Литература

Урок 7: Тургенев "Ася"

Иван Сергеевич Тургенев "Ася"

В уроке дан анализ одной из самых лирических повестей Ивана Сергеевича Тургенева «Ася».

План урока:

Факты биографии Тургенева, связанные с созданием повести «Ася»

Краткое содержание повести «Ася». Характеристика героев повести

Господин Н.Н., эволюция любви героя. Отношение Тургенева к своему герою

Образ Аси как образ «тургеневской девушки»

Роль пейзажно-психологических зарисовок в повести

Русская критика о повести «Ася»

 

Факты биографии Тургенева, связанные с созданием повести «Ася»

В черновике рукописи повести Тургеневым было записано, что начата она «в Зинциге на берегу Рейна 30 июня-12 июля 1857 г.», а окончена «в Риме 15-27 ноября». Писатель, пребывая в немноголюдном городке Германии, записал, что там он после годового перерыва преступил к работе, предавшись полному уединению. Однажды, катаясь на лодке, писатель обратил внимание на небольшой двухэтажный домик на берегу у развалин и его обитателей. В окне первого этажа он увидел старуху, в окне второго девушку. Так появился замысел и фабула[1] нового произведения. Действия повести «Ася» происходят в городе З. Природа и жизнь небольшого городка, расположенного на берегу Рейна, детально описаны в повести.

В этом случайно возникшем замысле отражена отчасти судьба дочери Тургенева, послужившая основой для истории главной героини. В молодости студент Иван Тургенев был влюблен в работавшую у его матери белошвейку[2] Авдотью Иванову и даже хотел жениться. Неравному браку воспрепятствовала мать будущего писателя Варвара Петровна, пригрозив лишить сына наследства. У Авдотьи Ивановой родилась девочка, названная Пелагеей. Спустя год Варвара Петровна, забрав девочку к себе, назначила Авдотье денежное содержание, что дало ей возможность выйти замуж. Пелагея была очень похожа на своего отца, который узнал о ее существовании только спустя восемь лет. Все это время его дочь жила в имении его матери в семье крепостной прачки. Тургенев, понимая двусмысленность положения дочери в будущем в России, увез девочку во Францию, ее взяла на воспитание его близкая подруга Полина Виардо. Больше Пелагея, чье неблагозвучное имя простолюдинки сменили на Полину, в Россию никогда не вернется. В 15 лет Полина была отдана в пансион, где впервые влюбилась в молодого преподавателя, но тот не ответил на чувства девушки, дорожа своей «свободой». Переживания Полины и история ее первой любви также нашли отражение в повести «Ася».

Повествование любовных повестей Тургенева, в том числе «Аси», за поэтизацию чувств героев и романтическую красоту пейзажей иногда называют «элегическим». Они подобно поэтическим текстам элегий[3] пронизаны лирическими воспоминаниями о молодости и любовных драмах, грустными размышлениями об ушедшем времени и несбывшемся счастье.

urgenev

 

Краткое содержание повести «Ася». Характеристика героев повести

Герой-рассказчик, названный господином Н.Н., вспоминает, как он в двадцатипятилетнем возрасте поехал за границу, «без всякой цели, просто путешествовать. Живя «без оглядки», он останавливался там, где понравится. После следовал дальше, ища свежих впечатлений и новые «живые, человеческие лица», обращая внимание на «речь людей, их движения, смех». Ему неинтересны и скучны музеи, памятники, равнодушен он к необыкновенным красотам природы.

Остановившись в городишке З., расположенном в паре верст от левого берега Рейна, герой искал уединения после пережитой любовной драмы. Он был увлечен молодой, хорошенькой и разумной вдовой, которая его отвергла ради румяного баварского[4] лейтенанта. Городок приглянулся герою своими старинными развалинами, умиротворенной атмосферой и величавым Рейном, к которому он часто ходил прогуливаться, сидя часами на берегу, вспоминая коварную вдову. Однажды, услышав звуки музыки, доносившиеся с другого берега из городка Л., нанял перевозчика и поплыл туда. Там он застал студенческую пирушку – «коммерш» и присоединился к зрителям. Увлеченный шумным весельем студентов, он услышал разговор на русском языке. На этом заканчивается экспозиция повести «Ася». Далее начинается развитие событий.

