Литература

Урок 7: А.Н. Островский

Судьба и личность Александра Николаевича Островского

На театральных подмостках первым был поставлен в 1853 г. комедийный спектакль «Не в свои сани не садись», через год - «Бедность не порок», окончательно закрепившие славу драматурга, как первооткрывателя особенностей купеческой жизни и ее быта. Островский говорил, что он открыл неизвестную страну напротив Кремля, которая находилась на другом берегу Москвы-реки.

Обложка урока взята с источника.

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

Летопись жизни Островского. Традиции и новаторство драматургии

Пьеса «Гроза». История создания, смысл названия, своеобразие конфликта

Город Калинов и его обитатели. Изображение нравов «темного царства»

Система образов, особенности раскрытия характеров героев драмы

Протест Катерины против устоев «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

Споры критиков о драме «Гроза»

Вклад Островского в развитие русского театра

 

Летопись жизни Островского. Традиции и новаторство драматургии

Родился 12 апреля 1823 г. в Москве. Отец, Николай Федорович, выпускник Духовной академии, стал не священником, а судебным стряпчим и адвокатом, выслужил со временем чин титулярного советника и дворянство. Мать Александра умерла, когда ему было 8 лет. Спустя 5 лет отец обвенчался с дочерью шведского дворянина баронессой фон Тессин, которая занялась воспитанием 4 детей и их образованием. Александр уже в детстве владел французским, немецким и греческим языками, позже самостоятельно выучит английский, итальянский и испанский. Мальчик был весьма начитанным, благодаря обширной домашней библиотеке, и очень любил народные гуляния с представлениями в уличных балаганах, которые пробудили в нем интерес к театру.

После окончания гимназии, с 1840 г. учится на юридическом факультете Московского университета. Через 3 года, не окончив обучение, поступает на службу в судебную канцелярию и служит в различных судах до 1850 г. Работая со следственными материалами, он заимствовал истории для будущих сюжетов из судебной практики. Первая пьеса «Картины семейной жизни» была написана в 1847 г. Известность пришла в 1851 г. после публикации в журнале «Московитянин» комедии «Свои люди – сочтемся» (первоначальное название «Банкрот»), в которой Островский выставил напоказ махинации богатого купца. Островского обвинили в клевете на московское купечество и установили за ним полицейский надзор, на постановку наложили запрет, который продлится 11 лет. Из-за скандала писатель вынужден подать в отставку и посвящает себя полностью литературе.

На театральных подмостках первым был поставлен в 1853 г. комедийный спектакль «Не в свои сани не садись», через год - «Бедность не порок», окончательно закрепившие славу драматурга, как первооткрывателя особенностей купеческой жизни и ее быта. Островский говорил, что он открыл неизвестную страну напротив Кремля, которая находилась на другом берегу Москвы-реки. Замоскворечье, обитателями которого были, в основном, купцы и небогатые мещане, до Островского было неизведанным пространством для литературного мира. Оттого драматургу дали прозвище «Колумб Замоскворечья».

В 1856 г. переезжает в Петербург и участвует в этнографической экспедиции по городам верхней Волги, организованной Морским министерством для молодых литераторов, произведения которых предполагалось издать в журнале «Морской сборник».

В 1859 г. написал драму «Гроза», за которую получит престижную Уваровскую премию. В 1862 г. путешествует по странам Европы. В 1863 г., избирается членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

Всего было создано Островским 47 пьес и еще 8 в соавторстве, из них 30 посвящено родному городу – Москве.

Островский проявил себя как общественный деятель и организатор театральной жизни. Бедственное положение русской сцены беспокоило Островского непрофессиональной игрой артистов, среди которых было много бывших крепостных, и своим репертуаром, заполненным, в основном, мелодрамами и водевилями зарубежных авторов.

В 1865 г. создает кружок артистов-любителей, благодаря которому появилось много талантливых людей, в 1870 г. – участвует в создании Общества русских драматических писателей, где его избирают бессменным председателем, с 1886 г. заведует репертуаром московских театров. С 1885 г. возглавлял театральное училище. Он лично участвовал в постановке спектаклей, работал на репетициях с актерами на протяжении всей своей жизни.

