Всеобщая история

Урок 7: Век Просвещения

Век Просвещения

С началом эпохи Нового времени в Европе начался расцвет культуры и научной мысли. Это подготовило почву для особенного периода в истории – эпохи Просвещения. Когда началась данная эпоха в странах Европы, какую роль она сыграла в истории культуры, общественной и философской мысли, в чем особенности эпохи Просвещения – вы узнаете из этого урока.

Обложка урока взята с источника.

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

Что такое эпоха Просвещения

Идеи просветителей

Просвещенный абсолютизм

 

Что такое эпоха Просвещения

Период Средневековья закончился с началом эпохи Нового времени, которая принесла с собой изменения в культуру, религию, научную мысль и повседневность европейцев. Великие географические открытия, Реформация церкви, складывание единых централизованных государств – способствовали научной революции XVII века, в результате которой наука преодолела свою зависимость от религии.

Благодаря бурному развитию точных и естественных наук, к началу XVIII века в европейском обществе утвердилась уверенность в том, что познавать окружающую действительность человеку помогают наука и разум, но не вероучения священнослужителей и цитаты из Библии. Началась эпоха Просвещения, которая занимает в европейской истории период с начала XVIII до первой половины XIX века.

2rtrt
Источник

Отличительные особенности эпохи Просвещения:

  • Освобождение человеческого разума от религиозного фанатизма, средневекового невежества.
  • Осуждение феодального режима.
  • Разработка концепции правового государства.
  • Повышение в европейском обществе уровня грамотности, образования, интенсивное развитие естественных и точных наук.
  • Распространение теории естественных прав человека.
  • Критика монархизма.
  • Стремление к секуляризации - конфискации церковных богатств и земель в пользу государства.
  • Зарождение политики просвещенного абсолютизма.

Запоминаем новые слова!

Правовое государство – государство, деятельность которого полностью подчинена правовым нормам. В таком государстве соблюдать закон обязаны все, начиная от представителей верховной власти и заканчивая рядовыми гражданами, таким образом, закон превыше всего. Главной задачей для правового государства является защита прав и свобод собственных граждан, в том числе, и от произвола властей.

Естественные права человека – это неписанные права, которыми естественным образом наделяется каждый, с момента его рождения. К таким правам сегодня относят право на жизнь, безопасность, благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, личную неприкосновенность, равенство и свободу.

Просвещенный абсолютизм - это политика европейских монархов второй половины XVIII века, основанная на идеях просветителей:

  • необходимость ограничения абсолютной власти монарха рядом реформ, заботящихся о всеобщем благосостоянии;
  • необходимость создания светского государства, то есть государства, свободного от контроля религии;
  • необходимость отхода от феодальных порядков и натурального типа хозяйства в пользу развития рыночных отношений;
  • устранение некоторых сословных привилегий;
  • защита со стороны государства права на частную собственность;
  • необходимость государственной заботы о низших классах.
 

Идеи просветителей

Впервые идеология Просвещения зародилась в Англии в конце XVII - начале XVIII века. Оттуда они получили широкое распространение во Франции, Германии, Швейцарии и других государствах Европы.

 

Англия

Самыми знаменитыми английскими просветителями стали Джон Локк, Джон Толанд, Томас Гоббс, Джон – Энтони Коллинз. Просвещение в Англии выступало за всеобщее процветание, защиту индивидуальных прав и свобод, широкую вовлеченность граждан в хозяйственную и общественную деятельность, взаимодействие всех людей в обществе ради общей цели и общего блага.

Знаменитый английский мыслитель Томас Гоббс, стал одним из первых авторов теории общественного договора. Согласно этой теории на заре истории люди пребывали в состоянии «войны всех против всех». Тогда люди были равны между собой и абсолютно независимы, однако постоянно конфликтовали и убивали друг друга из эгоистических соображений. Достигнув определенного уровня интеллектуально развития, они решили заключить общественный договор, ради достижения стабильности и собственной безопасности. Они отказались от индивидуальной свободы в пользу государства, которое, в свою очередь, обеспечило их процветание.