Один голос был мужской, другой – девичий. Н.Н. обернулся и обратил внимание на человека в широкой куртке и фуражке, державшего под руку небольшого роста барышню в широкополой соломенной шляпке. Он обратился с вопросом к соотечественникам, хотя избегал знакомств за границей с русскими. Молодой человек отрекомендовался по фамилии Гагиным, спутницу представил, как свою сестру. Они, как и он, путешествовали ради собственного удовольствия.

Гагин произвел на рассказчика благоприятное впечатление своим счастливым, улыбающимся лицом с приятным выражением больших мягких глаз. Девушка, совсем непохожая на брата, тоже показалась грациозной и миловидной, со смугловатым лицом с «детскими щечками», глазами «черными и светлыми».

Гагин предложил зайти к ним. Они остановились в домике среди виноградников, откуда открывался живописный вид на реку. Гагин называл свою сестру Асей, хотя подлинным ее именем было Анна. Во время непритязательного, простого ужина поначалу Ася дичилась гостя, но понемногу разговорилась, и Н.Н. заметил, что не встречал «существа более подвижного». После ужина Гагин пошел провожать гостя. Ася, поначалу ушедшая спать, догнала их. Вернувшись к себе, Н.Н. испытывал необъяснимое предчувствие счастья.

Следующим утром Гагин навестил нового приятеля. Он рассказал о своих планах заняться живописью, Н.Н. поведал о личной любовной тайне. Они решили посмотреть этюды[5] Гагина. Не застав Асю, которая ушла бродить на развалины старинного рыцарского замка, они смотрели картины Гагина, вызвавшие интерес Н.Н. своей жизненностью и правдивостью. Но были они нарисованы небрежно, ни одна работа не была закончена. Н.Н. высказал свое мнение, Гагин признал, что его работы еще незрелы, ведь он серьезно не учился. Они отправились искать Асю и увидели ее стоящей на уступе разрушенной стены у пропасти. Н.Н. попытался крикнуть девушке об осторожности, но Гагин предостерег, что не стоит дразнить ее, а то она еще выше взберется. Ася после, словно дразня их, стала еще поливать цветы на камнях развалин из стакана. Гагин, поняв, что Ася старается привлечь к себе внимание, оценил ее ребячество словом «искусно», чем смутил ее. На обратном пути Ася продолжала дурачиться, хохотать и даже петь, вызывая изумление у прохожих. Но к обеду вышла в своем лучшем платье и прической, вела себя благочинно[6], разыгрывая роль барышни с приличными манерами. Н.Н. обратил внимание, что брат снисходителен ко всем ее проказам. Тот и сам признает, что Ася им избалованна, и он обязан быть с ней снисходительным. Вечером дома Н.Н. хотел предаться воспоминаниям о вероломной вдове, но против своей воли думал об сумасбродной Асе.

На следующий день Ася снова преобразилась. В стареньком платьице, сидя у окна, вышивая на пяльцах[7] и напевая народную песню, она была похожа на простую русскую девушку. Н.Н. вызвался сопровождать Гагина, собравшегося писать пейзаж с натуры, надеясь почитать на природе. Но ему не пришлось и двух страниц прочитать, а Гагин только холст «измарал», они увлеклись рассуждениями о значении художника, серьезности его труда. Когда вернулись к обеду, Н.Н. удивился естественности Аси, ее поведение было лишено малейшего кокетства или признаков нарочитой[8] «роли». Гагин пояснил, что сестра «пост и покаяние на себя наложила». После Н.Н., думая про Асю, дивился ее переменчивости, как у хамелеона.

Две недели Н.Н. провел с Гагиными. Он заметил, что Ася стала более сдержанной, неплохо говорила на французском и немецком, но воспитана иначе, чем ее брат, который походил на барина, а она не была похожа на барышню. Ему понравилось ее увлечение чтением, он и сам читал вслух Гагину, Ася тоже слушала его чтение. Однажды Н.Н. случайно услышал, как Ася клялась брату, что будет любить всегда только его одного, и засомневался в их родственных отношениях. Три дня он, избегая общения с «лицемерами», бродил по горам с котомкой, наслаждаясь видами. Дома его ждала записка от Гагина с просьбой навестить их. Без желания он выполнил его просьбу.

Гагин, ласково упрекая, обрадовался встрече. Ася при встрече снова беспричинно расхохоталась. Гагин, смущаясь, попросил извинить ее, назвав сумасшедшей. Разговор не клеился. Ссылаясь на спешную работу Н.Н., поспешил уйти. Вызвавшийся его проводить Гагин завел разговор про Асю. Он рассказал историю сестры, раскрыв тайну своей семьи. У него с Асей общий отец, родила ее горничная его умершей матери. Мать самой Аси умерла, когда ей было 9 лет, и воспитанием дочери занялся его овдовевший отец. Ася со временем поняла двусмысленность своего положения и стыдилась его. По воле отца двадцатилетний Гагин после его смерти взял на себя заботы о своей тринадцатилетней сводной незаконнорожденной сестре. Он отдал ее в пансион, когда ей исполнилось семнадцать лет увез за границу. Н.Н. понимает, отчего так непохожи Гагин и Ася, и почувствовал облегчение. Теперь ему стали ясны истинные мотивы ее неестественного поведения, неумения сдерживать себя, желания порисоваться: ее мучило гнетущее самолюбие, неуверенность в себе и ложное положение полукровки.

Вернувшись, Н.Н. предложил Асе прогуляться по винограднику на склоне горы. Ася рассказывала о себе, о сказках и легендах, которые ей рассказывает живущая по соседству старушка. Н.Н. все более понимает иллюзорность поступков девушки, у которой чистая детская душа. Весь оставшийся день они веселились словно дети. Ася оказалась очень милой и простой. Н. Н. был рад неожиданному сближению, размышляя об Асе, думал о своей влюбленности, о том, как ему хорошо. И сам понимает, что Ася любит его.

Спустя несколько дней Н.Н. получил записку от Аси. Она назначала ему свидание в часовни у дороги. Затем пришел обеспокоенный Гагин и рассказал, что Ася, признавшись в своих чувствах к Н.Н., просила об их срочном отъезде. Он хочет узнать, нравится ли его сестра, и возможна ли женитьба Н.Н. на ней. Тот в ответ признался, что получил записку Аси, и она ему нравится, но пока не готов ответить на вопрос о женитьбе. Но в то же время его начинают мучить терзания, как поступить. Он влюблен, но сомневается в целесообразности женитьбы на девушке со странным нравом.

Н.Н. получает вторую записку от Аси, в которой она меняет место свидания. Он явился в назначенный час в дом фрау[9] Луизе, приняв решение расстаться с Асей. Называя свою возлюбленную Анной Николаевной, он при растерянном ее виде теряет свою решимость. Но вспомнив обещание, данное Гагину, пытается объясниться, даже обвиняет девушку в безрассудстве, но у него это выходит бессвязно и бестолково. Ася сначала была смущена, после расплакалась и убежала. Н.Н. внезапно понимает глупость своего поведения и надеется все еще исправить. Узнав, что Ася не вернулась домой, отправляется на ее поиски, пытаясь объясниться. Он решается сделать предложение. После возвращения Аси, он хочет поговорить с ней, но Гагин, не открыв дверь, через окно с ним решительно попрощался. Н.Н., подумав, что для объяснений неподходящее время, решил: «Завтра я буду счастлив!» Отложив разговор на утро, он не знал, что уже не застает их в этом доме. Гагин и Ася в шесть утра на пароходе отплыли, оставив ему прощальные записки. Их внезапный отъезд стал для него трагедией. Он бросается вдогонку, но попытки разыскать Асю ни к чему не привели.

Хотя в его жизни были еще любовные приключения, Асю он не смог забыть. Личная жизнь Н.Н. не сложилась, до конца жизни он хранил записочки Аси и засохший цветочек гераниума[10], брошенный ею когда-то из окна. Основная идея повести «Ася» звучит в размышлениях героя: «У счастья нет завтрашнего дня».

asyann

 

Господин Н.Н., эволюция любви героя. Отношение Тургенева к своему герою

У Тургенева любовь уподобляется роковому чувству, ведущему к трагическому разладу между мечтой и реальностью. Чувство любви героев наполнено внутренним драматизмом, обрекающим на неминуемое расставание и страдание.

