты, предзакатные тени от домов – как синие тоги[7], город – как картежник с желтыми картами окон в черных ладонях. Толпа видится «пестрошерстной» кошкой, разноцветье города - оперением попугая.

В стихотворении «Нате!» (1913 г.) - выражение своего поэтического кредо[8], вызов «грубого гунна[9]» и оскорбление тех, кто хотел увидеть в его стихах нечто пикантное. Образ поэта с нежной бабочкой в сердце, проматывающего и транжирящего свой драгоценный словесный дар, противопоставлен пошлой толпе, представляющейся, как огромное жирное пятно, «стоглавая вошь[10]». «Ценители искусства» представлены в образах мужчины с капустой в усах и женщины, смотрящей «устрицей из раковины вещей».

21

Несколько отличается от большинства стихотворений «А вы могли бы?» (1913 г.), в нем нет вызывающего тона. Ассоциативное мышление художника может раскрасить серые будни, ему чудится в обычном студне[11] образ скуластого океана, в жестяной вывеске рыбной лавки – зовущие губы, слышится музыка дождя в водосточных трубах, похожих на флейту. Риторический вопрос, обращенный к читателю, призывает увидеть красоту обыденных вещей.

22

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» (1914 г.) – мотив непонимания людьми. Музыкальные инструменты одушевлены, но скрипка выделяется своим диссонансом с оркестром, как родственная поэту душа. Ироничное обращение к скрипке - порыв души непонятого людьми героя.

Не похоже на бунтарские произведения поэта стихотворение «Послушайте» (1914 г.) Это лирический интимно-доверительный разговор с толпой о звездах. Тема созвучна высказыванию Канта, что только две вещи вызывают вопросы, оставшиеся без ответа: «звездное небо и нравственные законы внутри нас». Непостижимое небо находит отражение в глубине человеческой души.

23

Все раннее творчество - это эксперимент со словами, формами и смыслами. С группой футуристов Маяковский ездит по городам России, шокируя публику чтением необычных стихов, за что его исключили из училища в 1914 г. Тогда же знакомится с Горьким, который отметил, что у Маяковского есть «свое лицо».

Когда началась Первая мировая война, Маяковский, поддавшись патриотическим порывам, хотел записаться добровольцем в армию, но получил отказ, как неблагонадежный. Воинскую службу отбывал в петроградской автошколе.

Со временем приходит осознание, что война – грязь и ложь, в стихотворении «Мама и убитый немцами вечер» он опишет страдания матерей и искалеченных жертв войны; в стихотворении «Вам!» бросает вызов жирующим в тылу ура-патриотам, радующихся мнимым победам на фронте. Антивоенной темой пронизаны «Война объявлена», «Мысли в призыв» и др.

В 1915 г. знакомится с семьей Бриков. В первый вечер знакомства он читает поэму «Облако в штанах» и посвящает ее Лиле Брик, которая станет впоследствии его возлюбленной и музой. Хотя вдохновительницей создания поэмы была не разделившая чувств поэта Мария Денисова, с которой он познакомился в 1914 г. в Одессе на гастролях. Осип Брик, сын ювелирного коммерсанта, библиофил[12] и образованный человек, издает поэму на свои средства.

1
Владимир Маяковский и Лиля Брик 

Цензурой были удалены часть текста и первоначальное название «Тринадцатый апостол». В образе такого невостребованного, ненужного ученика Христа поэт видел себя самого, протестующего против мироустройства на земле, давшего свой голос «безъязыкой» улице.

Поэма состоит из вступления и четырех частей, названных поэтом «тетраптих», объединенных лозунгом «Долой», выражающих отрицание буржуазной любви, искусства, общества и Бога. С невероятной риторической убедительностью передается предчувствие перемен: грядущее видится в «терновом венке революций».

Тема любви является связующей для всех частей, сюжет – не действие, а внутреннее состояние героя, переданное множеством различных средств выразительности поэтического языка. Накал страстей в душе, отношение героя к происходящему отражены в ассоциативных метафорах[13] («плавлю лбом стекло окошечное»), сравнениях («как больной с кровати, спрыгнул нерв»); оксюморонов[14] («пульс покойника»), гипербол[15] («слово, величием равное богу»), литоты[16] («мельчайшая пылинка живого») и др. Противоречия лирического героя переданы в контрастах грубой и романтической лексики, в смешении эпох, стилей, исторических реалий. Так надрывно о «громаде» любви до Маяковского еще никто не писал.

