Литература

Урок 6: И.А. Гончаров

Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова

Гончаров – первый в русской литературе писатель из разночинцев, а не из дворянской среды. Иван Александрович всю жизнь занимался литературой, писал и переводил с 14 лет, анонимно печатал в журналах свои статьи и фельетоны. Творчеством мог заниматься только на досуге, в свободное от службы время. За 25 лет творческой деятельности (с 1944г. по 1869г.) было написано всего три романа, ставших шедеврами мировой литературы. Современники называли Гончарова одним из гениальнейших литературных лентяев.

План урока:

Жизненный путь Гончарова

Роман «Обломов». Главная тема и идея. Образ главного героя

Герои романа, их взаимоотношения с Обломовым

Авторская позиция в романе и способы ее выражения

Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов»в русской литературной критике

Значение творчества Гончарова

 

Жизненный путь Гончарова

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в зажиточной купеческой семье. Обучался сначала в пансионе, в 10-летнем возрасте его отправляют в Москву в коммерческое училище, которое он спустя 8 лет бросает и поступает в 1831 г. в Московский университет.

После окончания университета, прослужив непродолжительное время секретарем у губернатора Симбирска, переезжает в Петербург, поступает в Департамент внешней торговли в качестве переводчика. Гончаров свободно владел французским, немецким и английским языками. В 1852 г. был назначен секретарем адмирала Путятина и совершил кругосветную экспедицию на военном паруснике «Паллада», на котором пересек Атлантический, Индийский и Тихий океаны. За 2,5 года посетил Англию, Южную Африку, Индонезию, Китай, Японию, Филиппины, побывал на многочисленных островах и архипелагах. Подав в отставку, сходит с корабля на берег Охотского моря и, возвращаясь в Петербург, проезжает через всю Россию. Колоссальный багаж его впечатлений отражен в серии путевых очерков, названных «Фрегат Паллада» (1858 г.).

Fregat Pallada
 

В последние годы работает цензором в Министерстве просвещения, затем редактором в Главном управлении по делам печати. В 1858 г. дополнительно был назначен преподавателем русской словесности у наследника престола Николая Александровича, но через полтора года от этой должности отказывается.

Всю жизнь Гончаров находился на государственной службе, дослужился до действительногостатского советника, что соответствует чину генерала. После отставки часто путешествует по Европе. Личная жизнь Гончарова не сложилась, он не создал семьи, все свободное время посвящал творчеству. В 1891 г. сжег весь свой литературный архив. 27 сентября 1891 г. скончался, захоронен на Волковом кладбище Петербурга.

Гончаров – первый в русской литературе писатель из разночинцев, а не из дворянской среды. Иван Александрович всю жизнь занимался литературой, писал и переводил с 14 лет, анонимно печатал в журналах свои статьи и фельетоны[1]. Творчеством мог заниматься только на досуге, в свободное от службы время. За 25 лет творческой деятельности (с 1944г. по 1869г.) было написано всего три романа, ставших шедеврами мировой литературы. Современники называли Гончарова одним из гениальнейших литературных лентяев.

Все написанные романы Гончаров считал единым произведением: образы героев и основные мотивы перекликаются между собой. Это единство подчеркнуто еще тремя «О», названия романов начинаются с этой буквы: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Трилогия отражает две основные стороны жизни русского общества: патриархальный уклад провинциальной, деревенской помещичьей жизни и буржуазный городской, столичный образ жизни предпринимателей того времени.

