Математика

Урок 7: Действия в пределах 10

Сложение и вычитание в пределах 10

На этом уроке мы познакомимся с различными приемами выполнения действий сложения и вычитания чисел (в пределах 10), поработаем над составлением таблиц сложения и вычитания, рассмотрим различные наиболее удобные способы заучивания этих таблиц.
 

План урока:

Приемы сложения и вычитания вида □ + 1, □ – 1

Приемы сложения и вычитания вида □ + 2, □ –2

Приемы сложения и вычитания вида □ + 3, □ –3

Приемы сложения и вычитания вида □ + 4, □ –4

Приемы сложения и вычитания вида □ + 5, □ –5

Приемы сложения и вычитания вида □ + 6, 7, 8, 9, □ –6, 7, 8, 9

Привет, дружок. Ну как, ты готов начать наш урок? Ну тогда слушай:«Стоит в поле терем-теремок».

w2

Тебе знакомы эти слова? Да, это начало сказки «Теремок». Не удивляйся, что на уроке математики я предлагаю тебе послушать сказку.

Герои этой сказки помогут нам разобраться с новой темой. Мы сегодня будем работать над составлением таблиц сложения и вычитания чисел, которые мы с тобой уже выучили на прошлых уроках.

Но сначала нам нужно вспомнить очень важную информацию, которую ты должен был запомнить на предыдущих занятиях.

Ты уже знаком с двумя очень важными математическими действиями. Это сложение и вычитание. Давай вспомним их важные особенности.

  1. Суть действия сложения заключается в объединении нескольких множеств в одно общее множество. В результате сложения становится больше.

w3

  1. Суть действия вычитания заключается в удалении из целого множества части предметов. В результате вычитания становиться меньше.

w4

А еще на прошлом уроке мы говорили о последовательности в натуральном ряде чисел. Они располагаются в порядке возрастания, т.е. каждое последующее число больше всех предыдущих.

Значит, результат сложения будет находиться правее, чем слагаемые. А результат вычитания располагается левее, чем уменьшаемое.

w5

Ты умеешь составлять примеры на сложение и вычитание. Мы пока выучили только один способ решения этих примеров – перекладывание и пересчитывание предметов в конечном множестве. Но следует отметить, что определять результат математических выражений таким образом долго и не всегда удобно.

Намного лучше это делать, если знать результаты сложения и вычитания наизусть. Тогда ты сможешь быстро решить пример и дать правильный ответ.

Для каждого числа составляются соответствующие таблицы сложения и вычитания. И для каждой таблицы есть способы и приемы, как можно ее хорошо выучить. Все это мы и рассмотрим на нашем уроке.

 

Приемы сложения и вычитания вида□ + 1, □– 1

Итак, слушаем сказку.

В поле стоит терем-теремок. Он и не низок, и ни высок. Мимо терема бежала мышка-норушка. Мышка первая поселилась в теремке. Она поможет нам познакомиться с таблицами сложения и вычитания с числом 1.

w6

В таблице к каждому числу нужно прибавить число 1 и записать результат. Решить эти примеры нам поможет мышка. Давай пустим мышку бегать по нашему ряду натуральных чисел.У нее маленькие шажки. Сделав один шаг, мышка передвинется только на одно число. Как ты думаешь, куда попадет мышка?

Правильно, на соседнее число.

Возьмем пример 5 + 1. Какое первое слагаемое? Правильно, 5. Значит мышка должна стать на число 5. В примере указано действие сложения, поэтому мышка должна сделать один шаг вперед. На какое число она перейдет?

w7

Верно, она перейдет на число 6. Значит 5 + 1 = 6.

Мышка хочет напомнить тебе правило, которое мы выучили, знакомясь с правилом образования чисел: если к числу прибавить один, то получим последующее число. Давай используем это правило и решим все примеры из нашей таблицы. Она будет выглядеть так.

tab1plus

Тебе не нужно учить эту таблицу наизусть! Просто следует посмотреть на первое слагаемое и назвать его последующее число. Это и будет ответ.

С таблицей вычитания числа 1 тоже все просто. Только мышка будет теперь бежать назад.

