Литература

Урок 6: Толстой "После бала"

Лев Николаевич Толстой "После бала"

В данном уроке даны материалы для изучения рассказа «После бала», созданного Львом Николаевичем Толстым в зрелые годы своей жизни.

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Краткий обзор фактов биографии Толстого, связанных с историей написания рассказа «После бала»

Сюжет, особенности композиции, основная идея рассказа «После бала»

Психологизм рассказа «После бала»

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

 

Краткий обзор фактов биографии Толстого, связанных с историей написания рассказа «После бала»

Рассказ «После бала» одно из поздних произведений Льва Николаевича Толстого. Оно написано в 1903 г., напечатано в 1911 г. спустя год после кончины писателя.

Родился Лев Толстой в имении Ясная поляна Тульской губернии в 1828 г. По происхождению граф Толстой принадлежал к высшему аристократическому обществу. Но с юности его волновали проблемы несправедливого социального устройства. Рано осиротевший юный Лев Толстой после смерти родителей жил с братьями и сестрой в семье своей тетки в Казани, где учился в университете. Основой сюжета рассказа «После бала» стало реальное событие, случившееся с братом Толстого – Сергеем Николаевичем, увлекшегося в юности светской красавицей Варварой Андреевной Корейш, отец которой служил военачальником в Казани. Сергей Николаевич охладел к барышне, когда наутро после бала, на котором он за ней ухаживал, он увидел ее отца, руководившего наказанием солдата. Лев Николаевич был знаком с Варварой и ее отцом. Спустя пятьдесят лет писатель этот случай опишет в рассказе «После бала».

Существует также версия, что Толстой мог использовать при написании рассказа факты биографии своего отца, участника Отечественной войны 1812 г., вышедшего после войны в отставку по собственным убеждениям, предпочитая службе личную свободу.

С затронутыми в рассказе «После бала» социально-нравственными проблемами писатель лично сталкивался в своей жизни. После отчисления из Казанского университета Лев Толстой служил в действующей армии на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Он был свидетелем экзекуций[1] солдат и не мог мириться с их бесправием. В 1855 г. Толстой принимал участие в разработке проекта реформирования армии, в котором затрагивал вопрос о варварстве телесных наказаний.

Порка шпицрутенами[2] появилась в России еще при Петре I, заимствована идея проводить виновного сквозь строй солдат в шведской армии. Так сослуживцы становились невольно экзекуторами[3] своего товарища. Считалось, что это укрепляло воинскую дисциплину. Наказывали солдат за дезертирство[4], воровство, пьянство и иные провинности. Количество ударов назначалось в зависимости от тяжести злодеяния: от 100 до 6000. Эта мера считалась гуманнее иных наказаний, но при большом количестве ударов являлась по сути смертным приговором. Если человек и выживал, то оставался изувеченным[5] калекой. Официально телесные наказания шпицрутенами были отменены в 1863 г., а фактически рукоприкладство в армии стало пресекаться только в начале XX в.

В 1864 г. неподалеку от имения Толстого Ясная Поляна состоялся суд над солдатом, который ударил офицера, издевавшегося над ним. Лев Николаевич на суде безуспешно пытался защитить обвиняемого, которого по приговору провели сквозь строй. Этот суд и приговор оставили тяжелое впечатление в душе писателя.

В 1888 г. Толстым была закончена статья «Николай Палкин», которую попытались опубликовать в журнале «Всемирная история» в 1906 г. и отдельными брошюрами. Но все эти издания были изъяты цензурой[6] и уничтожены. В этой статье отставной 95-летний солдат, служивший при Александре I и Николае II, вспоминал, что почти каждую неделю «забивали насмерть» одного или двух солдат из полка. За такую «палочную» дисциплину императору Николаю Павловичу далипрозвище «Николай Палкин».