В 1847 г. в нескольких номерах журнала «Современник» печатается роман «Обыкновенная история», который принес успех. В 1849 г. в том же журнале издает очерк «Сон Обломова», который станет впоследствии главой романа «Обломов», появившегося только через 10 лет в «Отечественных записках». Этот роман вызвал множество вопросов и споров. В 1869 г. печатается роман «Обрыв» в журнале «Вестник Европы», который не поняли и не приняли. После неудачи с «Обрывом» в литературе работает только как критик.

trio
 

Роман «Обломов». Главная тема и идея. Образ главного героя

О своей работе над «Обломовым» Гончаров в переписке с друзьями отмечал, что пишет сказки. Главный герой похож на сказочного Илью Муромца, который до свершения своих подвигов лежал на печи 33 года. Фольклорный персонаж помогал создавать национальный характер. Так и в воспитании Илюши Обломова сказки, предания, былины и легенды, рассказанные ему няней в детстве, сыграли немаловажную роль. Вера в волшебство, чудеса порождают мечтательность, оторванность от реальности.

В романе не происходит ничего особенного, драматического, он кажется «растянутым». Критик Добролюбов писал, что в сюжете нет «никаких внешних событий, препятствий, посторонних обстоятельств», ничегонеделание Обломова – «единственная пружина действия». Гончаров создал намеренно «скучную» книгу, уводя от внешних интриг и конфликтов к размышлениям и суждениям героев. Интересны не столько их поступки, сколько диалоги и монологи, раскрывающие суть происходящего и внутренний мир героев.

У романа своеобразная композиция. Экспозиция, включающая в себя всю первую часть и две главы второй, рассказывает об условиях воспитания и формирования личности Обломова. Это его жизнь со слугой Захаром на Гороховой улице в Петербурге, общение со знакомыми, сны и мечты об Обломовке. Во второй части происходит завязка событий: встреча с другом детства Штольцем и знакомство с Ольгой Ильинской, к которой у него вспыхивает любовь. С переездом на дачу происходит развитие действия: чувство Обломова становится крепче, но его терзают сомнения. Кульминацией становится объяснение в любви к Ольге и последующее отдаление от нее. Развязка наступает в третьей части: Обломов вынужден переехать в квартиру на Выборгской стороне, становится жертвой Тарантьева и Мухоярова, проявляет свою полную несостоятельность, в отношениях с Ольгой наступает полный разрыв. В четвертой части происходит постепенное угасание и окончательное крушение духовной жизни Обломова в обретении «тихого счастья» с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, которая обустроила его быт, окружила заботой и родила сына Андрюшу. В эпилоге повествуется о смерти Обломова и судьбе знавших его людей. В конце Штольц рассказывает приятелю литератору историю жизни своего друга, которого погубила «обломовщина», то есть то, что мы узнали из романа.

Основная тема романа «Обломов» – судьба потерянного поколения дворян, не нашедших своего места в обществе. Писатель поднял много вопросов в романе: это поиски счастья, любви, своего предназначения. Но исследование причин деградации героя, наделенного «пылкой головой, гуманным сердцем» и «детской, светлой» душой, определяют основную идею романа.

Немногочисленные события в романе связаны с главным героем Ильей Ильичом Обломовым. У него приятная, немного полноватая наружность, для мужчины кажущаяся слишком изнеженной. Он потомственный дворянин 32-33 лет, окончил университет, больше 10 лет назад он оставил службу, отслужив всего 2 года. Обломов мечтает о семейном счастье и деревенской жизни. Но имением, доставшемся после родителей, не занимается, из писем старосты, который его обворовывает, узнает, что хозяйство в Обломовке пришло в упадок.

В обществе бывает редко, сторонится новых знакомств, живет уединенно. Он неглупый и начитанный человек, когда-то занимался переводами, теперь же 2-3 книги лежат, раскрытые так долго на одной странице, что заплесневели, а газет вовсе не читает.

Квартира, которую Обломов снимает в Петербурге в огромном доходном доме с населением целого уездного города, убирается слугой Захаром только к большим праздникам, всюду пыль и паутина. Домосед Обломов в быту ценит за комфорт немногие вещи – это диван, халат и домашние туфли. Без помощи своего слуги Захара не может ни одеться, ни причесаться, ни поесть.

Обломов – человек мягкого характера, мечтатель и созерцатель. У него богатый внутренний мир и собственная точка зрения, он самодостаточен, никогда не станет поступать так, как все. Он предельно честен с другими и с самим собой, сам является палачом своих пороков, болезненно осознавая, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало».Часто спрашивает себя: «Отчего я...такой?», но не может найти ответа.

Жизнь Обломова прошла как во сне и умер он, словно уснул, как будто «забыли завести остановившиеся часы».

oblomov
 

 

Герои романа, их взаимоотношения с Обломовым

Обломов объединяет вокруг себя всех действующих лиц романа, он привлекателен в глазах других людей. Удивительно точные характеристики Обломов дает своим знакомым, навещающим его, определяя тем самым среду, в которой он существует. Это характеризует самого героя как умного и наблюдательного человека. Ему не нравится жизнь, к которой стремятся другие. Он сам говорит, что все думают только о том, как жить, а зачем живут, никто не задумывается.

Волкова, светского франта, успевающего посетить в день до 10 мест и мероприятий, он жалеет, за то, что тот растрачивает себя на бесполезные занятия и знакомства. Судьбинского, бывшего сослуживца, считает карьеристом и бюрократом. Беллетриста Пенкина упрекает в поверхностных суждениях о литературе. Ему не интересны суетливая погоня за светским успехом и карьерой, пустословие общественных обличителей и политиков.

Во взаимоотношениях Обломова с Тарантьевым раскрывается его простодушие и неспособность противостоять злу. Неизвестно откуда появившийся земляк Обломова втирается к нему в доверие, пользуется его добротой, обворовывает. Этот грубый, хамоватый любитель поесть и выпить за чужой счет, вместе со своим кумом Мухояровым, таким же махинатором и аферистом, чуть не погубили Обломова, убедив подписать фальшивые документы. Эти невежественные проходимцы считают Обломова олухом за его доверчивость и наивность. Их махинации разоблачил близкий друг Обломова Андрей Иванович Штольц.

Обломов знал Штольца с детских лет. Андрей был сыном управляющего соседнего имения, отец его был немец, а мать – русская дворянка, что отразилось на его воспитании.От отца он унаследовал практицизм, упорство и трудолюбие, от матери – душевность.Он хорошо учился, подростком уже подрабатывал в маленьком частном пансионе отца, который платил ему небольшое жалование, и добросовестно выполнял все поручения.

Штольц - ровесник Обломова, но полная противоположностью своему другу во всем. Онкрепкого и стройного телосложения, у него много планов и интересов. Он окончил университет, сделал успешную карьеру, получив чин надворного советника, дающий право на дворянство. Уйдя в отставку, стал предпринимателем, разбогател.

Таких разных по образу жизни людей тем не менее сближали взаимные симпатии. Отношения Обломова и Штольца были определены искренней привязанностью друг к другу. Обломов ценил помощь друга, а Штольц «хрустальную, прозрачную» душу Обломова и считал, что таких порядочных людей с чистым сердцем ничтожно мало.

gonchistolc
 

Стараясь изменить образ жизни Обломова, Штольц старается его растормошить, уговаривает чем-нибудь заняться. Он знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, которая увидит свою миссию в том, чтобы «разбудить спящую душу Обломова». Созвучие ее фамилии с его именем говорит, что она была предначертана этому человеку.

Ольга молода, хороша собой, талантлива и умна. Критик Писарев в характере Ольги выделил две особенности ее характера: естественность и присутствие сознания, что выделяет ее среди других женщин. Оттого в ее поступках и словах нет кокетства и жеманства[2], она открыта, правдива и проста. Она незаурядная личность с пытливым умом, стремившаяся к саморазвитию.

oblomoviolga
Кадр из х/ф "Несколько дней из жизни Обломова" 