Анонимность и отсутствие имени у главного героя наводит на мысль о его личностной близости к самому автору. Их объединяют некоторые черты характера, наличие тонкого художественного вкуса, финансовая состоятельность, любовь к путешествиям, занятия творческим трудом.

Молодой человек обладает романтическим восприятием и ранимым сердцем. Пораженный коварством отвергнувшей его вдовы, он ищет мечтательного уединения, вечерами вздыхая над ее записками. Думать о жестокой красавице он перестает,сблизившись с Асей, не осознавая еще, что ему выпал шанс встретить истинную любовь.

Н.Н. находит Асю образованной, начитанной, умной, но ему не понятны «дикость», необузданность в выражении чувств, близость к природе этого «привлекательного, но странного существа». Видя, как она скачет по развалинам, словно «коза», Н.Н. неосознанно чувствует в этой странной девушке, непохожей на дворянку, нечто чуждое, непонятное. Несмотря на нежную сердечную привязанность, эта невольная боязнь чужеродного разрушает в итоге его влюбленность. Н.Н. сам себе признается, что испытывал чувства к Асе, но ее прошлое и воспитание пугали.

На свидании с Асей он малодушно решает расстаться с ней. Но сразу после расставания он осознает силу любви Аси и глубину собственных чувств. С этого момента началась эволюция Н.Н. Он понимает, что совершил ошибку и предал свою любовь, за что судьба обрекла его на одиночество.

znakomstvo

 

Образ Аси как образ «тургеневской девушки»

Юная семнадцатилетняя девушка особого душевного склада представлялась главному герою совершенной загадкой, которую он пытался разгадать сначала из любопытства, после – с внимательным интересом. Но понять так и не смог. Весьма сложно составить мнение о натуре Аси, ее характер – это сплав переменчивости и неопределенности. Н.Н., пытающегося разгадать причины ее поведения, мучает вопрос: «Что за хамелеон эта девушка?

Лицо у Аси было «изменчивое», взгляд больших глаз был прям, светел и смел, иногда вдруг «становился глубок и нежен». Она была то непосредственна и прелестна, то становилась задумчиво мечтательна и нелюдима. Живость в общении могла смениться робкой стеснительностью. То она дичилась постороннего человека, то вдруг без повода хохочет, не обременяя себя светскими манерами. То ведет себя неподобающе для воспитанной барышни, ползая по развалинам и громко распевая песни. Может изображать из себя благовоспитанную особу, соблюдающую приличия. Может быть спокойной, степенной, превратиться в простую русскую девушку. Сложно определить, когда она не играет роль, а является самой собой. Образ Аси многозначен, неуловим, состоит из множества красочных штрихов и еле уловимых интонаций.

В многоликости образа Аси главенствуют стихийность и природное естество. Стремительные перемены в ее настроении связаны с противоречивостью между ее чувствами, желаниями и поступками. Она сама говорит, что нельзя делать выводы по ее поступкам. Ведь ей самой неведомо, что у нее в голове, оттого иногда, когда хочется плакать, она смеется. Ее чувственная, поэтическая и мятежная душа, непосредственность, «полудикая прелесть», обостренная интуиция, особые отношения с природой являются отличительными особенностями «естественного человека»,чуждого светскому обществу. Ее внутренняя жизнь наполнена мечтами, мыслями, чувствами, «неожиданными и неотразимыми, как гроза».

Даже в самом лучшем пансионе, где она «выживала» четыре года, хотя и была лучшей ученицей, из нее не удалось воспитать приличную барышню. Отчасти ее характер связан с положением незаконнорожденной барской дочери, долгой жизнью в деревне и воспитанием среди крестьян до 9 лет.