Идеи Томаса Гоббса продолжил английский философ Джон Локк. Он утверждал, что из догосударственного состояния человек пришел к созданию государства в поисках мира и безопасности. Однако государство, представляющее собой совокупность людей, должно наказывать преступников исключительно на основе закона, защищать естественные права и свободы своих граждан. Еще одна знаменитая идея Джона Локка – теория разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную (отвечающую за международные отношения). Только таким образом, утверждал философ, можно защитить граждан от произвола правительства.

3khf
Источник

 

Франция

Широкое распространение получили идеи Просвещения во Франции. Там, благодаря популяризации печатной продукции, в XVIII веке значительно вырос уровень грамотности населения. Среди читающих все больше появлялось ремесленников, крестьян, наемных рабочих. Наибольшее влияние на французское общество оказывали взгляды просветителей: Жана Жака Руссо, Шарля Луи Монтескье, Дени Дидро, Вольтера, Клода Адриана Гельвеция.

Значимый вклад в развитие идей Просвещения внес знаменитый французский философ Жан Жак Руссо. Вслед за Томасом Гоббсом и Джоном Локком он затронул теорию общественного договора. Для небольших государств, по мнению Руссо, идеальной формой правления является демократия. При демократической форме правления народ избирает и контролирует своих представителей. Однако, для больших государств Жан Жак Руссо считал более предпочтительной ограниченную монархию. Когда земли слишком много, охранять ее сложно, это может стать причиной для будущих оборонительных войн. И только сильная монархия способна защитить страну от нападений воинствующих соседей.

Всемирную известность получил французский просветитель Шарль Луи Монтескье. Его мысль была прикована преимущественно к политическим проблемам, поэтому большинство его трудов посвящено социальному и политическому устройству общества.

4fgfg
Источник

Философ Монтескье подразделял все государства по трем формам правления на республику, монархию и деспотию. Республику он рассматривал как самую добродетельную форму правления, которая основана на любви к Отечеству, равенстве, верховенстве законов. Однако, как и Жан Жак Руссо, он считал что республика возможна лишь в небольших государствах, таких например, как древние Афины. Для густонаселенных государств, с большой территорией характерна монархия или деспотия. Монархия значительно ограничивает политическую свободу народонаселения, а деспотия и вовсе устанавливает режим произвола и тирании.

Шарлю Луи Монтескье принадлежит также классическая идея разделения властей, которая на сегодняшний день, реализована во всех правовых государствах[1]. В отличие от Джона Локка, Монтескье предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную, а идеальным воплощением этой идеи считал государственный строй современной ему Англии. В Англии XVIII века королю принадлежала исполнительная власть, законодательная – парламенту, а судебная – присяжным[2]. Таким образом, обеспечивалась относительная независимость властей, исключалась абсолютная монархия.

Основные идеи Дени Дидро - французского просветителя XVIII века,стали источником вдохновения для революционно настроенной буржуазии. Философ осуждал абсолютную монархию и деспотизм, отрицал средневековую веру в божественное происхождение королевской власти и социального неравенства[3].

5dgdg
Источник

Основным источником государственной власти, по мнению Дени Дидро, является непосредственно сам народ. А правитель – лишь представитель народа, заключивший с ним договор на определенных условиях. Если же глава государства превышает свои полномочия и действует не во благо народу, народ вправе расторгнуть с ним договор и заключить его с другим человеком. Революционной считалась также идея всеобщего равенства, которую философ продвигал, призывая к уничтожению сословий.

 

Германия

В XVIII веке Германия отставала в своем экономическом и политическом развитии от Англии и Франции. Здесь монархия практически не подвергалась резкой критике, это было связано с политической раздробленностью Германских земель, которую мог преодолеть только всевластный глава государства.  

Германия заимствовала идеи просветителей Англии и Франции, а также внесла свой индивидуальный вклад в развитие научной и философской мысли XVIII века. Среди всех деятелей немецкого Просвещения стоит выделить: Христиана Вольфа, Готхольда Эфраима Лессинга, Иоганна Готфрида Гердера, Фридриха Шиллера.

Немецкий философ Христиан Вольф главной целью своей деятельности видел просвещение, образование и воспитание людей. Вольф был уверен, что человек разумное существо, способное к постижению истины, ему не следует слепо следовать за авторитетами, нужно опираться на собственный рациональный разум. В отличие от множества других просветителей Вольф верил в Бога, однако был убежден, что религиозный человек должен проводить свою жизнь не в молитвах, а в практически полезной деятельности, направленной на пользу обществу и достижение земного счастья.