Полюбив Обломова за его душевные качества, она не могла принять его бездействия и поначалу считала, что этот недостаток она в силах исправить. Многое изменилось под ее влиянием в жизни Обломова, его душа словно расцвела. Услышав, как Ольга поет арию «Castadiva» («Пречистая дева») из итальянской оперы Беллини, он не смог сдержать слез, это была и его любимая музыка. В этой девушке он увидел совершенство, она была для него почти ангел. Благодаря Ольге в нем раскрылись такие качества, как нежность, чувствительность, возвышенность души. И он уже не так смешон, как в начале романа, когда лежал на диване и перебранивается с Захаром. В порыве он напишет «блестящим слогом» Ольге большое и трогательное письмо о своих чувствах, а раньше для него было сущим мучением написать несколько строк старосте или «домовому хозяину». Постепенно его начинают мучить сомнения, что он не достоин такой девушки. Любовь к Ольге требует определенных усилий над собой, он не выдерживает испытаний этой любовью. Отношения Обломова и Ольги были обречены. Ольга поняла, что никогда не увидит Обломова таким, каким ей хотелось, ведь изменить другого человека помимо его воли практически невозможно, можно лишь изменить свое отношение к нему и принять его таким, как есть. Но она не смогла этого сделать. Свое счастье со временем Ольга обретет со Штольцем, а Обломов найдет свой идеал в лице доброй, кроткой и заботливой вдовы Пшеницыной.

Агафья Матвеевна во многом сродни Обломову, не любила перемен и была домоседкой, но в своем доме была «живым маятником», а на кухне – «царицей». Она заурядная, простодушная, необразованная женщина. Обломова полюбила просто, как будто бы «простудилась», приняла таким, как он есть, и в этом чувстве обрела смысл своей жизни. Благодаря ей жизнь Обломова стала сытой, спокойной, без потрясений и бессонных ночей, но однообразной. После смерти Обломова Агафья Матвеевна тяжело переживала утрату, понимая, что в ее жизни ненадолго «засветилось солнце и померкло навсегда». Значит, не была жизнь Обломова бесполезной, если о нем вспоминает с теплотой его жена, и не только она, но и Штольц с Ольгой, взявшие на воспитание его сына.

С самого детства и до смерти Обломов был неразлучен со своим крепостным Захаром, который был для него не только слугой, но и близким, очень преданным человеком. Его отношение к барину было скорее дружеским, нежели лакейским. А Обломов был снисходителен к неряшливости, неуклюжести и нерадивости слуги, который к тому же мог нагрубить, посплетничать о хозяине и иногда подворовывать у него мелочь. Своей ленью, апатией и тоской по жизни в Обломовке Захар напоминает пародийного двойника своего барина. После смерти Обломова Захар спивается и нищенствует, но от предложения Штольца уехать жить к нему в деревню отказывается, он не может бросить могилу барина без присмотра, куда наведывается почти каждый день.

Авторская позиция в романе и способы ее выражения

Оценка Гончаровым образа Обломова вызывала много споров, многие считали противоречивой характеристику бездельника, который назван человеком с чистым сердцем и кристальной душой. Автор не осуждает героя, скорее сочувствует ему.

Отношение Гончарова к Обломову и Штольцу неоднозначно. С одной стороны, он сторонник «штольцевского» деятельного отношения к жизни, с другой стороны, признает превосходство «обломовской» одухотворенной созерцательности над рационализмом[3] и прагматизмом[4] Штольца. Каждый из героев в чем-то ограничен, их личностные качества должны дополнять друг друга.

 

Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов»в русской литературной критике

Представления Обломова об идеальной жизни раскрываются в его сне. «Сон Обломова» - «образный и смысловой ключ» для понимания сути всего произведения и «обломовщины». Приснившаяся Обломовка олицетворяет собой патриархальный уклад русской барской усадьбы, опоэтизированную идиллию деревенской жизни без суеты и потрясений, наполненную покоем, негой[5], лаской и всеобщей любовью.

Картины детства в родительской дворянской усадьбе – это колыбель, в которой воспитаны его праздность, изнеженность, и были заложены жизненные принципы, ставшие причиной «обломовщины» в его дальнейшей судьбе.

Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина» показал разительное[6] сходство Обломова с типажами «лишних людей»: Чацким, Онегиным, Печориным и др. Этих героев, страдающих от того, что «не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности», поглощает скука и апатия, они избегают общества, терпят крах в любви. «Обломовщина» присуща многим людям и «явлениям русской жизни».

Критик Писарев сказал, что Гончаров, благодаря силе психологического анализа выявил и назвал «болезнь, развитию которой способствует славянская природа и жизнь общества».

Понятие «обломовщина» - это социальный диагноз, характеризующийся отсутствием мотивации к жизни, подменой созидательного труда мечтами; покоя, ленью, праздностью, иллюзией счастья. Слово «обломовщина», придуманное Гончаровым, обрело нарицательное значение и вошло в толковые и энциклопедические словари русского языка. В словаре Даля оно означает «вялость, лень, косность, равнодушие к общественным вопросам».

 

Значение творчества Гончарова

Иван Александрович Гончаров оставил в русской реалистической литературе значительный след своими тремя романами, чье истинное значение призналось лишь по прошествии значительного времени.

Его произведения отличаются эпической[7] широтой, глубоким психологизмом, тонким юмором, живописными «говорящими» деталями в повествовании, музыкальностью и удивительно выразительным языком. Сам Гончаров считал, что романы должны быть «школой жизни». Роман «Обломов» стал такой своеобразной «школой», которая учит аналитическому отношению к жизни и сложным взаимоотношениям между людьми. Оттого интерес к этому произведению не пропадает и в наше время.

Словарь

1. Фельетон – короткое сочинение сатирического характера.

2. Жеманство – поведение, лишенное искренности и простоты.

3. Рационализм - чрезмерно рассудительное отношение к жизни.

4. Прагматизм – деловой подход и практическое отношение, поиски выгоды для себя.

5. Нега – состояние блаженства, без нужды и забот.

6. Разительный – производящий сильное впечатление.

7. Эпический – грандиозный,характеризующийся широтой повествовательных возможностей.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Ивана Александровича Гончарова
11812 г. – 1891 г.
21814 г. – 1841 г.
31809 г. – 1852 г.
Ответить
1
Вопрос: 2
В каком году был опубликован роман «Обломов»
11848 г.
21859 г.
31869 г.
Ответить
2
Вопрос: 3
Сон Обломова олицетворяет
1Мечты и тоску героя об идеальной прошлой жизни
2Желание найти свое призвание в полезной деятельности
3Стремление жить в столице и служить
Ответить
1
Вопрос: 4
Кому принадлежит определение понятия «обломовщина»
1Добролюбову
2Гончарову
3Писареву
Ответить
2
Вопрос: 5
Какую проблему раскрывает Гончаров в романе «Обломов»
1проблему социального неравенства
2проблему противоречий между властью и народом
3проблему российского общества – «обломовщину», проводящую к застою в различных сферах деятельности
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Ивана Александровича Гончарова
1) 1812 г. – 1891 г. 2) 1814 г. – 1841 г. 3) 1809 г. – 1852 г.
2 вопрос:

В каком году был опубликован роман «Обломов»
1) 1848 г. 2) 1859 г. 3) 1869 г.
3 вопрос:

Сон Обломова олицетворяет
1) Мечты и тоску героя об идеальной прошлой жизни 2) Желание найти свое призвание в полезной деятельности 3) Стремление жить в столице и служить
4 вопрос:

Кому принадлежит определение понятия «обломовщина»
1) Добролюбову 2) Гончарову 3) Писареву
5 вопрос:

Какую проблему раскрывает Гончаров в романе «Обломов»
1) проблему социального неравенства 2) проблему противоречий между властью и народом 3) проблему российского общества – «обломовщину», проводящую к застою в различных сферах деятельности
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1812 г. – 1891 г.
2 вопрос: 1859 г.
3 вопрос: Мечты и тоску героя об идеальной прошлой жизни
4 вопрос: Гончарову
5 вопрос: проблему российского общества – «обломовщину», проводящую к застою в различных сферах деятельности