Например, 4 – 1. Назови уменьшаемое. Верно, 4. Значит мышка становиться на число 4 и делает шаг назад. Где она остановиться?

w9

Правильно, на числе 3. Значит 4 – 1 = 3. Правда, все понятно? Помнишь, мы учили правило, что если из числа вычесть 1, то получим предыдущее число? Поэтому таблицу вычитания числа 1 тоже очень легко составлять. Нужно посмотреть на уменьшаемое, и назвать его предыдущее число. Вот что получится.

tab 1

Вот мы и познакомились с таблицами для числа 1. Тебе не придется их учить. Просто представь себя маленькой мышкой и делай один шаг вперед или назад по числовому ряду – и ответ готов!

Приемы сложения и вычитания вида□ + 2, □–2

Идем дальше. Давай продолжим нашу сказку. Кто пришел вторым к теремку?

Правильно, лягушка.

w10

Увидела лягушка мышку в теремке и попросила пустить ее к себе. Но мышка ответила, что она очень занята составлением математических таблиц. Лягушке стало интересно, и она предложила свою помощь.

Мышка обрадовалась, что теперь их будет двое и они быстро составят таблицы для числа 2. Сначала мышка-норушка объяснила лягушке, как мы уже умеем решать примеры на прибавление числа 2.

Например, 6 + 2. Первое слагаемое 6, поэтому нарисуем 6 кружочков.

w11

Второе слагаемое 2. Значит нужно добавить еще два кружочка: сначала один, а потом еще один.

w12

Пересчитываем все кружочки вместе и получаем 8. Значит, 6 + 2 = 8. Число 2 можно прибавлять по одному: 1 и еще 1.

А потом мышка-норушка показала, как она научилась решать примеры бегаяпо числовом ряду. Например, к 8 прибавим 2. Мышка стала на число 8, а потом сделала 1 шаг и еще 1 шаг.

w13

Посмотри, на какое число она попала? Значит 8 + 2 = 8 + 1 + 1 = 10.

Лягушка тоже захотела поучаствовать в составлении таблицы с числом 2. Но она не может бегать, зато отлично прыгает. Она заметила, что для прибавления числа 2, можно просто перепрыгнуть через число. Вот смотри.

3 + 2. Первое слагаемое 3. Лягушка стала в числовом ряду на число 3 и прыгнула вперед через число.

w14

На какое число она попала?

Правильно, она оказалась на числе 5. Значит 3 + 2 = 5.

Лягушка начала прыгать по числовому ряду, а мышка за ней записывала результаты таблицы сложения с числом 2. Вот что у них получилось.

tab2plus

Лягушке очень понравилось составлять таблицу сложения для числа 2. Она решила, что это легко и согласилась помочь мышке составить таблицу вычитания числа. Только, поскольку при вычитании должно становиться меньше, то прыгать она будет назад. Вот как у нее это получилось.

Возьмем пример 7 − 2. Уменьшаемое – 7, значит лягушка стала на число 7. Чтобы вычесть число 2, квакушка перепрыгнула через число назад. Посмотри, куда она попала.

w15

Правильно, лягушка оказалась на числе 5.

Значит 7 − 2 = 5.

Лягушка-квакушка помогла решить все примеры из таблицы вычитания числа 2. Вот что получилось.

tab 2

Вот так лягушка научила нас, как легко можно запомнить результаты математических выражений с числом 2. Представь себя зеленой квакушкой и перепрыгивай по числовому ряду через число, чтобы получить ответ.

 

Приемы сложения и вычитания вида□ + 3, □–3

А теперь продолжим сказку. Мимо теремка бежал зайчик. Он заметил в нем мышку-норушку и лягушку-квакушку. Подошел к ним и попросил пустить его в теремок.

w16

Мышка и лягушка рассказали зайчику, что они составляют математические таблицы. Зайчик предложил им помочь, и они втроем приступили к составлению таблицы с числом 3.