Немецкий просветитель Готхольд Эфраим Лессинг под впечатлением религиозных войн произошедших в Германии, резко критиковал религиозную нетерпимость и фанатизм. Его соотечественник Фридрих Шиллер видел основные проблемы общества в разделении труда (считал, что оно негативно сказывается на целостности личности), противоречиях между идеальным и действительным, материей и формой, душой и телом. Философ считал, что свобода личности будет достигнута лишь тогда, когда человек раскроет все свои силы, качества, таланты.

 

Просвещенный абсолютизм

Со второй половины XVIII века, под влиянием идей просветителей, европейские монархи стали придерживаться нового направления политики – Просвещенного абсолютизма.

Политика Просвещенного абсолютизма строилась на нескольких принципах:

  • Устранении пережитков средневекового строя – феодальной раздробленности, крепостничества, феодальных монополий.
  • Проведении реформ, защищающих естественные права человека (реформы, уничтожавшие некоторые сословные привилегии и прочие).
  • Проведении церковных реформ, с помощью которых церковь переходила в подчинение государству, передавала в государственную собственность церковные земли и богатства.
  • Смягчении цензуры[4].

Центральную роль в политике Просвещенного абсолютизма играл образ «просвещенного монарха»- правителя, способного править своим государством разумно, на благо всего народонаселения.

Политики Просвещенного абсолютизма придерживались Фридрих II (Пруссия), Карл III (Испания), Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция), Екатерина II (Россия). Однако эта политика была больше направлена на создание благоприятного имиджа монарха, нежели на исправление реальных проблем общества. Поэтому большинство идей Просвещенного абсолютизма, так и остались на страницах книг, не были преобразованы в реформы.

 

Словарь

1. Правовое государство - это государство, в котором провозглашено и реализуется на практике верховенство права.

2. Присяжные – судебные заседатели, отобранные путем случайного выбора.

3. Социальное неравенство - неравное положение людей в обществе, при котором люди отличаются уровнем дохода, образования, наличием или отсутствием власти.

4. Цензура – это контроль над содержанием печатной продукции, театральных постановок, произведений искусства.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какой период времени занимает эпоха Просвещения?
1с начала XVIII до первой половины XIX века
2с начала XV до начала XVIII века
3с XVIII по XX век
Ответить
1
Вопрос: 2
Что из перечисленного нельзя отнести к особенностям эпохи Просвещения?
1осуждение феодального режима
2критика абсолютной власти монарха
3религиозный фанатизм
Ответить
3
Вопрос: 3
Одного из перечисленных философов относят к французским просветителям. Кого именно?
1Джона Локка
2Шарля Луи Монтескье
3Фридриха Шиллера
Ответить
2
Вопрос: 4
Одного из перечисленных философов относят к немецким просветителям. Кого именно?
1Томаса Гоббса
2Жана Жака Руссо
3Христиана Вольфа
Ответить
3
Вопрос: 5
Одного из перечисленных философов относят к английским просветителям. Кого именно?
1Томаса Гоббса
2Дени Дидро
3Шарля Луи Монтескье
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какой период времени занимает эпоха Просвещения?
1) с начала XVIII до первой половины XIX века 2) с начала XV до начала XVIII века 3) с XVIII по XX век
2 вопрос:

Что из перечисленного нельзя отнести к особенностям эпохи Просвещения?
1) осуждение феодального режима 2) критика абсолютной власти монарха 3) религиозный фанатизм
3 вопрос:

Одного из перечисленных философов относят к французским просветителям. Кого именно?
1) Джона Локка 2) Шарля Луи Монтескье 3) Фридриха Шиллера
4 вопрос:

Одного из перечисленных философов относят к немецким просветителям. Кого именно?
1) Томаса Гоббса 2) Жана Жака Руссо 3) Христиана Вольфа
5 вопрос:

Одного из перечисленных философов относят к английским просветителям. Кого именно?
1) Томаса Гоббса 2) Дени Дидро 3) Шарля Луи Монтескье
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: с начала XVIII до первой половины XIX века
2 вопрос: религиозный фанатизм
3 вопрос: Шарля Луи Монтескье
4 вопрос: Христиана Вольфа
5 вопрос: Томаса Гоббса
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти