Алгебра

Урок 6: Степень с целым показателем

Степень с целым показателем

Мы уже знакомы с понятием степени числа. Однако ранее рассматривались только случаи, когда показателем степени являлось натуральное число, либо ноль. Теперь мы расширим это понятие, рассмотрев степени со всеми целыми (то есть ещё и с отрицательными) показателями.
 

План урока:

Определение степени с целым числом

Свойства степени с целым показателем

Преобразование выражений с целыми степенями

Стандартный вид числа

Действия с числами в стандартном виде

 

Определение степени с целым показателем

В 7 классе мы уже изучили степень с натуральным показателем. Напомним, что запись an означает произведение, состоящее из n множителей, каждый из которых равен a:

1fdgd

Число а именуется основанием степени, а n – это показатель степени. Отдельно напомним, что число в первой степени равно самому себе:

а1 = а

Любое число, кроме нуля, возведенное в нулевую степень, дает единицу:

а0 = 1

Сам же ноль в нулевую степень возводить нельзя (так же, как и нельзя делить на ноль).

Математики стремятся по возможности расширить используемые ими понятия. Можно ли сделать показатель степени отрицательным числом? Для этого надо дать новое определение степени. При этом важно, чтобы все уже известные нам правила действий со степенями (их умножение и деление) оставались справедливыми.

При делении степеней их показатели вычитаются, например:

815:813 = 815 – 13 = 82 = 64

Теперь попробуем произвести деление в том случае, когда показатель делимого меньше показателя делителя:

815:817 = 815 – 17 = 8– 2

Получили отрицательную степень, смысл которой нам пока не понятен. Выполним это же деление с помощью дробей, при этом учтем, что 817 = 815•82:

2gdfg

Итак, мы получили, что

3fgsdfg

То есть 8– 2 – это число, обратное 82. Подобные рассуждения помогают сформулировать определение степени с отрицательным показателем:

4 vyrazhenie eto velichina

Напомним, что обратными называются числа, которые при умножении друг на друга дают единицу. Примерами обратных чисел являются:

  • 5 и 1/5
  • 2 и 1/2
  • (– 15) и – 1/15

Вообще для каждой дроби обратной является «перевернутая дробь», поэтому следующие пары чисел являются обратными:

5ghdfgh

Теперь покажем, как вычислять отрицательную степень числа, пользуясь определением:

6fgh

Вообще находить отрицательную степень дроби удобней с помощью формулы

7hgfgh

Докажем ее справедливость:

8gdfg

Покажем применение этой формулы:

9gdfg

Заметим, что возвести ноль в отрицательную степень не получится. Действительно, если мы попробуем, например, вычислить 0– 2, то получим деление на ноль:

10gfdfg

Вообще, при возведении нуля в любую отрицательную степень получается деление на ноль, а потому выражение 0n, где n–отрицательное число, не имеет смысла.

5 vyrazhenie pri otricatelnom

Отрицательные степени очень удобны при работе с некоторыми выражениями. В частности, любую дробь с их помощью можно записать в виде произведения:

12jghj

Пример: Запишите в виде произведения дробь

13gfdfg

Решение.

14gdfg

Ответ: а2b– 4

Отдельно заметим, формулу, определяющую отрицательную степень

15gdffg

можно и «перевернуть». В ней число 1 выступает в роли делимого, выражение аn – это делитель, а an – это частное. Известно, что делитель можно получить, поделив делимое на частное, то есть верна запись

16hfgh

Это значит, что справедливо не только равенство

17hfgh

но и

18jhghj

 

Свойства степени с целым показателем

Правила действий со степенями, имеющими целый показатель, не отличаются от тех, которые мы изучали ранее. Напомним их.

19 pri peremnozheniii stepenej

Убедимся в этом на нескольких примерах:

20sdfs

Однако эти примеры ещё не являются полноценными доказательствами этого свойства степеней. Приведем общее доказательство для того случая, когда число в натуральной степени умножается на число в отрицательной степени:

21gfhf

Также докажем справедливость этого правила и в том случае, когда перемножаются два числа в отрицательной степени:

22gdfgd

23 pri delenii stepenej

Проиллюстрируем это:

24ghfdgh

Для строгого доказательства заменим операцию деления на умножение. Так как

25fgfh

Здесь мы сначала заменяем степень an на дробь 1/аn (по определению отрицательной степени), а потом пользуемся тем, что деление на дробь равносильно умножению на «перевернутую дробь».