Александр Николаевич Островский ушел из жизни 14 июня 1886 г. в своем имении Щелыково, погребен в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Пьеса «Гроза». История создания, смысл названия, своеобразие конфликта

Пьеса появилась в переломную эпоху. С 1857 г. готовились реформы архаичного, антигуманного общественного строя в России, завершившиеся отменой крепостного права в 1861 г. Эти грядущие перемены отразились и в пьесе «Гроза» и ее символическом названии: это не только явление природы, но и божья кара за грехи для верующих, а также стихийное очищение удушающей атмосферы, символ обновления, «страшный вызов самодурной силе». Через социально-бытовой сюжет удалось показать общероссийские проблемы.

Премьера состоялась в ноябре 1859 г. в Малом театре и имела оглушительный успех, отчасти благодаря труппе талантливых актеров. Главную роль исполняла Любовь Косицкая, послужившая прототипом Катерины, чьи сны и рассказы о детстве были написаны по воспоминаниям самой актрисы.

Жанр был определен автором, как социально-бытовая драма. В основе драмы лежит конфликт (от лат. «столкновение») между противостоящими друг другу идеями, принципами, характерами, социальными силами или историческими тенденциями. В пьесе «Гроза» переплетены несколько конфликтов: семейный, общественный, нравственный. Эти неразрешимые противоречия главной героини и окружающих ее людей привели к трагической развязке. Поэтому многие склонны считать, что по жанру «Грозу» можно отнести к трагедии.

Для создания пьесы были использованы собранные во время поездки по Волге материалы о жизни поволжского купечества. Это особое сословие со своими традициями и житейским укладом. С одной стороны, купцы - предприимчивые люди, с другой стороны, они ценят незыблемость патриархальных устоев, членам семьи строго определены свои роли, детям заранее предначертано продолжать семейное дело отцов. Родительская воля считалась непререкаемой. Девушкам из купеческих семей дозволялась некоторая свобода, жизнь замужних женщин была затворнической. Каждый дом представлял собой крепость за высокими глухими заборами, замкнутый мир, в котором жили по законам предков.

 

Город Калинов и его обитатели. Изображение нравов «темного царства»

Вымышленный город Калинов – собирательный образ небольших приволжских городков. На примере этого города показывается патриархальный мир его обитателей, лишенный духовного начала, в котором разрушаются вековые нравственные и семейные устои.

Город расположен в прекрасной местности на высоком берегу Волги, от красоты которой «душа радуется» у Кулигина. Он же отзывается и о жестоких нравах жителей Калинова, живущих в этой «обетованной земле». Купцы «обличье человеческое» утратили, друг у друга торговлю «подрывают» даже не из корысти, «сколько из зависти», враждуют, кляузничают. А в домах, за запертыми воротами, семьи свои тиранят да прячут от чужих глаз «разврат темный и пьянство», но на людях – все благопристойные и чинные.

В образе Кулигина представлен самый ученый человек города, которого считают чудаком. Его фамилия не случайно созвучна фамилии великого изобретателя Кулибина. Он мещанин 50 лет и механик-самоучка, часовщик; начитан и мечтает изобрести вечный двигатель, установить в городе солнечные часы и громоотвод. Его познания прогрессивны для Калинова, но отстали для современного научного мира. Но он честен и открыт в своих суждениях.

kuligin
Из фильма "Гроза" 1977 года, Кулигин (Источник)

Иначе говорит странница Феклуша про местное купечество, что это «народ благочестивый, добродетелями многими украшенный», нищих милостыней наделяют.Сложно доверять мнению убогой странницы, просвещающей темных обывателей своими нелепыми небылицами о больших городах, дальних странах и святых местах, и кормящейся за счет подаяний.

«Темным царством» назван этот мир критиком Добролюбовым за невежество, косность, ограниченность.