Л. Толстой говорил, что благодаря Тургеневу в России появились «тургеневские девушки», которых ранее не описывали в литературе. Впервые появились образы женщин, для которых святость любви была превыше святости брака. Если пушкинская Татьяна, любя Онегина, осталась верна брачному обету, то тургеневская Ася, не раздумывая, говорит любимому: «Ваша». Такие женщины не подчиняются чужой воле и не могут быть выданы замуж. Они сами делают свой выбор. Причем их избранником должен быть необыкновенный человек. Героини Тургенева, как правило, ищут счастья и не могут его обрести, потому что нет достойного их человека. Образы этих девушек для Тургенева представляют духовный идеал, потому что готовы беззаветно жертвовать собой ради человека, которого полюбят. Мужские образы менее развиты в духовном отношении. Они в своих любовных романах капитулируют перед обстоятельствами, воспринимают любовь рационально, не осознавая ее истинной ценности, торгуются с собственной совестью, способны ради собственной безопасности наносить любящему их человеку смертоносные раны.

Asya

 

Роль пейзажно-психологических зарисовок в повести

Рассказ об одной несостоявшейся любви может быть прочитан как философское обобщение, оттого реалистические детали и картины природы в повести «Ася» могут обретать символический смысл. Любовь у Тургенева показана как часть природной стихии, которая управляет мирозданием. Осмысление сути любви перекликается с философией природы (натурфилософией). Пейзажные зарисовки в сюжете повести занимают немного места, они не являются изящными декорациями к действиям героев. Человек связан с природой «тысячью неразрывных нитей». Различные чувства человека имеют в природной среде свой источник. Герои наслаждаются природой, она неприметно принимает участие в их судьбе.

Н.Н. и Ася, залюбовавшись с горы Рейном и его долиной, мечтают взвиться и улететь в синеву неба, как птицы. Н.Н. говорит, что они могут обрести крылья, ведь есть чувства, которые позволяют подняться над землей. Ася, вспоминая этот разговор, грустно определит свою участь: «Крылья у меня выросли, да лететь некуда». Мотив окрыленности обретает форму метафоры – «крылья любви», неоднократно повторяющейся в повествовании.

Природа представлена живой сущностью, меняющейся в своих состояниях. Колебания воздуха, запахи, звуки и цвета осязаемы, ощутимы. Воздух ластится к лицам, волнообразно «колыхается и перекатывается», запах лип заставляет грудь дышать глубже, «пристально глядит» луна, озаряющая душу «волнующим светом», соловьи «заражают» сладким ядом своего пения.

Философский подтекст в описаниях природы звучит в X главе. Н.Н., чувствуя неясное беспокойство, попросил перевозчика бросить весла и дать лодке плыть по течению. Он устремил взгляд к небу, но даже там не ощущалось покоя, «все шевелилось, двигалось, содрогалось». И на водной глади не было покоя, дрожали, колыхаясь, отражения звезд. И росла душевная тревожность и желание счастья. Н.Н. думается, что он доверился течению по собственному намерению. В действительности он втянут в бесконечный поток жизни, которому невозможно противостоять. Величественный Рейн символизирует течение жизни. Символично и то, что герои разделены Рейном, чтобы встретиться с Гагиными, в общении с которыми он обрел любовь и дружбу, Н.Н. нужно пересечь эту стихию. Символичен лунный столб, тянувшийся «золотым мостом» через реку, который «разбил» Н.Н., вплыв в него на лодке. Разбитый лунный столб предвещает разрушенное им единение душ. По Рейну Гагины отплывают, чтобы навсегда уйти из его жизни.

 

Русская критика о повести «Ася»

Произведение Тургенева было принято неоднозначно русской критикой. В статье Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», написанной в 1858 г., главная идея повести Тургенева «Ася» была представлена с точки зрения общественных отношений, а не личной драмы героя. Сам же герой представлен как человек, живущий без цели в жизни, хотя умен, благороден и честен. Причину этого критик видел в мелочности и бездушности дел, отношений, идеалов этого человека, который представлял собирательный образ русской интеллигенции. Чернышевский называл повесть «Ася» произведением поэтическим и идеальным, но не касающимся «черных сторон» общества, не затрагивающим социальных проблем.