23 pri delenii stepenej

Продемонстрируем применение этого правила:

27jghjg

Следующие правила позволяют работать со степенями, у которых различаются основания, но совпадают показатели:

28 pri peremnozhenii stepenej

Покажем, как это работает:

29hfgh

Для общего случая доказательство будет выглядеть так:

30fsdfs

31 pri delenii stepenej s odinakovymi pkazateljami

Это правило можно проиллюстрировать так:

32fsdfs

Приведем доказательство этого свойства для отрицательных степеней с целым показателем:

33fgfgs

Как видим, свойства степеней с целыми показателями (в частности, с отрицательными), не отличаются от уже изученных нами свойств степеней с натуральными показателями. Единственное исключение – добавляется дополнительное ограничение, согласно которому основанием степени с отрицательным целым показателем не может быть ноль. То есть запись 0– 3 не имеет смысла, хотя выражение 03 имеет смысл:

03 = 0•0•0 = 0

Рассмотрим несколько заданий, в которых необходимо использовать правила работы со степенями

Пример. Представьте в виде степени выражение

у– 8•у10

Решение. При перемножении степеней их показатели следует сложить:

у– 8•у10 = у– 8 + 10 = у2

Ответ: у2

 

Пример. Вычислите значение выражения

(10– 1)– 6 : (0,1)– 3

Решение.

(10– 1)– 6 : (0,1)– 3 = 10(– 1)•(– 6): (10– 1)– 3 = 106: 103 = 106 – 3 = 103 = 1000

Ответ: 1000

 

Пример. Представьте число 3– 36 в виде степени с основанием 9.

Решение.

3– 36 = 32•(– 18) = 9– 18

Ответ: 9– 18

 

Пример. Представьте произведение 64v– 3 как степень.

Решение.

64v– 3 = 43v– 3 = (1/4)– 3v– 3 = (v/4)– 3

Ответ: (v/4)– 3

 

Преобразование выражений с целыми степенями

Ранее мы рассматривали понятие рационального выражения. Так называлось выражение, в котором используются 4 основные арифметические операции (в том числе деление), а также возведение в степень. Однако использование отрицательной степени помогает избавиться от операции деления как ненужной. Например, возможны такие преобразования:

34gdfgd

Во всех случаях мы заменили деление на возведение в отрицательную степень.

Рассмотрим несколько примеров по преобразованию выражений со степенями.

 

Пример. Упростите выражение

35kjjkh

Решение. Возведение в степень (– 1) означает, по сути, переворачивание дроби:

36jhl

Ответ: ab

 

Пример. Упростите дробь

37sffg

Решение. Вынесем в числителе множитель а– 3 за скобки

38njgk

 

Пример. Представьте в виде дроби выражение

39kjhjk

Решение.

40hjyu

В данном случае мы воспользовались формулой суммы кубов:

a3 + b3 = (a + b)(a2 – ab + b2)

Пример. Упростите выражение

(h2 + ht + t2)(h– 2 + h– 1t– 1 + t– 2)– 1

Решение.

Вынесем из первой скобки множитель h2t2. При вынесении множителя каждое слагаемое делится на этот самый множитель:

41hgfj

C учетом этого получаем:

(h2 + ht + t2) = h2t2(t– 2 + h– 1t– 1 + h– 2) = h2t2(h– 2 + h– 1t– 1 + t– 2)

Зная это, можно записать

(h2 + ht + t2)(h– 2 + h– 1t– 1 + t– 2)– 1 = h2t2(h– 2 + h– 1t– 1 + t– 2)(h– 2 + h– 1t– 1 + t– 2)– 1

В двух скобках стоят одинаковые выражения, но одно из них в степени (– 1). Такие выражения можно сократить, ведь они являются обратными числами:

а•a– 1 = 1

Поэтому

h2t2(h– 2 + h– 1t– 1 + t– 2)(h– 2 + h– 1t– 1 + t– 2)– 1 = h2t2

Ответ: h2t2

 

Пример. Докажите тождество

42hfghs

Решение. Преобразуем левую часть:

43gtyur

 