Истинные хозяева города представлены в образах Дикого и Кабановой, в руках которых, благодаря деньгам, фактически вся власть. Даже городничего Дикой может снисходительно потрепать по плечу, а тот не в силах его наказать, а лишь уговаривает не обманывать мужиков, ибо те слишком зачастили к нему с жалобами.

Савел Прокофьевич, зажиточный купец, прежде всего нарушает купеческие исконные традиции: нечестно ведет торговлю, не платит своим работникам, обманывает окружающих. Он не дня не может прожить без ругани, не жалеет даже своих родных, которые от его гнева прячутся по чуланам и чердакам. Тем не менее он «значительное лицо» в городе. Людей ниже себя по статусу считает «червяками», которых он по своему желанию может раздавить или помиловать. Иногда на него находят приступы раскаяния, сначала обругает мужика, потом ему в ноги кланяется. Но после все равно живет, как прежде. Лишь к своей куме Кабановой относится, как к равной.

dikoi
Из фильма "Гроза" 1977 года, Кулигин и Дикой (Источник)

Марфа Игнатьевна Кабанова – «благочестивый» домашний деспот, живущая, как ей кажется, по законам христианского «Домостроя». По этому средневековому уставу семейных отношений главой семьи всегда является мужчина, после смерти отца бразды правления переходят к сыну.Овдовев, Кабанова, стараясь сохранить устои, сама же их и разрушает, став хозяйкой в доме, не признавая первенство взрослого сына, подавляет его волю, лишает возможности принимать самостоятельные решения и брать ответственность на себя. У нее своеобразное представление о материнской любви. Она постоянно дает наставления, читает морали, держит свою семью в страхе, считая, что на нем держится порядок в доме. Целыми днями усердно молится, а после грешит, незаслуженно обижая. Особенно Кабаниха беспощадна к невестке, которая старается не перечить свекрови, но та чувствует в Катерине характер и невзлюбила ее за это. После признания Катерины в измене, она злобно радуется и цинично говорит, что такую «надо живой в землю закопать». Кабаниха смеется в глаза Катерине, словно получая удовольствие от ее страданий.

kabanika
Из фильма "Гроза" 1977 года, Кабаниха (Источник)

Из-за ханжеских домостроевских порядков искажаются отношения среди домочадцев: лишенные доверия дети, отвечают взаимной неприязнью к матери. Вместо любви и уважения – притворные покорность и почтение.Ограничение свободы в семье, где «все словно из-под неволи», приводит к желанию освободиться. Тихон мечтает вырваться из дома и напиться, мать называет грозой, а ее опеку «кандалами». Варвара все делает по-своему тайком, так, чтобы «шито-крыто было», а после и вовсе убегает со своим возлюбленным Кудряшом. Катерина обрела свободу, выбрав страшный путь грехопадения и смерти.

 

Система образов, особенности раскрытия характеров героев драмы

В драме, при отсутствии описаний и портретов, текста, выражающего авторское отношение, средств раскрытия образов немного: это говорящие имена и фамилии, монологи и реплики героев, в которых даются характеристики себе и другим. В самой речи персонажей выражается их сущность: у Дикого – сплошные ругательства, у Кабанихи брань перемешана с елейными словечками, в высказываниях Кулигина встречаются термины и цитаты стихов, Борис говорит образованным языком, в рассказах Катерины – много поэтических образов и пр.

По мнению Добролюбова, все персонажи делятся на две основные категории: самодуров Дикого и Кабанову, и их многочисленных жертв.

Тихон – безвольный, слабохарактерный человек, полностью подчинен своей матери. Он любит Катерину и жалеет, но сам настолько жалок и забит, что вряд ли может быть достоин уважения и любви. Он сам невольно подтолкнул Катерину к измене и самоубийству, уехав, не согласившись взять ее с собой.Только после гибели Катерины решается на протест, обвиняя мать в этой трагедии, не понимая, что и он тоже виновен из-за своей безропотности и неспособности защитить жену, как мужчина. Тихон завидует участи мертвой Катерины, а ему «жить и мучиться».  

tikon
Из фильма "Гроза" 1977 года, Тихон (Источник)

Катерину привлекает пришлый из иного мира Борис. Ей кажется, что он другой, необыкновенный человек, потому что выделялся среди остальных обитателей провинциального города. Борис образован, но в остальном ничем не лучше Тихона. Он такой же подневольный человеки зависим от своего дяди, надеясь получить бабушкино наследство, и ради этого безропотно терпит придирки Дикого.