Лиле Брик будут посвящены еще поэмы «Флейта-позвоночник», «Про это» и множество стихотворений. В послании «Лиличка» (1916 г.) - любовь героя, как наказание для обоих влюбленных. Для нее - тяжкая гиря, для него – пожар, выжигающий душу. Но настоящее чувство не могут разрушить ссоры и разлука. Любовь к Лиле в жизни Маяковского была, несмотря на сложность отношений, источником вдохновения до самой смерти.

После февральской революции Маяковский пишет «Поэтохронику», посвященную переменам в России. Октябрьскую революцию встретил восторженно, свой талант принес на алтарь служения революционным идеям. Создает «Оду революции», «Левый марш», тема революции звучит во множестве других произведений. Об этом времени поэт пишет: «Работал все, что приходилось. Стихи и революция объединились». У Маяковского энергичный характер и удивительная работоспособность. Лишь немногие догадывались, что у этого огромного бунтаря ранимая и тонко чувствующая душа.

Маяковский описал случай, свидетелем которого он стал, в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918 г.), похожем на репортаж с улицы. С помощью аллитерации[17]штаны пришедших Кузнецкий клешить[18]») и ассонанса[19] («Лошадь упала! Упала лошадь!») поэт передает уличные звуки: топот копыт, крики прохожих, шарканье ног. Лирический герой сравнивает себя с заезженной лошадью и противопоставляет праздной толпе, смеющейся над надорвавшейся старой кобылой. Он не принимает равнодушия окружающих к страданиям живого существа.

24

 

В 1919 г. приходит на работу в «Окна сатиры РОСТА», фактически становится литературным и художественным руководителем. Работу над политическими, социальными плакатами и в рекламе высоко ценил за масштабность воздействия на обывателя. Его творчеством «высокой квалификации» стали слоганы:«Украинцев и русских клич один – да не будет пан над рабочим господин», «Нигде кроме, как в Моссельпроме», «Курить – бросим. Яд в папиросе» и др. В этой области сохранился особый, неповторимый стиль Маяковского, как автора плакатных и рекламных текстов, рисунков, карикатурных комиксов. Создал более 500 плакатов за три года.

Обращается Маяковский и к сатире. Стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922г.) об отношении бюрократов к проблемам простого человека. Множество чиновников различных ведомств изображают деловую активность на различных заседаниях, которые лишь отнимают рабочее время. Кошмарное зрелище предстает перед героем в зале заседаний: от чиновников осталась только половина тела, им приходится раздваиваться, чтобы попасть на все заседания.

Свое видение поэтического предназначения отражено в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»(1920 г.). Если у Пушкина и Лермонтова поэт - это «пророк», у Некрасова – «гражданин», то у Маяковского – «рабочий». Образ героя и будничный поэтический труд он сравнивает с возвышенным солнцем и его повседневным движением. Их объединяет общая задача - нести свет в мир, преодолевая тьму. Солнце изображено, как двойник лирического героя, собрат по предназначению и собеседник. Свое отношение к поэзии Маяковский выразил в работе «Как делать стихи», своеобразной инструкции по творческому процессу.

Тема поэзии и поэта отражена в написанном к 125-летию Пушкина стихотворении «Юбилейное» (1924 г.), Подписываясь под манифестом футуристов, Маяковский выразил свое пренебрежительное отношение к «Солнцу русской поэзии». Спустя 12 лет он пишет о признании лирики, которую раньше презирал. Это монолог-исповедь поэта о своем времени великому предшественнику, которого воспринимает как живого, без «хрестоматийного глянца».

С 1922 года часто ездит по городам России и за границу, пишет об увиденном стихи и публицистику, сравнивая европейские и американские технические достижения с «еще непролазной бывшей Россией». Маяковский восхищался творениями человеческого ума и рук, природа ему казалась какой-то незавершенной. В это время все чаще встречаются метафоры с техническими определениями: душевное состояние называет «амортизацией сердца и души», которые сравнивает с «мотором» и «хитрым двигателем», а себя с советским «заводом, вырабатывающим счастье». Поэт искренне верит в индустриальное будущее России. В 1927 г. к десятилетнему юбилею Октября пишет полную оптимизма поэму «Хорошо». В 1928 г. начал писать поэму «Плохо», которую не смог завершить.