Стандартный вид числа

В физике и других естественных науках изучаются объекты, чьи характеристики (масса, длина, скорость и т.д.) могут измеряться очень большими или очень малыми величинами. Например, масса атома железа равна 0,0000000000000000000000000927 килограмм, а масса Солнца оценивается в 1988500000000000000000000000000 килограмм. Работать с такими числами достаточно неудобно. Сложно даже сравнивать их между собой, ведь для этого надо подсчитывать количество нулей в каждом числе. Поэтому в науке часто используется особая форма чисел, которую называют стандартным видом числа. Он основан на том, что любое число можно записать как произведение числа a, находящегося в пределах от 1 до 10, и какой-нибудь целой (в том числе отрицательной) степени десятки.

35 standartnyj vid chisla

Приведем примеры представления чисел в стандартном виде

90 = 9•10 = 9•101

91 = 9,1•10 = 9,1•101

900 = 9•100 = 9•102

912 = 9,12•100 = 9,12•102

Покажем случаи, когда порядок равен нулю или меньше него

7 = 7•1 = 7•100

7,63 = 7,63•1 = 7,63•100

0,8 = 8•0,1 = 8•10– 1

0,0875 = 8,75•100 = 8,75•10– 2

Посмотрите, насколько короче выглядит запись физических величин с использованием стандартного вида:

  • масса Солнца: 1988500000000000000000000000000 кг = 1,9885•1030 кг;
  • масса Земли: 5970000000000000000000000 кг = 5,97•1024 кг;
  • масса атома железа: 0,0000000000000000000000000927 = 9,27•10-26 кг.

 

Пример. Укажите стандартный вид числа 76000000.

Решение. Первой ненулевой цифрой в записи является семерка, поэтому стандартный вид будет выглядеть так:

7,6•10n

где n– какое-то целое число, которое нам надо найти. Поставим в исходном числе запятую после семерки:

7,6000000

Видно, что мы отделили запятой 7 разрядов, то есть перенесли запятую на 7 разрядов вправо. Поэтому n равно 7:

76000000 = 7,6•107

Действительно, умножение дробного числа на 10 приводит к смещению запятой на одну позицию влево, поэтому при умножении 7,6 на 107 получим 76000000. Наши действия можно проиллюстрировать рисунком:

45 umnozhenie drobnogo chisla

В случае с числами, меньшими единицы, также надо смотреть на количество разрядов между запятой и первой ненулевой цифрой. Пусть надо представить в стандартном виде десятичную дробь 0,000005605. Значащей частью числа будет 5,605. Для того чтобы получить ее, надо в исходной дроби перенести запятую на 6 разрядов вправо. Поэтому порядок будет равен (– 6):

46 razrjady vpravo

Теперь попробуем выполнить обратное преобразование – по стандартному виду числа записать его в привычной нам десятичной форме. Пусть есть запись 2,56•105. Для начала искусственно припишем несколько ноликов к значащей части:

2,56 = 2,5600000

Теоретически мы можем дописать любое количество нулей, величина дроби от этого не изменится. Порядок числа равен 5, а потому запятую надо перенести на 5 знаков вправо:

2,5600000•105 = 256000,00

Теперь лишние нули после запятой и саму запятую можно и убрать:

256000,00 = 256000

Обратите внимание, что порядок числа был равен 5, а в итоге мы получили шестизначное число. Можно сформулировать правило: у числа, имеющего в стандартной виде порядок n, в десятичной представлении перед запятой будет стоять (n + 1)знак. Например:

1,23456789•106 = 1234567,89

Здесь порядок числа равен 6, а потому перед запятой стоит 7 знаков.

Напомним, что если число целое и, соответственно, в его записи нет запятой, то ее можно искусственно добавить:

568 = 568,0

Теперь рассмотрим похожий пример с отрицательным порядком числа. Пусть надо записать в десятичном виде число 9,8765•10– 4. Для этого сначала можно условно «подрисовать» нолики перед значащей частью:

0000009,8765

Порядок равен (– 4), а потому надо передвинуть запятую на 4 знака влево

0000009,8765 =000,00098765

Получается, что мы подрисовали слишком много ноликов. Уберем два из нихи получим число в обычной форме:

0,00098765

Вообще, если у числа отрицательный порядок (n), то первая ненулевая цифра должна оказаться на n-ой позиции после запятой:

47 nenulevaja cifra dolzhna okazatsja

Действия с числами в стандартном виде

Стандартный вид чисел удобен тогда, когда есть необходимость сравнивать физические величины, а также перемножать их и делить. Рассмотрим правила сравнения умножения и деления чисел в стандартном виде.