Благодаря реальной основе рассказа «После бала» Толстой возвращает читателя в середину 40-х годов XIXв., времени так называемой «Николаевской эпохи».

tolstoi
Источник

 

Сюжет, особенности композиции, основная идея рассказа «После бала»

Антитеза[7] как ключевой стилистический прием раскрытия социального конфликта[8] в рассказе

Композиционно произведение имеет форму «рассказ в рассказе». Его сюжет начинается и заканчивается авторским текстом, который обрамляет историю, изложенную Иваном Васильевичем. В ней повествование ведется уже от лица рассказчика и разделяется на две части, органически связанные друг с другом: действие на балу и происшествие после бала. Причем в названии акцентируется внимание на событиях второй части, которая является словно изнаночной стороной первой. Основой композиции «После бала» является противопоставление этих частей, т.е. художественный прием антитезы. Толстым показан композиционный прием контраста двух противоположных миров: веселое и праздное времяпрепровождение светского дворянского общества противопоставлено суровой реальности жизни низших слоев.

Сюжет рассказа «После бала» не сложен. В небольшом авторском вступлении говорится о споре неких людей, в который вклинивается реплика Ивана Васильевича со своим доводом. Суть спора состояла в различном понимании проблем личного совершенствования человека и мира. Затронуты были популярные идеи середины XIX в., обе точки зрения имели своих сторонников. Одна идея заключалась в том, что на формирование личности влияет среда обитания человека: если «изменить условия» жизни, изменится и натура людей, которых «среда заела». Другая – в том, что человек, независимо от условий жизни, внутренне осознает, «что хорошо, что дурно». Не среда формирует человека, а человек сам себя, исходя из нравственного императива[9]. Иван Васильевич, углубившись в собственные воспоминания, предложил свою версию: жизнь иногда меняется оттого, что «все дело в случае». Он по просьбе своих собеседников рассказал, как всего за одну ночь изменилась его жизнь.

В молодости Иван Васильевич был студентом университета, «веселым и бойким малым». К тому же он был недурен собой, богат и беспечен, любил танцы и балы. К тому же часто влюблялся. В ту пору он находился в состоянии страстного увлечения Варенькой Б. Однажды он оказался на балу, который давал губернский предводитель в конце Масленицы. Проведя незабываемый вечер в обществе своей возлюбленной, восхищаясь ее отцом, он утром, выйдя прогуляться, увидел ужасную картину избиения беглого солдата. Всем этим страшным действом командовал отец Вареньки. Пораженный молодой человек потерял интерес к службе, а его любовь постепенно «пошла на убыль».

Толстой подводит читателя к основной мысли рассказа «После бала»: человек не должен оставаться равнодушным к проявлениям жестокости и несправедливости в обществе.

poslebala
Источник

 

Психологизм рассказа «После бала»

Образ героя-рассказчика и его нравственный выбор. Характеристики героев

Раскрытию идеи рассказа «После бала» помогает психологизм повествования – особый способ изображения душевного состояния героя. Основным объектом психологического наблюдения является внутренний мир и чувства главного героя, его восприятие окружающего мира. Процесс перемен в жизни героя, свершившихся менее чем за сутки, показан на протяжении рассказа.

Вначале Иван Васильевич видит мир через призму своей влюбленности. Он наслаждается чудесным балом в прекрасном зале под великолепную музыку, исполняемую знаменитым оркестром из крепостных музыкантов одного помещика. В буфете были изысканные закуски и «море шампанского». Но он и без вина опьянен своей влюбленностью, любуется своей возлюбленной. Ему кажется, что весь мир вместе с ним восторгается его Варенькой. Юноша в восторге от подаренного ему перышка из ее веера. Он «весел и доволен», пребывая в блаженстве и состоянии счастья, ощущая себя «неземным существом», не ведающим зла, творящим исключительно добро. Мазурка[10] Вареньки в паре с отцом умиляет его, еще более распаляя[11] нежные эмоции. Ивану Васильевичу представлялось, что «счастье все росло и росло», и он готов был обнять «весь мир своей любовью». Ему милы не только Варенька и ее отец, но и хозяева бала, гости, даже лакеи.