Маяковский не принимает многое в социалистической действительности. Революция вырождалась, вместо монархии пришла диктатура, расцвела обывательщина, культуру низвели до пролетарского понимания, насаждая примитивное искусство. Это прозрение отразится в сатирических пьесах «Клоп» (1928 г.) и «Баня» (1929г.) Маяковскому хотелось высмеять пошлый глянец, который заполоняет душу человека иллюзорными мещанскими представлениями о счастье. Критики автора обвинили в злонамеренном преувеличении недостатков социализма: стремление пролетариата к буржуазности, приспособленчество, бюрократизм. Появляются в прессе разгромные статьи о Маяковском, одна из которых называлась «Долой маяковщину!». Критики поэт не боялся, его и раньше критиковали грубо, издевательски, выставляя шутом и хулиганом. Но теперь его «били словом» бывшие единомышленники и соратники.

Маяковский начинает чувствовать свою ненужность в советской среде, как-то сказал Светлову, что боится ареста. Светлов удивленно спросил: «За что могут арестовать первого поэта революции?» Маяковский хмуро возразил: «Это и страшно».

В 1928 г. в Париже Маяковский знакомится с русской эмигранткой и мечтает создать семью. Но женщина отказывается возвращаться в Россию. Поэт, хотя и критиковал недостатки советского общества, не представлял свою жизнь вне Родины. В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» отразилась не только личная, но и социальная трагедия. Поэт о разрухе и нищете в России пишет с болью, но он искренне считал, что это наследие капиталистического прошлого, которое будет преодолено. Уезжая из Парижа, Маяковский на весь свой гонорар открыл счет для цветочного магазина, чтобы Татьяне Яковлевой еженедельно присылали цветы. Букеты ей приносили и после смерти поэта, а во время фашистской оккупации[20] она, продавая их, спасалась от голода.

3
Татьяна Яковлева 

В январе 1930 г. Маяковский организовал выставку, посвященную 20-летию своего творчества, которую проигнорировали практически все приглашенные должностные лица. Он не боялся, когда его ругали, но теперь старались просто не замечать всего, что он делал.

14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в сердце, эту трагедию назвали выстрелом в поколение революции. Его самоубийство - это осознание собственной обреченности жить в мире, который отказался меняться, все прежнее никуда не делось, приспособилось к новым условиям, уничтожило идеалы революции. Многотысячные похороны Маяковского напугали правительство. О нем старались не упоминать, его произведения перестали издавать.

Письмо Лили Брик Сталину в 1935 г. о незаслуженном забвении Маяковского изменило ситуацию. Благодаря резолюции[21] «главного литературоведа» страны, Маяковскому суждено было стать «самым талантливым поэтом» эпохи, его делают «иконой» советской поэзии. Очень ограниченную лирику поэта, по словам Пастернака, стали насаждать для изучения в школе «принудительно, как картофель при Екатерине», убив интерес к нему, как к поэту.

Маяковский и революция

Для Маяковского революция в искусстве и в обществе неразделимы. Он считал, что стихи, как революционное восстание, могут изменить мир. К революции у него было почти религиозное отношение, с ней он связывал создание нового мира. Как Блок, он верил в гибель «страшного мира», а тот возродился, только в еще более уродливом виде. Не произошло главной революции - в человеческом сознании, эстетической, культурной. Маяковский написал поэму о Ленине, которого изобразил как человека простого, бескорыстного, не претендующего на исключительность. Он возвеличивал не личность вождя, а дело революции, которому тот служил. Хотя многие Маяковского считали поэтом власти, о Сталине писать у него не было замыслов. Он был человеком огромной веры, которая после революции была разрушена.

 

Новаторство поэзии Маяковского

Поэзия Маяковского - уникальное явление в истории литературы. Он нашел новые темы и формы в стихосложении, создавал свою лексику, экспериментируя со словами. Его творчество любили и ненавидели, но нельзя не признавать его талант, принижать значение его творчества. Хотя многие считали, что после революции он погубил свое дарование. Маяковский был гением поэтической риторики, вынес поэзию на трибуну, эстраду, митинги, плакаты. Марина Цветаева считала, что главным героем всех произведений Маяковского было его время. Сергей Эйзенштейн писал о нем: «Громкий голос. Челюсть. Чеканка читки. Чеканка мыслей. Озаренность Октябрем во всем».