Мышка и лягушка решили показать, как они научились решать примеры. Давай вспомним, как они умеют прибавлять. Мышка стала на число 4 и сделала шаг вперед. Куда она попала?

w17

Правильно, мышка-норушка перешла на число 5. Таким образом она посчитала, что 4 + 1 = 5.

Затем на число5 вместо мышки стала лягушка и показала, как она умеет прибавлять число 2 – перепрыгнула через число.

w18

Где она оказалась? Правильно, квакушка остановилась на числе 7.

А теперь давай проговорим весь процесс прибавления и разберемся, как наши зверята нашли результат математического выражения. С какого числа начали прибавлять? Правильно, первое слагаемое – 4. Сколько прибавили зверушки? Верно, сначала 1, а потом еще 2. А сколько это вместе? Ты же уже выучил таблицу на 1 и на 2. Вспомни, сколько будет вместе 1 и 2. Правильно, 3.

Значит мышка и лягушка к 4 прибавили 3 и получили 7. Вот как должна выглядеть математическая запись примера: 4 + 3 = 7.

Зайчик посмотрел, как его друзья двигались по числовому ряду. Он подошел и тоже стал на число 4. А потом ка-а-ак подпрыгнет и сразу через два числа перепрыгнул, чтобы на число 7 попасть.

w19

Мышка и лягушка обрадовались, что у зайчика с первого раза легко получается решать примеры на прибавление числа 3. Они попросили его найти ответы во всех примерах из таблицы сложения для числа 3. Вот что друзья записали.

Представь, как будет передвигаться зайчик, чтобы найти результат первого математического выражения в этой таблице: к 1 прибавить 3. Он станет на число 1. А потом сделает боооольшой прыжок (через два числа).

Где окажется зайчик? Правильно, он остановиться на числе 4. Вот мы и узнали ответ. Друзья записали всю таблицу.

tab3plus

После этого они начали составлять таблицу вычитания числа 3. Мышка и лягушка объяснили зайчику, что при вычитании получается меньшее число, поэтому по числовому ряду нужно прыгать назад.

Вот первый пример из таблицы: 4 − 3. Зайчик стал на число 4 и перепрыгнул через два числа. Куда он попал? Какую первую запись сделали друзья?

w20

Правильно.

4 − 3 = 1

Так они решили все остальные примеры.

tab 3

Вот и замечательно. Эту таблицу с числом 3 ты тоже очень легко запомнишь. Представь, что ты зайчик и прыгай большими прыжками через два числа, чтобы найти ответ.

Приемы сложения и вычитания вида□ + 4, □–4

А в нашей сказке появился новый герой. Это хитрая лисичка. Увидела она теремок, а в нем мышку, лягушку и зайчика.

w21

Попросилась лисичка к ним жить. А зверята согласились ее пустить только если она поможет им составить математические таблицы. Лисичка очень хитрая была и быстро придумала, как выполнить их задание.

У лисички всего 4 лапки. Она посчитала, что у нее 2 передние и 2 задние лапки. Значит четыре это два и два.

Вспомни, кто нам помогал составлять таблицы числа 2.

Правильно. Это лягушка-квакушка, перепрыгивая через число, может быстро найти ответ для любого примера из этой таблицы. А чтобы прибавить 4, лягушке нужно прыгнуть дважды.

Лисичка попросила ее стать на число 1 и прыгнуть вперед один раз, а потом еще раз.

w22

Вот и решен пример. Посмотри, где оказалась лягушка.

Значит 1 + 4 = 5.

Оказалось, что решать примеры в таблице сложения с числом 4 очень легко. Лягушка-квакушка продолжала дважды перепрыгивать через число, а ее друзья записали всю таблицу.

tab4plus

Быстро справившись с этим заданием, зверята сами догадались, что для составления таблицы вычитания числа 4 лягушке придется прыгать дважды в обратном направлении.

Вот посмотри, как они решили первый пример из этой таблицы.

w23

Откуда начала прыгать лягушка? Какой результат получился? Как запишем?

5 − 4 = 1

Так и остальную таблицу составили.

tab 4

Если ты уже запомнил таблицы для числа 2, то и эту таблицу выучишь очень легко.

Приемы сложения и вычитания вида□ + 5, □–5

Пока друзья составляли таблицы с числом 4, лисичка внимательно посмотрела все предыдущие записи. Она заметила одну закономерность, которую мы с тобой тоже уже выучили.

Лисичка нашла в разных таблицах очень похожие примеры. Вот сам посмотри.

В таблице прибавления числа 1 есть такой пример:

4 + 1 = 5.

А в таблице прибавления числа 4 есть пример:

1 + 4 = 5.

Что ты заметил?

Верно, в обоих примерах одинаковые слагаемые и сумма в них тоже не изменяется. Вспомнил правило, которое касается этой закономерности?

Правильно, это переместительный закон сложения. Он звучит так: слагаемые можно менять местами, при этом сумма не изменится.

Лисичка нашла в таблицах все примеры, у которых есть слагаемое 5. Вот они.

tab5

Переставь слагаемые местами и составь таблицу прибавления числа 5.

Сверь с тем, что получилось у лисички.

tab5plus

В этой таблице не хватает только одного примера. Ты быстро запомнишь его. Ведь этот пример можно легко посчитать на пальцах.

Итак, посчитай, сколько будет 5 + 5. Ты догадался, как это сделать?

Правильно, 5 пальцев на одной руке и 5 пальцев на другой – а вместе будет 10.

Вот мы и закончили с таблицей сложения с числом 5.

Составить таблицу вычитания числа 5 нам поможет знание другого правила: в результате вычитания из суммы одного слагаемого получаем второе слагаемое.

Давай используем это правило.

Из примера 1 + 5 = 6 мы составим пример на вычитание 6 − 5 = 1.

Попробуй самостоятельно составить другие примеры.

Вот какая таблица вычитания числа 5 получилась у лисички.

tab 5

Как быстро мы все посчитали! Это все благодаря хитрой лисичке.

Приемы сложения и вычитания вида□ + 6, 7, 8, 9, □–6, 7, 8, 9

Поселились все зверюшки вместе в теремке. И дружно вместе принялись записывать остальные таблицы. Все примерах в них составляются на основе тех правил, о которых напомнила нам лисичка. Давай поможем им.

w24

Начнем с таблицы сложения числа 6.

В предыдущих таблицах есть только четыре примера, в которых встречается слагаемое 6. Найди их.

Вот что выписали зверята.

tab6

Теперь переставляем слагаемые местами.

tab6plus

А теперь из этой таблицы мы легко можем составить таблицу вычитания числа 6. Попробуй сделать это самостоятельно.

Посмотри, какую таблицу вычитания числа 6 записали наши друзья.

tab 6

Вот мы и закончили! У нас получилось составить таблицы сложения и вычитания числа 6.

Продолжаем. С таблицей сложения числа 7 нам повезло еще больше, ведь в ней будет всего три примера. Ты уже нашел их? Вот что записали зверята.

tab7

Надеюсь, ты не забыл еще переместительное свойство действия сложения, ведь оно нам пригодится при составлении таблицы с числом 7.

Подумай над этим сам. А потом проверь.

tab7plus

Все правильно. Теперь из предыдущей таблицы составим таблицу вычитания числа 7.

Не спеши, сделай это самостоятельно.

Проверь свою таблицу.

tab 7

Как быстро ты со всем справился.

Дальше будет еще легче. Вспомни примеры, где встречается слагаемое 8.

tab8

В таблице сложения числа 8 всего два примера. Составь их.

Давай проверим.

tab8plus

Теперь составь таблицу вычитания числа 8.

Вот что получилось у наших друзей.

tab 8

Вот мы и выучили таблицы сложения и вычитания с числом 8.

Ты, наверное, уже немного устал. Но нам осталось познакомиться всего с одной таблицей. Это таблица сложения и вычитания с числом 9.

Ты уже нашел пример с числом 9? Уверена, что ты справился. Назови его.

9 + 1 = 10

Давай переставлять. Что у нас получится?

1 + 9 = 10

Вот и вся таблица сложения с числом 9. Переходим к таблице вычитания числа 9.