Девушка, вызвавшая столь радостные чувства героя, была необычайна хороша собой. Иван Васильевич вспоминал, что Варенька сохранила красоту и в 50 лет, уже имея взрослых замужних дочерей. А в юности она представлялась ему идеалом: была утонченной красавицей, очаровательна в общении и умна.

Отец Вареньки Петр Владиславич был «статным, высоким и свежим стариком» с румяным лицом, усами и бакенбардами, как у Николая I, также радостно и ласково улыбающимся, как и его дочь. Он представлялся герою на балу воплощением всех благородных качеств, а отношения в его семействе казались образцом сердечной взаимной привязанности. Полковник с трогательной нежностью относится к дочери. Иван Васильевич обращает внимание на его немодные сапоги, сшитые, видимо, полковым сапожником. Он считает, что полковник экономит на себе, но не скупится на наряды дочери, чтобы вывозить ее в свет. Спустя несколько часов мнение Ивана об этом человеке изменится, как переменится и вся его жизнь.

Бал был окончен, а в восторженной душе Ивана Васильевича он продолжался. По возвращении домой ему любовно жалко было спящего брата, не разделяющего его счастья, умилительно трогательным кажется заспанный лакей. Не в силах уснуть, он побрел к дому Вареньки. На улице ему все мило: слякоть и утренний туман, случайные пешеходы, ломовые лошади с дровами на санях, извозчики, шлепавшие по грязной дороге. Мир представляется гармоничным и цельным, полным любви.

Внезапно все меняется. Сначала неясно, неосознанно появляется предчувствие чего-то скверного. В душе еще звучала мелодия мазурки, а издали виднелось «что-то большое и черное», доносилась жесткая, неприятная музыка: слышалась дробь барабана и звуки флейты. Душевное состояние обрывается. Мелодии бала сменяются военным маршем, впечатления от танцующих красавиц в бальных красочных платьях застылым строем людей в черных мундирах. Но герою виден не только внешний общий контраст обстановки. Новым смыслом наполняются увиденные детали. Ранее его жизнь была наполнена созерцанием пестроты бала, бестелесной тоненькой фигурки Вареньки в белоснежном наряде, словно ангела, обронившего перышко, подаренная ею на прощание перчатка, ставшая для него реликвией. Теперь он видит другую сторону жизни, ее страшные приметы. Темнота поля, на котором происходит экзекуция, исполосованная ударами спина татарина, как нечто «пестрое, мокрое, красное, неестественное», не похожее на тело человека, оскал[12] от боли белых зубов наказуемого. И статный, румяный полковник, с белыми бакенбардами и усами, хлеставший рукой в перчатке по лицу солдата, недостаточно сильно ударившего приговоренного. Улыбавшийся ласково вечером в бальном зале, он казался красивым стариком.Утром в этой обстановке он, грозно нахмурившийся, не знающий пощады, смотрелся страшно.

Сначала внутренний взгляд героя обращен к собственному чувству, порожденному любованием бала и Вареньки. После сцены жестокого наказания он уже пристально следит за угасанием этого чувства. Он ведет с собой внутренний диалог, анализируя происходящее, пытаясь понять, что же такое известно полковнику и остальным, чего он не знает и не понимает. Увиденное его мучает, но он сомневается, можно ли считать «дурным делом» то, что делалось так уверенно и «признавалось всеми необходимым».

Погрузившись в себя, герой-рассказчик осознает, что переполнявшее его блаженство исчезло, его сменило чувство стыда, тошнотворная тоска и брезгливое отвращение. Ему казалось, что его «вырвет всем тем ужасом», который он испытал почти физически от омерзительного зрелища. Увиденное меняет жизнь героя, он отказывается от военной и любой другой службы, от любимой, чувство к которой охладевает.

Иван Васильевич идеалист, ему не дано любить кого-то одного, он готов любить целый мир. А любимый человек для него – частица этого мира. Если для него рушится целостность и гармония окружающего мира, он не может любить частично, ему лучше не любить вовсе. Столкнувшись с проявлениями зла, которое принимают другие и участвуют в нем, не сомневаясь в законности совершаемого, Иван Васильевич выбирает для себя единственно возможный выход – самоустранение.

Не имея возможности бороться со злом, он сознательно не желает участвовать в нем. Но это не значит, что герой закрыл глаза на зло и забыл о нем. Своей жизнью он показал возможность личного самосовершенствования, в чем помогал и другим людям. Хотя он говорит о себе, что «никуда не годился» в этой жизни, один из слушателей возражает: «Сколько людей никуда не годились, кабы вас не было». В этих словах звучит заслуженное уважение. Но в чем заключалась деятельность Ивана Васильевича осталось неизвестным.

Так, беспечный молодой и влюбленный повеса столкнулся с суровой реальностью, в которой открылась ему правда о бесчеловечности, жестокости и несправедливости устройства мира. Он человек с обостренным чувством справедливости, не надеясь на возможные перемены в обществе, отказался стать частицей государственной системы, в которой не ценится человеческая жизнь.

poslebala2
Источник

 

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

Моральная ответственность человека за происходящее в обществе. Мысли Толстого о противоречиях между дворянским сословием и народом, разногласиях в дворянской среде

Чем завершилось наказание шпицрутенами, и как сложилась судьба провинившегося солдата неизвестно читателям. Если он и не умер мучительной смертью, то остался инвалидом. Конечно, он совершил тяжелое по военным законам преступление – дезертировал из полка. Что послужило причиной этого неизвестно. Возможно, тяготы службы, ведь в рекруты[13] отдавали крепостных на 25 лет.

Полковник, как офицер понимал, что дезертир, покинувший полк в мирное время, сбежит и с поля боя, что может повлечь за собой панику или гибель других. И он жестко следует закону и строго следит за его исполнением другими солдатами. В наказуемом он видит прежде всего нарушившего присягу преступника, а не страдающего человека. Полковник во всем уважает закон. Даже на балу, отстегивая шпагу перед танцем с дочерью, он сказал, улыбаясь: «Надо все по закону».

Толстой напоминает, что есть еще и другие законы – человеческие, христианские. Не случайно события происходят в завершающий день Масленицы. Это «прощеное воскресение» - день примирения, когда всеми прощается причиненное зло. Наутро, когда происходит расправа, наступает Великий пост, время очищения от грехов, покаяния, смирения и милосердия. Но полковник собственноручно отхлестал по лицу «малорослого, слабосильного солдата» за то, что тот несильно ударил несчастного, умолявшего: «Братцы, помилосердуйте». Милосердие недопустимо там, где законы защищают устои государства. Так Толстым было отражено бесправие и бессилие маленького человека против государственной системы в рассказе «После бала».

Контрастность в изображении событий, обстановки, психологического состояния героев помогает понять не только сущность личности героев, но и корни социальных противоречий в России между дворянством и простым народом, а также раскол внутри дворянского сословия на людей, принимающих существующие порядки безоговорочно, и людей, осознающих

необходимость личной ответственности за все, что творится. Иван Васильевич, несмотря на свою сословную принадлежность, ее узаконенную и бесчеловечную мораль по отношению к низшим, разделяет высшие нравственные законы человечества. Одно утро, изменившее жизнь, в рассказе «После бала» послужило переломным моментом в сознании героя, открыв ему глаза на истинное положение в обществе.

 

Словарь

1. Экзекуция – телесное наказание.

2. Шпицрутены – длинные гибкие прутья.

3. Экзекутор – исполнитель наказания.

4. Дезертирство – самовольный уход из полка.

5. Изувеченный – получивший увечья, т.е. телесные повреждения.

6. Цензура – учреждение, осуществляющее надзор за печатной продукцией.

7. Антитеза – противопоставление явлений, понятий, деталей и пр.

8. Конфликт - отсутствие согласия, столкновение.

9. Императив (нравственный) – нравственный высший закон, принцип, которому необходимо следовать безоговорочно. В Библии он отражен в 10 заповедях. Термин ввел философ И. Кант.

10. Мазурка – популярный в XIX в. оживленный парный танец.

11. Распаляться – приходить в сильное возбуждение.

12. Оскал – отрытый рот, обнажающий зубы.

13. Рекрут – служащий в армии по принудительному призыву.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В каком году был написан рассказ
11903 г.
21905 г.
31906 г.
Ответить
1
Вопрос: 2
Что послужило основой для написания рассказа
1Реальная история со старшим братом
2Личная драма в молодости
3Рассказ приятеля по университету
Ответить
1
Вопрос: 3
На каком художественном приеме построен рассказ Ивана Васильевича
1Гипербола
2Антитеза
3Гротеск
Ответить
2
Вопрос: 4
В какой день по христианским традициям проводился бал у губернского предводителя
1Страстная пятница
2Рождественский сочельник
3Прощенное воскресенье
Ответить
3
Вопрос: 5
Какое событие стало переломным моментом в жизни Ивана Васильевича
1Ссора с Петром Владиславичем
2Разочарование в Вареньке
3Экзекуция беглого солдата
Ответить
3
Вопрос: 6
Какая новая черта характера Петра Владиславича открылась Ивану Васильевичу утром
1Жестокость
2Равнодушие
3Благородство
Ответить
1
Вопрос: 7
Почему полковник на балу был нежным отцом, во время экзекуции жестоким военачальником
1Не раздумывая исполнял свои обязанности
2На балу он лицемерил
3Старался казаться любящим отцом для окружающих
Ответить
1
Вопрос: 8
Определите основную тему рассказа
1Рассказ о несостоявшейся любви главного героя
2Показ российской действительности николаевского времени
3Осуждение произвола в армии
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В каком году был написан рассказ
1) 1903 г. 2) 1905 г. 3) 1906 г.
2 вопрос:

Что послужило основой для написания рассказа
1) Реальная история со старшим братом 2) Личная драма в молодости 3) Рассказ приятеля по университету
3 вопрос:

На каком художественном приеме построен рассказ Ивана Васильевича
1) Гипербола 2) Антитеза 3) Гротеск
4 вопрос:

В какой день по христианским традициям проводился бал у губернского предводителя
1) Страстная пятница 2) Рождественский сочельник 3) Прощенное воскресенье
5 вопрос:

Какое событие стало переломным моментом в жизни Ивана Васильевича
1) Ссора с Петром Владиславичем 2) Разочарование в Вареньке 3) Экзекуция беглого солдата
6 вопрос:

Какая новая черта характера Петра Владиславича открылась Ивану Васильевичу утром
1) Жестокость 2) Равнодушие 3) Благородство
7 вопрос:

Почему полковник на балу был нежным отцом, во время экзекуции жестоким военачальником
1) Не раздумывая исполнял свои обязанности 2) На балу он лицемерил 3) Старался казаться любящим отцом для окружающих
8 вопрос:

Определите основную тему рассказа
1) Рассказ о несостоявшейся любви главного героя 2) Показ российской действительности николаевского времени 3) Осуждение произвола в армии
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1903 г.
2 вопрос: Реальная история со старшим братом
3 вопрос: Антитеза
4 вопрос: Прощенное воскресенье
5 вопрос: Экзекуция беглого солдата
6 вопрос: Жестокость
7 вопрос: Не раздумывая исполнял свои обязанности
8 вопрос: Показ российской действительности николаевского времени