Словарь

1. Ваяние – искусство скульптурного изображения из различных материалов.

2. Зодчество – древнерусское архитектурное искусство.

3. Эпатажный – вызывающий, скандальный.

4. Урбанистический – городской.

5. Словотворчество - умение создавать слова с новым значением (неологизмы).

6. Партитура – (в литературе) особая запись текста, определяющая ударения и паузы, делающие прочтение более выразительным.

7. Тога – одежда древних римлян, полотнище, концы которого перебрасывались через плечо.

8. Поэтическое кредо – определенная система творческих взглядов.

9. Гунны – представители воинственных кочевых народов из Азии.

10. «Стоглавая вошь» - авторская метафора, изображающая паразитическую суть толпы.

11. Студень – русское название заливного мясного блюда.

12. Библиофил – собиратель редких книг.

13. Метафора –употребление слов в переносном значении, скрытое сравнение.

14. Оксюморон – остроумное сочетание противоречивых понятий.

15. Гипербола – чрезмерное преувеличение.

16. Литота – намеренное преуменьшение понятия.

17. Аллитерация – стилистический прием, использование повторов согласных звуков.

18. «Клешить» - авторский неологизм от слова «клеш» - вид широких брюк и юбок.

19. Ассонанс –в отличие от аллитерации, прием использования гласных звуков.

20. Оккупация – насильственный захват территории другого государства.

21. Резолюция – решение, принятое должностным лицом.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Как называлась автобиография Маяковского
1"Маяковский"
2"Обо мне"
3"Я сам"
Ответить
3
Вопрос: 2
Назовите годы жизни Маяковского:
11895 г. - 1925 г.
21893 г. - 1930 г.
31880 г. - 1921 г.
Ответить
2
Вопрос: 3
К какому модернистскому течению примкнул поэт:
1Футуризм
2Акмеизм
3Символизм
Ответить
1
Вопрос: 4
Какое название было первоначально у поэмы "Облако в штанах"?
1"Двенадцатый апостол"
2"Двенадцать"
3"Тринадцатый апостол"
Ответить
3
Вопрос: 5
В каком стихотворении отобразилась тема революции:
1"А вы смогли бы?"
2"Ода революции"
3"Прозаседавшиеся"
Ответить
2
Вопрос: 6
В какой организации работал Маяковский как художник и поэт:
1"Окна сатиры РОСТА"
2"Окна сатиры ТАСС"
3"Окна сатиры РСФСР"
Ответить
1
Вопрос: 7
Какая тема раскрывается в стихотворении "Юбилейное"?
1Тема революции
2Тема поэта и поэзии
3Тема природы
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Как называлась автобиография Маяковского
1) "Маяковский" 2) "Обо мне" 3) "Я сам"
2 вопрос:

Назовите годы жизни Маяковского:
1) 1895 г. - 1925 г. 2) 1893 г. - 1930 г. 3) 1880 г. - 1921 г.
3 вопрос:

К какому модернистскому течению примкнул поэт:
1) Футуризм 2) Акмеизм 3) Символизм
4 вопрос:

Какое название было первоначально у поэмы "Облако в штанах"?
1) "Двенадцатый апостол" 2) "Двенадцать" 3) "Тринадцатый апостол"
5 вопрос:

В каком стихотворении отобразилась тема революции:
1) "А вы смогли бы?" 2) "Ода революции" 3) "Прозаседавшиеся"
6 вопрос:

В какой организации работал Маяковский как художник и поэт:
1) "Окна сатиры РОСТА" 2) "Окна сатиры ТАСС" 3) "Окна сатиры РСФСР"
7 вопрос:

Какая тема раскрывается в стихотворении "Юбилейное"?
1) Тема революции 2) Тема поэта и поэзии 3) Тема природы
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: "Я сам"
2 вопрос: 1893 г. - 1930 г.
3 вопрос: Футуризм
4 вопрос: "Тринадцатый апостол"
5 вопрос: "Ода революции"
6 вопрос: "Окна сатиры РОСТА"
7 вопрос: Тема поэта и поэзии