Д. И. Писарев в главной героине повести «Ася» видел «милое, свежее, свободное дитя природы». Лишенная тщательного надзора в воспитании, душащего все живое в ребенке, она не смогла стать благовоспитанной барышней. А главного героя назвал «тестообразным», в жизни которого все запуталось из-за его «нормального» светского воспитания. Н.А. Некрасов писал, что от этой повести веет «душевной молодостью», язык ее повествования – «чистое золото поэзии».

 

Словарь

1. Фабула – внешняя сторона произведения, фактическая.

2. Белошвейка – искусная портниха.

3. Элегия – лирическое поэтическое произведение, в котором отражены переживания человека, проникнутые грустью.

4. Баварский – живущий в Баварии.

5. Этюд – предварительный набросок будущей картины.

6. Благочинно – прилично, согласно хорошим манерам.

7. Пяльцы – особое приспособление для вышивки.

8. Нарочитый – показной, наигранный, неестественный.

9. Фрау – словесная форма, присоединяемая к имени немецкой замужней женщины.

10. Гераниум – название герани, комнатного растения.

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Ася", 1977

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В каком году была написана повесть «Ася»
11858 г.
21857 г.
31859 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
Сколько лет было рассказчику, когда он поехал путешествовать за границу
126
225
320
Ответить
2
Вопрос: 3
Что было интересно рассказчику за границей
1Музеи
2Памятники культуры
3Люди
Ответить
3
Вопрос: 4
Каким видом творчества занимался Гагин
1Музыкой
2Живописью
3Писательством
Ответить
2
Вопрос: 5
Сколько лет было Асе, когда она познакомилась с Н.Н.
117
219
316
Ответить
1
Вопрос: 6
Подлинное имя Аси
1Анастасия Николаевна
2Анна Николаевна
3Анна Петровна
Ответить
2
Вопрос: 7
Что послужило причиной внезапного отъезда Гагиных
1Финансовые затруднения
2Решение вернуться в Россию
3Свидание Н.Н. с Асей, на котором он отверг ее чувства
Ответить
3
Вопрос: 8
Как сложилась судьба рассказчика после расставания с Асей
1Удачно женился
2Так и не смог жениться и остался одинок
3Разыскал Асю и женился на ней
Ответить
2
Вопрос: 9
Какой грустный вывод сделал рассказчик, вспоминая Асю
1У счастья нет завтрашнего дня
2На свете нет счастья
3Не было счастья, да несчастье помогло
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В каком году была написана повесть «Ася»
1) 1858 г. 2) 1857 г. 3) 1859 г.
2 вопрос:

Сколько лет было рассказчику, когда он поехал путешествовать за границу
1) 26 2) 25 3) 20
3 вопрос:

Что было интересно рассказчику за границей
1) Музеи 2) Памятники культуры 3) Люди
4 вопрос:

Каким видом творчества занимался Гагин
1) Музыкой 2) Живописью 3) Писательством
5 вопрос:

Сколько лет было Асе, когда она познакомилась с Н.Н.
1) 17 2) 19 3) 16
6 вопрос:

Подлинное имя Аси
1) Анастасия Николаевна 2) Анна Николаевна 3) Анна Петровна
7 вопрос:

Что послужило причиной внезапного отъезда Гагиных
1) Финансовые затруднения 2) Решение вернуться в Россию 3) Свидание Н.Н. с Асей, на котором он отверг ее чувства
8 вопрос:

Как сложилась судьба рассказчика после расставания с Асей
1) Удачно женился 2) Так и не смог жениться и остался одинок 3) Разыскал Асю и женился на ней
9 вопрос:

Какой грустный вывод сделал рассказчик, вспоминая Асю
1) У счастья нет завтрашнего дня 2) На свете нет счастья 3) Не было счастья, да несчастье помогло
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1857 г.
2 вопрос: 25
3 вопрос: Люди
4 вопрос: Живописью
5 вопрос: 17
6 вопрос: Анна Николаевна
7 вопрос: Свидание Н.Н. с Асей, на котором он отверг ее чувства
8 вопрос: Так и не смог жениться и остался одинок
9 вопрос: У счастья нет завтрашнего дня