У тебя уже все готово?

Правильно.

10 − 9 = 1

Мы с тобой неплохо потрудились и составили все таблицы в пределах 10. Вот как выглядит общая таблица сложения.

tab

В этой таблице красным цветом выделены примеры, которые составлены путем перестановки слагаемых. Их запомнить очень легко.

А вот общая таблица вычитания чисел в пределах 10.

tab

В этой общей таблице хорошо видны несколько закономерностей, которые помогут тебе лучше и быстрее запомнить результаты указанных математических выражений на вычитание.

  1. В результате вычитания числа 1 получается число, которое является предыдущим по отношению к уменьшаемому.
  2. В примерах, где уменьшаемое и вычитаемое являются «соседями» в натуральном ряду чисел, разность равна 1.
  3. В таблице есть «парные» примеры, которые можно составить из одного и того же примера на сложение.

В этих выражениях компонентами являются одни и те же числа. Присмотрись и найди другие подобные пары примеров.

Чтобы получше запомнить все примеры из таблиц сложения и вычитания чисел в пределах 10, почаще тренируйся. Не забудь о наших сегодняшних помощниках.

Таблицы сложения и вычитания числа 1 мы выучили с помощью мышки, которая переходила маленькими шагами с числа на соседнее число. Как найти результаты в таблицах сложения и вычитания числа 2 нам подсказала лягушка, которая умеет прыгать через число. Зайчик показал, как узнать ответы в примерах из таблиц сложения и вычитания числа 3, который скачет так высоко, что может перепрыгнуть через два числа сразу. А двойной прыжок лягушки поможет вспомнить результаты таблиц сложения и вычитания числа 4. Лисичка же разгадала закономерности составления всех остальных таблиц.

Обязательно используй все приемы, которые нам подсказали герои нашей сказки. Чем чаще ты будешь повторять примеры из таблиц, тем быстрее ты запомнишь результаты каждого из них. Надеюсь, ты легко справишься с проверочными заданиями к этому уроку.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
5 + 1 =
17
26
35
44
Ответить
2
Вопрос: 2
2 + 8 =
17
26
310
49
Ответить
3
Вопрос: 3
7 + 3 =
17
28
39
410
Ответить
4
Вопрос: 4
4 + 4 =
17
26
38
49
Ответить
3
Вопрос: 5
2 + 3 =
17
25
36
44
Ответить
2
Вопрос: 6
8 - 1 =
17
26
39
45
Ответить
1
Вопрос: 7
9 - 3 =
17
26
35
410
Ответить
2
Вопрос: 8
7 - 2 =
19
26
35
47
Ответить
3
Вопрос: 9
9 - 6 =
13
26
35
44
Ответить
1
Вопрос: 10
10 - 7 =
12
23
35
44
Ответить
2
Вопрос: 11
8 - 4 =
13
26
35
44
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

5 + 1 =
1) 7 2) 6 3) 5 4) 4
2 вопрос:

2 + 8 =
1) 7 2) 6 3) 10 4) 9
3 вопрос:

7 + 3 =
1) 7 2) 8 3) 9 4) 10
4 вопрос:

4 + 4 =
1) 7 2) 6 3) 8 4) 9
5 вопрос:

2 + 3 =
1) 7 2) 5 3) 6 4) 4
6 вопрос:

8 - 1 =
1) 7 2) 6 3) 9 4) 5
7 вопрос:

9 - 3 =
1) 7 2) 6 3) 5 4) 10
8 вопрос:

7 - 2 =
1) 9 2) 6 3) 5 4) 7
9 вопрос:

9 - 6 =
1) 3 2) 6 3) 5 4) 4
10 вопрос:

10 - 7 =
1) 2 2) 3 3) 5 4) 4
11 вопрос:

8 - 4 =
1) 3 2) 6 3) 5 4) 4
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 6
2 вопрос: 10
3 вопрос: 10
4 вопрос: 8
5 вопрос: 5
6 вопрос: 7
7 вопрос: 6
8 вопрос: 5
9 вопрос: 3
10 вопрос: 3
11 вопрос: 4