Из двух чисел больше то, у которого больше порядок стандартного вида числа. Так, масса Солнца больше масса Земли, так как у нее порядок равен 30, а у нашей планеты – только 24. Если же порядки одинаковы, то больше то число, у которого больше значащая часть.

 

Пример. Радиус ядра Солнца оценивается в 1,73•108 м, а радиус Юпитера составляет 6,99•107 м. Какая из этих величин больше?

Решение. Порядок у радиуса ядра Солнца равен 8, а у Юпитера только 7, поэтому радиус ядра Солнца больше радиуса Юпитера.

 

Пример. Масса протона составляет 1,673•10– 27 кг, а масса нейтрона равна 1,675•10– 27 кг. Какая из этих двух частиц тяжелее?

Решение. У обоих величин одинаковый порядок, равный (– 27). Однако значащая часть у массы нейтрона больше:

1,675 > 1,673

Следовательно, нейтрон тяжелее.

Ответ: Нейтрон тяжелее.

 

Посмотрим, как перемножать числа, находящиеся в стандартном виде. Переставляя множители местами, можно получить:

(a•10n)•(b•10m) = a•b•10n•10m = (ab)•10n+m

В итоге можно сформулировать правило:

48 pri peremnozhenii chisel

 

Пример. Земля двигается по своей орбите со средней скоростью 3•104 м/с. Какое расстояние она проходит в течение одного невисокосного календарного года (в каждом таком году 31536000 секунд)?

Решение. Переведем количество секунд в году в стандартный вид

31536000 = 3,1536 •107

Расстояние (обозначим его как S) равно произведению средней скорости на время:

S = 3•104 м/с • 3,1536•107c = 3•3,1536•104 + 7 = 9,4608•1011м.

Ответ: 9,4608•1011м.

Пример. Представьте в стандартном виде произведение чисел 9,5•108 и 1,38•10– 2.

Решение.

(9,5•108)•(1,38•10– 2) = (9,5•1,38)•108 + (– 2) = 13,11•106

Получили число НЕ в стандартном виде, так как 13,11 > 10. Поэтому следует произвести замену 13,11 = 1,311•10:

13,11•106 = 1,311•10•106 = 1,311•107

Ответ: 1,311•107

Теперь попытаемся поделить два числа, находящихся в стандартном виде:

49juyiy

Видно, что справедливо следующее правило:

50 pri delenii chisel

 

Пример. Во сколько раз масса Солнца больше массы Земли?

Решение. Выше мы приводили данные, что масса Солнца оценивается в 1,9885•1030 кг, а масса нашей планеты составляет 5,97•1024 кг. Поделим массу звезды на массу планеты:

(1,9885•1030):(5,97•1024) = (1,9885:5,97)•1030 – 24≈0,333•106 = 333000

Получили, что Солнце примерно в 333 тысячи раз тяжелее Земли.

Ответ: В 333000 раз.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какому числу НЕ может равняться основание степени с отрицательным показателем?
1-1
22
31
4О
Ответить
4
Вопрос: 2
Вычислите 5– 2
10,2
20,04
30,05
4-25
Ответить
2
Вопрос: 3
Чему равно значение выражения 2– 10•215
132
216
364
48
Ответить
1
Вопрос: 4
Представьте в стандартном виде число 632000000
1632•106
26,32•10– 8
36,32•108
40,632•10– 9
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какому числу НЕ может равняться основание степени с отрицательным показателем?
1) -1 2) 2 3) 1 4) О
2 вопрос:

Вычислите 5– 2
1) 0,2 2) 0,04 3) 0,05 4) -25
3 вопрос:

Чему равно значение выражения 2– 10•215
1) 32 2) 16 3) 64 4) 8
4 вопрос:

Представьте в стандартном виде число 632000000
1) 632•106 2) 6,32•10– 8 3) 6,32•108 4) 0,632•10– 9
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: О
2 вопрос: 0,04
3 вопрос: 32
4 вопрос: 6,32•108