Борис полюбил Катерину искренне и нежно, но вынужден уехать в Сибирь, подчиняясь воле дяди, трусливо отказавшись взять возлюбленную с собой, хотя осознает, какая участь ее ожидает. Понимая, что он не может ей помочь, малодушно просит у бога для любимой смерти, чтобы она скорее отмучилась.Борис, предав свою любовь, всю жизнь будет работать на дядю, надеясь на призрачное наследство.

boris
Из фильма "Гроза" 1977 года, Борис (Источник)

Может быть, Тихон и Борис обретут когда-нибудь долгожданную свободу и благополучие, но счастливыми они никогда не смогут стать. Вина за гибель Катерины будет мучить всю оставшуюся жизнь.

В образе Варвары представлена еще одна жертва устоев «темного царства» самодуров. Она тоже терпит обиды от матери, но к ней Кабанова снисходительнее, понимая, что дочь скоро выйдет замуж и разделит судьбу Катерины в новой семье. К тому же Варвара умна и хитра, приспособилась к такой жизни и научилась врать. Незамужняя девушка по ночам бегает тайком на свидания и не считает это предосудительным. Узнав про тайные помыслы Катерины, устраивает ей встречу с Борисом. Шаловливая Варвара сама с легкостью признается, что у нее грехи есть, но смотрит на жизнь просто и не терзается угрызениями совести. Кабаниха, подозревая Варвару в соучастии в измене Катерины, стала запирать дочь на замок, но та убегает из опостылевшего дома со своим избранником.

vrya
Из фильма "Гроза" 1977 года, Варвара и Катерина (Источник)

 

Протест Катерины против устоев «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

Образ Катерины выделяется среди остальных женских образов пьесы, хотя все героини существуют в одной купеческой среде.

Имя главной героини в переводе с греческого означает «непорочная». Она выросла, окруженная любовью и заботой, любила ходить в церковь, молиться и заниматься рукоделием. Внешне уклад жизни в родительском доме был похож на порядок, заведенный в доме мужа, но в нем все делалось без принуждения. Катерина склонна видеть во всем особенный смысл, сама говорит, что теперь «завяла совсем», а раньше жила «точно птичка на воле», видела удивительные сны.

Катерина – человек, с одной стороны, придерживающийся исконных традиций, с другой стороны, желающий жить не по чужой, а по собственной воле, оттого в ее душе и сознании зреет внутренний конфликт. Она, хоть и не очень образованна, суеверна и мечтательна, ощущает себя личностью, обладает внутренней свободой, неосознанно, стихийно противостоит существующему миропорядку. «Не захочу здесь жить и не стану», - говорит она Варваре. Она набожный человек, но вопреки вере совершает два страшных греха: изменяет мужу и лишает себя жизни.

katerina
Из фильма "Гроза" 1977 года, Катерина (Источник)

Лицемерием и ложью пропитаны отношения окружающих Катерину людей. Она,страдая от своей греховности и считая себя клятвоотступницей, не может лгать и притворяться. Ее прилюдное признание в измене продиктовано жаждой истины, правды, свободы.

Два мужчины было в жизни Катерины, которые ее любили и предали. Ни один не был в состоянии защитить любимую женщину и спасти ее от гибели. Катерина Тихона не любит, но жалеет, Бориса ни в чем не винит, считает только себя виноватой во всем. Осознав невозможность любить, не в силах терпеть домашний деспотизм, решает, что лучше уйти из жизни, чем выносить пожизненную ежедневную казнь.

 

Споры критиков о драме «Гроза»

Эта реалистичная пьеса вызвала полемику среди современников Островского. Анализ пьесы в статье «Луч света в темном царстве» дал Добролюбов, который оправдывает героиню, считает ее поступок вызовом против самодурной силы «темного царства», тем самым предвещает его скорую кончину. Критик считал «Грозу» остросоциальной драмой.

Иная точка зрения у Писарева в статье «Мотивы русской драмы», который считал, что Катерина не «луч света», а «русская Офелия», чей внутренний мир полон противоречий, в которых она сама запуталась. Оттого ее самоубийство глупо, бесполезно и отражает крушение надежд на изменение.

Аполлон Григорьев назвал «Грозу» высокой поэтической трагедией, отразившей разнообразные проявления народной жизни, а в образе Катерины увидел воплощение народного характера.

 

Вклад Островского в развитие русского театра

Островский, проработавший для театра почти 40 лет, писал: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству», лишенному профессиональной школы и покровительства государства и меценатов.

Невозможно переоценить значение Островского, который стал продолжателем лучших традиций драмы Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя, но сделал драматургию более доступной, народной, ясной для широких слоев населения, а не только для образованной публики, изображая обычных людей с их житейскими проблемами. Гончаров написал, что благодаря именно Островскому создан «русский национальный театр».

Творчество Островского не теряет своей актуальности. Во всех российских театрах ставятся спектакли по пьесам Островского, потому что они до сих пор вызывают интерес у зрителей.

 

Словарь

1. Стряпчий – судебный чиновник, выполняющий адвокатские обязанности.

2. Балаган – уличное театрализованное представление на ярмарках или народных гуляниях.

3. Этнографический – изучающий особенности быта и культуры жителей какой-либо местности.

4. Мелодрама – литературное произведение, раскрывающий чувственный, духовный мир героев.

5. Водевиль – комедийное преставление с песенками-куплетами.

6. Труппа (театр.) – творческий коллектив театра.

7. Кляузничать – сплетничать, писать доносы.

8. Елейный – умильный, слащавый.

9. Полемика – спор с аргументами, раскрывающий позиции сторон.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Островского
11812 г. – 1891 г
21823 г. –1886 г
31809 г. – 1852 г
Ответить
2
Вопрос: 2
Какая комедия была впервые опубликована
1«Бедность не порок»
2«Не в свои сани не садись»
3«Свои люди – сочтемся»
Ответить
3
Вопрос: 3
Когда состоялась премьера драмы «Гроза»
11859 г
21847 г
31851 г
Ответить
1
Вопрос: 4
К купеческому сословию принадлежали
1Кабанова, Дикой
2Феклуша, Глаша
3Кулигин, Кудряш
Ответить
1
Вопрос: 5
Кто из персонажей пьесы живет по принципу «делай, что хочешь, лишь бы шито-крыто было»
1Катерина
2Кулигин
3Варвара
Ответить
3
Вопрос: 6
Кто из русских критиков назвал Катерину «лучом света в темном царстве»
1Добролюбов
2Писарев
3Белинский
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Островского
1) 1812 г. – 1891 г 2) 1823 г. –1886 г 3) 1809 г. – 1852 г
2 вопрос:

Какая комедия была впервые опубликована
1) «Бедность не порок» 2) «Не в свои сани не садись» 3) «Свои люди – сочтемся»
3 вопрос:

Когда состоялась премьера драмы «Гроза»
1) 1859 г 2) 1847 г 3) 1851 г
4 вопрос:

К купеческому сословию принадлежали
1) Кабанова, Дикой 2) Феклуша, Глаша 3) Кулигин, Кудряш
5 вопрос:

Кто из персонажей пьесы живет по принципу «делай, что хочешь, лишь бы шито-крыто было»
1) Катерина 2) Кулигин 3) Варвара
6 вопрос:

Кто из русских критиков назвал Катерину «лучом света в темном царстве»
1) Добролюбов 2) Писарев 3) Белинский
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1823 г. –1886 г
2 вопрос: «Свои люди – сочтемся»
3 вопрос: 1859 г
4 вопрос: Кабанова, Дикой
5 вопрос: Варвара
6 вопрос: Добролюбов
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти